Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двигателя необходимо залить в систему охлаждения го­ рячую воду, а масло в двигателе подогреть. Лучший ре­ зультат дает подогрев масла жаровней.

При пуске двигателя зимой необходимо проверить вращение шкивов. Если ремень на шкивах (или на одном шкиве) пробуксовывает, то шкивы следует провернуть рукой.

Для повышения надежности работы и предохранения от замерзания во время сильных морозов иногда в систе­ му охлаждения заливают антифриз. Однако, как пока­ зал опыт эксплуатации автобусов ЛАЗ, антифриз ши­ рокого применения не нашел из-за затруднения пуска холодного двигателя и увеличения эксплуатационных расходов.

Помимо вопросов пуска двигателя зимой, большое значение имеет поддержание удовлетворительного тепло­ вого режима двигателя в процессе его эксплуатации. Многие шоферы автобусов ЛАЗ зимой перекрывают часть воздушного заборника. Такая мера утепления по­ зволяет повысить тепловой режим двигателя и увеличить температуру воздуха, подаваемого для отопления салона и обдува ветровых стекол. Однако надо иметь в виду, что если двигатель работает со значительным дымлением через сапун, закрытие воздушного канала приводит к увеличению разрежения перед радиатором и из отсека для двигателя поступает загазованный воздух, который может, проникнуть в пассажирский салон. Для предот­ вращения этого лучше, помимо прикрытия жалюзи в зимнее время, прикрывать листом картона часть радиа­ тора и включать канал рециркуляции. Утеплению двига­ теля способствуют также панели, установленные над ко­ робкой передач (см. рис. 1).

РАБОЧЕЕ МЕСТО ШОФЕРА

Правильная подготовка рабочего места оказывает значительное влияние на условия труда шофера, поэтому кабина с расположенным в ней оборудованием и прибо­ рами управления должна соответствовать индивидуаль­ ным требованиям. Свободное расположение шофера в ка­ бине дает возможность без особого напряжения управ­ лять рулевым колесом, рычагом переключения передач и следить за контрольными приборами. При правильной

20

посадке за рулевой колонкой шофер не утомляется и у него больше возможности быстрее реагировать на ма­ лейшие перемены в дорожной обстановке.

Безотказное и исправное действие приборов и сигна­ лов, расположенных на щитке приборов, а также органов управления в значительной степени облегчают труд шофера.

Для лучшего обзора дороги из кабины шофера на ав­ тобусе ЛАЗ-695Б установлены зеркала заднего и боково­ го вида, а чтобы лучше видеть пассажиров и кондуктора, находящихся в салоне автобуса, в кабине установлено зеркало.

На автобусах ЛАЗ-695Б первого выпуска установле­ но сиденье шофера, имеющее регулировку по высоте, продольному перемещению и по углу наклона спинки. С 1962 г. установлено новое сиденье с гидравлическим амортизатором, который смягчает и гасит колебания, воз­ никающие при движении автобуса.

Регулировка продольного перемещения сиденья осу­ ществляется поднятием фиксирующего рычага, а по вы­ соте — гайкой. Кроме того, сиденье можно поворачивать на 360° вокруг вертикальной оси при нажатии на рычаг. По предложению работников автохозяйств заводом-изго- товителем внесены изменения в конструкцию кабины.

Сконца 1962 г. кабина шофера закрыта от пола до по­ толка и .имеет проход в пассажирский салон напротив выходной двери автобуса. Благодаря этому шофер мень­ ше отвлекается и более внимательно следит за дорогой.

Сдругой стороны, проход в салон дает возможность шо­ феру на междугородных маршрутах продавать билеты

вновь вошедшим пассажирам, а на городских маршру­ тах при бескондукторном обслуживании следить за нали­ чием билетов в кассах-копилках.

РАБОТА КОНДУКТОРА И БЕСКОНДУКТОРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В процессе эксплуатации автобуса большое значение имеет согласованность работы шофера и кондуктора, ко­ торые несут полную ответственность за обслуживание пассажиров, а также за травматические случаи, связан­ ные с нарушением правил посадки и высадки пассажиров на остановках. При постоянной слаженной работе шофе-

21


<ра и кондуктора достигается высокая производитель­ ность, соблюдается график движения и образцово об­ служиваются пассажиры. Кондуктор должен обеспечить быструю посадку и высадку на всех остановках, для чего приглашает пассажиров не задерживаться, своевремен­ но подготовиться к выходу.

