Файл: Чемоданов М.П. Превращение науки в непосредственную производительную силу в процессе строительства коммунизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ность»; точность и быстрое действие при вычислительных операциях'. Историческое движение осуществляется в сторону все большей передачи человеческих функций машине. Однако совершенно очевидно, что технизация столь сложных процессов человеческой деятельности требует еще большего развития исследований, коопера ции, взаимопроникновения и синтеза наук, возникнове ния новых научных направлений.
Техническая эстетика имеет дело с тонким миром эмоциональных восприятий человека, возникающих в процессе труда и оказывающих на него большое влия ние. С развитием различных ремесел было подмечено, что процессу труда не чуждо чувство прекрасного. На современной стадии развития производства эстетическая сторона процесса труда возродилась на основе прямой связи эстетики с развитием производительных сил. Особенностью современной технической эстетики яв ляется ее широкое взаимодействие с различными сферами духовного производства, привлечение последних к нуждам материального производства.
Научная организация труда (НОТ) должна стать синтезом всех наук о труде. В нашей стране она пере живает эпоху возрождения и становления. 'В первые годы Советской власти разработка научных основ организации труда велась очень широко по инициативе В. И. Ленина. Развитие научной организации труда отличается широким социальным подходом и не может относиться к изучению только проблем содержания труда; оно не в меньшей мере ориентировано на изу чение характера труда и поэтому тесно связано с экономикой труда и другими экономическими науками.
Если попытаться сделать некоторое обобщение наук о содержании труда, то наблюдается следующее. Вопервых, обнаруживается обусловленность проблематики этих наук потребностями производства, роста произво дительности труда. Во-вторых, научные результаты находят непосредственное практическое применение в технических устройствах, в усовершенствовании техно логии и организации производства. В-третьих, можно видеть, как интенсивно совершается процесс взаимо-1
1 Характеристика свойств приведена по брошюре В. П. Зин ченко, Г. Л. Смолян «Человек и техника» («Знание», 1965,
стр. 12).
70
проникновения наук. Сложность объекта исследования приводит к необходимости симбиоза различных научных дисциплин.
Сказанным не исчерпываются характерные признаки наук о труде и их месте в системе знаний. Как всегда бывает в истории познания, отдельные конкретные исследования приводят к вскрытию более общих и глу
боких явлений. Это замечание |
прежде |
всего относится |
к наукам о труде, которые все |
острее |
ставят вопросы |
о том, какая интеллектуальная деятельность, какой человеческий интеллект отвечают уровню современного производства. Изучая отдельные аспекты человеческого труда, наука приходит к выводу, что для его нормаль ного протекания необходимо всестороннее развитие человека. А поскольку это так, то неизбежно встает вопрос о том, насколько эффективны общественные условия развития индивида.
В капиталистическом обществе науки о содержании труда вместе с общественными науками испытывают сильнейшее отрицательное воздействие социальной среды и в совершенствовании производства они имеют узко корыстное назначение. До сих пор исследования в этой области всегда начинаются с попыток увеличить экс-
•плуатацию живого труда. Несмотря на то что произ водительность труда на деле в огромной мере зависит от прошлого, овеществленного труда (техники), капитал ориентируется на живой труд, так как пытается уве личить его неоплачиваемую долю. Следовательно, капи тал никогда не рассматривает человека в процессе производства во всей совокупности его жизненных проявлений. Тем более процесс труда не рассматри вается как средство развития человека, а все условия удовлетворения жизненных потребностей, находящиеся вне сферы производства, чужды капиталу. Эти факторы объясняют ярко выраженный прагматизм наук о труде в буржуазном обществе.
Воздействие капитала на науки о содержании труда находит отражение в буржуазной философии. Дело в том, что ни одно буржуазное философское течение не поднялось до рассмотрения человека как главной произ водительной силы. В то же время равнодушие к чело веку, закрепленное экономическими отношениями, отра зилось в обилии различных теорий о подавлении и
71
обесценений личности. Такие теории есть не что иное, как оправдание прагматического отношения к исследо ваниям процессов труда. В итоге буржуазная философия выступает противником социальных выводов, вытекаю щих из данных наук о труде. Если последние указы вают, что для производства необходим всесторонне развитый человек, что ему необходимо обладать доста точно высоким интеллектом, то разве могут способство вать развитию общественного труда теории буржуазной философии, проповедующие отчаяние и пессимизм? Эти теории пригодны для паразитических классов, которые лишь потребляют богатства, а не производят их.
То, что не в состоянии сделать буржуазная фило софия, последовательно делают науки о труде, и здесь они образуют действительное единство с современным философским материализмом. Разумеется, в данных наук о содержании труда в нашей стране и за рубежом имеется много общих выводов. Это естественно, по скольку едина материальная основа труда. Науки, изучающие труд в условиях социализма, преследуют ту же цель, что и при капитализме — рост общественной производительности труда, но при социализме поиски средств достижения этой цели ведутся' с иных соци альных позиций. Не одностороннее использование чело-• века, а его многостороннее развитие может служить подлинной основой роста производительности труда. Отсюда следует, что изучение содержания труда необ ходимо должно дополняться изучением его характера, изучением социально-экономических отношений для по следующего их изменения в направлении, обеспечиваю щем расцвет личности. Таким образом, естественные и общественные науки смыкаются на едином предмете исследования.
