ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
(фазное напряжение), в связи с этим умень шается магнитный поток и потребление реак тивной энергии (рис. 56).
Если обмотки статора двигателя образуют несколько параллельных ветвей, их можно соединить последовательно, при этом к.п.д. и коэффициент мощности повышаются, но так же, как при переключении с треугольника на звезду, уменьшаются мощность и момент дви гателя. Например, если обмотка фазы двига теля до переключения состояла из трех парал лельных ветвей, по две секции в каждой, то после переключения стало две ветви по три секции в каждой. Напряжение секции при этом уменьшилось в 2/3 раза, так как:
и 1с = 1І2^Ф И С = УзѴф
или отношение ^ = Vs: Уз = Уз- (И)
U i C
Момент двигателя уменьшился пропорцио нально квадрату фазного напряжения, он со ставил примерно половину номинального мо мента. Коэффициент мощности при нагрузке, равной 50% от номинальной, должен повы ситься примерно с 0,5 до 0,8. Асинхронный двигатель, работая без нагрузки, имеет коэф фициент мощности, равный 0,15—0,2, в этом режиме его целесообразно отключать от сети.
Значительный эффект дает интенсифика ция технологических процессов, обусловли вающая равномерную загрузку оборудования, что, в свою очередь, обусловливает равномер ную загрузку соответствующих электродвига телей и, следовательно, повышает средневзве шенный коэффициент мощности.
140
Коэффициент мощности электродвигателей н трансформаторов при холостом ходе дости гает максимальных значений. В связи с этим существенных результатов в повышении коэф фициента мощности можно добиться ограни чением холостых ходов электродвигателей и трансформаторов. Весьма эффективным мероприятием является также массовое внед рение ограничителей холостого хода, автома тически отключающих электродвигатели при
переходе их |
в режим |
холостой работы |
(рис. 57). |
ограничителя |
А механически |
Контакты |
связываются с рычагами педального управле ния станком или рычагами фрикционной муф ты. Тогда при включении фрикциона контакты
А замыкают |
цепь катушки |
контактора КЛ |
и двигатель |
запускается. |
При отключении |
фрикциона контакты А размыкаются и двига тель останавливается. Кнопка С служит для отключения двигателя по окончании работы.
Практика показывает, что вследствие не правильного и неудовлетворительного ремонта электродвигателей в ряде случаев ток холо стого хода (намагничивающий) значительно возрастает, что приводит к снижению номи нального коэффициента мощности. Поэтому не следует допускать обточку ротора асин хронных двигателей при сработанных под шипниках, изменение числа проводников в па зу или распиливание последних для облегче ния укладок обмотки. Все это ведет к увеличе нию воздушного зазора, а следовательно, и к уменьшению номинального коэффициента мощ ности.
141
ЁнеДрейие асинхронных Двигателей йа 1470 об/мин содействует повышению коэффи циента мощности, так как эти двигатели по сравнению с двигателями на 930 и 735 об/мин имеют более высокий коэффициент мощности.
Улучшение коэффициента мощности дает возможность:
увеличить пропускную способность элек трических сетей и, следовательно, экономить цветные металлы;
снизить установленную мощность транс форматоров;
снизить потери электрической энергии в электрических сетях и трансформаторах;
снизить потерн напряжения в электросетях, питающих электроустановки предприятия;
снизить стоимость электроэнергии, расхо дуемой сельским потребителем.
Кроме того, повышения коэффициента мощности добиваются снижением реактивной составляющей мощности, отдаваемой в сеть,
атакже установкой специальных устройств, вырабатывающих емкостную составляющую мощность. Так как реактивная составляющая мощность потребителя является индуктивной,
акомпенсатор создает емкостную составляю щую, в сеть отдается разность этих мощностей.
При этом методе повышения коэффициента
мощности используются следующие компенси рующие установки: с т а т и ч е с к и е к о н д е н с а т о р ы , с и н х р о н н ы е к о м п е н с а т о р ы и п е р е в о з б у ж д е н н ы е с и н х р о н н ы е д в и г а т е л и . Все они вырабаты вают реактивную мощность, потребляемую некоторыми приемниками. Поэтому при вклю-
142
Ченин в сеть эти установки разгружают энер гетическую систему (в частности, генераторы на электростанции) от реактивной мощности и соответственно повышают коэффициент, мощности системы или сети.
Ниже рассматриваются условия работы и характеристика компенсирующих устройств.
Статическими конденсаторами называются приборы, применяемые для получения значи тельной электрической емкости. Они состоят из двух проводящих поверхностей (электро дов), разделенных диэлектриком. В технике широко применяются плоские бумажные кон денсаторы, у которых электроды выполняются из алюминиевой фольги.
При значительном числе часов использова ния электродвигателей конденсаторные бата реи включаются либо непосредственно на за жимы двигателей, либо на групповом распре делительном щите, либо на стороне низкого (высокого) напряжения трансформаторной подстанции потребителя.
