Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник тепла помещают внутри машины с таким расчетом, чтобы избежать перегрева частей обмотки, находящихся вблизи него.

В условиях строительной площадки луч­ ше всего электрические машины сушить внешним нагреванием.

3. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МОНТАЖА ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ

Серийный выпуск строительно-монтажных машин требует от электромонтажников та­ кой подготовки узлов электрооборудования, которая обеспечивает установку полностью укомплектованных электроконструкций и про­ водок непосредственно на кране. Подготови­ тельные работы при этом осуществляют в электроцехе, где производят сборку кабин, шкафов и других электроконструкций, изго­ товляют нетиповые изделия, а также произ­ водят ревизию, регулировку и наладку пуско­ регулировочных и защитных аппаратов.

Пускорегулировочные и защитные аппа­

раты— ответственная

часть

электрической

схемы кранов, поэтому их

монтаж должен

быть высококачественным,

обеспечивающим

надежность работы электроприводов.

Все аппараты перед монтажом тщательно

осматривают. При этом

проверяют наличие

деталей и отсутствие в них поломок, трещин и других повреждений, надежность болтовых креплений и отсутствие окисления контактов.

Подвижные части аппаратов должны пе­ ремещаться без заеданий, цепи внутренних электрических соединений должны быть нс-

42

правны. При осмотре измеряют сопротивле­ ние изоляции токоведущих частей. При недо­ статочной величине сопротивления изоляции аппарат сушат в шкафу. Аппараты больших габаритов сушат с помощью воздуходувки.

При установке аппаратов на самоходных кранах с автономной дизель-електрической станцией, при работе которой возникает виб­ рация платформы, должна быть предусмот­ рена амортизация крепления или аппараты должны быть вибростойкими. Крепления ап­ паратов к конструкциям и крепление подво­ дящих токоведущих частей производят та­ ким образом, чтобы была исключена воз­ можность самоотвинчивания.

Вводные устройства в металлических ко­ жухах и шкафах заделывают пластмассовы­ ми «ли металлическими втулками.

Заключительную стадию электромонтаж­ ных работ осуществляют непосредственно на машине: устанавливают комплектные устрой­ ства, монтируют полностью укомплектован­ ные узлы и блоки, .прокладывают провода и кабели, а также присоединяют их к электро­ оборудованию.

Питание строительно-монтажных машин и распределение электроэнергии на установ­ ленное на них электрооборудование осуще­ ствляются следующим образом. Питание под­ водят по шланговому переносному кабелю к вводному устройству, устанавливаемому на ходовой части машины. С ходовой части на поворотную платформу электроэнергия пере­ дается через кольцевые токоприемники. При питании крана от установленной на нем ди­ зель-электростанции распределение электро­ энергии и защиту генератора осуществляют

43


с 'помощью щита управления (ЩУП). Пита­ ние всего установленного на кране электро­ оборудования, нулевую защиту, а также мак­ симальную защиту электродвигателей с фаз­ ным ротором осуществляют защитной па­ нелью.

Электроаппаратуру на кране компонуют в основном в отдельных электрических сбор­ ках. Аппараты управления, контроля и сиг­ нализации устанавливают в кабине машини­ ста. Аппараты дистанционного включения и защиты двигателей с короткозамкнутым ро­ тором, а также другие аппараты сосредото­ чивают в шкафах (щитах) электроаппарату­ ры. Отдельно устанавливают магнитные контроллеры, сопротивления, приборы безо­ пасности и освещения. На строительных ма­ шинах в большинстве случаев привод выпол­ няют на переменном токе, поэтому в пособии описан монтаж аппаратуры переменного тока.

4. МОНТАЖ АППАРАТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

Вводные ящики предназначены для под­ ключения питающего кабеля к кранам и дру­ гим строительным машинам, а также для снятия напряжения с электрооборудования машины. Широко применяют на кранах одно­ фидерные ящики ЯВЗ-32 на 500 в, 200 а (рис. 10). Ящик состоит из стального корпу­ са, крышки и кабельной арматуры. Конструк­ ция блока предохранитель — выключатель,

44

f

Рис. 10. Однофидерный ящик ЯВЗ-32

встроенного в ящик, обеспечивает двойной разрыв электрической цепи, в связи с чем внешние провода могут присоединяться как к верхним, так и к нижним контактным стой­ кам. В ящике предусмотрено запирание ру­ коятки в отключенном .положении висячим замком и исключается возможность открыва­ ния крышки ящика при включенном положе­ нии коммутационного аппарата. Коммутаци­ онный аппарат можно включать только при закрытой крышке ящика.