Изучение влияния науки на изменения в характере труда в условиях строительства коммунизма сводится к выяснению общественных условий, пробуждающих творческое отношение к труду, интерес к научным знаниям, чтобы творчество и занятия наукой сделать достоянием не одной социальной группы, а всех трудя щихся. Последнее обстоятельство делает необходимым раскрытие условий, способствующих сближению работ ников науки и производства, стиранию различий в характере их труда.
72
Коренные изменения в характере труда произошли в условиях социалистического способа производства. Был ликвидирован антагонизм между людьми умствен ного и физического труда, между знаниями и трудом.
Превращение рабочего в хозяина средств производ ства меняет его отношение к трудовой деятельности, усиливает ее творческие элементы. Конечно, пока суще ствуют товарно-денежные отношения, стимулы творче ства не проявляются в чистом виде. Они нередко огра ничены ближайшими экономическими интересами рабо чего. Но благодаря тому, что экономический интерес отдельного работника в социалистическом обществе сближается с общественными интересами, творческие стимулы находят широкое распространение среди всех трудящихся относительно независимо от технического уровня отрасли производства, где занят рабочий, уров ня его образования и т. п. (хотя и эти факторы нельзя отбрасывать).
Все формы, в которых выражается творческое отно шение к труду (развитие соревнования, движение за коммунистический труд, распространение новаторских начинаний, укрепление сознательной дисциплины труда и др.), влияют на процесс соединения труда и науки, но степень этого влияния различна. Развитие соревнования опирается на более широкий круг факторов, из которых складывается участие человека в общественном произ водстве, чем, скажем, распространение новаторских начинаний. Есть формы, успешное развитие которых возможно лишь при условии приобретения научных зна ний работниками производства. Мы имеем в виду преж де всего движение рационализаторов и изобретателей.
В стране стало обычным представление о массовом участии трудящихся в совершенствовании производства независимо от отрасли, в которой они трудятся (хотя, конечно, в различных отраслях, на разных предприятиях может возникать большее или меньшее число проблем). Многие изобретения, выполненные рабочими, базируют ся на глубоких научных знаниях, овладении сложным теоретическим материалом. Не случайно весьма обыч ной становится фигура рабочего-исследователя.
При выполнении рационализаторского предложения или изобретения все чаще возникает необходимость кооперации рабочих и специалистов. Это привело к
73
рождению постоянных организаций па общественных или полуобщественных началах, объединяющих новато ров производства и стимулирующих их интерес к актив ному участию в научно-техническом прогрессе. В числе этих организаций — общество рационализаторов и изо бретателей, представляющее собой массовую творческую организацию. В последние годы появились обществен ные конструкторские бюро, советы новаторов. Следо вало бы больше обратить внимания на организацию и упорядочение работы упомянутых массовых организа ций. Они нуждаются в большей поддержке, не только моральной, но и материальной. Если работа, выполнен ная, допустим, в общественном конструкторском бюро, принесла значительный эффект народному хозяйству (такие примеры известны из печати), ее авторов сле дует поощрить в размерах, соответствующих ожидаемой от ее применения выгоде.
Относительно формирования творческого отношения к труду необходимо сделать следующее замечание. Мно гими оно ставится в зависимость непосредственно от уровня развития техники, т. е. от содержания труда. Аналогично подчас анализируется и культурно-техниче ский уровень рабочего класса’ и более широкая проб лема — проблема преодоления существенных различий между людьми умственного и физического труда. Такой подход несколько односторонен, так как не раскрывает роли социально-экономических отношений в изменении характера труда. Об этом можно судить на примере автоматизации.
Во второй главе нами было показано решающее значение автоматизации для прогресса техники и чело века. Но пока удельный вес автоматизации в общест венном производстве невелик. Недостаточен и уровень механизации. Так, по данным областного статистиче ского управления, в 1965 г. на предприятиях машино
строения и металлообработки |
Новосибирской области |
||
на автоматах, |
агрегатах |
с автоматическим управлением |
|
было занято |
0,5% всех |
рабочих, механизированным |
|
трудом — 37,0%, ручным |
трудом — 48,1%*. Возникает |
||
вопрос: каков |
должен |
быть |
уровень механизации и1 |
1 Наладчики по существующей методике отнесены к работни кам ручного труда вместе с ремонтниками, общее число которых равно 11%.
74
автоматизации, чтобы можно было говорить об изме нении характера труда? Или, иными словами, каким образом реализуются социальные возможности автома тизации и механизации? Ответ может быть единствен ным: и тот и другой путь технического прогресса должен обеспечить такой рост производительности труда, чтобы создать материальные предпосылки удовлетворения потребностей всесторонне развитой личности. Дело со циального строя правильно распределить прибавочный продукт. Поэтому рост производительности труда на основе автоматизации сделает возможным, например, сокращение рабочего дня, что является одним из усло вий развития интеллекта вне сферы производства (в школе, культурной сети и др.). Тем самым мы при ходим к социально-экономической проблеме роста сво бодного времени трудящихся. «Свободное время, яв ляющееся как временем досуга, так и временем для осуществления более возвышенной деятельности, конеч но, превращает того, кто им располагает, в иного субъ екта, и как иной субъект он и вступает в непосредствен ный процесс производства» 1, — писал Маркс.
