Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

только монтажные лопатки, при этом необходимо сле­ дить, чтобы обода не были грязными, ржавыми и не име­ ли погнутых бортов.

Чтобы избежать образования складок камеры после накачивания воздуха, надо открыть вентиль и полностью выпустить воздух, а затем снова накачать воздух в каме­ ру до нужного давления. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы между покрышками и камерами не было песка, грязи и других посторонних предметов, которые могут преждевременно вывести шины из строя, следить за сохранностью колпачка вентиля, потеря которого при­ водит к засорению и порче воздушного канала вентиля, не допускать попадания на шины нефтепродуктов (бензи­ на, масла и др.), которые разрушающе действуют на резину.

Ежедневно по возвращении автобуса с линии, шины осматривают и удаляют посторонние предметы из про­ тектора или промежутков между сдвоенными шинами. При обнаружении хотя бы незначительного повреждения покрышки ее следует заменить исправной, а поврежден­ ную направить в ремонт. Несвоевременное устранение мелких повреждений приводит к разрушению покрышек и возникновению таких дефектов, для устранения кото­ рых потребуется сложный ремонт.

Изношенные шины на автобусе следует заменять на новые комплектно. При комплектовании автобуса стары­ ми и новыми шинами необходимо одновременно заменять обе покрышки передних или все покрышки задних колес. Установка на одну ось автобуса покрышек с разным ри­ сунком протектора не допускается. При укомплектовании автобуса покрышками, бывшими в эксплуатации, подби­ рают покрышки с одинаково изношенными протекторами. Разница в износе протектора задних сдвоенных шин не должна превышать 2 мм (замер производится от дна ка­ навки до верхней кромки рисунка протектора).

Периодически необходимо производить перестановку шин вместе с дисками колес по установленной заводомизготовителем схеме.

Своевременная и правильная перестановка шин обес­ печивает равномерный износ покрышек и повышенный срок их службы.

Немаловажную роль для увеличения срока службы шин играет правильное действие тормозов.

27

Тормоза должны действовать одновременно на все четыре колеса. Недопустимо, когда неодновременно за­ тормаживаются левые или правые колеса. Неправильная регулировка приводит к резкому износу протектора тех колес, которые затормаживаются первыми.

Уход за шинами необходимо сочетать с правильным вождением автобуса. Следует избегать слишком резкого трогания автобуса с места, так как при этом возможны буксование колес и износ протектора. Проезжая через трамвайные и железнодорожные пути, ухабы и неровно­ сти дороги, обязательно снижать скорость.

Не следует подъезжать вплотную к краю тротуара, так как при этом повреждаются боковины покрышек и может быть поврежден каркас.

Шоферы-новаторы систематически используют движе­ ние автобуса накатом при подъезде к перекресткам, све­ тофорам и остановочным пунктам. Большое количество предусмотренных остановок требует от шофера умения всегда плавно останавливать автобус. При подъезде к остановкам тормозами нужно пользоваться только лишь для окончательной остановки автобуса на намеченном месте. Умение правильно рассчитывать остановку авто­ буса, не применяя резкого торможения, складывается из учета нагрузки автобуса, скорости движения, типа дорож­ ного покрытия, его профиля и состояния.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСА

Техническое обслуживание автобуса является профи­ лактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке. Техническое обслуживание имеет назначением содержание автобуса в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, предупреждение не­ исправностей, а также выявление неисправностей с целью их своевременного исправления.

Регулярное и качественное проведение технического обслуживания в полном объеме снижает потребность в ремонте и обеспечивает высокую техническую готовность автобуса к работе на линии.

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утверж­ денным 18 декабря 1962 г. Государственным комитетом по

28


автоматизации и машиностроению при Госплане СССР, установлены определенные виды технического обслужи­ вания, сроки их проведения и перечни основных операций.

По периодичности, перечню выполняемых работ и тру­ доемкости техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1) и вто­ рое техническое обслуживание (ТО-2).