Во включенном и отключенном положении коммутационного аппарата рукоятка привода четко фиксируется. Для присоединения к ящику проводов заземления на его левой бо­ ковой стенке предусмотрены два болтовых зажима.

Ящики рассчитаны в основном на присое­ динение кабелей с резиновой изоляцией. Ящик ЯВЗ-32 допускает ввод и вывод кабеля снизу, причем для подключения шлангового кабеля в качестве кабельной арматуры ис­ пользуют фланцы, которыми заменяют ка­

45

бельные муфты. К фланцам крепят сальники для. крапления кабелей. Монтажно-эксплуа­ тационное положение ящиков — вертикальное. Ящики крепят на металлоконструкциях крана или на специальных кронштейнах.

Кольцевые токоприемники предназначены для передачи электроэнергиина вращающу­ юся часть крана (поворотную платформу). Электрическая связь между поворотной и не­ поворотной частью крана без кольцевого то­ коприемника осуществляется с помощью гиб­ ких шланговых кабелей, укладываемых в ви­ де кольца на горизонтальной неповоротной части кра-на. Обязательным является в этом случае и наличие вертикального участка сво­ бодно свисающих кабелей между поворотной и иеповоротной частью.

Длина вертикального участка зависит от количества и сечения кабелей. С ходовой ча­ сти башенного крана МСК-5-20 на платфор­ му лебедок идет шесть кабелей (питание кра­ на— один кабель 3X35+1X10 мм2 и .пять кабелей 3X2,6 мм2 подключения двух элек­ тродвигателей с фазным ротором привода механизма передвижения и конечного выклю­ чателя ограничения хода крана). Вертикаль­ ный участок списания кабелей крана МСК-5-20 составляет 800 мм.

При повороте платформы лебедок проис­ ходит упругое скручивание-раскручивание ка­ белей. Чтобы скручивание кабеля не приво­ дило к его деформации, угол поворота в од­ ном направлении ограничен до 520°. Кран при достижении угла 520° отключают шпиндель­ ным конечным выключателем ВУ-250, уста­ навливаемым на механизме поворота. Конеч­ ный выключатель входит в комплект типово­

46


го механизма поворота и устанавливается на нем до монтажа механизма. Срабатывание конечного выключателя регулируют на заво- де-изготовителе кранов и обязательно про­ веряют перед пуском крана в эксплуатацию, так как краны не проходят оборки на крано­

вом заводе.

Передача электроэнергии на поворотную часть крана без кольцевого токоприемника приемлема только для башенных кранов, ко­ торые могут работать с ограниченным углом поворота.

Самоходные монтажные краны должны вращаться в одну сторону неограниченное ко­ личество раз. В этом случае для электриче­ ской связи неповоротной части крана с пово­ ротной необходим кольцевой токоприемник.

Применяемые на кранах кольцевые токо­ приемники К-3 (рис. 11) рассчитаны на на­ пряжение 500 в постоянного или переменного тока частотой 50 гц. Токоприемники выпуска­ ют трех величин для колонн диаметром 60— 100, 101—200; 201—300 мм. Каждый токо­ приемник в зависимости от исполнения имеет 3, 6, 9 или 12 контактных колец.

Допустимая нагрузка при продолжитель­ ном режиме работы составляет 150 а, а при повторно-кратковременном режиме с ПВ = 40°/о—250 а на каждое кольцо. Нажатие щеток на кольца должно быть в пределах

0,8—1,5 кг.

Контактные кольца, а также два крайних опорных кольца собирают на изоляторах, укрепленных на стойках токоприемников. Каждое контактное кольцо снабжено вывод­ ной шпилькой. Если у токоприемника шесть и менее колец, все выводные зажимы раопо-

47

Рис. 11. Кольцевой токоприемник К-3 (габариты и установочные размеры при шести кольцах и диа­ метре трубы до 100 мм)

1—подводящие клеммы; 2—серьга для тяги

48

латают с одной торцовой стороны аппарата, а если колец свыше шести — с обеих. Край­ ние опорные кольца охватывают 'вращающи­ мися на них траверсами, скрепленными меж­ ду собой шпильками, на которых установле­ ны щеткодержатели. Для одного кольца пред­ назначен один щеткодержатель с двумя мед­ но-графитовыми щетками МГ. Размеры щеток для всех типов токоприемников одинаковы. На шпильках, скрепляющих траверсы, преду­ смотрены держатели тяги, предназначенные для соединения с поворотной частью крана (колонну, как правило, крепят на неповорот­ ной части крана). Но допускают соединение тяг и с неповоротной частью крана.