Быстро закончив посадку и высадку, кондуктор дает сигнал об отправлении автобуса и выдает билеты.

Во время движения автобуса на линии кондуктор обя­ зан громко объявлять название остановок, наблюдать за правильным размещением пассажиров, не допуская скоп­ ления их у входных дверей.

Внимательное наблюдение за посадкой и выходом пассажиров—важнейшая обязанность кондуктора. Нель­ зя отправлять автобус, пока входная и выходная двери не закрыты. Учитывая, что наблюдение за задней (вход­ ной) дверью из кабины шофера практически невозмож­ но, следить за ней должен кондуктор.

В автобусах применена сигнализация, координирую­ щая действие шофера и кондуктора.

Поддержание чистоты в салоне автобуса входит в обя­ занность кондуктора, который по прибытии на конечную остановку обязан, если кузов загрязнен, обеспечить убор­ ку, а в зимнее время очистку входных и выходных под­ ножек от снега и льда. По возвращении в парк кондуктор обязан сообщить о всех неисправностях кузова для при­ нятия мер по их устранению.

В последние годы во многих городах стал широко применяться метод бескондукторного обслуживания пас­ сажиров. При этом в автобусах устанавливается звуко­ усилительная установка, которая состоит из микрофона с усилителем и динамического громкоговорителя, позво­ ляющего шоферам объявлять название остановок и об­ ращаться к пассажирам.

У каждой двери салона устанавливают по одной кас­ се-копилке модели 841, в которой пассажиры могут по­ лучить .билет. Она рассчитана на прием металлических и бумажных денег, а также абонементных талонов.

Устанавливают кассу-копилку на двух поддерживаю­ щих кронштейнах и капроновых накладках, через отвер­ стия которых пропускают болты основания кассы-копил­ ки. Затем закрепляют кассу-копилку гайками с шайбами.

В процессе эксплуатации иногда после открытия кла-

22

Рис. 4. Касса-копилка модели 841:

/ — замок

кассеты; 2-

• большая шестерня; 3 — торцовая опора

большой шестерни;

4 — храповик

билетника;

5 -

рукоятка

билетника;

5 — противовесы; 7 — лоточек билетника;

8 и // — клапаны;

9 — шестерня

оси клапана;

10 ■

 

 

стопор шестерни оси клапана

 

 

 

to

со


пан 8 (рис. 4) не возвращается в первоначальное поло­ жение. Для этого регулируют противовесы 6, чтобы они возвращали клапан в горизонтальное положение сами, не касаясь передней стенки и экрана. После этого проти­ вовесы закрепляют.

Если при открытой дверке кассы и вращении рукоят­ ки 5 билетника возможно заклинивание оси клапана с зубом большой шестерни 9, нужно вывести из зацепле­ ния храповик 4 билетника и вращать рукоятку против часовой стрелки до момента закрытия клапана. Вращение рукоятки при открытой дверке не допускается.

Плохая работа блокировки клапана 11 при открыва­ нии дверки кассы возможна из-за погнутости рычажка оси клапана или штифта штока блокировки.

При осевом перемещении большой шестерни необхо­ димо регулировать торцовую опору 3 так, чтобы она своим свободным пружинящим концом плотно прижима­ ла торец большой шестерни к боковой стенке.

Если при вращении рукоятки билетная лента по­ дается плохо, то следует отрегулировать прижимное устройство вращением регулировочного винта в крышке билетника. После этого затягивают стопор рукоятки би­ летника на .оси до предотвращения проворачивания ру­ коятки.

При заедании билетной ленты в лоточках 7 билетника нужно выправить лоточки до обеспечения достаточного зазора при прохождении ленты между ними.

В случае, если плохо срабатывает автоматический за­ мок кассеты, следует проверить правильность положения пружины замка, скобы и оси замка.

Если при вращении рукоятки билетника не открывает­ ся клапан кассы, следует туго завернуть стопор шестерни оси клапана.

БУКСИРОВКА АВТОБУСА

Буксировка автобуса ЛАЗ-695Б допускается только с применением жесткой сцепки, так как при неработаю­ щем двигателе колесные тормоза бездействуют.

