Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цепи управления. Затем при отключенном двигателе подают питание в цепь управления и проверяют правильность включения аппара­ тов на всех положениях командоконтроллера. Проверяют и регулируют работу отдельных аппаратов и узлов схемы.

Лучше всего регулировать реле времени при работе с полностью нагруженным двига­ телем. Ставят рукоятку командоконтроллера

вкрайнее положение и наблюдают за плав­ ностью разгона двигателя. Если после отпа­ дания очередного реле времени наблюдаются резкие толчки и рывки механизма, а броски тока слишком велики, значит контактор, включаемый этим реле, закорачивает сопро­ тивление слишком рано. В этом случае увели­ чивают время выдержки реле так, чтобы ток

вэтом положении не превышал 200—225%

номинального тока двигателя.

Работу конечной защиты проверяют сле­ дующим образом. Рукоятку командоконтрол­ лера ставят в последнее положение. Размыка­ ют контакты конечного выключателя, ограни­ чивающего движение механизма в одном нап­ равлении. При этом должны отключиться все контакторы. При переводе рукоятки командо­ контроллера в нулевое положение, а затем на последнее положение обратного направления включаются контактор направления (Н или В), контактор включения тормоза (Т) и кон­ такторы ускорения 1У, 2У, ЗУ, 4У. Аналогич­ но проверяют работу конечного выключателя, ограничивающего движение в противополож­ ном направлении.

Расположение контактных зажимов про­ водов внешней сети для каждого типа магнит­ ного контроллера приведено в инструкции по

.70

/■

эксплуатации этого типа магнитного контрол­ лера. Магнитные контроллеры на номиналь­ ный ток 60 а имеют сборки контактных зажи­ мов для присоединения к ним внешних прово­ дов цепи управления и для присоединения внешних проводов главной цепи. Магнитные контроллеры на ’большие токи имеют лишь сборки контактных зажимов для присоедине­ ния к ним проводов цепи управления, а про­ вода главной цепи подключают непосредст­ венно к аппаратам при помощи наконечников.

При монтаже и эксплуатации магнитного контроллера нужно следить за тем, чтобы расстояния между токоведущими и заземлен­ ными частями не сокращались до недопусти­ мых размеров, при этом расстояние по возду­ ху между двумя токоведущими частями или между заземленными и токоведущими частя­ ми должны быть не менее 15 мм, а расстоя­ ния по изоляции в вертикальной плоскости не должны быть менее 25 мм; расстояния по воз­ духу между двумя шинами или между шиной и заземленными частями должны быть не ме­ нее 20 мм.

В процессе эксплуатации проверяют креп­ ление контроллера и в случае необходимости подтягивают болты крепления рамы магнит­ ного контроллера к конструкции,, а также проверяют и подтягивают все контактные со­ единения. Особенно тщательно проверяют ка­ чество контакта между алюминиевыми шина­ ми и выводными зажимами аппаратов.

При выпуске шины покрывают гальвани­ ческим путем цинком или лудят оловянистоцинковым припоем. Место контакта слегка смазывают вазелином.

Зачистку шин в месте контакта произво­

71


дят только в том случае, если защитный слой поврежден. После зачистки шины под слоем вазелина последний снимают и наносят новый слой, который остается на месте контакта; медные нелуженые выводы аппарата зачища­ ют до блеска.

Проверяют состояние контакторов, элек­ трических блокировок, съемных контактов контакторов и при необходимости зачищают или заменяют их.

Сопротивления. Сопротивления НФ, НК, УК, ЯС, СТ предназначены для пуска крано­ вых и общепромышленных электродвигателей переменного и постоянного тока, а также ре­ гулирования их скорости, кроме того, эти соп­ ротивления используют как добавочные или разрядные в цепях катушек электромагнит­ ных аппаратов. Сопротивления представля­ ют собой ящики открытого исполнения, сос-

Рис. 23. Сопротивления

/ —зажим для провода диаметром 3—6 мм в

ящиках сопротивлений

НФ и

НФ-Т; 2—

ча-

жим для провода

диаметром

3—6 мм

в

ящиках сопротивлений

НК

 

72

тоящие из двух стальных боковин, соединен­ ных между собой двумЪ стальными изолиро­ ванными шпильками, на которых установлены элементы сопротивлений — ленточные или проволочные (рис. 23). Между элементами на шпильками проложены дистанционные трубки, фарфоровые изоляторы или изоляционные шайбы. Выводы осуществлены посредством специальных зажимов, установленных на шпильках между элементами.

Ящики сопротивлений для двигателей, уп­ равляемых силовыми контроллерами, уста­ навливают как можно ближе к кабине управ­ ления с целью экономии проводов. Сопротив­ ления строительных башенных кранов, как правило, устанавливают в специальных там­ бурах, пристраиваемых к кабине. Ящики соп­ ротивлений можно устанавливать в машин­ ном отделении и, кроме того, в специальных шкафах непосредственно в башне под каби­ ной. Установка сопротивлений в кабинах гру­ зоподъемных машин не разрешается.

Ящики сопротивлений устанавливают на полу или горизонтальных полках и надежно закрепляют четырьмя болтами. При монтаже ящики сопротивлений НФ, НК и ЯС можно устанавливать один на другой и скреплять болтами. ГГо условиям охлаждения не реко­ мендуется соединять более четырех ящиков. При совместном монтаже ящики с проволоч­ ными элементами устанавливают снизу.

