ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
где Р — активная Мощность в кет (I квт=
—1000 вт) ;
Uл — линейное напряжение в вольтах (е); І л — линейный ток в амперах (а). Однако точно учесть мгновенное значение
коэффициента мощности трудно, так как ве личина его меняется каждый раз как изме няется нагрузка потребителя. Поэтому при расчетах за электроэнергию и расчетах ком пенсационных установок пользуются средне взвешенным значением коэффициента мощно сти (cos ціер.вэв) *, который на основании пока заний счетчиков активной и реактивной энер гии** за определенный промежуток времени (час, сутки, месяц, год) определяется по фор муле
где Wa и Wp — соответственно |
суммарное |
потребление активной (квтч) |
|
и реактивной |
(кварч) энер |
гии, учитываемое счетчика ми.
* Среднеарифметическое значение коэффициента мощности находят путем ряда отсчетов его через оди наковые промежутки времени и последующее деление суммы отсчетов на их количество, т. е.
COS'Ocp.ap |
COS<?i + COS!?, + • • • • |
-f COS<f„ |
П |
|
|
** Активная и |
реактивная энергия |
(работа)— это |
понятия, соответствующие активной и реактивной мощ ностям (формулы 1 и 6).
Таким образом, активная энергия \Va = P-t, а реак тивная энергия Wp= Qt, где t — время.
9 * . |
131 |
Пример. Показания |
счетчиков |
активной |
|
и реактивной энергии на |
одном |
из |
объектов |
сельского потребителя в начале |
месяца были |
14 350 квтч и 7300 кварк, в конце того же меся ца соответственно—15 860 квтч и 8320 кварк.
Определить общий средневзвешенный ко эффициент мощности данного объекта за ме сяц.
Решение.
Суммарное потребление активной и реак тивной энергии определяется как разность по казаний счетчиков.
Wa = 15 86014 350= 1510 квтч. Wp =8320-7300=1020 кварк.
Общий средневзвешенный коэффициент мощности определяется по формуле
CO S ®ср. взв —
/Ю 2 0 'а
\15l0/
= 0,83, или 83%.
Согласно существующим директивам Сове та Министров СССР потребители, получающие электроэнергию от энергосистем Министерства энергетики и электрификации, обязаны повы сить коэффициент мощности электроустановок до 92—95%:
Классификация электроустановок по характеру потребления мощности
По характеру потребления активной и ре активной мощности все установки можно раз делить на следующие группы:
132
1. Установки, потребляющие только актив ную мощность: электрические лампы нака ливания, электронагревательные приборы и установки сопротивлений, применяемые при обогреве почвы, воздуха, воды и для других целей; сушильные устройства с применением инфракрасных лучей и т. п.
2. Установки, потребляющие активную и реактивную (индуктивную) составляющие мощности, асинхронные двигатели, трансфор маторы, линии электропередачи и др.
3. Установки, вырабатывающие и отдаю щие в сеть емкостную реактивную мощность; конденсаторы и синхронные компенсаторы.
4. Установки, потребляющие активную и вырабатывающие реактивную мощность; синхронные двигатели и асинхронные двигате ли с фазокомпенсаторами.
Факторы, влияющие на величину коэффициента мощности
Различные группы потребителей имеют разные по значению коэффициенты мощности.
На величину естественного коэффициента мощности влияют: характер нагрузки электро установок, номинальная мощность электро двигателя, номинальная скорость вращения двигателя, форма использования двигателя, конструкция ротора, величина механической нагрузки электродвигателя и нагрузка транс форматоров. Рассмотрим все эти факторы в от дельности.
Характер нагрузки. Электроустановки кол
7 3 5
хозов и совхозов — одни из потребите лей активной и реактивной электрической энергии.
Активная энергия, доставляемая потреби телям, преобразуется в другие виды энергии (например, в энергию механическую). Процесс преобразования связан с потерями, на которые идет часть активной энергии.
При безпндукцпонной нагрузке в цепи пе ременного тока сдвига фаз (ср) между напря жением и током не наблюдается п коэффи циент мощности равняется 1. При этом потреб
ляется только |
активная энергия, |
реактивная |
энергия равна |
нулю (Q= PUI • sin cp = 0). |
|
Синхронные |
двигатели при |
нормальном |
возбуждении также работают с коэффициен том мощности, равном 1. Асинхронные двига тели (а также трансформаторы) являются потребителями реактивной энергии: они обла дают значительной индуктивностью и всегда работают с коэффициентом мощности ниже единицы (cos ср< 1).
Асинхронные двигатели потребляют около 70%, трансформаторы — до 20—25% п линии электропередачи — 5—10% всей реактивной мощности системы.
Таким образом, крупными потребителями реактивной энергии в хозяйствах колхозов, совхозов являются асинхронные двигатели и трансформаторы, которые в основном и оп ределяют величину естественного коэффициен та мощности.
