Файл: Арин А.А. Применение пневмо- и вибротранспорта на предприятиях химической промышленности (по материалам комплексной бригады).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВИБРОТРАНСПОРТА НА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Бригадой были изучены следующие виброустановки: а) вибропитатель на Горловском азотнотуковой заводе; б) виброконвейеры на Воскресен­ ском химкомбинате и на Днепропетровском шинном заводе.

Опыт применения вибропитателя на Горловском а з о т н о т у к о в о м завоЗе

В -новом цехе ударопрочного полистирола, оборудование которого из­ готовлено английской фирмой Стерлинг Молдинг, для подачи в смеситель дробленого синтетического каучука используется вибропитатель. Дли­ на его - 5 м . Прямоугольное сечение желоба вибропитателя имеет раз­ меры 450 х 250 мм. В желобе установлен магнитный сепаратор для улав­ ливания металлических частиц.

Вибропитатель приводится в действие с помощью масляного насоса и исполнительного механизма специальной конструкции.

Частота колебаний желоба может плавно регулироваться с помощью байпаса масляного насоса и переменных шкивов привода насоса. Мощность электродвигателя масляного насоса - I л.с.

Достигнутая производительность вибропитателя - 200 -f 250 кг/час. Гидравлический привод, используемый для приведения в действие

вибропитателк, дает возможность плавно изменять частоту колебаний без остановки питателя.

В ибротранспорт на Днепропетровском шинном завоЗе

В системе гранулирования каучуков и маточных смесей I-й стадии смешения для отделения каолиновой суспензии от гранул установлены десять вибротранспортеров с сетчатым дном: каолиновая суспензия соби­ рается в поддон и насосом возвращается в гранулятор.

49


Вибротранспортер представляет собой легкий металлический желоб прямоугольного сечения 500 х 150 мм, установленный на специальных пружинах (см. рис. 23). Транспортер приводится в действие от электро-

Рис.

23. Вибротранспортер для подачи, гранул каучука на эле-

I-

ватор из отделения каолиновой суспензии на ДШЗ*

электродвигатель; 2 - шкив; 3 - кривошип; 4 - подшип­

ник;

5 - корыто; б - сетка;

7 - гибкое звено; 8 - демпфер;

 

9 - опорная рама;

10 - пружина

двигателя. Все вибротранспортеры отличаются между собой по длине (от 3500 до 8000 мм). В зависимости от длины вибротранспортеров - установлены электродвигатели мощностью от 2,0 до 5,0 л.с. и числом оборотов - 1200 в минуту. (Передаточное число от электродвигателя к валу I : 2). Частота, колебаний транспортера - 600 в мин. Амплитуда колебаний - переменная до 12,7 мм. Максимальная производительность вибротранспортера - 18 т/час.

Двухтрубный вибрационный конвейер

с резинометаллически ми упругими

эле м е н т а м и

на Воскресенском химическом

комбинате

Конвейер служит для транспортировки сырья - датолитового концент­ рата из силосов в производство. Он изготовлен опытным заводом ВНИИПТМАШа (г. Москва) в I960 г. и установлен в цехе борных удобрений комбината в 1961 г.

Датолитовый концентрат представляет собой порошок с влажностью 2% и с насыпным весом 1,6 т/м3.

Виброконвейер состоит из двух труб, расположенных параллельно од­ на под другой и имеющих наклон 2° по направлению транспортирования материала (см. рис. 24).

50

Нижняя труба приводится в колебательное движение тягой эксцентри­ ка, который насажен на один вал со шкивом, вращающимся от электро­ двигателя мощностью 7 квт и числом оборотов - 1440 в минуту.

Верхняя труба связана с нижней по всей длине конвейера десятью резино-металлическими упругими элементами, с помощью которых и осу­ ществляется колебание верхней трубы. Датолитовый концентрат из силосов поступает в загрузочное отверстие, расположенное с одной сторо­ ны конвейера, и транспортируется по одной или двум трубам.к разгру­ зочному отверстию. По всей длине конвейера имеется 4 загрузочных от­ верстия, расположенных на расстоянии примерно 5,5 м друг от друга.

Из разгрузочного отверстия датолитовый концентрат выгружается в бункер пневмоподъемника.

Запроектированная производительность конвейера при загрузке одной трубы - 15 т/час, фактическая - ,до 18 т/час. Система управления - кнопочная. Вес виброконвейера - 2,5 т. Эксплуатационные расходы - 1900 руб. в год.

Виброконвейер работает круглосуточно. Обслуживает установку один рабочий. Себестоимость транспортировки I т сырья на виброконвейере - 1,5 коп.

Техническая характеристика виброконвейера: Производительность - 36 т/час.

Длина конвейера - 23 м.

