ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
увеличения теплоемкости реостатов. Объем масла в системе охлаждения подбирают та кой, чтобы температура масла в наиболее на гретом месте не превышала 80°С. Реостаты с масляным охлаждением, слабо отдавая теп ло в окружающую среду, охлаждаются во мно го раз медленнее реостатов с воздушным ох лаждением.
По конструкции переключателей ступеней сопротивления различают реостаты: плоские барабанные, вальковые, кулачковые и кон такторные.
Реостаты с плоским переключателем сту пеней сопротивления имеют ряд неподвижных контактов, расположенных по дуге окружно сти и закрепленных на плоской доске из изо ляционного материала, и один подвижный, скользящий контакт (рис. 35). Этими контак тами соединены отдельные секции сопротивле ний реостата.
Ввиду того, что при переходе подвижного контакта от одного неподвижного контакта на другой образуется искра, вызывающая обгорание контактов, реостаты с плоским переклю чателем ступеней сопротивления устанавли вают только при числе включений не свыше
10 в час. |
барабанным переключателем |
|
Реостаты с |
||
ступеней имеют неподвижные |
контакты в |
|
виде цилиндра, |
напоминающего |
по внешне |
му виду коллектор электрической машины по стоянного тока, по которому скользит подвиж ный контакт. Эти переключатели применяются при числе пусков от 10 до 30 в час.
Реостаты с вальковым переключат$-
71
Рис. 35. Реостаты с контактным переключением элемен
тов сопротивления.
--------------------- •
Рис. 36. Чугунные элементы сопротивления.
--------------------- •
Рис. 37. Эскиз контроллера.
--------------------------- ©
Рис. 38. Разрез по контактному элементу кулачкового
контроллера.
72
лем — контроллером — применяют при час тых пусках, до 240 и более раз в час. Иногда контроллер помещают в общий кожух с соп ротивлениями, но это придает громоздкость конструкции. Чаще всего контроллер .пред ставляет собой только переключатель, а соп ротивления монтируют в другом месте, сое диняя их с контактами контроллера провода ми или кабелями.
Контроллер состоит из поворачивающегося непроводящего валика 1 (рис. 37), на котором в определенном порядке (в соответствии со схемой) укреплены контактные планки 4. Эти планки чаще всего медные или бронзовые. Они уложены по поверхности валика в виде коль цевых сегментов. На подвижной изолирующей стойке 2 укреплены отдельно проводящие пру жинящие пальцы 3, изолированные друг от друга, к ним подводятся провода от соответ ствующих элементов схемы.
При повороте рукоятки контроллера 5 по часовой стрелке контактные планки 1, 2, 3, 4, 5 в определенной последовательности подхо дят под пружинящие пальцы 1, 2, 3, 4, 5, давая соответствующие соединения.
Контроллеры применяются при повторно кратковременном режиме работы механизмов и в тех случаях, когда требуются более или менее сложные переключения, например, при реверсировании привода. Выбор контроллера производится по номинальному току и напря жению двигателя, причем при управлении асинхронными двигателями величину тока статора и ротора необходимо учитывать от дельно. Следует принимать во внимание число
74
включений электродвигателя в час, так как с увеличением числа включений допустимая мощность контроллера уменьшается.
Существенным недостатком вальковых кон троллеров является трущийся контакт между пальцем и сегментом. Это приводит к сравни тельно быстрому износу контактирующих эле ментов и затяжке в разрыве дуги при размы кании цепи. Недостаток этот устранен в ку лачковых контроллерах.
Реостаты с кулачковым контроллером имеют набор контактных элементов, помещен ных в стальной кожух, подобный кожуху валькового контроллера. На рисунке 38 дан поперечный разрез контактного элемента ку лачкового контроллера. Неподвижный кон такт 2 закреплен на изоляции. Подвижный контакт 1 соединяется с внешним проводом через наконечник гибким соединением 3. Он связан с рычагом, могущим вращаться вокруг оси 0. Пока ролик 5, ось которого закреплена на конце рычага, не соприкасается с выступом кулачковой шайбы 6, спиральная пружина 7 удерживает контакты 1 и 2 замкнутыми, при чем сила нажатия контактов определяется упругостью пружины 4. Шайба 6 вместе с квадратным валом может вращаться махови ком. При повороте вала, когда кулачок шай бы 6 поднимет ролик 5, контакты 1 и 2 разом кнутся.
Благодаря отсутствию трения между кон тактами кулачковые контроллеры допускают значительно большее по сравнению с Валько выми число включений в час и могут приме няться для более тяжелых условий работы,
75
По способу защиты от вредного действия среды реостаты делят на следующие виды:
о т к р ы т ы е , — не имеющие кожуха или имеющие кожух с крупными отверстиями, что обусловливает свободный доступ воздуха
квнутренним токоведущим частям;
за щ и щ е н н ы е,— имеющие кожух с не большими отверстиями для вентиляции;
з а к р ы т ы е,— имеющие кожух без от верстий. Защиты от пыли, влажности воздуха
игазов такие реостаты не имеют;
по л у г е р м е т и ч е с к II е, — представля ющие собой усиленные в отношении умень шения неплотностей закрытые типы реостатов.