Длина сцепки должна быть такой, чтобы при движе­ нии по прямой расстояние между буксирующим автомо­ билем и буксируемым автобусом было не менее 3—4 м.

Буксировку автобуса нужно поручать только опыт­

24

ным шоферам. Для буксировки на передней части авто­ буса расположена буксирная петля, а на задней части — съемный буксирный крюк.

Во всех случаях при трогании автобуса с места сле­ дует избегать резких рывков, так как возможна поломка самих кронштейнов и мест их крепления.

При вытягивании автобуса на дорогу после аварии использовать буксирные крюки не рекомендуется, в этих случаях лучше захватывать тросом за балки мостов.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН

Многолетний опыт работы передовых шоферов на ав­ тобусах показал, что, применяя рациональные методы вождения и строго соблюдая правила эксплуатации, каждый шофер может добиться перевыполнения норм пробега шин.

Необходимо отметить, что увеличения пробега шин надо добиваться в комплексе с достижением других тех­ нико-экономических показателей в работе. Борьба только за сохранение шин без экономии топлива, без больших межремонтных пробегов и высокого коэффициента ис­ пользования автобусов лишена смысла.

Чтобы наглядней представить народнохозяйственное значение этой задачи, следует отметить, что расходы на шины составляют 15—17% стоимости эксплуатации ав­ тобуса. Затраты на приобретение и установку новых шин составляют более 6% всех издержек при эксплуатации автомобильного транспорта. Увеличение срока службы шин на 10% дает народному хозяйству экономию в 70—80 млн. руб.

Общая эксплуатационная норма пробега шин для ав­ тобусов средней вместимости составляет 50 тыс. км; для городов с усовершенствованным покрытием дорог она равна 55 тыс. км, для столиц союзных республик и Ле­ нинграда— 60 тыс. км.

Опыт эксплуатации автобусов ЛАЗ показал, что при правильной эксплуатации шин их пробег может значи­ тельно превысить установленные нормы.

Данные среднего пробега списанных шин в целом по паркам приведены в табл. 1.

Сохранить камеры и покрышки можно только благо­ даря правильному уходу за ними и умелому вождению.

25


Правила эксплуатации и ухода за шинами нужно строго соблюдать на всех участках работы: перед выездом из гаража, при работе на линии, в гараже при прохождении технического обслуживания и ремонта.

Таблица 1

 

 

Размер

Пробег, тыс. км

Приме­

Автохозяйства

 

 

 

шин

1960 г. 1961г. 1962 г.

чание

 

 

Киевский

автобусный

10,00—20

65,2

63,4

65,2

 

парк № 1

 

10,00—20

119,4 131,8'

133,0

С нало­

Ленинградский авто­

бусный парк № 2

11,00-20

 

 

 

жением

Львовский

автобусный

10,00-20

83,3

86,3

85,4

протек-

тора

парк

 

11,00—20

73,1

75,3

78,8

 

Перед выездом на линию нужно ежедневно проверять давление воздуха в шинах. Известно, что шина, работаю­ щая с пониженным давлением воздуха, подвергается усиленному износу и пробег ее значительно сокращается. Для проверки давления воздуха в шинах каждый шофер должен иметь в комплекте инструментов манометр.

Некоторые шоферы проверяют давление воздуха в шинах, ударяя ногой о покрышку. Если звук получается звонкий, значит давление воздуха нормальное, если же звук глухой, надо подкачать шину.

Даже самый опытный шофер не может по звуку уло­ вить незначительное падение давления воздуха в шине. Установлено, что понижение давления воздуха на 15% против нормы снижает пробег шин на 20%. Вот почему рекомендуется при проверке давления воздуха пользо­ ваться манометром.

Не менее важным условием для длительной работы шин является отсутствие внутри нее влаги, ржавчины и частиц земли. Поэтому необходимо периодически разби­ рать шины и при необходимости очищать и окрашивать обода, предварительно удалив влагу и землю. При сбор­ ке шины следует обязательно припудривать тальком по­ верхность камеры. Можно рекомендовать проводить та­ кую операцию два раза в год: при переходе к летнему и зимнему периодам эксплуатации.

При монтаже и демонтаже шин следует применять

26