Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ции технического обслуживания и эксплуатационного ремонта.
В качестве одного из возможных вариантов в основу этой работы может быть положена методика, разрабо танная в Московском лесотехническом институте и ре комендованная секцией лесозаготовок ЦПНТО для ис пользования в организациях НТО предприятий.
По этой методике в-основу оценки эффективности форм и методов организации технического обслужива ния и ремонта, обеспечивающих высокий „уровень экс плуатационной надежности (на базе регулярности и высо кого качества выполнения технических уходов, а также ремонтов), положено 2 фактора: 1 — продолжитель ность простоев оборудования в каждом виде техниче ского обслуживания и ремонта, а также суммарные простои по всему принятому варианту организации, 2 — сменная производительность единицы оборудования по рассматриваемому варианту организации.
Первый фактор — суммарные простои — позволяет определить количество машин, обеспечивающих выпол нение плана в соответствии с действующими нормати вами и с учетом более полного использования общего фонда времени оборудования (в соответствии с режи мом работы предприятия).
Второй фактор — сменная производительность — по зволяет определить то количество машин, которое фак тически будет необходимо для выполнения плана с уче том изменения сменной производительности при данной форме организации технического обслуживания.
По изменению количества работающих машин мож но определить также и изменение расходов на их содер жание (в соответствии со средней стоимостью машиносмены). Эти показатели достаточны для оценки форм организации, методов технического обслуживания и ре
118
монта, выбора наиболее рациональных для конкретных условий, однако они не исчерпывают всей экономиче ской эффективности.
Взависимости от организации технического обслу живания ремонта будут изменяться общиё сроки служ бы, объемы технических уходов и ремонтов и величина трудозатрат (как под влиянием изменения сроков служ бы, так и в результате применения средств механизации
ипрогрессивных методов работы).
Всоответствии с принятыми показателями оценки эффективности организации технического обслуживания
иремонта по методике МЛТИ, при анализе и выборе наиболее рациональной формы необходимо иметь дан ные о том, как влияет организация каждого вида тех нического обслуживания и ремонта на величину про стоев и на сменную производительность машин.
Простои при обслуживании и ремонте оборудования при прочих равных условиях зависят от затрат времени на их выполнение, технологии и степени механизации работ.
Последовательно планируя применение тех или иных средств механизации и методов работы, можно заранее определить их эффективность и соответствующее умень шение простоев и трудозатрат по всем видам техниче ских уходов и ремонтов.
Средства механизации ЕУ обеспечивают снижение трудозатрат на 60—80% и при этом значительно повы шают качество обслуживания, а следовательно, и на дежность соответствующих механизмов.
Важным показателем эффективности организации технического обслуживания и надежности является сменная производительность. При ежесменном уходе от организации и механизации работ будет в значительной степени зависеть пусковая надежность в холодное время,
119
которая определяет также продолжительность внугрисменного простоя исправных машин.
Так, по опыту, наибольшее влияние на сменную про изводительность оказывает организация выполнения ежесменного ухода и подогрева в холодное время года. Как показывают специальные наблюдения (табл. 34),
производительность |
трелевочного трактора |
колеблется |
в значительно более |
широких пределах (до |
50%), чем |
величина простоев (до 20%). Подобное несоответствие можно объяснить только тем, что при простое в начале смены интенсивность труда тракториста (после работы
по подготовке |
трактора) значительно ниже, |
чем в тех |
||||
случаях, когда трактор |
подготовлен к работе заранее. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 34 |
Влияние организации и |
механизации |
подготовки трактора |
||||
к работе в холодное время года на производительность |
||||||
Форма организации |
Степень механизации (характеристика обору |
Относи |
||||
подготовки трелевоч |
тельная |
|||||
ных тракторов к ра |
|
|
дования) |
|
производи |
|
боте |
|
|
|
|
|
тельность |
Внутрисменная |
Немеханизированная |
(бочки на |
100 |
|||
(в начале смены) |
кострах) ............................................. |
|||||
Внутрисменная |
Частичная |
механизация (раздача |
119 |
|||
|
воды |
через |
П П У - 3 ) ................... |
|||
Межсменная |
Полная механизация (топливоза |
|
||||
|
правочная |
и |
подогревательная |
153 |
||
|
установка |
Т - 1 2 0 ) ................... .... . |
При анализе эффективности организации выполне ния периодических уходов ТУ-1 и ТУ-2 приходится учи тывать не только влияние механизации вообще (см.
120
табл. 33), но и реальную целесообразность размещения средств механизации.
При выборе последовательности насыщения средст вами механизации процессов ТО можно ориентировать ся на смазочные, крепежные и контрольно-регулировоч ные работы, а также шинные работы по лесовозным автомобилям.
Для механизации работ по смазке можно планиро вать применение различных приспособлений производ ства треста ГАРО (солидолнагнетатели, бачки с меха нической подачей смазки, заправочные колонки и др.). Механизация крепежных работ должна облегчить вы полнение самих работ на машине. Для механизации весьма трудоемких шинных работ применяют съемники для демонтажа шин. Наиболее сложно механизировать контрольно-регулировочные работы, особенно те, кото рые необходимо выполнять на работающей машине (в ее рабочем состоянии). Промышленность выпускает отдельные контрольные приборы, в основном для про верки электрооборудования и механической части дви гателя. Многие приборы для проверки различных систем и приборов охлаждения, смазки, топливной аппаратуры, особенно дизельной, и другие можно изготовлять на месте. Для проверки и регулировки автомобилей в це
лом |
можно применять несложный |
инерционный |
стенд |
с беговыми барабанами, разработанный в |
МЛТИ.
