Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1—2 мм противокоррозийной мастики № 580 или № 112. После этого грунтовку и мастику сушат при температуре 100—110°С в течение 1 часа.

Противокоррозийная мастика предохраняет слой грунтовки от механических повреждений.

Трубчатый каркас кузова между наружной и внутрен­ ней облицовками подоконной обивки подвергается кор­ розии вследствие попадания влаги от окон. Рекомендует­ ся один раз в год вне зависимости от пробега автобуса снять внутренние подоконные панели, закрепленные на самонарезающихся шурупах, тщательно зачистить сталь­ ной щеткой и шкуркой подверженные коррозии места, промыть уайт-спиритом и покрыть грунтовкой № 138 с последующей просушкой лампами подогрева в течение 1—3 час. Вскрытие потолочные панелей для обследова­ ния состояния каркаса крыши должно производиться по­ путно при ремонте электропроводки, аварийных ремонттах и др.

При вскрытии внутренних панелей следует проверять состояние внутренней поверхности наружной облицовки. По необходимости надо зачистить поврежденные и кор­ розированные места и покрыть грунтовкой № 138 с пос­ ледующим нанесением слоя противошумной мастики № 579. При наличии стальных деталей сначала наносят слой фосфатирующей грунтовки ВЛ-02, а затем грунтов­ ки № 138. В процессе окраски и сушки под слоем грун­ товки образуется фосфатная пленка, улучшающая анти­ коррозийную стойкость покрытия.

Мастика № 580 разбавляется уайт-спиритом и нано­ сится пульверизатором с соплом диаметром 10 мм или кистью. Мастика №112 разбавляется ксилолом. Естест­ венная сушка мастики должна быть окончена не менее чем за 3 часа перед выездом на линию.

Технология нанесения грунтовки при отсутствии су­ шильных камер следующая. Грунтовку ВЛ-02 (4 весовые части) смешивают с кислым разбавителем (1 весовая часть), после 30-минутной выдержки добавляют раство­ ритель № 646 (3 весовые части) до получения вязкости 15 сек. по вискозиметру ВЗ-4. Смесь может быть исполь­ зована в течение 8 час., после чего она теряет свои свой­ ства. Разведенную грунтовку наносят пульверизатором на очищенную и обезжиренную стальную поверхность слоем 5—10 мк. Пленка, образуемая грунтовкой, не об-

90

ладает прочностью и поэтому непосредственно на слой невысохшей грунтовки ВЛ-02 наносят слой грунтовки № 138. В процессе совместной сушки обеих грунтовок на поверхности металла образуется фосфатная антикорро­ зийная пленка, а сверху прочная защитная пленка грун­ товки № 138.

Все трубчатые детали соединены между собой электродуговой сваркой с катетом шва 2 мм, а стальные листы

с трубами — электроточечной сваркой

с диаметром то­

чек 7—8 мм.

помощи

электродуговой

На каркас основания при

сварки приварен каркас кузова

(рис. 29).

Рис. 30. Размеры труб каркаса кузова:

1 — ПС-2; 2 — ПС-8; 3 — ПС-7; 4 — ПС-1

При наличии сварного трубчатого каркаса, не имею­ щего жестких продольных связей, смягчаются аварийные удары и локализуются повреждения. Это и является од­ ним из положительных качеств конструкции автобуса.

Каркас кузова изготовлен из прямоугольных сталь­ ных труб, сваренных в стык электродуговой сваркой. Ма­ териал труб — сталь 10. Размеры труб ПС-2, ПС-8, ПС-7

иПС-1 приведены на рис. 30.

Вслучае отсутствия таких труб короткие детали кар­ каса могут быть сделаны из листовой стали 10 толщиной 1,5—2 мм с последующей заваркой стыка электродуговой

сваркой по длине трубы. При этом недопустимо распола­ гать шов в углу профиля. Шов должен быть расположен примерно посредине одной из сторон прямоугольника и должен быть прочным и плотным для предупреждения возможности попадания влаги в трубу.

При стыковой сварке труб каркаса рекомендуется применение вставки (бужа). Вставку изготавливают из листовой стали 10 толщиной 1 —1,5 мм по форме свари­

92


ваемых труб и приваривают к месту соединения. Разме­ ры вставки показаны на рис. 31. Вставка может быть из­ готовлена в виде прямоугольного профиля или в виде двух угольников. Сварка шва для вставки не нужна. Скосы делают для смягчения жесткости соединения.

