Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Источник тепла помещают внутри машины с таким расчетом, чтобы избежать перегрева частей обмотки, находящихся вблизи него.
В условиях строительной площадки луч ше всего электрические машины сушить внешним нагреванием.
3. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МОНТАЖА ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
Серийный выпуск строительно-монтажных машин требует от электромонтажников та кой подготовки узлов электрооборудования, которая обеспечивает установку полностью укомплектованных электроконструкций и про водок непосредственно на кране. Подготови тельные работы при этом осуществляют в электроцехе, где производят сборку кабин, шкафов и других электроконструкций, изго товляют нетиповые изделия, а также произ водят ревизию, регулировку и наладку пуско регулировочных и защитных аппаратов.
Пускорегулировочные и защитные аппа
раты— ответственная |
часть |
электрической |
схемы кранов, поэтому их |
монтаж должен |
|
быть высококачественным, |
обеспечивающим |
|
надежность работы электроприводов. |
||
Все аппараты перед монтажом тщательно |
||
осматривают. При этом |
проверяют наличие |
деталей и отсутствие в них поломок, трещин и других повреждений, надежность болтовых креплений и отсутствие окисления контактов.
Подвижные части аппаратов должны пе ремещаться без заеданий, цепи внутренних электрических соединений должны быть нс-
42
правны. При осмотре измеряют сопротивле ние изоляции токоведущих частей. При недо статочной величине сопротивления изоляции аппарат сушат в шкафу. Аппараты больших габаритов сушат с помощью воздуходувки.
При установке аппаратов на самоходных кранах с автономной дизель-електрической станцией, при работе которой возникает виб рация платформы, должна быть предусмот рена амортизация крепления или аппараты должны быть вибростойкими. Крепления ап паратов к конструкциям и крепление подво дящих токоведущих частей производят та ким образом, чтобы была исключена воз можность самоотвинчивания.
Вводные устройства в металлических ко жухах и шкафах заделывают пластмассовы ми «ли металлическими втулками.
Заключительную стадию электромонтаж ных работ осуществляют непосредственно на машине: устанавливают комплектные устрой ства, монтируют полностью укомплектован ные узлы и блоки, .прокладывают провода и кабели, а также присоединяют их к электро оборудованию.
Питание строительно-монтажных машин и распределение электроэнергии на установ ленное на них электрооборудование осуще ствляются следующим образом. Питание под водят по шланговому переносному кабелю к вводному устройству, устанавливаемому на ходовой части машины. С ходовой части на поворотную платформу электроэнергия пере дается через кольцевые токоприемники. При питании крана от установленной на нем ди зель-электростанции распределение электро энергии и защиту генератора осуществляют
43
с 'помощью щита управления (ЩУП). Пита ние всего установленного на кране электро оборудования, нулевую защиту, а также мак симальную защиту электродвигателей с фаз ным ротором осуществляют защитной па нелью.
Электроаппаратуру на кране компонуют в основном в отдельных электрических сбор ках. Аппараты управления, контроля и сиг нализации устанавливают в кабине машини ста. Аппараты дистанционного включения и защиты двигателей с короткозамкнутым ро тором, а также другие аппараты сосредото чивают в шкафах (щитах) электроаппарату ры. Отдельно устанавливают магнитные контроллеры, сопротивления, приборы безо пасности и освещения. На строительных ма шинах в большинстве случаев привод выпол няют на переменном токе, поэтому в пособии описан монтаж аппаратуры переменного тока.
4. МОНТАЖ АППАРАТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Вводные ящики предназначены для под ключения питающего кабеля к кранам и дру гим строительным машинам, а также для снятия напряжения с электрооборудования машины. Широко применяют на кранах одно фидерные ящики ЯВЗ-32 на 500 в, 200 а (рис. 10). Ящик состоит из стального корпу са, крышки и кабельной арматуры. Конструк ция блока предохранитель — выключатель,
44
—
f
Рис. 10. Однофидерный ящик ЯВЗ-32
встроенного в ящик, обеспечивает двойной разрыв электрической цепи, в связи с чем внешние провода могут присоединяться как к верхним, так и к нижним контактным стой кам. В ящике предусмотрено запирание ру коятки в отключенном .положении висячим замком и исключается возможность открыва ния крышки ящика при включенном положе нии коммутационного аппарата. Коммутаци онный аппарат можно включать только при закрытой крышке ящика.
