Файл: Чиков Я.И. Комплексные лесозаготовительные предприятия с переработкой древесины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Комплексные лесозаготовительно-деревообрабатывающие пред­ приятия, являясь энергоемкими потребителями, предъявляют особенно высокие требования к организации надежного энерго­ хозяйства.

До последнего времени обеспечение энергией лесозаготови­ тельных предприятий не было налажено в достаточной мере и это тормозило развитие механизации работ на нижних складах.

В решениях XX съезда КПСС было указано на необходимость создания надежной энергетической базы на лесозаготовительных предприятиях.

За последние годы создана реальная возможность электрифи­ цировать не только нижние склады лесозаготовительных пред­ приятий, но и обеспечить электрической и тепловой энергией комплексные лесозаготовительно-деревообрабатывающие пред­ приятия.

Энергоснабжение лесозаготовительных предприятий осуще­ ствляется следующим путем:

предприятия подключают к электрическим сетям общего поль­ зования (способ наиболее экономичный); строят собственные теп­ ловые электростанции, работающие на древесных отходах и обо­ рудованные теплофикационными агрегатами. Например, на 15

строящихся по проектам Гипролестранса домостроительных пред­ приятиях при леспромхозах только для трех запроектировано строительство собственных электростанций, причем это вызыва­ лось необходимостью обеспечить предприятия теплом.

Все остальные домостроительные предприятия оказалось воз­ можным и целесообразным подключить к линиям электропереда­ чи действующих энергосистем, предусмотрев при этом строитель­

ство котельных для покрытия тепловых

нагрузок.

В настоящее время к энергосистемам

подключают не только

отдельные лесозаготовительные предприятия, но и создают целые комплексные схемы развития сетей, имея в виду электрифика­

цию лесозаготовительных районов.

Так, например, Гипролестраис разработал генеральную схему

электрификации лесозаготовительных предприятий Карельской АССР с использованием государственной энергосети.

Проектирование и строительство линий электропередач и под­ станций по этой схеме ведется ускоренными темпами, что позво­ лит в течение ближайших лет подключить свыше 25 лесозагото­ вительных предприятий к электростанциям Карельской энерго­ системы.

Такая же схема разработана для Тайшет-Братского куста ле­ созаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Иркут­ ской области; она будет реализована в ближайшие 2 — 3 года.

Учитывая, что комплексные лесозаготовительно-деревообра­ батывающие предприятия в первую' очередь должны создаться

4. Я. И. Чиков

49



у линии железных дорог в условиях , аналогичных домострои­

тельным предприятиям, следует полагать, что значительное коли­ чество комплексных предприятий сможет быть подключено

кэнергосистеме.

Втех случаях, когда строительство линий электропередач для

подключения к энергосистемам окажется невозможным или неце­ лесообразным, потребуется строительство собственных тепловых

электростанций мощностью от 1000 до 3000 квт с бесподвальны-

ми турбоагрегатами АП-0, 75Б и АП-1.5В.

Оборудование этих электростанций производится в блочном транспортабельном исполнении по техническим условиям Гипро-

лестранса и

Центрального

котло-теплотехнического

института

им. Ползунова

Калужским и

Каунасским турбинными

заводами

(турбины, конденсаторы, деаэраторы), Бийским котельным заво­ дом (котлы с топками скоростного горения и комплектующим оборудованием), Саратовским ‘заводом тяжелого машиностроения

(химводоочистка), Лысьвенским турбогенераторным заводом (ге­ нераторы) и Новосибирским турбогенераторным заводом (рас­ пределительные *устройства).

В 1958 г. было изготовлено 10 комплектов оборудования транспортабельных «блочных» электростанций.

На комплексных предприятиях меньшей энергоемкости могут

быть использованы также единичные и спаренные паросиловые

установки типа ПСТ-350 мощностью 350 квт; их подготавлива­

ют к производству

на Людиновском тепловозостроительном за­

воде.

интерес представляет также

использование

Значительный

в качестве первичных двигателей газодизелей

соответствующей

мощности на ТЭС комбинированного предприятия. В этом случае возможно получение из древесных отходов на газогенераторной

установке не только силового газа для дизелей, но и различных побочных химических продуктов.

* В настоящее время разработан типовой проект турбинной элект­ ростанции мощностью 1500 квт (2 турбины АП-0.75Б) с энерго­ химическим использованием топлива.

50


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

Как уже указывалось в вводной части, для более детального определения экономической эффективности комплексных лесоза­ готовительных предприятий Гипролестранс разработал типовые проекты двух комплексных лесозаготовительных предприятий:

сгодовой программой вывозки 300 тыс. м3 и 150 тыс. м3.

Всоставе первого предприятия запроектировано строитель­

ство следующих деревообрабатывающих цехов: лесопильного с двумя рамами РД75-2;

шпалорезного с тарным отделением;

древесно-стружечных плит;

установка для энергохимической переработки при паротур­

бинной ТЭС.

В составе второго предприятия предусматриваются цехи: лесопильный с двумя'рамами Р65-3; шпалорезно-тарный;

древесно-стружечных плит.

Из приведенных расчетов следует, что организация деревопереработки на нижних складах лесозаготовительных предприя­ тий полностью себя оправдывает.

Комплексные предприятия приводят к экономии затрат на перевалку и транспорт древесины при переработке ее на нижних

складах и к сокращению объемов перевозки древесины.

