ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
мально закрытые контакты), а затем замы кает другую (нормально открытые контакты). При отпускании кнопки мостик под действием пружины возвращается в исходное положение. Разрываемый кнопкой ток в сети переменного тока с напряжением 220 в не должен превы шать 10 а.
Автоматическая защита электродвигателей
Предохранители. Вследствие малой стои мости, простоты конструкции и обслуживания наиболее распространенными аппаратами за щиты электродвигателей от коротких замыка ний, а также больших и длительных перегру зок являются плавкие предохранители.
Плавкий предохранитель состоит из корпу са II плавких вставок. Последние представляют собой легко плавящиеся проводники с относи тельно большим удельным сопротивлением (свинец, цинк) или же проводники из хорошо проводящего металла (медь с малым попе речным сечением).
Для защиты двигателей малой и средней мощности применяются пробочные предохра нители, а для двигателей больших мощно стей — пластинчатые (рис. 44).
Характеристика вставок плавких предохра нителей представлена на рисунке 45. Кривая дает зависимость между временем расплавле ния вставки и средними значениями отноше ний токов короткого замыкания /,..3, расплав ляющих вставку, к номинальному току /« предохранителя. Более точные данные о
92
характеристике плавких вставок при значени
я х ^ - даны в таблице 1.
Т а б л и ц а 1
Из таблицы 1 видно, что предохранитель может выдерживать, не расплавляясь, нагруз ку, превышающую номинальную на 40%, не ограниченно долгое время, а превышающую на 75%— только в течение часа. Очевидно, что предохранители могут защищать двигатель только при очень больших перегрузках и токах коротких замыканий.
Для различных типов двигателей выбира ют и различные предохранители. Для двигате лей с реостатным пуском при полной и тяже лой нагрузке предохранители выбирают на ток, равные номинальному току двигателя, или на ближайшую большую силу тока — по стан дарту предохранителей.
Для асинхронных электродвигателей с ко роткозамкнутым ротором при нормальных условиях пуска (редкие пуски, небольшие дли тельности разбега) рекомендуются предохра нители на силу тока:
93
Рис. 45. Характеристики плавкого предохранителя.
Рис. 46. Электромагнитное промежуточное реле ЭП-41/Б:
J _ катушка; |
2 — неподвижный |
сердечник; 3 — подвижный |
||
|
|
сердечник (якорь). |
|
|
----------------------------- |
|
• |
|
|
Рис. 47. Электромагнитное максимальное реле |
РЭ-2100. |
|||
---------------------------- |
|
• |
|
|
|
Рис. 48. Тепловое реле РТ-1: |
|
||
I — биметаллическая |
пластинка; |
2 — нагревательный |
элемент; |
|
3 — кнопка |
возврата; |
4 — рычаг; |
5 —ось; 6 — тяга; |
7 кон* |
|
|
такты |
реле. |
|
94
t __ htycu
"P 2.5
с тяжелыми условиями пуска (частые пуски при больших длительностях разбега):
Т Іцуск
"Р 1,6—2’
где Іпр — номинальный ток предохранителя;
Іпѵск — пусковой ток двигателя. Во'избежание пожаров и несчастных слу
чаев, возможных при перегорании и расплав лении вставок, последние должны быть закры ты крышкой, сделанной из огнеупорного мате риала (фарфора, фибры, пластмассы и др.).
Технические данные по низковольтным предохранителям приводятся в соответствую щих справочниках.
Реле. Среди приборов, служащих для авто матического контроля, защиты и управления, главное значение имеют реле. В электротехни ке так называются приборы, которые автома тически управляют токами в цепях. В зависи мости от физического фактора, вызывающего замыкание или размыкание электрической це пи, существуют реле времени, реле тепловые, оптические, акустические, реле давления, уров ня, скорости и т. д.
Из громадного числа типов и конструкций реле мы рассмотрим типы, имеющие особенно большое применение в схемах управления электродвигателями,—■электромагнитное, теп ловое и реле времени.