Во включенном и отключенном положении коммутационного аппарата рукоятка привода четко фиксируется. Для присоединения к ящику проводов заземления на его левой бо ковой стенке предусмотрены два болтовых зажима.
Ящики рассчитаны в основном на присое динение кабелей с резиновой изоляцией. Ящик ЯВЗ-32 допускает ввод и вывод кабеля снизу, причем для подключения шлангового кабеля в качестве кабельной арматуры ис пользуют фланцы, которыми заменяют ка
45
бельные муфты. К фланцам крепят сальники для. крапления кабелей. Монтажно-эксплуа тационное положение ящиков — вертикальное. Ящики крепят на металлоконструкциях крана или на специальных кронштейнах.
Кольцевые токоприемники предназначены для передачи электроэнергиина вращающу юся часть крана (поворотную платформу). Электрическая связь между поворотной и не поворотной частью крана без кольцевого то коприемника осуществляется с помощью гиб ких шланговых кабелей, укладываемых в ви де кольца на горизонтальной неповоротной части кра-на. Обязательным является в этом случае и наличие вертикального участка сво бодно свисающих кабелей между поворотной и иеповоротной частью.
Длина вертикального участка зависит от количества и сечения кабелей. С ходовой ча сти башенного крана МСК-5-20 на платфор му лебедок идет шесть кабелей (питание кра на— один кабель 3X35+1X10 мм2 и .пять кабелей 3X2,6 мм2 подключения двух элек тродвигателей с фазным ротором привода механизма передвижения и конечного выклю чателя ограничения хода крана). Вертикаль ный участок списания кабелей крана МСК-5-20 составляет 800 мм.
При повороте платформы лебедок проис ходит упругое скручивание-раскручивание ка белей. Чтобы скручивание кабеля не приво дило к его деформации, угол поворота в од ном направлении ограничен до 520°. Кран при достижении угла 520° отключают шпиндель ным конечным выключателем ВУ-250, уста навливаемым на механизме поворота. Конеч ный выключатель входит в комплект типово
46
го механизма поворота и устанавливается на нем до монтажа механизма. Срабатывание конечного выключателя регулируют на заво- де-изготовителе кранов и обязательно про веряют перед пуском крана в эксплуатацию, так как краны не проходят оборки на крано
вом заводе.
Передача электроэнергии на поворотную часть крана без кольцевого токоприемника приемлема только для башенных кранов, ко торые могут работать с ограниченным углом поворота.
Самоходные монтажные краны должны вращаться в одну сторону неограниченное ко личество раз. В этом случае для электриче ской связи неповоротной части крана с пово ротной необходим кольцевой токоприемник.
Применяемые на кранах кольцевые токо приемники К-3 (рис. 11) рассчитаны на на пряжение 500 в постоянного или переменного тока частотой 50 гц. Токоприемники выпуска ют трех величин для колонн диаметром 60— 100, 101—200; 201—300 мм. Каждый токо приемник в зависимости от исполнения имеет 3, 6, 9 или 12 контактных колец.
Допустимая нагрузка при продолжитель ном режиме работы составляет 150 а, а при повторно-кратковременном режиме с ПВ = 40°/о—250 а на каждое кольцо. Нажатие щеток на кольца должно быть в пределах
0,8—1,5 кг.
Контактные кольца, а также два крайних опорных кольца собирают на изоляторах, укрепленных на стойках токоприемников. Каждое контактное кольцо снабжено вывод ной шпилькой. Если у токоприемника шесть и менее колец, все выводные зажимы раопо-
47
Рис. 11. Кольцевой токоприемник К-3 (габариты и установочные размеры при шести кольцах и диа метре трубы до 100 мм)
1—подводящие клеммы; 2—серьга для тяги
48
латают с одной торцовой стороны аппарата, а если колец свыше шести — с обеих. Край ние опорные кольца охватывают 'вращающи мися на них траверсами, скрепленными меж ду собой шпильками, на которых установле ны щеткодержатели. Для одного кольца пред назначен один щеткодержатель с двумя мед но-графитовыми щетками МГ. Размеры щеток для всех типов токоприемников одинаковы. На шпильках, скрепляющих траверсы, преду смотрены держатели тяги, предназначенные для соединения с поворотной частью крана (колонну, как правило, крепят на неповорот ной части крана). Но допускают соединение тяг и с неповоротной частью крана.