Они улучшают экономические показатели лесопромышлен­ ного предприятия за счет комбинирования лесозаготовок с пере­ работкой древесины, в частности:

уменьшают удельные капиталовложения;

повышают выход деловых сортиментов и обеспечивают полное ■ использование древесины;

повышают рентабельность и сокращают сроки окупаемости капиталовложений;

повышают выход деловых сортиментов и обеспечивают полное

использование древесины;

увеличивают срок эксплуатации сырьевой базы предприя­ тия за счет вовлечения в эксплуатацию большего количества сырья с тех же площадей лесфонда.

51

Для расчета экономии затрат на перевалку и транспорт дре­ весины приведено в качестве примера сравнение двух вариан­

тов.

Первый вариант — распиловка сырья производится в лесоцехе, расположенном на нижнем складе лесозаготовительного пред­ приятия, с перевозкой пиломатериалов на расстояние 500 км по железной дороге.

Второй вариант — распиловка сырья производится на лесо­ заводе, на котором сырье поступает из проектируемого предприя­

тия по железной дороге на расстояние 350 км, а пиломатериалы

отправляются на расстояние до 300 км.

Выход пиломатериалов для обоих вариантов принимается

одинаковый.

Расчет затрат для предприятия мощностью 300 тыс. м3 на распиловку пиловочника и доставку готовой продукции потреби­ телям по обоим вариантам приводится в табл. 10.

Как видно из таблицы, затраты по сравниваемым операциям перевалки и перевозки древесины к потребителю по первому ва­ рианту, т. е. в условиях комбинирования лесозаготовок с лесо­ пилением, в 2,4 раза ниже, чем по второму варианту, т. е. при распиловке пиловочника на отдаленном от лесозаготовок лесо­ заводе.

Общая экономия при переработке пиловочника на месте в лесоцехе составляет 2623,8 тыс. руб. в год, в том числе: эконо­ мия, получаемая от сокращения состава операции, 1200 тыс. руб.

и экономия от уменьшения объема и расстояния перевозок 1423,8 тыс. руб. Эта экономия по отношению к годовому выпу­ ску товарной продукции (пиломатериалов) составляет 16%.

Исчисленные показатели экономии затрат при переработке

древесины на месте в лесоцехе в равной степени относятся к дру­

гим цехам по переработке древесины на нижнем складе.

С учетом продукции этих цехов общая экономия денежных затрат на перевалку и перевозку древесины в комбинированных предприятиях будет значительно выше исчисленных в таблице.

Помимо снижения эксплуатационных затрат, переработка древесины на нижних складах обусловливает значительное со­

кращение объема перевозки древесины по железным дорогам МПС.

Согласно расчетам, приведенным в проекте, на линию желез­ ных дорог МПС ежегодно будет отгружаться:

в круглом

виде —строительные бревна, кряжи, руд-

81,3

стойка

и балансы в тыс. м3...............................

в виде пиломатериалов и шпалопродукции в тыс. м3

93,5

тарные дощечки в тыс. м3.................................................

2,6

древесно-стружечные плиты в тыс. м:|.............................

20

 

Итого........................................

197,4

52


Таблица 10

 

При распиловке

на нижнем складе

сумма затратв .тысруб.

 

При распиловке

на лесозаводе

объем работв .тысм3

сумма затратв .тысруб.

наименование производствен­

затраты на1 м3 рубв .

объем работЕ5 .тысм3

наименование производст­

 

затраты на1м3 рубв .

ных операций

 

 

 

 

венных операций

 

 

 

 

Штабелевка лесоматериалов .

+

120

-L

Штабелевка лесоматериалов . .

.

+

120

+

Подача к

бревнотаске ....

 

+

120

+

Погрузка лесоматериалов в ж.-д.

1.8

120

216,0

Распиловка

 

+

120

+

вагоны.......................................

 

 

 

Разгрузка

лесоматериалов . .

.

4,6

120

552,0

Погрузка пиломатериалов . .

3,7

79,8

295,3

Штабелевка

 

3,6

120

432,0

Разгрузка

пиломатериалов

в

 

 

 

 

2,9

79,8

231,4

Подача к

бревнотаске

 

+

120

+

пункте потребления . • . .

 

 

 

 

 

 

 

Распиловка ...................................

 

+

120

+

 

 

 

 

 

 

Погрузка

пиломатериалов . .

.

3,7

79,8

295,3

 

 

 

 

 

 

Разгрузка пиломатериалов в пунк­

2,9

79,8

231,4

 

 

 

 

 

 

те потребления ........................

 

Итого........................

 

526,7

Перевозка пиловочника на лесо­

—-

1726,7

 

 

 

 

 

 

14,8

120

 

Перевозка

пиломатериалов на

 

 

 

завод (350 км).......................

на

1776

расстояние 500 км

 

16,7

79,8

1332,7

Перевозка

пиломатериалов

12,3

79,8

 

 

расстояние 300 км ................

 

980,5

 

Итого.......................

 

 

1332,7

 

 

 

 

 

2756,5

Всего затрат ....

 

 

 

1859,4

 

 

 

 

 

4483,2

Разница ...................

 

 

 

_

1

 

 

 

 

+ 2623,8

Примечания: 1. Отмеченные знаком (+) производственные операции повторяются в обоих вариантах, поэтому в подсчете затраты по этим операциям не учитывались,

2. Затраты на 1 м3 погрузки, разгрузки и перевозки древесины определены по ценнику № 3 сметных цен на перевозку £2 грузов по железной дороге.