Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Наиболее часто периодичность и качество техниче ского обслуживания нарушаются из-за плохой органи зации и недостаточного материально-технического обес печения.
Как правило, организация технического обслужива ния и ремонта плохо увязана с организацией основного технологического процесса и не учитывает особенностей предприятия.
В результате усилия рабочих пунктов профилактиче ского обслуживания направляются главным образом не на обеспечение надежности путем регулярного техни ческого обслуживания, а на устранение аварийных неис правностей— на текущий ремонт. Технические уходы производятся при этом во вторую очередь, в свободное от ремонта время.
В качестве примера в табл. 30 показан характер ра боты пункта технического обслуживания одного из
укрупненных |
мастерских участков. |
|
|
||
|
|
|
|
|
Таблица 30 |
Анализ регулярности выполнения технических уходов |
|||||
|
|
на мастерском |
участке |
|
|
|
|
Трудозатраты, че.і.-ч |
|
||
Содержание работы НТО |
|
фактиче |
”, |
||
|
|
плановые |
ские |
|
|
|
|
|
|
|
|
Технические |
уходы . . . . |
1260 |
516 |
41 |
|
Текущим ремонт |
. . . . |
350 |
3340 |
955 |
В данном случае показаны результаты работы мас терского участка, регулярно выполнявшего план лесо-
110
\
заготовок. Пункт технического обслуживания оборудо ван ПРМ, утепленным боксом на 2 машино-места.
Удовлетворительные производственные показатели и устойчивая работа тракторов получены за счет значи тельного перерасхода средств на текущий ремонт и бо лее интенсивной внутрисменной работы.
Рациональная организация технического обслужива ния и ремонта является важнейшим условием эксплу атационной надежности. При этом существенно снижа ются целосменные и внутрисменные простои, повышает ся производительность труда и снижается себестоимость древесины. Как показывает опыт многих предприятий лесозаготовительной промышленности, работы по тех ническому обслуживанию разнообразных машин и ме ханизмов могут выполняться различными способами и методами (табл. 31) в зависимости от условий экс плуатации, возможностей предприятий и других факто ров. Технические уходы и ремонты могут выполняться как с простоем оборудования, так и без простоя (в меж сменное время), на местах постоянного размещения обо рудования (на лесосеке, в гараже и т. п.) пли в специа лизированных условиях (например, в ремонтно-механи ческих мастерских — РММ).
Отдельные виды технических уходов и ремонтов мо ют производиться индивидуально — на базе своих агре гатов и узлов или на базе других агрегатов из обменно
го фонда — агрегатным методом с |
обезличиванием |
агрегатов. Возможно также сочетание |
этих способов |
и методов. |
|
При проведении ежесменного ухода ЕУ и подготовке к работе, особенно в холодное время года, наибольшие трудозатраты приходятся на очистку (мойку), подогрев, заправку водой и топливом. Следовательно, механиза ция этих работ (табл. 32) и выполнение их в межсмен-
111
Таблица 31
Основные формы и методы организации технического обслуживания и ремонта
Характеристика основных форм организации и методов технического обслуживания и ремонта
по времени выполнения по технологии по месту выполнения
Внутрисменная (в про |
Индивидуальная |
|
На месте размеще |
||
цессе общей рабочей |
(с ремонтом аг |
ния |
оборудова |
||
смены) |
регатов на месте |
ния — децентра |
|||
|
и без обезличива |
лизованная |
|
||
|
ния) |
|
|
|
|
Межсменная (в про |
Агрегатная (ремонт |
Централизованная |
|||
межутке между об |
машин путем |
сме |
(с |
переброской |
|
щими рабочими сме |
ны агрегатов, |
при |
Оборудования |
к |
|
нами) |
ремонте агрегаты |
специализирован |
|||
|
обезлич иваются) |
ному предприятию |
|||
|
|
|
для |
обслуживания |
|
|
|
|
и ремонта) |
|
|
Смешанная (сочетание |
Смешанная (сочета |
Смешанная (сочета |
|||
межсменной и внут- |
ние агрегатной |
ние |
выполнения |
||
рисменной форм ор |
и индивидуальной |
технических |
ухо- |
||
ганизации) |
формы) |
|
4 дов и ремонтов на |
||
|
|
|
месте и централи |
||
|
|
|
зованной) |
|
мое время должны обеспечить существенное повышение качества, снижение простоев внутри смены, повышение производительности труда (рис. 26).
Периодические технические уходы ТУ-1 и ТУ-2 от личаются от ЕУ дополнительными работами, по крепе жу соединений, смазке, контролю технического состоя-
112
я =
S |
CQÉ
к «
£ s
>>
5»S
>s i * >u
11
IX
2 g
H о" ••
S «ST
н 2 и
ÜJCJ FC-l wX
ST <*
то X
S g l
ö
Я |
El |
со |
5 |
1 ) |
|
Я |
с ; |
О |
га и X
со о ,
Я н
Я
то я
ж
»ж , ч
h
ü Ö
О s
О О •
- 6
2о гго, —^ч
33{-• —
51Я2 SJ ” Т 5 &s
&а1
QJ*- те § I § S'** »• .£•
В- »
чО
лS
Ьо*О оS О X я
яа* ж
Ч£ U2 5
a * о Ё &* Ч>>о
0 x 2
й *
11
8 А. В. Серов |
113 |
Таблица 32
Влияние организации и механизации ЕУ на трудозатраты и простой оборудования
Трудоемкость при разной степени механиза |
Простой |
в % при ор |
|
ции процессов |
ганизации |
|
|
немеханизиро- |
частично |
механизированы |
|
Оборудование |
механизи |
|||
ваны |
рованы |
|
|
|
|
|
Ц |
tu |
|
|
|
<*> |
3? |
|
|
а* |
а* |
|
внутрисменной |
межсменной |
По ЕУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобили . . . |
1,0 |
100 |
0,7 |
70 |
0,20 |
20 |
100 |
7 |
Тракторы . . . . |
1,0 |
100 |
0,6 |
60 |
0,25 |
25 |
100 |
10 |
По подогреву |
|
|
|
|
|
|
|
|
перед пуском |
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобили . . . |
0,5 -0 ,7 |
100 |
|
|
0,1 |
20 |
100 |
0 |
Тракторы . . . . |
0,7-1,00 |
100 |
|
|
0,15 |
15-20 |
100 |
0 |
|
|
100 |
|
|
0,1-0,2 |
|
|
|
ния и регулировке. Данные о трудоемкости этих техни ческих уходов для разных видов оборудования приво дятся в положении о техническом обслуживании и ре монте.
