Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ции технического обслуживания и эксплуатационного ремонта.

В качестве одного из возможных вариантов в основу этой работы может быть положена методика, разрабо­ танная в Московском лесотехническом институте и ре­ комендованная секцией лесозаготовок ЦПНТО для ис­ пользования в организациях НТО предприятий.

По этой методике в-основу оценки эффективности форм и методов организации технического обслужива­ ния и ремонта, обеспечивающих высокий „уровень экс­ плуатационной надежности (на базе регулярности и высо­ кого качества выполнения технических уходов, а также ремонтов), положено 2 фактора: 1 — продолжитель­ ность простоев оборудования в каждом виде техниче­ ского обслуживания и ремонта, а также суммарные простои по всему принятому варианту организации, 2 — сменная производительность единицы оборудования по рассматриваемому варианту организации.

Первый фактор — суммарные простои — позволяет определить количество машин, обеспечивающих выпол­ нение плана в соответствии с действующими нормати­ вами и с учетом более полного использования общего фонда времени оборудования (в соответствии с режи­ мом работы предприятия).

Второй фактор — сменная производительность — по­ зволяет определить то количество машин, которое фак­ тически будет необходимо для выполнения плана с уче­ том изменения сменной производительности при данной форме организации технического обслуживания.

По изменению количества работающих машин мож­ но определить также и изменение расходов на их содер­ жание (в соответствии со средней стоимостью машиносмены). Эти показатели достаточны для оценки форм организации, методов технического обслуживания и ре­

118

монта, выбора наиболее рациональных для конкретных условий, однако они не исчерпывают всей экономиче­ ской эффективности.

Взависимости от организации технического обслу­ живания ремонта будут изменяться общиё сроки служ­ бы, объемы технических уходов и ремонтов и величина трудозатрат (как под влиянием изменения сроков служ­ бы, так и в результате применения средств механизации

ипрогрессивных методов работы).

Всоответствии с принятыми показателями оценки эффективности организации технического обслуживания

иремонта по методике МЛТИ, при анализе и выборе наиболее рациональной формы необходимо иметь дан­ ные о том, как влияет организация каждого вида тех­ нического обслуживания и ремонта на величину про­ стоев и на сменную производительность машин.

Простои при обслуживании и ремонте оборудования при прочих равных условиях зависят от затрат времени на их выполнение, технологии и степени механизации работ.

Последовательно планируя применение тех или иных средств механизации и методов работы, можно заранее определить их эффективность и соответствующее умень­ шение простоев и трудозатрат по всем видам техниче­ ских уходов и ремонтов.

Средства механизации ЕУ обеспечивают снижение трудозатрат на 60—80% и при этом значительно повы­ шают качество обслуживания, а следовательно, и на­ дежность соответствующих механизмов.

Важным показателем эффективности организации технического обслуживания и надежности является сменная производительность. При ежесменном уходе от организации и механизации работ будет в значительной степени зависеть пусковая надежность в холодное время,

119



которая определяет также продолжительность внугрисменного простоя исправных машин.

Так, по опыту, наибольшее влияние на сменную про­ изводительность оказывает организация выполнения ежесменного ухода и подогрева в холодное время года. Как показывают специальные наблюдения (табл. 34),

производительность

трелевочного трактора

колеблется

в значительно более

широких пределах (до

50%), чем

величина простоев (до 20%). Подобное несоответствие можно объяснить только тем, что при простое в начале смены интенсивность труда тракториста (после работы

по подготовке

трактора) значительно ниже,

чем в тех

случаях, когда трактор

подготовлен к работе заранее.

 

 

 

 

 

 

Таблица 34

Влияние организации и

механизации

подготовки трактора

к работе в холодное время года на производительность

Форма организации

Степень механизации (характеристика обору­

Относи­

подготовки трелевоч­

тельная

ных тракторов к ра­

 

 

дования)

 

производи­

боте

 

 

 

 

 

тельность

Внутрисменная

Немеханизированная

(бочки на

100

(в начале смены)

кострах) .............................................

Внутрисменная

Частичная

механизация (раздача

119

 

воды

через

П П У - 3 ) ...................

Межсменная

Полная механизация (топливоза­

 

 

правочная

и

подогревательная

153

 

установка

Т - 1 2 0 ) ................... .... .

При анализе эффективности организации выполне­ ния периодических уходов ТУ-1 и ТУ-2 приходится учи­ тывать не только влияние механизации вообще (см.

120


табл. 33), но и реальную целесообразность размещения средств механизации.

При выборе последовательности насыщения средст­ вами механизации процессов ТО можно ориентировать­ ся на смазочные, крепежные и контрольно-регулировоч­ ные работы, а также шинные работы по лесовозным автомобилям.

Для механизации работ по смазке можно планиро­ вать применение различных приспособлений производ­ ства треста ГАРО (солидолнагнетатели, бачки с меха­ нической подачей смазки, заправочные колонки и др.). Механизация крепежных работ должна облегчить вы­ полнение самих работ на машине. Для механизации весьма трудоемких шинных работ применяют съемники для демонтажа шин. Наиболее сложно механизировать контрольно-регулировочные работы, особенно те, кото­ рые необходимо выполнять на работающей машине (в ее рабочем состоянии). Промышленность выпускает отдельные контрольные приборы, в основном для про­ верки электрооборудования и механической части дви­ гателя. Многие приборы для проверки различных систем и приборов охлаждения, смазки, топливной аппаратуры, особенно дизельной, и другие можно изготовлять на месте. Для проверки и регулировки автомобилей в це­

лом

можно применять несложный

инерционный

стенд

с беговыми барабанами, разработанный в

МЛТИ.

