Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с -независимым приводом на два правых и два левых ко­ леса. Поворот трактора выполняется торможением колес одной из сторон. Высокая проходимость и малые габа­ ритные размеры трактора (длина—1320 мм, ширина — 1050 мм, высота— 930 мм) создают необходимые пред­ посылки для его эффективного применения в условиях капитального ремонта жилых домов.

Как показали испытания на строительной площадке, новая машина может преодолевать подъем до 20°, боко­

вой крен

до 15° и вертикальные стенки высотой

до

200 мм.

Минимальный радиус поворота — 1,5 м.

При

использовании ТУМ-57-В в качестве тягача эта машина может транспортировать прицепы весом до 1,5 т. Маши­ на имеет диапазон скоростей от 2 до 4,5 км/час. При оборудовании бульдозером машина весит 350 кг.

Трактор ТУМ-57-В может весьма эффективно исполь­ зоваться на зачистке котлованов, засыпке фундаментов, работах по благоустройству территории и т. д.

Повышение экономической эффективности машин, рассчитанных на производство небольших по объему ра­ бот, зависит от их универсальности. Поэтому принцип универсальности получает в настоящее время свое даль­ нейшее развитие.

По предложению ЛНИИ АКХ, ЦПКБ «Оргтехстроя» Управления строительства Ленсовнархоза разрабатывает в настоящее время универсальную малогабаритную ма­ шину, рассчитанную на выполнение земляных и погру­ зочно-разгрузочных работ на площадках капитально ремонтируемых домов. Эту машину можно будет исполь­ зовать в стесненных условиях дворовых территорий и при малых габаритах арочных проездов.

Задача -обеспечения максимальной универсальности и хорошей маневренности машины при сохранении ми­ нимальных габаритов решается путем последователь­ ного навешивания различного оборудования в зави-

7 В. А. Ланцов

97

симости от выполняемых работ (крюк, ковш, грейфер и т. д.).

Универсальная малогабаритная машина будет обору­ дована экскаватором (обратная лопата) с емкостью ков­ ша 0,1 ж3, ковшовым погрузчиком с емкостью ковша 0,2 ж3, краном с крюковой подвеской грузоподъемностью 250 кг на вылете стрелы 2,8 ж, краном с двух- и много­ челюстным грейфером емкостью 0,15 ж3 и бульдозером. Предполагается разработать два варианта машины на базе трактора или на специальной тележке с четырьмя ведущими колесами,

В качестве базового предполагается использовать трактор ДТ-20. К трактору крепится специальная ра­ ма, на которой монтируется поворотная колонка с ме­ ханизмом поворота. На колонке устанавливается

рабочее оборудование:

стрела, рукоять, цилиндры

и т. д.

малогабаритных универсальных

Массовое внедрение

машин при производстве земляных и погрузочно-разгру­ зочных работ на объектах капитального ремонта помо­ жет строителям завершить механизацию мелких рассре­ доточенных работ.

Большой интерес с точки зрения использования при капитальном ремонте жилых домов представляет трак­ тор «Риони», выпускаемый Кутаисским автомобильным заводом (Грузинская ССР). Эта машина предназначена для использования в сельском хозяйстве. Однако многие типы навесного оборудования представляют интерес и для ремонтников. К такому оборудованию относятся: те­ лежка, ямокопатель, ротационный культиватор и вал для отбора мощности. Небольшие габаритные размеры и ма­ лый удельный вес (175 кг) позволяют предполагать, что на базе этого трактора может быть создан комплект навесного оборудования для различных ремонтно-строи­ тельных работ.

98


8. МЕХАНИЗАЦИЯ ФАСАДНЫХ РАБОТ

За время войны и блокады фасады зданий пришли

внеудовлетворительное состояние. Поэтому не случайно

вЛенинграде придается большое внимание отделке

фасадов.

* В комплекс работ по ремонту фасадов зданий входят каменные, кровельные, плотничные, столярные, стеколь­ ные, кузнечно-слесарные, штукатурные, лепные и маляр­ ные работы, а также работы по заделке отверстий, слу­ жащих для крепления лесов.

Несмотря на то что эти работы встречаются при всех видах строительства и ремонта зданий, производство строительных работ при ремонте фасадов отличается значительной спецификой.

Наиболее трудоемкими при ремонте фасадов зданий являются работы по сооружению лесов и подмостей, а также работы по доставке строительных материалов к рабочему месту,

Широкое распространение на объектах треста «Фасадреметрой» получили инвентарные леса конструкции М. И. Вишнева. Выбор конструкции объясняется тем обстоятельством, что на изготовление основных элемен­ тов этих лесов требуется меньше металла и дерева, чем для других конструкций, упрощен процесс их сборки и разборки, элементы лесов удобны для транспортирова­ ния. Достоинством лесов является возможность обходить выступающие и углубленные части фасадов. Недостатка­ ми лесов являются малая устойчивость и необходимость закрепления к зданию.