В соответствии с новым положением периодичность технического обслуживания автобусов при эксплуатации их на городских и загородных дорогах преимущественно с асфальтобетонным, цементобетонным и другими вида­ ми усовершенствованных твердых покрытий, находя­ щихся в хорошем состоянии, установлены нормы пробе­ га 1800 км между ТО-1 и 9000 км между ТО-2. Если же автобусы эксплуатируются на загородных дорогах пре­ имущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удов­ летворительном состоянии, а также при работе в усло­ виях напряженного городского движения периодичность технического обслуживания сокращается и составляет для ТО-1 1500 км, а для ТО-2 7500 км.

Основным назначением ежедневного обслуживания является общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание над­ лежащего внешнего вида, заправка топливом, маслом и водой.

Основным назначением первого и второго техническо­ го обслуживания является снижение интенсивности из­ нашивания деталей, выявление и предупреждение не­ исправностей путем своевременного выполнения конт­ рольных, смазочных, крепежных и регулировочных работ.

Техническое обслуживание выполняется, как правило, без снятия с автобуса отдельных приборов, узлов и ме­ ханизмов. Однако, если на посту технического обслужи­ вания нельзя убедиться в полной их исправности, необ­ ходимо снимать приборы, узлы и механизмы для их конт­ роля на специальных стендах.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Работы, выполняемые при ежедневном обслуживании, разделяются на контрольно-осмотровые, смазочные, за­ правочные и уборочно-моечные. Осмотр и обслуживание

29


автобуса производят перед выездом на линию, в пути и по возвращении с линии в гараж. В пути шофер непре­ рывно наблюдает за сигнализацией на щитке приборов, периодически поворачивает рукоятку фильтра' грубой очистки, проверяет, нет ли местных перегревов механиз­ мов, стуков и т. д.

После возвращения с линии устраняют неисправно­ сти в работе автобуса, обнаруженные в пути или выяв­ ленные в процессе осмотра, проводят заправочные и убо­ рочные работы.

Технический осмотр автобуса перед выездом на линию преследует цель убедиться в устранении всех выявлен­ ных неисправностей, препятствующих выезду автобуса на линию.

При контрольно-осмотровых работах по двигателю и обслуживающим его системам выявляют, нет ли под­ теканий в топливопроводах, маслопроводах, шлангах, радиаторе и топливном баке; проверяют натяжение рем­ ней (рис. 5) привода вентилятора, водяного насоса, ком­ прессора и генератора.

Опыт эксплуатации показал, что очень вредно превы­ шать рекомендуемые натяжения ремней, так как они при этом чаще соскакивают, излишне вытягиваются и быстро приходят в негодность. При натяжении ремней с некоторым ослаблением они служат дольше.

При работе двигателя проверяют минимально устой­ чивые обороты коленчатого вала двигателя на холостом ходу, которые должны соответствовать 400 об/мин при температуре охлаждающей жидкости не ниже 50—60 °С.

Давление масла в системе смазки прогретого двига­ теля при 1000 об/мин коленчатого вала должно быть не менее 2,5 кг/см2. Если давление масла ниже 2,5 кг/см2, то двигатель подлежит ремонту. Минимально допустимое давление масла и обороты холостого хода одинаковы как для рядного, так и для V-образного двигателя.

При осмотре трансмиссии проверяют работу коробки передач, заднего моста и гидравлического привода сцеп­ ления. Сцепление не должно пробуксовывать и «вести», коробка передач и задний мост должны работать бесшум­ но, не должно быть самовыключений передач во время движения автобуса. ».

По механизмам управления и ходовой части осматри-

30

Рис. 5. Схема натяжения ремней двигателя ЗИЛ-130:

 

1 — трехручейный

шкив коленчатого вала;

2 — шкив

опоры привода вентилятора; 3

 

натяжные ролики;

4 — шкив вентилятора;

5 — шкив

компрессора; 6 — водяной насос;

со

7 — генератор (в скобках указаны усилия нажатия на ремень при измерении его прогиба)

 

 

 

 


вают и при необходимости подтягивают болты картера рулевого механизма, сошки, рулевых тяг.