В связи с механизацией приходится решать и другой вопрос, где легче ее осуществлять: на месте размеще­

ния

оборудования

(на

мастерском участке, в га­

раже

и т. п.) или

в

специальных мастерских, и

в этом случае обслуживание производить центра­ лизованно, с переброской оборудования в мастер­ скую.

121

 

Эффективность централизации

ТУ-1

 

 

 

(для трелевочного трактора при перевозке по УЖД)

 

 

приведена ниже

 

 

 

 

 

 

Расстояние перевозки трактора в ма­

 

 

 

 

 

 

 

стерскую, к м ....................................

3

5

10

20

30

40

50

Относительная

продолжительность

 

 

 

 

 

 

 

суммарного простоя, % ................

78

80

87

100*

111

123

140

* за 100% принята продолжительность простоя при выполнении

всех видов ТУ

на месте.

 

 

 

 

 

 

 

При централизации ТУ-2 расстояние целесообразной

перевозки несколько возрастает

(до 30—40 км)

в связи

с большей трудоемкостью. Однако при наличии опреде­ ленных условий можно обеспечить надлежащую механи­ зацию и без централизации.

Это обстоятельство играет большую роль, так как любой пункт профилактического обслуживания должен иметь средства механизации-, особенно при значительной концентрации оборудования.

Другим важным резервом уменьшения 'простоев в этих видах технических уходов является изменение времени выполнения и, в частности, межсменная орга­ низация, при которой продолжительность простоя сво­ дится к контрольному осмотру в течение 10—15 мин.

Для межсменного выполнения ТУ-1 и особенно ТУ-2 необходимо надлежащее количество рабочих соответст­ вующей квалификации и создание условий для их рабо­ ты. По опыту некоторых предприятий, особенно на авто­ транспорте, большой эффект получается при выполне­ нии технических уходов не в один, а в два-три приема но основным видам работ. Обеспечить И оборудование, и надлежащий состав бригады технического обслужива­ ния можно при наличии определенного количества об­

122


служиваемых машин. Следовательно, при организации технологического процесса необходимо по возможности стремиться к большей концентрации оборудования в од­ ном пункте (например, на мастерском участке в гара­ же и т. п.). Обслуживание по месту размещения обору­ дования может производиться в боксах-профилактори­ ях различной конструкции с отоплением и освещением,

атакже в стационарных помещениях.

Вотличие от технических уходов ремонты произво­ дятся по потребности. В связи с тем, что по ряду при­ чин количество ремонтов, как правило, превышает пред­ усмотренное планом, организация их выполнения ока­ зывает большое влияние на продолжительность про­ стоев.

Как показывает анализ работы, наибольшие цростои приходятся на долю текущих ремонтов.

Текущий ремонт может выполняться на месте и цент­

рализованно, с внутрисменным (целосменным) простоем или в межсменное время, индивидуально (без снятия агрегатов и узлов) или агрегатным методом на базе обменного фонда агрегатов.

Вопрос о рациональной форме организации текущего ремонта и о возможной величине простоев решается исходя из имеющихся возможностей и фактического объема работы. При наличии надлежащего количества оборудования и выполнения технических уходов в меж­ сменное время целесообразно текущий ремонт произво­ дить в это же время. В таком случае простой в рабочее

время будет полностью

устранен.

. Продолжительность

простоя может быть снижена

и за счет применения агрегатного метода, эффективность которого определяется характером работ. В случае регу­ лярного обслуживания автомобилей и тракторов в лес­ ной промышленности и в сельском хозяйстве при теку­

123

щем ремонте на долю двигателя приходится 25% трудо­ затрат, трансмиссии, рамы и ходовой части около 40%, управления 25 %\ При наиболее полном объеме текущего ремонта доля разборочно-сборочных работ составляет 12%- Таким образом, при агрегатном методе продолжи­ тельность простоя может быть сокращена на 60—70% за счет продолжительности ремонта самих агрегатов.

Эффективность организации текущего ремонта (применительно к автомобилям, тракторам, дорожным и т. п.

машинам) приведена ниже

Продолжи­ Форма организации текущего ремонта тельность простоя, %

Индивидуальная, внутрисменяая децентрализо­

 

ванная

(на

месте размещения

оборудова-

100

н н я ) ..........................................................................

 

 

 

 

 

 

Межсменная

(до

25%

объема)

в

сочетании

75

с

децентрализованной

.......................................

 

 

Индивидуальная централизованная, внутрисмен-

70— 75

н а я ...........................................................................

 

 

 

 

 

 

Межоменная (до 25%) в сочетании

с

внутри­

4 5 -5 0

сменной

индивидуальной централизованной .

Внутрисменная

агрегатная .......................................

 

 

30 -4 0

Межсменная

(до

25%

объема) в

сочетании

\

25— 30

с

внутрисменной

а гр е га тн о й .............................

 

 

В соответствии с положением, трудозатраты на теку­ щий ремонт трактора ТДТ-40 планируются 22 чел.-ч на каждые 100 ч работы при внутрисменной индивидуаль­ ной организации работы. При применении наиболее прогрессивной формы организации трудозатраты сни­ зятся до 5,5—6,6 чел.-ч на 100 ч работы.

124