Диаметр каждой трубы конвейера - 219 мм. Амплитуда колебаний конвейера - 4 мм. Частота колебаний - 800 в минуту.

Коэффициент использования по грузоподъемности - 0,6. Коэффициент использования по времени - 0,75 .

Стоимость виброконвейера - около 1000 руб.

Двухлетний опыт эксплуатации виброконвейера в цехе'борных удоб­ рений дал положительные результаты.


выводы

И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

За последние годы на ряде химических предприятий накоплен поло­ жительный опыт создания и эксплуатации установок пневмо- и вибро­ транспорта.

Пневмотранспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с механичес­ ким транспортом: сравнительно малые” габариты; герметичность конструк­ ции; возможность транспортировки горячих материалов, например, огарковой пыли; возможность автоматизации процесса; улучшение усло­ вий труда рабочих и др.

Изучены пневмоустановки трех типов: нагнетательные, всасывающие и комбинированные.

Всего изучено 43 пневмоустановки нагнетательного типа, 40 - вса­ сывающего и одна комбинированного типа.

В пяти установках нагнетательного типа движение материала осу­ ществляется в среде азота.

Из пневмоустановок нагнетательного типа следует выделить: пнев­ моподъемник для транспортировки датолитового концентрата конструк­ ции ВНИИПТМАШа на Воскресенском химическом комбинате; установки для удаления огарковой пыли из электрофильтров с помощью псевдоожиженно­ го слоя на Щелковском химическом заводе и пкевмоустановку для тран­ спортировки апатитового концентрата на Одесском суперфосфатном заводе.

Пневмоподъемник ВНИИПТМАШа, используеный в neixe борных удобрений ВХК в течение трех лет,транспортирует абразивный материал на высоту более 20 м. Его работа характеризуется высокими техническими пока­ зателями: проектная производительность перекрыта на 3 т/час, а кон­ центрация смеси находится в пределах 150-200 кг/кг воздуха.

Пневмоудаление огарковой пыли из электрофильтров с помощью псев­ доожиженного слоя, применяемое в цехе серной кислоты Щелковского химического завода, является прогрессивным способом, имеющим ряд преимуществ. В настоящее время полностью ликвидирован тяжелый руч­ ной труд при удалении этих отходов производства.

Пневмоустановка на Одесском суперфосфатном заводе, транспортирую-

53

' ‘ шатитовый концентрат, также имеет высокие технические показа­ тели. Рационализация, проведенная заводом, дала возможность увели­ чить проектную производительность установки более чем на 30% при сравнительно высокой концентрации смеси (-14 кг/кг воздуха).

В установках нагнетательного типа, изученных бригадой, исполь­ зуются различные загрузочные устройства. В большинстве установок загрузочным устройством является шлюзовой затвор, в некоторых уста­ новках в качестве загрузочного устройства используются насосы (ка­ мерные или винтовые).

Из установок всасывающего типа заслуживают внимания: пять установок для подачи гранул натурального и синтетического кау­ чука из секционных бункеров к резиносмесителям на Днепропетровском шинном заводе; четыре установки для транспортировки смеси компонен­ тов аминопласта на Владимирском химическом заводе и установка для подачи инфузорной земли со склада в производство на Невском хими­ ческом заводе.

Пневмоустановки на Днепропетровском шинном заводе исполь­ зуются для транспортировки на расстояние до 500 м и на высоту до 18 м.

Пять установок (из 15) имеют более высокие технические показате­ ли как по производительности (от 10,7 до 18,0 т/час), так и по кон­ центрации снеси (от 1,83 до 2,5 кг/кг воздуха).

Установка для транспортирования смеси компонентов аминопласта на Владимирском химическом заводе характеризуется следующими техничес­ кими данными: производительность - до 7,5 т/час и концентрация сме­ с и - 3 кг/кг воздуха; технологическое оборудование используется в качестве составных частей системы пневмотранспорта.

Пневмосистема для подачи инфузорной земли на Невском химическом заводе имеет производительность 8 т/час, концентрация смеси - 8 кг/кг воздуха. Использование ее дает значительный экономический эффект заводу.

В установках всасывающего типа, изученных бригадой, в качестве загрузочных устройств пневмосистем используются всасывающие сопла.

Во всех пневмосисте'мах в качестве очистных устройств используют­ ся в основном рукавные фильтры.

Бо#ее 90% пневмосистем имеют полуавтоматическое управление, не­ которые установки управляются вручную.

Производительность пневмоустановок колеблется в пределах от 0,11 до 25 т/час. К числу наиболее крупных по производительности относятся: пневмотранспортировка апатитового концентрата на Одес­ ском суперфосфатном заводе (25 т/час.), пневмотранспортировка гра­ нул каучука на Днепропетровском шинном заводе (до 18,0 т/час),

54


пневмоулаление огарковой пыли на Щелковском химическом заводе

(5 т/час).