Электромагнитное реле типа ЭП-41/Б (рис. 46) в зависимости от исполнения имеет три или шесть контактов. Поэтому оно приме
5 5
няется в качестве промежуточного аппарата в различных схемах автоматики. Благодаря большому количеству контактов реле может управлять работой нескольких цепей, включая и отключая их при подаче и снятии напряже ния с катушки реле. По принципу действия ре ле аналогично контактору, но его якорь 3 со вершает не вращательное, а поступательное движение, притягиваясь к неподвижному сер дечнику 2.
Максимальное реле (рис. 47) предназначе но для защиты электродвигателей от токов короткого замыказпія и от больших перегру зок. Принцип действия реле состоит в том, что его катушка включается последовательно в силовую цепь установки, поэтому сила притя жения якоря реле зависит от величины тока в катушке. Изменяя натяжение пружины, можно регулировать ток срабатывания реле, при котором происходит притяжение якоря и замыкание или размыкание контактов реле.
Тепловое реле РТ-1 применяется в схемах управления для автоматической защиты элек тродвигателей от перегрева при длительных небольших перегрузках. Его применение об условлено тем, что реле максимального тока и плавкие предохранители обеспечивают за щитное действие лишь при значительном уве личении тока, а для целостности обмоток элек тродвигателя опасность представляет не толь ко максимальная величина силы тока, но и общее количество тепла, выделяемого в об мотках, которое может быть очень значитель ным при малой силе, но продолжительном времени протекания тока.
7 - 1 1 1 4 |
97 |
Тепловое реле |
состоит |
из двух основных |
|
частей — нагревательного |
элемента |
и меха |
|
низма размыкания |
(рис. 48). При нагреве би |
||
металлической пластинки |
реле выше |
опреде |
ленной температуры она', изгибаясь кверху, ос вобождает рычаг 4, который под действием пружины поворачивается на оси 5 и тягой 6 размыкает -контакты 7. Для возврата контак тов в замкнутое состояние необходимо дать время для остывания биметалла, а затем кнопкой 3 вернуть рычаг в исходное положе ние. Для регулировки срабатывания реле ры чаг 4 сделан перемещающимся в вертикаль ной плоскости.
Нагревательные элементы реле — сменные, подбирают их по каталогу в зависимости от номинального тока электродвигателя.
Реле времени. При управлении автомати ческими или полуавтоматическими электро приводами бывает необходимо производить включения, отключения и переключения через строго определенные промежутки времени. Обычные реле не могут точно выдержать нуж ное время, поэтому применяют так называе мые реле времени, представляющие собой мгновенные максимальные реле, подвижная часть которых связана с приспособлением ме ханической выдержки времени.
Реле времени размыкает или замыкарт свои контакты для управления рабочим меха низмом только спустя строго определенное время после получения импульса. Приспособ ление для уставки времени может быть сде лано различно.
Принцип действия реле (рис. 49) состоит
98
в том, 4fo после подачіі тока на его катушку 1 якорь 3 растягивает пружину 5, тогда анкер ное колесо 10 под действием рычага 6 начи нает поворачиваться по часовой стрелке. Ско рость вращения анкерного колеса ограничи вается скоростью колебаний маятника 8 с грузом 9. Замыкание или размыкание кон тактов 11 совершается через определенное время после подачи напряжения в катушку реле. Грубо регулировать время срабатыва ния контактов можно винтом 7 и точно —• пе ремещением груза 9. Как указывалось выше, реле времени используются во многих схемах автоматического управления. Пользуясь ими, можно выполнить, например, а-втомэтическое замыкание секций реостата при пуске асин хронных двигателей с фазным ротором, а так же пускать синхронные двигатели.
Кроме электромагнитных реле, для получе ния больших выдержек времени применяются моторные реле типа Е-52 и Е-58 с уставками времени от 1 до 60 сек. и РВТ-1200 с уставкой времени от 1 до 20 мин.