При необходимости размещения более че-

Iтырех ящиков один над другим их устанавли­ вают на специальных конструкциях с тем, чтобы расстояние между ящиками по верти­ кали было не менее 120 мм. Ящики устанав­ ливают так, чтобы исключить возможность

73


случайного прикасания к ним и обеспечить защиту от атмосферных осадков. При уста­ новке сопротивлений в шкафах предусматри­ вают жалюзи для предотвращения чрезмер­ ного нагрева.

Сопротивления подключают по электри­ ческим схемам проекта строительной маши­ ны, в которых содержатся те же обозначения, что и на зажимах сопротивлений. Но так как зажимы сопротивлений обозначают на всех ящиках одинаково Pi, Р% Рз и т. д., то в схе­ мы вводят индексы: например, зажимы соп­ ротивления двигателя механизма поворота обозначают Рш. Ргл; для грузовой лебедки — Pin для механизма передвижения (хода) —

РIX. Р2Х и т. д.

Внормализованных ящиках сопротивле- - ний НФ-1 зажимы не маркированы, так как в каждом таком ящике все элементы с одина­ ковыми техническими данными, но могут от­ личаться только расположением промежуточ­

ных выводов. Ящик разбит приблизительно на равные секции.

Перед монтажом ящики сопротивления осматривают, при этом элементы сопротивле­ ний очищают от грязи и пыли, кроме того, удаляют слой защитной смазки. Проверяют состояние зажимных болтов на элементах. При необходимости подтягивают гайки, за­ чищают окислившиеся контактные поверхно­ сти напильником с мелкой насечкой, а также проверяют целостность элементов, устраняют замыкание между витками и элементами, за­ мыкание соединительных проводов между собой и на корпус. Неисправные элементы за­ меняют исправными элементами такого же

74

типа и номера. Номер элемента без первых пяти знаков наносят на держатель элемента.

При подключении сопротивлений зажим­ ные болты затягивают до отказа, чтобы избе­ жать их местного перегрева.

Подключенные ящики проверяют на соот­ ветствие схемы и на надежность 'изоляции стяжных болтов. Необходимо помнить, что температура на элементах может достигать 300°С, и поэтому все соединения между ящи­ ками сопротивлений выполняют голыми мед­ ными проводами или шинами. ,

Монтаж аппаратуры кабины машиниста

Аппараты управления строительных и монтажных кранов располагают в кабинах машинистов. Габариты и конструкцию каби­ ны определяет в первую очередь тип крана (башенный или самоходный), затем (в значи­

тельно меньшей степени)

размещение

в ней

аппаратуры управления.

Так, у

башенных

кранов кабины иногда встраивают

в башню,

и поэтому размер кабины

определяют

габа­

риты сечения башни. На размер кабин само­ ходных кранов влияет необходимость зписания крана в транспортный габарит перевозки грузов по железным дорогам.

Размещение аппаратов управления в каби­ не зависит от ее конструкции. Так, у склады­ вающихся при монтаже кранов кабины вы­ полняют с вдвигаемым на время монтажа и перевозки фонарем. Для обеспечения возмож­ ности вдвигания фонаря аппаратуру управле­

75


ния располагают на самом фонаре (краны МСК-5-20, МСК-8-20, МСК-Ю-20 и т. д.).

При расположении аппаратуры управле­ ния во встраиваемых в башню кабинах учи­ тывают также то, что транспортируют кабину вместе с башней и что при транспортировании ее располагают горизонтально. Так как каби­ на башенного крана расположена на значи­ тельной высоте, аппараты управления не должны мешать видеть оператору всю строи­ тельную площадку и груз по высоте подъема от земли до стрелы.

Рис. 24. Расположение электрооборудо­ вания в кабине крана МКГ-25 •

/, 5, 6, 7—силовые контроллеры ККТ-61 для управления механизмами поворота, главного подъема, вспомогательного подъема и пере­ движения; 2, 4—ножные выключатели ИВ-505 для управления поворотом крана при пере­

движении; 5—пульт управления

Выполнение внутренней обшивки кабин существенно влияет па способы прокладки проводов и кабелей в кабинах. Так, напри­ мер, кабины башенных кранов МБТК-80, КБ-100 н стреловых самоходных МКГ-25,

7г.

МКГ1-25 (рис. 24) имеют внутреннюю обшив­ ку. Такое исполнение кабины позволяет при­ менить «скрытую» прокладку проводов и ка­ белей, что улучшает возможность ее монтажа и внешний вид, хотя затрудняет эксплуата­ цию.

Автомобильные и некоторые пневмоколеепые краны (МКП-40) имеют две кабины. Од­ ну используют при транспортировании крана, вторую — во время работы краном. При этом дублируют управление оборотами дизеля.

При размещении аппаратуры управления также учитывают «совместимость» аппаратов различных систем, например электрической

игидравлической.

Красположению электроаппаратуры в

кабине предъявляют такие требования. Управление аппаратами должно быть

удобным -в положении стоя и сидя. При этом рукоятки управления надо располагать на вы­ соте не менее 800 мм и не более 1100 мм от пола.

Наиболее доступно должны быть распо­ ложены аппараты аварийного отключения н

.подачи звукового сигнала.

Размещение аппаратов управления долж­ но позволять разрешенное совмещение опера­

ций.

Шкалы контрольно-измерительных прибо­ ров должны быть хорошо видны машинисту

крана с его рабочего места.

Светильник для освещения кабины следу­ ет располагать немного сзади машиниста.

Приборы отопления кабины необходимо устанавливать при соблюдении правил по­ жарной безопасности. Кроме того, они не дол­ жны иметь открытых токоведущих частей.

77