В настоящее время средства технического обслужи вания и эксплуатационного ремонта могут быть стацио нарными и передвижными. Поэтому возможности их применения определяются не техническими соображе ниями, а целесообразностью, в соответствии с конкрет ными условиями размещения обслуживаемого техноло-
114
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 33 |
|
|
Трудоемкость |
периодических |
технических уходов |
|
||||
ТУ-1 |
и ТУ-2 в зависимости от степени механизации |
|
||||||
|
|
|
Трудоемкость в % общая и по основным работам |
|||||
|
|
|
|
при различной степени механизации |
||||
Вид оборудования и характер |
механизация |
частичная ме |
механизация |
|||||
слабая неком |
полная ком |
|||||||
|
работ |
плексная |
ханизация |
плексная |
||||
|
|
|
ТУ-1 ТУ-2 |
ТУ-1 ТУ-2 |
ТУ-1 |
ТУ-2 |
||
Автомобили |
(всего) |
100 |
100 |
55— 60 |
50 |
25 -30 |
30 |
|
Тракторы |
(всего) . . |
100 |
100 |
50 60 |
65 |
25 -3 0 |
35 |
|
В том |
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
У х о д .............................. |
|
|
5 - 8 2 - 3 |
2 - 4 |
1— 2 |
1 - 2 0,5-1,0 |
||
Крепежные..................... |
|
30 -3 5 20 -2 5 20 -25 15-20 10— 15 |
1015 |
|||||
Смазка, |
заправка . . |
25 -3 0 17— 20 10-15 |
7 -1 0 |
2— 3 |
1 - 2 |
|||
Контрольно - |
регулиро |
30 -3 5 40 -50 20 -30 25 -30 |
7 -1 0 |
10 -15 |
||||
вочные |
......................... |
|
||||||
Ходовая часть, шин |
7 -1 0 |
3 - 5 |
3 - 5 |
2 - 3 |
1 - 2 |
1 - 2 |
||
ные ............................. |
|
|
гического оборудования и организацией технического обслуживания.
Преимущества централизованной формы организа ции технического обслуживания заключаются в лучших возможностях комплексной механизации процессов
исоздания более благоприятных условий труда. Наряду с этим транспортировка оборудования на
пункт централизованного обслуживания связана с до полнительной затратой времени и средств, поэтому ЕУ,
115
от которого в значительной степени зависит эксплуата ционная надежность, целесообразно выполнять инди видуально на месте.
При концентрации оборудования на укрупненных мастерских участках так же гораздо выгоднее органи зовывать техническое обслуживание на месте.
Различные ' методы технического обслуживания, а особенно ремонта, оказывают значительное влияние на эксплуатационную надежность, на снижение трудо затрат и простоев. Наиболее эффективным является агрегатный метод, который обеспечивает возможность выполнения всех наиболее ответственных операций в наиболее благоприятных условиях специализирован ных заводов, мастерских, цехов или участков.
Высококачественное выполнение текущего ремонта при таком методе становится возможным практически при любом варианте размещения технологического обо рудования с минимальными затратами времени и труда.
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Повышение эксплуатационной надежности оборудо вания в лесозаготовительной промышленности является важным условием повышения производительности тру да.
Опыт показывает, что решать эту сложную проблему одними административными мерами невозможно. Осо бое значение приобретает самое широкое участие науч но-технической общественности: научных работников учебных заведений, специалистов предприятий, передо
116
вых рабочих-механизаторов. В настоящее время на всех предприятиях лесной промышленности имеются первич ные организации НТО, общественные бюро экономиче ского анализа, БРИЗ; начали создаваться обществен ные комитеты по повышению надежности.
Первичные организации НТО, разрабатывая единые комплексные планы мероприятий, связанных с повыше нием эксплуатационной надежности, могут наметить конкретные мероприятия по основным направлениям.
В первичных организациях НТО лесозаготовитель ных предприятий основное содержание работы в облас ти надежности должны составлять вопросы выбора ра циональных форм и методов технического обслужива ния и эксплуатационного ремонта (в общественных бюро экономического анализа); создания средств меха низации процессов технического обслуживания (в БРИЗ), изучения, обобщения и пропаганды передового опыта (НТО).
Большое значение приобретает критическое изучение, анализ причин недостаточной эксплуатационной надеж
ности новых видов лесозаготовительного |
оборудования |
с целью своевременного предъявления |
обоснованных |
требований к машиностроительным предприятиям.
В первичных организациях предприятий, специали зированных по капитальному ремонту лесозаготови тельного оборудования, основное содержание должны составлять вопросы повышения эксплуатационной на дежности путем улучшения качества капитального ре монта методами передовой технологии, механизации и.автоматизации процессов ремонта, поисков рациональ ных связей с обслуживаемыми лесозаготовительными предприятиями.
Рассмотрим возможности общественных бюро эконо мического анализа при выборе рациональной организа
117