Номинальная мощность электродвигателей. Коэффициент мощности мелких двигателей равен приблизительно 0,7, а двигателей
т .
средних и крупных мощностей — 0,8—0,9. Объясняется это тем, что на величину реактив ной мощности влияет в основном воздушный зазор, который у двигателей больших мощно стей относительно меньше, чем у двигателей малых мощностей.
В последнем случае отношение реактивной
мощности Q к активной Р |
сравнительно ве |
||
лико. |
1 |
|
|
Так как cos э = |
(Ю) |
||
|
то маломощные двигатели имеют невысокий коэффициент мощности. Например, асинхрон ные электродвигатели типа АО при скорости вращения 950 об/мин и номинальной мощно сти 1 кет имеют коэффициент мощности 0,72; при номинальной мощности 20 кет — 0,84.
Номинальная скорость вращения. Асин хронные двигатели с меньшей номинальной скоростью вращения имеют большие размеры и большую боковую поверхность ротора по сравнению с двигателями быстроходными и поэтому обладают более низким коэффи циентом мощности.
Например, асинхронные электродвигатели типа АО мощностью 7,0 кет при разных номи нальных скоростях имеют
при /г= 1440 об/мин cos ср = 0,86, при « = 735 об/мин cos ср = 0,78.
Форма исполнения. Двигатели закрытого типа по сравнению с двигателями открытого или защищенного типа при одинаковой мощ ности имеют большие размеры и поэтому так*
135
же обладают более низким коэффициентом мощности.
Конструкция ротора. В двигателях с фаз ным ротором благодаря лобовым соединениям обмоток ротора и ответвлениям к кольцам наблюдаются добавочные магнитные потоки рассеяния. Поэтому такие двигатели имеют более низкий коэффициент мощности, чем дви гатели с короткозамкнутым ротором.
Нагрузка электродвигателя. В условиях эксплуатации коэффициент мощности в зна чительной степени зависит от механической нагрузки двигателей. С уменьшением нагрузки соответственно уменьшается активный ток двигателя, тогда как реактивный ток остается почти постоянным. Но относительная величи на реактивного тока возрастает, и коэффи циент мощности двигателя уменьшается, а это, в свою очередь, снижает средневзвешенный коэффициент мощности потребителя.
Кривая изменения коэффициента мощно сти при изменении нагрузки на валу асинхрон ного двигателя показана на рисунке 55; по
оси абсцисс |
отложена нагрузка |
(мощность) |
в процентах от номинальной. |
Недогрузка |
|
Нагрузка |
трансформаторов. |
трансформаторов, питающих электроустанов ки, вызывает снижение коэффициента мощ ности.
Так как асинхронные двигатели и транс форматоры являются наиболее распространен ными установками, их недогрузка является основной причиной низкого коэффициента мощности сетей потребителя.
136
Малая нагрузка двигателя п трансформа торов — в большинстве случаев результат их неправильного выбора по мощности (выбора с запасом).
Способы повышения коэффициента мощности
Повышение коэффициента мощности элек троустановок может быть достигнуто повыше нием естественного cos ср, т. е. снижением реактивной составляющей мощности, отдавае мой в сеть, а также рационализацией энерго хозяйства без применения специальных ком пенсационных устройств.
Повышение коэффициента мощности до стигается при правильном выборе мощности электродвигателей и условий их эксплуатации, при повышении качества ремонта электродви гателей и замене уже работающих и мало за груженных двигателей и трансформаторов установками меньшей мощности.
Известно, что асинхронный электродвига тель работает с наилучшими к.п.д. и коэффи циентом мощности при загрузке его от 75% до номинальной. Поэтому эксплуатация двигате лей, загруженных менее 75%, нерентабельна.
Мало загруженные двигатели следует за менить электродвигателями меньшей мощно сти или, если возможно, переключить их обмотки с треугольника на звезду при нагруз ке не более 35% от номинальной. При таком переключении в 1,73 раза уменьшается напря жение, подведенное к каждой обмотке статора
137
COStf
09 |
|
|
-- — Ш |
|
Об |
|
* |
|
|
|
. |
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
£ |
Г |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Г- |
|
|
|
|
01 |
|
|
|
|
0 |
25 |
50 |
75 |
100 |
Нагрузка б %
55
Рис. 55. Кривая коэффициента мощности асинхронного
двигателя.
--------------------- •
Рис. 56. Кривые коэффициента мощности недогружен
ного аспнхроннного двигателя.
--------------------- •
Рис. 57. Схема автоматического управления двигателем
с ограничителем холостого хода.
----------------------- •
Рис. 58. Принципиальная схема приключения статиче
ских конденсаторов для повышения коэффициента мощ ности асинхронного двигателя.
----------------------- •
25 50 15 HIB
Нагрузка б %
56
Рис. 59. Схема |
включения |
конденсаторной |
батареи |
и разрядных |
сопротивлений |
у группового |
щитка. |