Перед установкой токоприемника сухой чистой тряпкой удаляют с его частей защит­ ную смазку, проверяют, имеется ли смазка в масленках.

Токоприемник крепят с помощью угольни­ ков, допускающих его установку на колоннах различного диаметра. Токоприемник устанав­ ливают таким образом, чтобы наружная по­ верхность колец была строго концентричной относительно оси 'вращения колонны. Это до­ стигается наличием пазов в угольниках, кре­

пящих

токоприемник

к

колонне.

Иногда с

целью

уменьшения

высоты

токоприемника

угольники переворачивают

на

180°.

 

 

Держатель тяги соединяют с поворотным

механизмом (если колонна

неподвижна)

или

с неподвижной точкой

крепления

(если

ко­

лонна вращающаяся)

так,

чтобы не было за­

зоров в сочленении. Токоприемники с шестью кольцами и более имеют по два держателя для тяг, расположенных на стойках. Такие токоприемники крепят за два держателя од-

4 З а к а з 2388

49



повременно (рис. 12). Биение колец относи­ тельно оси вращения колонны и зазор в со­ членении держателя и тяти не допускаются. При установке кольцевого токоприемника 1 на открытых конструкциях он защищается специально изготовленным кожухом 2. Дер­ жатели со стойками 4 соединяются посред­ ством тяг 3.

Рис. 12. Установка кольцевого токоприем­ ника К-3

После установки токоприемника на колон­ не убеждаются в его исправности, проверяют, не ослаблены ли резьбовые соединения, осо­ бенно контактные, достаточен ли зазор меж­ ду токоведущими частями и тягами, крепящи­ ми токоприемникТакже проверяют сопро­ тивление изоляции между токоведущими ча­ стями и корпусом каждого токоприемника, которое должно быть не менее 1 Мом, и на­ жатие щеток на кольца в соответствии с тех­ ническими данными.

50

Щит управления (ЩУП) (рис. 13) пред­ ставляет собой комплектное устройство, включающее приборы и аппаратуру для кон­ троля режимов работы и автоматического уп­ равления генератором, а также для распреде­ ления энергии по фидерам. __

Рис. 13. Щит управления ШУП-92

Конструкция щита прислоненного типа. Для вентиляции его задняя часть открыта. Боковые стенки щита съемные. Каркас щита управления выполнен из тонколистовой ста­ ли. Детали каркаса соединены между собой контактной точечной сваркой. На лицевой стороне щита управления расположены вольт­ метр, частотомер, амперметр, рукоятки авто­ матических выключателей, ручки амперметрового переключателя и реостата уставки на­ пряжения. Сами же приборы и аппараты на­ ходятся внутри щита. На дне щита установ­ лено стабилизирующее устройство.

Силовые цепи щитов монтируют с по­ мощью, шин, а цепи управления и измере­ ния — с помощью проводов соответствующих

4*

51

 

сечений. Для подъема Щита управления на его крышке приварены две скобы.

На кранах МКГ-25 и МКП-25 щиты уп­ равления устанавливают на .задней стене ка­ бины. В стене кабины предусматривают от­ верстие для наблюдения за приборами щита и пользования рукоятками переключателя, автоматов и 'реостата уставки. Для крепле­ ния щита дополнительно сверлят отверстия в его передней стенке и соответственно в каби­ не. При этом заднюю часть щита закрывают дополнительно изготовляемой крышкой с лот­ ком для ввода кабелей. Для лучшего наблю­ дения за частотомером и вольтметром их пе­ реставляют на пульт управления, устанавли­ ваемый впереди машиниста. Отверстия на щите для установки вольтметра и частотоме­ ра закрывают.

Крановые защитные панели предназначе­ ны для максимальной и нулевой защиты кра­ новых электродвигателей, а также для кон­ цевой защиты крановых механизмов.

Панели применяют при управлении элек­ тродвигателями посредством контроллеров главного тока, а также магнитных контрол­ леров, не имеющих своей максимальной за­ щиты.

Защитные панели допускают подключение четырех и более двигателей в зависимости ог их мощности и количества блоков реле, при­ меняемых в выбранной схеме защиты. Схема позволяет защищать двигатели с подводящи­ ми проводами необходимых минимальных се­ чений.

Панели переменного тока предусматрива­ ют подключение помимо электродвигателей с фазным ротором короткозамкнутого двигате­

52