У реостатов с масляной защитой все части, находящиеся под напряжением, поме щают :в масло, что предохраняет их от воздей ствия водяных паіров и газов.
Взрывобезопасные |
реостаты различают: |
а) с масляной защитой, |
б) с герметически за |
крытым кожухом, способным выдержать боль шое внутреннее давление в случае взрыва внутри и в) с закрытым кожухом, имеющим сообщение с окружающей средой, для урав нивания внутреннего давления через тепло поглощающие щели из медных колец.
Пускорегулировочные реостаты представ ляют собой комбинацию пускового реостата с реостатом возбуждения. По внешнему виду они схожи с пусковыми реостатами. На крыше реостата указываются положения рукоятки, соответствующие пуску в ход и регулировке возбуждения электродвигателя.
При пользовании пускорегулировочным реостатом, так же как и при пользовании пу
76
сковым реостатом, нужно иметь в виду, что элементы пускового сопротивления их не рассчитаны на длительное прохождение по ним тока. Поэтому задерживать контакты под то ком дольше, чем это необходимо для пуска или оставлять не выведенными из-под напря жения хотя бы часть элементов пускового со противления нельзя, иначе они могут быстро перегореть. Что касается контактов регулиров ки возбуждения, то на любом из них рукоятка реостата может оставаться неограниченное время: эти контакты рассчитаны на длитель ное прохождение тока.
Выбор пускового реостата
Основными исходными данными для пра вильного выбора пускового реостата для ра бочей машины являются:
плавность развертывания рабочей машины от состояния покоя до номинальной скорости вращения; время разгона рабочей машины;
частота |
пусков |
и |
допустимость |
пусковых |
||
токов. |
|
учет этих |
данных |
может |
||
Неправильный |
||||||
привести либо .к чрезвычайно |
резкому |
нара |
||||
станию |
скорости |
вращения электродвигателя |
||||
и рабочей машины при пуске |
(это влечет за |
|||||
собой быстрое изнашивание, |
а иногда и по |
|||||
ломку |
движущихся |
частей |
машины), |
либо |
||
к чрезмерно коротким пусковым |
периодам |
II большим скачкам пусковых токов (это вызы вает перегорание предохранителей, выключе ние максимальных токовых реле и даже раз
7 7
рушение обмоток электродвигателя и кабель* ной сети).
Размеры отдельных элементов пускового реостата и общие его габариты, как и в элек тродвигателях, определяются условиями на грева. Чем больше тепла выделяется в пуско вом реостате за единицу времени, тем больше должны быть его размеры. Реостат должен обладать достаточной теплоемкостью для то го, чтобы температура отдельных его элемен тов в период пуска не превышала установлен ных норм. Теплоотдача реостата должна быть такой, чтобы он успевал охлаждаться за время пауз.
Основными показателями, определяющими правильность выбора пускового реостата, яв ляются величина пускового тока и время, по требное для разгона рабочей машины, или продолжительность пуска. Но только по этим показателям нельзя составить тепловую ха рактеристику реостата. При больших пуско вых токах и длительных пусковых периодах может быть интенсивный нагрев реостата, но если следующий пуск происходит через значи тельный промежуток времени, реостат успеет охладиться. Если же пуски следуют один за другим через короткие промежутки времени и реостат за время паузы не успеет охладить ся до исходной температуры, то с каждым по следующим пуском температура его будет повышаться и может перейти допустимые пре делы. Поэтому, при учете показателей, опре деляющих тепловой режим реостата, необхо димо принять во внимание и частоту пусков. При редких пусках реостаты должны обладать
78
большой -теплоемкостью, при частых — боль шой теплоотдачей.
Все эти три фактора в совокупности с мощ ностью электродвигателя и составляют основу тепловой характеристики работы реостатов.
В первый момент пуска реостат поглощает почти всю пусковую мощность электродвига теля, в последний момент поглощение мощно сти приближается к нулю, поскольку посте пенное переключение пускового режима рео стата выводит все ступени его сопротивления.
Так как в реостате поглощается примерно половина энергии, забираемой двигателем из сети в периоды пусков, можно записать, что количество энергии А, выделяемой в реостате в течение часа, равно
|
А = 0,5 • X • Р • t • Z квт/сек, |
где |
кратность пускового тока; |
Р — мощность, подводимая к электродви |
|
t |
гателю в квт\ |
— время запуска двигателя в секунду; |
Z — число пусков в час.
Переводя данную энергию в тепловые еди ницы, получим поглощаемое реостатом тепло, равное:
Q= 0,24 • А =0,12 • X • Р • t • Z ккал,
где 0,24 — тепловой эквивалент электрической энергии.
На основании этого выражения решается вопрос о выборе пусковых реостатов.
Предположим, что в нашем распоряжении имеется пусковой реостат для асинхронного электродвигателя 5 кет и реостат, могущий
79