При исправной работе рулевого механизма люфт ру­ левого колеса не должен превышать 10—15°.

В механизме привода тормозов проверяют, нет ли утечки воздуха в трубопроводах и исправность действия предохранительного клапана. Осмотр колес заключает­ ся в проверке давления воздуха в шинах, которое долж­ но быть 5 кг/см2, и надежности их крепления к ступице.

Рессоры и стойки амортизаторов должны надежно крепиться к кузову.

По электрооборудованию и приборам проверяют дей­ ствие приборов освещения, сигнализации и стеклоочисти­ телей. Показания и действие контрольно-измерительных приборов и контрольных ламп проверяют после проверки работы прогретого двигателя. Рассеиватели внутреннего и наружного освещения не должны иметь трещин. Пере­ горевшие лампы заменяют.

При осмотре кузова проверяют состояние поручней окон, дверей, крепление сидений. Помимо этого, прове­ ряют действие механизма открывания дверей и люков вентиляции, расположенных на крыше.

Смазочные и заправочные работы. Уровень масла в картере двигателя проверяют маслоизмерительным щу­ пом через 2—3 мин. после остановки двигателя. Уровень масла должен доходить до верхней метки щупа; в про­ тивном случае масло доливают до уровня. Для очистки фильтра грубой очистки масла необходимо повернуть рукоятку фильтра на 3—4 оборота. Очистку фильтра сле­ дует производить на прогретом двигателе. Если рукоят­ ка проворачивается с трудом, необходимо промыть фильтр в керосине. В дополнение к этому проверяют уро­ вень бензина в баке и при необходимости доливают воду в радиатор.

При безгаражном хранении с наступлением холодов по окончании рабочей смены сливают воду из системы ох­ лаждения. Для этого открывают сливные краны, кото­ рые расположены на рядных двигателях на отводящем трубопроводе радиатора и блоке цилиндров, а на V-об- разных двигателях один на радиаторе и два на блоке цилиндров.

Для уменьшения образования накипи в радиаторе и водяной рубашке блока цилиндров, воду в системе ох-

32

лаждения двигателя следует менять какможно реже. Для слива воды из системы охлаждения необходимо снять пробку наливной горловины радиатора. Следует иметь в виду, что в случае сильного нагревания воды пробку надо открывать осторожно во избежание ожогов.

Ежедневно следует спускать конденсат из баллонов пневмосистемы.

з

3 1 Ш /

 

 

 

 

Рис. 6. Струйно-щеточная моечная установка:

/ — вертикальная опора;

2 — ферма

крепления

щеточного

барабана;

3 — горизонтальный щеточный барабан; -/ — трубопровод гидросистемы;

5-— вертикальный

щеточный

барабан;

6 — автобус

 

У б о р о ч н ы е и

м о е ч н

ы е Сохранениеа

б о т ы .

опрятного

внешнего вида и чистоты внутри автобуса обеспечивает­ ся ежедневным выполнением уборочно-моечных работ.

При внешней уборке моют наружные панели, колеса, после чего протирают сухой ветошью промытые поверх­ ности наружной облицовки автобуса, наружные стороны окон, фары и хромированные детали.

Внутренняя уборка автобуса состоит из подметания пассажирского помещения и кабины шофера, протирки влажной ветошью сидений, боковин кузова и оконных стекол.

Значительная трудоемкость уборочно-моечных опера­ ций вызывает необходимость их механизации, особенно в автобусных парках, имеющих значительное количество автобусов.

В последнее время широкое применение в автобусных

3—624

33


парках нашли струйно-щеточные моечные установки (рис. 6). Они, как правило, устанавливаются в зоне тех­ нического обслуживания; однако имеются случаи, когда их монтируют на открытой моечной площадке.