Из сравнительной таблицы (см. приложение 3) видно, что по пневмо­ транспортировке огарковой пыли наиболее производительными являются установки Щелковского химического завоДа.

По пневмоподаче крошки полимера в среде азота (см. приложение 2) лучший показатель по производительности имеют установки Киевского комбината искусственных и синтетических волокон.

Проектная производительность отдельных пневмоустановок превзойде­ на только на трех обследованных предприятиях: на Одесском суперфос­ фатном и Невском химическом заводах, а также на Воскресенском хими­ ческом комбинате. На уровне проектной производительности работают пневмоустановки на Щелковском химическом заводе. По другим восьми предприятием, представившим сведения, проектная производительность не достигнута.

Работа обследованных пневмоустановок характеризуется следующими данными: 37 установок работают непрерывно, 47 - периодически. Из 71 установки, по которым бригада располагает данными, 18 находятся в эксплуатации от 1050 до 2100 часов; 21 - от 3600 до 5400 часов и 32-

от 6500

до 8760 часов в год.

Об

использовании рабочей силы на обслуживании пневмотранспортных

систем имеются данные по 50 объектам. На Щелковском химическом заво­ де 12 установок по пневмотранспортировке огарковой пыли обслуживают­ ся одним рабочим. Здесь высвобождено 10 человек. Три установки по пневмоудалению огарковой пыли на Горловском азотнотуковом заводе об­ служивают 10 человек, высвобождено 26 рабочих.

По эффективности использования пневмоустановок заслуживает внима­ ния опыт Донецкого содового завода жданные получены по запросу НИИТЭХИМа, см. приложение 4). На этом предприятии с 1959 г. эксплуа­ тируется опытно-промышленная пневмоустановка по перемещению горячей соды из цеха кальцинированной соды в цех бикарбоната натрия. С внед­ рением пневмотранспорта объем внутризаводских железнодорожных пере­ возок сократился на 3820 тонно-километров в год, себестоимость транс­ портирования одной тонны соды уменьшилась на 53 коп. Кроме того,от­ пала необходимость применения тяжелого ручного труда на ряде опера­ ций. Условногодовая экономия достигает 18,9 тыс. рублей.

К числу положительных сторон в работе изученных пневмоустановок относятся следующие:

автоматическое распределение материала по нескольким пунктам;применение вакуум-насосов ротационного типа (Днепропетровский шинный за­ вод);

55


-применение стационарных расходных бункеров, ротационных компрес­ соров, питателей, двухходовых клапанов и переключателей (Горловский АТЗ)?

-использование технологического оборудования в качестве состав­ ных частей пневмотранейорта (владимирский химический завод;;

-наличие устройств для предотвращения забивания трубопроводов транспортируемым материалом (Щелковский химический завод).

Из недостатков работы установок можно указать следующие:

-забивание некоторых установок материалом; излишнее измельчение материала при транспортировке, недостаточный контроль наличия азота

всистемах (в тех установках, где материал транспортируется в среде

азота);

-низкая (по сравнению с проектной) производительность и малая концентрация смеси в ряде установок;

-большой расход электроэнергии, конструктивные недостатки пита­ телей, значительный унос материала и др.

Вибротравспорт в е е т ряд существенных преимуществ: сравнительно малый расход электроэнергии; простота конструкции; незначительный износ трубопроводов (даже при транспортировке абразивных материалов); герметичность установок; возможность одновременно с транспортиров­ кой материала осуществлять отдельные технологические операции (на­ пример, сушсу, смевиванне компонентов и др.).

Вибропитатель, применяемый на Горловском азотнотуковом заводе, - английского производства; он используется в комплекте с магнитным сепаратором, служащим для улавливания металлических частиц. Питатель удовлетворяет требованиям производства.

Двухтрубный вибрационный конвейер с резино-металлическими упру­ гими элементами, используемый на Воскресенском химкомбинате, скон­ струирован и изготовлен ВНИИПТМАШен. Он имеет высокие технические показатели. Его производительность 36 т/час, частота колебаний - 800 в мин., длина - 23 и.

Применяемые на Днепропетровском шинном заводе английские вибро­ транспортеры имеют длину только до 8 м, максимальную производитель­ ность - 18 т/час и частоту колебаний - 600 в мин.

 

Следует, однако, отметить, что этот вид транспортировки материа­

ла

слабо распространен на предприятиях химической промышленности.

V

Исходя из всего

изложенного выше, рекомендуется:

 

- предприятиям

подробно ознакомиться с опытом использования

56