Значит творческое отношение к труду может сфор мироваться не обязательно в автоматизированном или высокомеханизированном производстве. Оно почти в равной мере может присутствовать в сфере физического труда, когда социально-экономические отношения дей ствительно способствуют развитию личности21. Именно такого рода процессы наблюдаются в социалистическом обществе.
То, что сказано здесь о взаимосвязи характера труда и автоматизации, в не меньшей мере справедливо при рассмотрении проблемы преодоления социальных различий между людьми умственного и физического труда в той части, когда речь ведется о сближении работников науки и производства. В нашей литературе довольно широко проводится точка зрения о необходи
1 |
«Из неопубликованных рукописей К. Маркса». — «Большевик», |
1939, |
№ 11— 12, стр. 65. |
2 Обстоятельная критика одностороннего подхода к анализу изменений в характере труда и более широкий разбор этого во проса даны в книге В. П. Жежеленко, Н. Е. Овчинникова, X. Ш а рипова «Техника, труд и человек». Изд-во ВШИ и АОН при ЦК КПСС, 1963, стр. 38—46 и др.
75
мости организации научно-исследовательской деятельно сти непосредственно на предприятиях, приводятся раз личные примеры организации исследовательских лабо раторий на заводах. В основе этих взглядов лежит наблюдающийся рост инженерно-технических кадров в промышленности — звена, без которого участие ученого в производстве невозможно, — и устранение социальной разобщенности труда, что многообразит формы сотруд ничества рабочих и ученых. Несомненно, процесс сбли жения происходит, но действует он как общая тенден ция, к тому же в противоречивой форме.
Обычная иллюстрация изменения соотношения ме жду умственным и физическим трудом — рост числен ности инженерно-технических работников и сопоставле ние их с числом рабочих. Такой расчет дает, например, В. Я. Ельмеев, который мы воспроизведем полностью
Рост численности рабочих
иинженерно-технических работников
впромышленности СССР
(в |
тыс. чел.) |
|
Годы |
Рабочие |
Инженерно-технические |
работники |
||
1928 |
3 124 |
119 |
1932 |
6 007 |
420 |
1940 |
8 290 |
932 |
1956 |
15 226 |
1637 |
1958 |
16 279 |
1 745 |
1959 |
16 793 |
1803 |
1960 |
18 574 |
2 008 |
1961 |
19 548 |
2168 |
1962 |
20 176 |
2 322 |
Из таблицы вытекает, указывает автор, что на одного инженерно-технического работника в 1928 г. приходи лось 27 рабочих, в 1932 г. — 14, в 1962 г. — 9. Но если мы внимательно присмотримся к таблице, то обнару жим, что начиная с 1940 г. соотношение оставалось равным 1 : 9, хотя хорошо знаем, что промышленность развивалась высокими темпами и на высоком техниче ском уровне.1
1 В. Я ■ Ельмеев. Коммунизм и развитие человека как произ водительной силы общества. «Мысль», 1964, стр. 106.
76
Добавим сюда аналогичные данные по Новосибир ской области:
ского работника |
1959 г. |
I960 г. |
1962 г. |
1963 г. |
1964 г. |
приходит |
11,9 |
|
|
10,9 |
|
ся рабочих; |
12,3 |
11.2 |
11.1 |
В 1965 г. по Новосибирской области отношение специалистов, занятых в науке и проектных организа циях, к числу специалистов, занятых в промышленно сти, строительстве, связи, на транспорте, в сельском хозяйстве и торговле, оказывается 1 :3. Еще более разительны цифры распределения инженеров по отрас лям (в % за 1965 г.):
промышленность |
27,6 |
строительство |
7,3 |
транспорт |
5,3 |
наука |
21,7 |
проектные организации |
16,5 |
просвещение |
8,0 |
И т о г о : |
86,4 (остальная часть |
инженеров занята в сельском хозяйстве и госаппарате)
Из этих цифр явствует, что в последних трех — непроизводственных в общепринятом смысле — сферах занято 46,2% всех инженеров. Добавим сюда, что среди инженеров, занятых в промышленности, 34%. находятся на проектно-конструкторской работе. Мы не приводим общесоюзных данных, потому что порядок цифр по об ласти и по стране в целом хорошо согласуется.
В связи с приведенными данными можно прийти к выводу, что такой характер распределения диктуется потребностями развития производительных сил, нужда ми производства. Проверка исследований эксперимен том, тщательный подход к созданию материальных производительных сил, техники и не менее заботливый подход к развитию главной производительной силы делают жизненно необходимым направление в так на зываемые непроизводственные сферы массы специали стов. И наука, и просвещение в значительной мере непосредственно «работают» на производство. Некаче ственно выполненный проект может причинить неисчис лимый урон народному хозяйству. Например, известны ошибки в проектировании гидростанций, размещении
77