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Первое техническое обслуживание проводится для проверки технического состояния автобуса, регулировки отдельных агрегатов и устранения мелких неисправно­ стей с проведением необходимых ремонтных работ. Контрольные, регулировочные и крепежные работы производятся при ТО-1 в межсменное время, агрегаты, подвергающиеся обслуживанию, не разбираются и с ав­ тобуса не снимаются.

В день установки на ТО-1 мойка автобусов произво­ дится в большем объеме, чем при обычном ежедневном обслуживании. Кроме кузова, мойке подвергаются лон­ жероны, поперечины основания, а также узлы ходовой части, управления и двигатель.

Двигатель. Производя наружный осмотр, проверяют

ипри необходимости подтягивают крепление двигателя

ивсех агрегатов, установленных на нем, в том числе проверяют крепление радиатора и опор привода венти­ лятора.

Втечение первых 6000 км пробега следует через каж­ дые 1500—2000 км проверять затяжку болтов головок ци­

линдров; после этого болты необходимо подтягивать только по мере необходимости.

В инструкциях по обслуживанию автобусов ЛАЗ, вы­ пущенных до 1963 г., указывается, что алюминиевые го­ ловки цилиндров необходимо затягивать на холодном двигателе. На основании опыта эксплуатации было вы­ явлено, что при затяжке болтов головок цилиндров на холодном двигателе болты чрезмерно вытягиваются и повреждаются бобышки головок. Поэтому в настоящее время рекомендуется производить затяжку болтов голо­ вок цилиндров на прогретом двигателе. Момент затяжки для V-образных и рядных двигателей равен 11 —12 кгм.

При проверке топливного фильтра-отстойника, уста­ новленного у городских автобусов в инструментальном ящике, сливают отстой.

34

Смену смазки у двигателя ЗИЛ-158 производят че­ рез 3000—3500 км.

Спускать масло следует сразу же после остановки двигателя — горячее масло легче сливается. При смене масла в картере необходимо промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки в керосине, не разбирая его. Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки при смене масла следует заменить, а отстой грязи из корпу­ са фильтров слить. Одновременно со сменой масла в картере рекомендуется очистить и промыть воздушный фильтр и фильтр маслоналивной трубы. При эксплуата­ ции, автобусов в зимнее время эту операцию можно про­ водить реже, по мере загрязнения фильтров.

Корпус и фильтрующую сетку (набивку из синтети­ ческих нитей у воздушного фильтра двигателя ЗИЛ-130) надо промывать в керосине или бензине. Заправлять фильтр нужно маслом, применяемым для смазки двига­ теля. Порядок заправки должен быть следующий: вы­ нуть фильтрующий элемент из корпуса и до половины погрузить его в масло. Далее, вынув фильтрующий эле­ мент из масла, подержать в течение 10—15 сек. смочен­ ным концом вниз, затем встряхнуть и установить его в корпус. Масло "в воздушный фильтр надо заливать до уровня стрелок. Если уровень масла в ванне фильтра выше установленного, то избыток масла будет унесен по­ током воздуха в двигатель, что вредно скажется на его работе.

Работа двигателя с фильтром без масла недопустима. Смену масла у V-образного двигателя рекомендуется проводить через 6000—8000 км. Нужно помнить, что если уровень масла выше верхней метки указателя, то это может повлечь за собой усиленное образование нагара (в камерах сгорания головок цилиндров, на днище порш­ ней и клапанах), засмоление поршневых колец и их пригорание, забрызгивание свечей маслом и, как следствие,

перебои в работе двигателя.

При осмотре крепления передней опоры двигателя и лап задней опоры нужно обращать внимание на состоя­ ние резиновых подушек.

Проверка исправности прокладки и действия клапа­ нов пробки радиатора также входит в перечень выпол­ няемых работ. При нажатии пальцем руки клапаны дол­ жны действовать без заеданий; прокладка не должна

3*

35