В первом случае от реактивных токов раз гружается вся сеть, во втором — только сети низкого напряжения и трансформатор, в тре тьем — от реактивных токов сети низкого на пряжения не разгружаются, а при установке конденсаторов на стороне высокого напряже ния от реактивных токов не разгружается и трансформатор.
Для повышения емкости трехфазные кон денсаторы соединяются параллельно, одно фазные то же. Кроме того, для включения в трехфазную сеть они включаются треуголь ником.
143
Принципиальная схема приключения бата реи статических конденсаторов для повыше ния коэффициента мощности асинхронного двигателя приведена на рисунке 58.
Сущность этого способа заключается в сле дующем. Асинхронный двигатель потребляет ток 1, отстающий по фазе от напряжения. Между тем, исследованиями установлено, что ток /о статических конденсаторов опережает по фазе напряжение. При включении конден саторов параллельно асинхронному двигателю происходит компенсация, уменьшается угол сдвига фаз в подводящих проводах между суммарным током (/2= /і + /) и напряжением (U), соответственно увеличивается коэффи циент мощности (cos ср).
Для безопасности обслуживания, а также во избежание включения заряженных конден саторов применяются разрядные сопротивле ния. При включении конденсаторов на зажимы двигателей разрядными сопротивлениями яв ляются их обмотки. При напряжении до 1 кв в качестве разрядных сопротивлений обычно используются лампы накаливания, включае
мые на |
зажимы |
конденсаторной |
батареи |
||
(рис. 59). |
В зависимости |
от |
напряжения |
||
в каждую |
фазу лампы включаются |
последо |
|||
вательно, а в сеть — треугольником. |
качестве |
||||
При напряжении |
выше |
1 кв |
в |
разрядных сопротивлений используются транс форматоры напряжения, включенные треуголь ником или открытым треугольником. Конден саторы защищают плавкими предохранителя ми, а при наличии масляного выключателя — специальными реле защиты.
144
При определении емкости конденсаторов, которую нужно подключить параллельно дви гателю, повышение коэффициента мощности установки от cos (pi до cos срг проводится по следующей формуле
где Р |
С - |
Т Ж |
“ * £ ? * ) » (12) |
— средняя |
активная |
потребляемая |
|
|
мощность электродвигателя в пе |
||
С |
риод наибольшей нагрузки (вт)\ |
||
— емкость |
(ф) ; |
|
|
Ф\ |
— угол сдвига фаз до компенсации; |
||
Щ — угол сдвига фаз после компенсации; |
|||
м= 2я/ — угловая частота |
(сек.-1); |
||
Ѵф— фазное напряжение |
(е); |
/— частота сети (гц).
Можно считать, что в среднем для увеличе ния коэффициента мощности каждые 5% уве личения требуют установки конденсаторов, реактивная мощность которых в кѳар состави ла бы 12% активной мощности потребителей.
Так, например, для повышения коэффи циента мощности с 0,7 до 0,9 при средней потребляемой активной мощности 50 кет нуж но установить батарею статических конденса торов приблизительно следующей мощности:
Q = 1,3 • 0,12 • 50 = 78 квар.
Пример. В сети переменного тока с напря жением 500 в подключен электродвигатель, в среднем потребляющий 9 кет и работающий с коэффициентом мощности cos срі =0,65. Ка кой емкостью должна обладать батарея кон
10— 1 1 1 4 |
145 |
денсаторов, приключенная к зажимам элек тродвигателя, чтобы повысить коэффициент мощности этой установки до coscp2= 0,8.
Решение. По известным значениям коэф фициентов мощности cos фі = 0,65 и cos фа= 0,8, пользуясь таблицами, находим соответственно tg ф[ = 1,15 к tg ф2= 0,72. Подставляем эти зна чения в формулу
9000
С= 314-500^ (1,15-0,72) =
=0,000005 ф =0,005 мкф.
Втаблице 4 приведены основные данные конденсаторов, выпускаемых для повышения коэффициента мощности электродвигателей.
Тип мкф оар
КМ =0,2 4 - 4 - 3 |
240 |
220 |
4 000 |
КМ =0,4 5 - 6 - 3 |
420 |
110 |
6 090 |
КМ =0, 5 - 8 —3 |
550 |
85 |
8 000 |
К М =3.3 - 1 0 - 1 |
3 300 |
2 920 |
10 000 |
КМ =6,6—10-1 |
6.6 |
730 |
10 000 |
КМ =11—10—1 |
11 010 |
264 |
10 000 |
Т а б л и ц а |
4 |
||
Число фаз |
Вес одной штуки, кг |
Цена 1000 |
вар, руб. |
3 |
24 |
13,7 |
|
3 |
23 |
8,7 |
|
3 |
23 |
6,3 |
|
1 |
23 |
4,8 |
|
1 |
24 |
4.8 |
|
1 |
25 |
4.9 |
Синхронные двигатели
Синхронные двигатели обладают рядом недостатков по сравнению с двигателями асин хронными. Они сложнее по своему устройству и требуют отдельного возбудителя для пита
146