В связи с механизацией приходится решать и другой вопрос, где легче ее осуществлять: на месте размеще
ния |
оборудования |
(на |
мастерском участке, в га |
раже |
и т. п.) или |
в |
специальных мастерских, и |
в этом случае обслуживание производить центра лизованно, с переброской оборудования в мастер скую.
121
|
Эффективность централизации |
ТУ-1 |
|
|
|
|||
(для трелевочного трактора при перевозке по УЖД) |
|
|||||||
|
приведена ниже |
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние перевозки трактора в ма |
|
|
|
|
|
|
|
|
стерскую, к м .................................... |
3 |
5 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
Относительная |
продолжительность |
|
|
|
|
|
|
|
суммарного простоя, % ................ |
78 |
80 |
87 |
100* |
111 |
123 |
140 |
|
* за 100% принята продолжительность простоя при выполнении |
||||||||
всех видов ТУ |
на месте. |
|
|
|
|
|
|
|
При централизации ТУ-2 расстояние целесообразной |
||||||||
перевозки несколько возрастает |
(до 30—40 км) |
в связи |
с большей трудоемкостью. Однако при наличии опреде ленных условий можно обеспечить надлежащую механи зацию и без централизации.
Это обстоятельство играет большую роль, так как любой пункт профилактического обслуживания должен иметь средства механизации-, особенно при значительной концентрации оборудования.
Другим важным резервом уменьшения 'простоев в этих видах технических уходов является изменение времени выполнения и, в частности, межсменная орга низация, при которой продолжительность простоя сво дится к контрольному осмотру в течение 10—15 мин.
Для межсменного выполнения ТУ-1 и особенно ТУ-2 необходимо надлежащее количество рабочих соответст вующей квалификации и создание условий для их рабо ты. По опыту некоторых предприятий, особенно на авто транспорте, большой эффект получается при выполне нии технических уходов не в один, а в два-три приема но основным видам работ. Обеспечить И оборудование, и надлежащий состав бригады технического обслужива ния можно при наличии определенного количества об
122
служиваемых машин. Следовательно, при организации технологического процесса необходимо по возможности стремиться к большей концентрации оборудования в од ном пункте (например, на мастерском участке в гара же и т. п.). Обслуживание по месту размещения обору дования может производиться в боксах-профилактори ях различной конструкции с отоплением и освещением,
атакже в стационарных помещениях.
Вотличие от технических уходов ремонты произво дятся по потребности. В связи с тем, что по ряду при чин количество ремонтов, как правило, превышает пред усмотренное планом, организация их выполнения ока зывает большое влияние на продолжительность про стоев.
Как показывает анализ работы, наибольшие цростои приходятся на долю текущих ремонтов.
Текущий ремонт может выполняться на месте и цент
рализованно, с внутрисменным (целосменным) простоем или в межсменное время, индивидуально (без снятия агрегатов и узлов) или агрегатным методом на базе обменного фонда агрегатов.
Вопрос о рациональной форме организации текущего ремонта и о возможной величине простоев решается исходя из имеющихся возможностей и фактического объема работы. При наличии надлежащего количества оборудования и выполнения технических уходов в меж сменное время целесообразно текущий ремонт произво дить в это же время. В таком случае простой в рабочее
время будет полностью |
устранен. |
. Продолжительность |
простоя может быть снижена |
и за счет применения агрегатного метода, эффективность которого определяется характером работ. В случае регу лярного обслуживания автомобилей и тракторов в лес ной промышленности и в сельском хозяйстве при теку
123
щем ремонте на долю двигателя приходится 25% трудо затрат, трансмиссии, рамы и ходовой части около 40%, управления 25 %\ При наиболее полном объеме текущего ремонта доля разборочно-сборочных работ составляет 12%- Таким образом, при агрегатном методе продолжи тельность простоя может быть сокращена на 60—70% за счет продолжительности ремонта самих агрегатов.
Эффективность организации текущего ремонта (применительно к автомобилям, тракторам, дорожным и т. п.
машинам) приведена ниже
Продолжи Форма организации текущего ремонта тельность простоя, %
Индивидуальная, внутрисменяая децентрализо |
|
||||||||
ванная |
(на |
месте размещения |
оборудова- |
100 |
|||||
н н я ) .......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|||
Межсменная |
(до |
25% |
объема) |
в |
сочетании |
75 |
|||
с |
децентрализованной |
....................................... |
|
|
|||||
Индивидуальная централизованная, внутрисмен- |
70— 75 |
||||||||
н а я ........................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|||
Межоменная (до 25%) в сочетании |
с |
внутри |
4 5 -5 0 |
||||||
сменной |
индивидуальной централизованной . |
||||||||
Внутрисменная |
агрегатная ....................................... |
|
|
30 -4 0 |
|||||
Межсменная |
(до |
25% |
объема) в |
сочетании |
\ |
||||
25— 30 |
|||||||||
с |
внутрисменной |
а гр е га тн о й ............................. |
|
|
В соответствии с положением, трудозатраты на теку щий ремонт трактора ТДТ-40 планируются 22 чел.-ч на каждые 100 ч работы при внутрисменной индивидуаль ной организации работы. При применении наиболее прогрессивной формы организации трудозатраты сни зятся до 5,5—6,6 чел.-ч на 100 ч работы.
124