Перед установкой токоприемника сухой чистой тряпкой удаляют с его частей защит ную смазку, проверяют, имеется ли смазка в масленках.
Токоприемник крепят с помощью угольни ков, допускающих его установку на колоннах различного диаметра. Токоприемник устанав ливают таким образом, чтобы наружная по верхность колец была строго концентричной относительно оси 'вращения колонны. Это до стигается наличием пазов в угольниках, кре
пящих |
токоприемник |
к |
колонне. |
Иногда с |
|||
целью |
уменьшения |
высоты |
токоприемника |
||||
угольники переворачивают |
на |
180°. |
|
|
|||
Держатель тяги соединяют с поворотным |
|||||||
механизмом (если колонна |
неподвижна) |
или |
|||||
с неподвижной точкой |
крепления |
(если |
ко |
||||
лонна вращающаяся) |
так, |
чтобы не было за |
зоров в сочленении. Токоприемники с шестью кольцами и более имеют по два держателя для тяг, расположенных на стойках. Такие токоприемники крепят за два держателя од-
4 З а к а з 2388 |
49 |
повременно (рис. 12). Биение колец относи тельно оси вращения колонны и зазор в со членении держателя и тяти не допускаются. При установке кольцевого токоприемника 1 на открытых конструкциях он защищается специально изготовленным кожухом 2. Дер жатели со стойками 4 соединяются посред ством тяг 3.
Рис. 12. Установка кольцевого токоприем ника К-3
После установки токоприемника на колон не убеждаются в его исправности, проверяют, не ослаблены ли резьбовые соединения, осо бенно контактные, достаточен ли зазор меж ду токоведущими частями и тягами, крепящи ми токоприемникТакже проверяют сопро тивление изоляции между токоведущими ча стями и корпусом каждого токоприемника, которое должно быть не менее 1 Мом, и на жатие щеток на кольца в соответствии с тех ническими данными.
50
Щит управления (ЩУП) (рис. 13) пред ставляет собой комплектное устройство, включающее приборы и аппаратуру для кон троля режимов работы и автоматического уп равления генератором, а также для распреде ления энергии по фидерам. __
Рис. 13. Щит управления ШУП-92
Конструкция щита прислоненного типа. Для вентиляции его задняя часть открыта. Боковые стенки щита съемные. Каркас щита управления выполнен из тонколистовой ста ли. Детали каркаса соединены между собой контактной точечной сваркой. На лицевой стороне щита управления расположены вольт метр, частотомер, амперметр, рукоятки авто матических выключателей, ручки амперметрового переключателя и реостата уставки на пряжения. Сами же приборы и аппараты на ходятся внутри щита. На дне щита установ лено стабилизирующее устройство.
Силовые цепи щитов монтируют с по мощью, шин, а цепи управления и измере ния — с помощью проводов соответствующих
4* |
51 |
|
сечений. Для подъема Щита управления на его крышке приварены две скобы.
На кранах МКГ-25 и МКП-25 щиты уп равления устанавливают на .задней стене ка бины. В стене кабины предусматривают от верстие для наблюдения за приборами щита и пользования рукоятками переключателя, автоматов и 'реостата уставки. Для крепле ния щита дополнительно сверлят отверстия в его передней стенке и соответственно в каби не. При этом заднюю часть щита закрывают дополнительно изготовляемой крышкой с лот ком для ввода кабелей. Для лучшего наблю дения за частотомером и вольтметром их пе реставляют на пульт управления, устанавли ваемый впереди машиниста. Отверстия на щите для установки вольтметра и частотоме ра закрывают.
Крановые защитные панели предназначе ны для максимальной и нулевой защиты кра новых электродвигателей, а также для кон цевой защиты крановых механизмов.
Панели применяют при управлении элек тродвигателями посредством контроллеров главного тока, а также магнитных контрол леров, не имеющих своей максимальной за щиты.
Защитные панели допускают подключение четырех и более двигателей в зависимости ог их мощности и количества блоков реле, при меняемых в выбранной схеме защиты. Схема позволяет защищать двигатели с подводящи ми проводами необходимых минимальных се чений.
Панели переменного тока предусматрива ют подключение помимо электродвигателей с фазным ротором короткозамкнутого двигате
52