Новаторами треста «Фасадремстрой» внедрен ряд предложений по улучшению конструкций трубчатых ле­ сов: лестницы, изготовленные из угловой стали сечением 30 X 30 мм, инвентарные закрепы и привязи для лесов, металлические рамы ограждений. Для монтажа лесов

7*

99

над въездными арками во двор сконструирована инвен­ тарная ферма. Кроме того, применяются козырьки на металлических инвентарных консолях, а для освещения рабочих мест — осветительные точки на инвентарных стойках.

ту

При сравнительно небольшом объеме работ по ремон­

и окраске фасадов, а также пескоструйной очистке

в

тресте «Фасадремстрой» применяются подъемные

люльки.

Главным механиком треста Е. В. Бойко предложена

люлька, отличающаяся малым весом

и безопасностью

в работе. В облегченной люльке

для фасадных

работ все механизмы вынесены с самой люльки на специальную тележку. Такое конструктивное решение люльки позволило снизить вес подъемной части с 500 кг до 150 кг. Кроме этого, создалась возможность для по­ вышения канатоемкости барабанов, а следовательно и высоты подъема люльки.

С помощью этой люльки был, в частности, успешно отремонтирован фасад башни здания райсовета Киров­ ского района. Высота башни 40 м. Следует заметить, что канатоемкость барабанов позволяет поднимать люльку на высоту до 80—100 м.

Для обеспечения безопасности работы при отделке и ремонте фасадов в случае обрыва рабочего троса облег­ ченных люлек Е. В. Бойко была предложена конструк­ ция тросовых ловителей.

Для подъема раствора и других строительных мате­ риалов на леса в тресте «Фасадремстрой» применяются лебедки Т-66', устанавливаемые в инвентарных металли­ ческих будках. Рамы, на которых монтируются лебедки, во избежание их смещения при подъеме, как правило, загружаются ящиками с песком. Трос от лебедки пере­ кидывается через блок, закрепленный на консольной балке. В тресте «Фасадремстрой» широко применяется

100



>іт$.<Ь22мм Крепление консоли

Рис. 36. Консольная балка треста „Фасадремстрой“.

металлическая консольная балка (рис. 36). Она пред­ ставляет собой решетчатую пространственную ферму треугольною сечения, состоящую из двух элементов, ко­ торые стыкуются на болтах перед подъемом балки для установки на крыше. Длина балки — 5,2 м, максималь­ ный вылет стрелы — 2,6 м.

При установке консоли раскрывают стоячий гребень. В полученное отверстие через прокладку и подпятник консоли пропускают хвостовой болт. В ушко болта вставляют трубу, закрепляя ее на ближайших стропиль­ ных ногах скобами. Консоль опирается на кровлю через подкладку и деревянный брус. Балка «Фасадрѳмстроя» позволяет поднимать грузы весом до 250 кг.

При производстве сравнительно незначительных объемов работ по ремонту фасадов, жилых зданий (осо­ бенно в процессе их эксплуатации) с успехом могут использоваться различные конструкции вышек. С помо­ щью вышек, в частности, могут выполняться штукатур­ ные и малярные работы, пескоструйная очистка и про­ мывка фасадов. Запроектированные и изготовленные в настоящее время вышки имеют высоту подъема пло­ щадки от нескольких метров до 22 м.

По принципиальной конструктивной схеме существу­ ющие вышки могут быть подразделены на телескопиче­ ские, шарнирно-рычажные, рычажные и мачтово-рычаж­

ные. 1 На ремонте фасадов в Ленинграде использовались,

в частности, телескопические вышки треста «Фасадремстрой», а также телескопические вышки ВИ-23.

Значительный интерес представляет двухсекционная рычажная вышка (рис. 37), запроектированная и изго­ товленная на литейно-механическом заводе Ленжилуправления по предложению Р. Н. Уланова.

1 Подробнее

см. Л а н ц о в В. А., У л а н о в Р. Н. Строитель­

ные подъемники

и вышки. ЛДНТП, 1960.

102

Грузоподъемность

вышки — 300

кг. Максимальная

высота подъема без

дополнительной

вставки — 13,65 м,

с дополнительной вставкой— 16,65 м.

Максимальный вы­

лет от опор — 9 м. Суммарная мощность всех электро­ двигателей — 14,5 кет.

Скорость

передвижения вышки — 0,95 км/час. Сред­

няя скорость

подъема — 7 м/мин. Скорость буксирова­

ния: по хорошей дороге — до 50 км/час, по плохой доро­ ге— до 20 км/час. Габариты в транспортном положении: длина — 7,5 м, ширина — 2,75 м, высота — 2,75 м. Вес в снаряженном состоянии — 4,2 т.