Рис. 3-1. Размеры и форма вставки для сварки труб каркаса в стык:

Соединяемые

8

*

h

е

трубы

ПС-2

1,5

20,5

'45,5

180

ПС-8

1.5

35,5

35,5

100

ПС-7

1,0

24.5

36,5

100

ПС-1

1,0

21,5

25,5

70

Кузов автобуса равножесткий. Нарушение равножесткости приводит к возрастанию напряжения в местах сое­ динения и поломкам. Поэтому при ремонтах каркаса ку­ зова недопустимы применение сплошных вставок и на­ варка толстых полос косынок прокатных профилей.

Каркас кузова на заводе сваривают электродуговой сваркой электродами Э42 (ГОСТ 2523—51).

Каркас кузова при ремонте сваривают аналогичным образом. При зачистке сварного шва в местах облицовки или на трубах в пассажирском салоне требуется соблю­ дать осторожность, чтобы не ослабить шов и не проре­ зать основной металл.

Трещины сварных соединений каркаса кузова могут появляться вследствие дефектной сварки, аварийных ударов и вибрационной нагрузки. Трещины, своевремен­ но обнаруженные, устраняют заваркой после очистки шва от краски и коррозии.

Стальные панели наружной облицовки крепят к кар­ касу электроточечной сваркой.

93

Дюралюминиевые панели наружной облицовки при­ креплены к каркасу электрозаклепками. На рис. 32 да­ ны размеры применяемых электрозаклепок и отверстий под электрозаклепки. Материал электрозаклепок—сталь 10. Шаг отверстий в панелях под электрозаклепки де-

>0

Рис. 32. Размеры пластинчатых электрозаклепок и отвер­ стий под них:

S

//

h

3,0

4,5 ±

0,5

1,0 ±

0,1

1,8

2,5 ±

0,5

0,5 ±

0,1

лают таким же, каким он был до ремонта. Разделанные отверстия покрывают грунтовкой № 138. Панели уста­ навливают на место и закрепляют прижимами. В отвер­ стия вставляют электрозаклепки, которые нижней пло­ скостью должны плотно прилегать к каркасу (зазор не­ допустим). Для удобства установки заклепок допускает­ ся применение клея № 88. Перед установкой дюралюми­ ниевой панели на сопрягаемые с ней поверхности каркаса в местах, где будет точечная сварка, наносится слой то­ копроводящей эмали № 119. Установленные электроза­ клепки приваривают точечной электросваркой. Для этой цели применяют сварочный трансформатор мощностью 150 кет и сварочный пистолет, режим работы которого следующий: сила тока 12 000—15 000 а, напряжение 10— 14 в, время 0,2 сек. Сразу же после приварки еще не ос­ тывшую заклепку необходимо расклепать, чтобы запол­ нить зазор между панелью и заклепкой. Если заклепки закрыты декоративными накладками, зачистка не тре­ буется. Для открытых мест допускается зачистка запод­ лицо. Панели наружной облицовки крепят к каркасу ку-

94


зова на продольных элементах и только торцы панели прикрепляют к вертикальным элементам. Это облегчает снятие панелей при ремонте. Если при снятии панели на­ рушены кромки отверстий, допускается разделывание новых отверстий при условии зачистки следов электро­ заклепок на каркасе. При постановке панелей необходи­ мо проклеить трубки каркаса хлопчатобумажной лентой на клею № 4010 по прилегающей к панели стороне.

Для наружной облицовки применяют дюралюминие­ вые отожженные листы Д16АМ толщиной 1,8 мм (ГОСТ 4977—52).

Чтобы не повредить плакированный слой алюминия, с листами дюралюминия нужно обращаться осторожно. Крыша и штампованные панели передней и задней ча­ стей автобуса облицованы листовой сталью 08 КП тол­ щиной 1,2 мм, с допуском толщины по классу В, группы поверхности III с характеристикой по штампуемости (ГОСТ 3680—57).

Небольшие вмятины облицовки и каркаса могут быть выправлены обычными жестяницкими инструментами.

После ремонта оголенные поверхности каркаса, пола и облицовки должны быть промыты уайт-спиритом, по­ крыты грунтовкой № 138 и покрашены под цвет и тон краски кузова. Перед окраской панели наружной обли­ цовки должны быть зачищены шкуркой и промыты уайтспиритом. Резиновые профили, стекла и дюралюминие­ вые профили должны предохраняться от попадания крас­ ки клейкой лентой и бумагой. На стальные поверхности наносится фосфатирующая грунтовка ВЛ-02, а затем тон­ кий слой грунтовки № 138. Оба слоя совместно просуши­ вают в течение 30 мин. при прогреве лампами или в тече­ ние 24 час. при комнатной температуре. После просушки местные дефекты зашпаклевывают лаковой шпаклевкой ЛШ-1. Шпаклевка просушивается в течение 1—2 час. при обогреве лампами. Если применяется подмазка АС-395-1, то просушивание происходит без подогрева в течение 30 мин. Внутренние плоскости всех наружных панелей, а также щели пола промазывают противошум­ ной мастикой № 579.