Схемы автоматического управления
Электрические цепи автоматизированного электропривода делятся на две категории: цепи главного тока (или силовые) и цепи управления (или цепи вспомогательного то ка). К цепям главного тока относятся силовые цепи двигателей, трансформаторов, генерато ров. Для облегчения чтения схем цепи главно го тока вычерчиваются жирными линиями. Цепи управления изображаются тонкими лн-
7* |
99 |
Рис. 49. Принципиальная схема электромагнитного |
реле |
|
||||||
|
|
времени РЭ-216: |
|
|
|
|
||
/ — катушка; 2 — неподвижный |
|
сердечник; |
3 — подвижный |
сер |
|
|||
дечник |
(якорь); |
-/ — контакты |
мгновенного |
действия; |
5 — пру |
|
||
жина; |
6 — рычаг |
с зубчатой |
рейкой; 7 — винт грубой |
регули |
|
|||
ровки |
выдержки |
времени; 5 —маятник; 9 — груз для |
точной |
51 |
||||
регулировки выдержки времени; |
10— анкерное колесо; // — кон |
|||||||
|
такты, |
работающие |
с |
выдержкой |
времени. |
|
|
|
Рис. -50. Схема автоматического управления асинхрон
ного короткозамкнутого двигателя с нереверсивным магнитным пускателем.
Рис. 51. Схема автоматического управления асинхрон
ного короткозамкнутого двигателя с реверсивным маг нитным пускателем.
100
нпямн. К цепи управления присоединяются катушки контакторов и реле, контакты реле, блок-контакты контакторов п другие элемен ты аппаратов, связанные с функциями управ ления. Кроме того, к цепям управления отно сятся цепи защиты, сигнализация и цепи со специальными блокировками между отдель ными электроприводами.
При начертании схемы положение всех элементов аппаратуры (в частности контак тов) показывают для обесточенного состояния реле и контакторов.
Ввиду большого количества аппаратуры в схемах автоматизированного электроприво да, при ее изображении пользуются условны ми обозначениями. Кроме того, каждому ап парату в схеме присваивается буквенное название, указывающее на функции данного аппарата. Это название сохраняется для всех элементов аппарата. Первая буква названия означает наименование аппарата, вторая — его назначение.
Например: КЛ — контактор линейный, КУ — контактор ускорения, РУ — реле ускорения, РМ — реле максимальное, РТ — реле тепловое и т. д.
На рисунке 50 приведена схема автомати ческого управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем посредством магнитного пускателя. Магнитный пускатель дает возможность включать н отключать дви гатель с одного или нескольких мест кнопка ми, а также автоматически отключать двига тель от сети при исчезновении напряжения,
102
а при наличии тепловых реле — защищает двигатель от длительных перегрузок.
При пуске двигателя включают рубильник Р и нажимают кнопку «пуск». При этом ка тушка КЛ пускателя оживляется током, кон такты КЛ пускателя главной цепи замыкают ся и приводят двигатель в ход, а блокировоч ный контакт КЛ шунтирует кнопку «пуск».
Остановка двигателя может произойти или при нажатии кнопки «стоп», которая нормаль но замкнута, или с помощью теплового реле. При перегрузке двигателя, а также при уве
личенном |
токе в |
главной |
цепи |
токоведущие |
элементы |
теплового реле |
РТ, |
включенные |
|
в фазы Л 1 II Лз, |
нагреваются и нагревают би |
металлическую пластинку, которая, изгибаясь, размыкает контакт РТ, находящийся в цепи управления. Для возвращения контактов теп ловых реле в исходное (замкнутое) положение служит кнопка «возврат», расположенная на крышке пускателя.
Цепь управления подключается к двум фа зам силовой цепи двигателя, т. е. на линейное напряжение.
На рисунке 51 представлена схема автома тического управления асинхронным короткозамкнутым двигателем с реверсивным магнит ным пускателем.
Реверсивный магнитный пускатель состоит из двух трехполюсных контакторов В для хода вперед и Я — для хода назад. Главные кон такты контакторов В и Я включены в силовую цепь двигателя Д так, что средний зажим двигателя присоединяется всегда к линейному приводу Л2, крайние же зажимы двигателя
103