Двухсекционная вышка состоит из ходовой части (шасси), поворотной части, подъемных устройств и элек­ трооборудования.

Новая машина перевозится с объекта на объект авто­ мобилем ГАЗ-51 или ЗИ Л -150. Установочное передвиже­ ние вышки-подъемника после ухода буксирующей маши­ ны обеспечивается механизмом передвижения с электро­ приводом. При работе вышка не требует закрепления к зданию. На установку вышки из транспортного поло­ жения в рабочее требуется 10—15 мин.

Вышка обслуживается одним человеком, выполняю­ щим строительные работы. Управление вышкой может осуществляться с двух пультов, расположенных внизу на поворотной части и наверху в люльке. Люлька сво­ бодно подвешена на верхней ферме. Центр тяжести люльки находится значительно ниже оси подвеса. Раска­ чивание люльки, укрепляемой на вильчатом конце верх­ ней фермы, уменьшается с помощью двух фрикционных зажимов. Ограждение люльки состоит из каркаса и проволочной сетки. Для обеспечения безопасности в ра­ боте дверь люльки открывается внутрь.

Механизмы подъема верхней и нижней секций выпол­ нены взаимозаменяемыми. Они состоят из электродвига­ телей и червячных редукторов с рабочим ходом винта,

103


Рис. 37. Двухрычажная шарнирная полноповоротная вышка (а, б, в),

равным 1 м. Нижняя ферма может быть поднята из го­ ризонтального положения на 87°, а верхняя ферма может поворачиваться относительно нижней на 165°. Это обес­ печивается коромысловым устройством, состоящим из двух щек, закрепленных с помощью шарниров с нижней фермой и через штангу с верхней.

Для разгрузки механизмов подъема от перекосов все шарниры, которыми они связаны с фермами, имеют три степени свободы, что способствует увеличению долговеч­ ности и надежности работы машины. Для безопасности работы механизмов подъема предусматривается дубли­ рованное самоторможение, механические ограничители хода винтов в крайних положениях, муфты предельного момента и концевые электрические выключатели. Сиг­ нальные лампочки, установленные на пультах управле­

ния, служат для предупреждения рабочего о приближе­ нии конечных положений ферм.

Вышку, перевезенную на место работ, подключают к источнику питания и выставляют на домкраты. Балки домкратов необходимо выдвигать при работе на вылетах, превышающих 6 м. Если вылет не более 6 м, не выдви­ гая домкратные балки, нужно опустить домкраты на землю и сообщить машине горизонтальное положение.

Верхняя разъемная ферма переводится в рабочее по­ ложение с помощью обычной винтовой стяжки, затем с нижнего пульта управления поднимается на полную высоту только одна нижняя ферма, люлька опускается

на землю. Подъем люльки ведется рабочим с помощью верхнего пульта управления.

Одновременным и последовательным подъемом или опусканием нижней фермы, подъемом или опусканием

верхней фермы и поворотом достигается очень высокая мобильность вышки.

При работе на максимальной высоте (15—18 м) вышка с одного места стоянки может обслужить

105

8—9-метровый фронт работ. Фермы (рычаги) вышки легко обходят со всех сторон выступающие части здания (балконы, эркеры, карнизы и другие архитектурные де­ тали), а также подвески трамвайных и троллейбусных линий.

Стоимость вышки, по предварительным данным, со­ ставляет около 7 тыс. руб.

Работы по окраске фасадов в тресте «Фасадремстрой» выполняются механизированным методом. Боль­ шое распространение получил пистолет К. П. Яковлева, отличающийся простотой и безотказностью в работе да­ же при низких температурах воздуха. Для улучшения работы пистолета в зимних условиях слесарь треста «Фасадреметрой» А. П. Тараторин предложил изменить конструкцию головки пистолета. Конец сопла был опи­ лен на 4 мм и закруглен. Щель, образовавшаяся между концом сопла и насадкой, обеспечила свободный выход распыляемой краски. Для улучшения подачи краски на конусе сопла нарезаны три винтообразные канавки глу­ биной 1,5 мм, а для увеличения подачи воздуха преду­ смотрено увеличение диаметра отверстия сопла до 3 мм.

По предложению А, П. Тараторина в тресте «Фасадремстрой» была изменена конструкция красконагнета­ тельного бачка. Сжатый воздух от компрессора попа­ дает в трубку, опущенную до дна бачка. Гайка с 6'—10 отверстиями, навинчиваемая на конце этой трубки, способствует лучшему перемешиванию краски.

9.ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Внастоящее время при капитальном ремонте жилых домов автоматика не применяется. В то же время в но­ вом строительстве в подъемно-транспортных устройст­ вах, на экскаваторах, при сварке и т. д. автоматика уже начинает применяться. В промышленности строительных

106