После просушки шпаклевки панель необходимо про­ шлифовать шкуркой № 100, промыть уайт-спиритом и за­ тем прошлифовать водостойкой шкуркой с водой, после чего панель промыть водой и насухо протереть. •

95

Подготовленную таким образом панель окрашивают первым слоем синтетической эмали. Эмаль нельзя под­ вергать естественной сушке; ее нужно просушивать лам­ пами подогрева в течение 0,5—1 часа. Затем по необхо­ димости повторяют процесс шпаклевки, мокрой шлифов­ ки, мойки и протирки. После этого панель окрашивают светлой синтетической эмалью, просушивают лампами подогрева в течение 0,5—1 часа, оклеивают клейкой лен­ той и бумагой и окрашивают темной синтетической эмалью. Перед нанесением на основной слой эмали вто­ рого слоя другого цвета необходимо места, подлежащие покрытию, зачистить шкуркой и устранить блеск. Иначе второй слой эмали не пристанет к основному слою и бу­ дет облезать. Синтетическая эмаль основного цвета и для рисунка наносится в два слоя с просушкой каждого слоя лампами подогрева в течение 0,5—1 часа. Перед ок­ раской необходимо смыть следы клея (от ленты и бума­ ги) водой, иначе в местах, где имеются следы клея, крас­ ка не пристанет.

Для остекления скатов крыши и заднего борта при­ меняют дымчатое и бесцветное органическое стекло тол­ щиной 5 мм. Все органические стекла имеют цилиндриче­ скую или сферическую поверхность. Для получения необ­ ходимой формы нужно нагреть лист органического стек­ ла, выдержать его в течение 30 мин. в печи с температу-

Рис. 33. Приспособление для вставки замка в резиновый профиль

рой 200 °С и затем положить в деревянную форму, по­ крытую материей для предохранения от царапин; сверху лист проглаживать мягкой ветошью. Время выдержки в форме 10—15 мин. (до остывания и затвердения). Обрез­ ку по кромкам надо делать по старому стеклу или шаб­ лону на циркульной пиле. Органическое стекло хорошо режется нагретой до темно-красного цвета проволокой.

Для вставки в раму на стекло укладывают резиновый профиль и закрепляют резиновым замком. Для вставки

96


замка профиля применяют приспособление, показанное на рис. 33.

Для надежности крепления стекол шилом прокалы­ вают отверстие в замке и уплотнителе и винтами М3 X X 0,5 X 35 мм закрепляют стекло с обеих сторон четырь­ мя скобами.

Стыки резинового профиля склеивают резиновым клеем и располагают примерно посредине окна вверху, а стыки замка внизу. После установки стекла, между ре­ зиновым профилем и стеклом, а также между профилем и металлической кромкой вводится шприцем водозапор­ ная паста.

7—624

П ри лож ен и е 1

ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ АВТОБУСОВ ЛАЗ-695Б, ЛАЗ-695Е И ЛАЗ-697 Е

и

 

 

Обозначение

под-

X

 

 

а

 

Тип

шипников по ката-

Место установки

логам

 

подшипни-

 

а

подшипника

 

 

а

ка

 

 

 

з и л

г п з

А

 

 

О

 

 

ей

 

 

 

 

1

2

3

4

5

Количество на автобусе

 

 

 

 

Д в и г а т е л ь ЗИЛ-130

 

20

Вал

водяного

насоса

 

*

306574-П

1 160703

19

(передний

подшипник)

То же

а

120-1307051

20803

То же

(задний

под­

 

16

шипник)

гидроусилителя Игольчатый

306514-П

154-901

Насос

 

 

рулевого привода (зад­

 

 

 

 

 

ний подшипник)

 

 

 

 

1180304

17

То же (передний под­

 

 

306610-П

 

шипник)

 

 

 

 

 

 

50207

15

Корпус

центрифуги

упорный

 

120-3509112

22

Коленчатый

вал

ком­

 

120-3509112

50207

 

 

 

прессора (передний под­

 

 

 

 

 

шипник)

 

 

 

 

 

 

 

207

21

То же

(задний

под­

То же

 

120-3509113

 

шипник)

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Натяжное

устройство

 

 

206

 

привода

вентилятора

 

 

206

24

Опора

привода венти­

 

 

лятора

 

вентилятора

 

 

206

25

Ступица

Шариковый

 

 

 

 

 

 

радиальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д в и г а т е л ь

-158

 

 

Крестовина

карданно­ Игольчатый

 

72053-2

 

го вала привода венти­ специаль­

 

 

 

 

лятора

 

 

 

 

ный

 

 

 

98


*