Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
с -независимым приводом на два правых и два левых ко леса. Поворот трактора выполняется торможением колес одной из сторон. Высокая проходимость и малые габа ритные размеры трактора (длина—1320 мм, ширина — 1050 мм, высота— 930 мм) создают необходимые пред посылки для его эффективного применения в условиях капитального ремонта жилых домов.
Как показали испытания на строительной площадке, новая машина может преодолевать подъем до 20°, боко
вой крен |
до 15° и вертикальные стенки высотой |
до |
200 мм. |
Минимальный радиус поворота — 1,5 м. |
При |
использовании ТУМ-57-В в качестве тягача эта машина может транспортировать прицепы весом до 1,5 т. Маши на имеет диапазон скоростей от 2 до 4,5 км/час. При оборудовании бульдозером машина весит 350 кг.
Трактор ТУМ-57-В может весьма эффективно исполь зоваться на зачистке котлованов, засыпке фундаментов, работах по благоустройству территории и т. д.
Повышение экономической эффективности машин, рассчитанных на производство небольших по объему ра бот, зависит от их универсальности. Поэтому принцип универсальности получает в настоящее время свое даль нейшее развитие.
По предложению ЛНИИ АКХ, ЦПКБ «Оргтехстроя» Управления строительства Ленсовнархоза разрабатывает в настоящее время универсальную малогабаритную ма шину, рассчитанную на выполнение земляных и погру зочно-разгрузочных работ на площадках капитально ремонтируемых домов. Эту машину можно будет исполь зовать в стесненных условиях дворовых территорий и при малых габаритах арочных проездов.
Задача -обеспечения максимальной универсальности и хорошей маневренности машины при сохранении ми нимальных габаритов решается путем последователь ного навешивания различного оборудования в зави-
7 В. А. Ланцов |
97 |
симости от выполняемых работ (крюк, ковш, грейфер и т. д.).
Универсальная малогабаритная машина будет обору дована экскаватором (обратная лопата) с емкостью ков ша 0,1 ж3, ковшовым погрузчиком с емкостью ковша 0,2 ж3, краном с крюковой подвеской грузоподъемностью 250 кг на вылете стрелы 2,8 ж, краном с двух- и много челюстным грейфером емкостью 0,15 ж3 и бульдозером. Предполагается разработать два варианта машины на базе трактора или на специальной тележке с четырьмя ведущими колесами,
В качестве базового предполагается использовать трактор ДТ-20. К трактору крепится специальная ра ма, на которой монтируется поворотная колонка с ме ханизмом поворота. На колонке устанавливается
рабочее оборудование: |
стрела, рукоять, цилиндры |
и т. д. |
малогабаритных универсальных |
Массовое внедрение |
машин при производстве земляных и погрузочно-разгру зочных работ на объектах капитального ремонта помо жет строителям завершить механизацию мелких рассре доточенных работ.
Большой интерес с точки зрения использования при капитальном ремонте жилых домов представляет трак тор «Риони», выпускаемый Кутаисским автомобильным заводом (Грузинская ССР). Эта машина предназначена для использования в сельском хозяйстве. Однако многие типы навесного оборудования представляют интерес и для ремонтников. К такому оборудованию относятся: те лежка, ямокопатель, ротационный культиватор и вал для отбора мощности. Небольшие габаритные размеры и ма лый удельный вес (175 кг) позволяют предполагать, что на базе этого трактора может быть создан комплект навесного оборудования для различных ремонтно-строи тельных работ.
98
8. МЕХАНИЗАЦИЯ ФАСАДНЫХ РАБОТ
За время войны и блокады фасады зданий пришли
внеудовлетворительное состояние. Поэтому не случайно
вЛенинграде придается большое внимание отделке
фасадов.
* В комплекс работ по ремонту фасадов зданий входят каменные, кровельные, плотничные, столярные, стеколь ные, кузнечно-слесарные, штукатурные, лепные и маляр ные работы, а также работы по заделке отверстий, слу жащих для крепления лесов.
Несмотря на то что эти работы встречаются при всех видах строительства и ремонта зданий, производство строительных работ при ремонте фасадов отличается значительной спецификой.
Наиболее трудоемкими при ремонте фасадов зданий являются работы по сооружению лесов и подмостей, а также работы по доставке строительных материалов к рабочему месту,
Широкое распространение на объектах треста «Фасадреметрой» получили инвентарные леса конструкции М. И. Вишнева. Выбор конструкции объясняется тем обстоятельством, что на изготовление основных элемен тов этих лесов требуется меньше металла и дерева, чем для других конструкций, упрощен процесс их сборки и разборки, элементы лесов удобны для транспортирова ния. Достоинством лесов является возможность обходить выступающие и углубленные части фасадов. Недостатка ми лесов являются малая устойчивость и необходимость закрепления к зданию.
Новаторами треста «Фасадремстрой» внедрен ряд предложений по улучшению конструкций трубчатых ле сов: лестницы, изготовленные из угловой стали сечением 30 X 30 мм, инвентарные закрепы и привязи для лесов, металлические рамы ограждений. Для монтажа лесов
7* |
99 |
над въездными арками во двор сконструирована инвен тарная ферма. Кроме того, применяются козырьки на металлических инвентарных консолях, а для освещения рабочих мест — осветительные точки на инвентарных стойках.
ту |
При сравнительно небольшом объеме работ по ремон |
и окраске фасадов, а также пескоструйной очистке |
|
в |
тресте «Фасадремстрой» применяются подъемные |
люльки.
Главным механиком треста Е. В. Бойко предложена
люлька, отличающаяся малым весом |
и безопасностью |
в работе. В облегченной люльке |
для фасадных |
работ все механизмы вынесены с самой люльки на специальную тележку. Такое конструктивное решение люльки позволило снизить вес подъемной части с 500 кг до 150 кг. Кроме этого, создалась возможность для по вышения канатоемкости барабанов, а следовательно и высоты подъема люльки.
С помощью этой люльки был, в частности, успешно отремонтирован фасад башни здания райсовета Киров ского района. Высота башни 40 м. Следует заметить, что канатоемкость барабанов позволяет поднимать люльку на высоту до 80—100 м.
Для обеспечения безопасности работы при отделке и ремонте фасадов в случае обрыва рабочего троса облег ченных люлек Е. В. Бойко была предложена конструк ция тросовых ловителей.
Для подъема раствора и других строительных мате риалов на леса в тресте «Фасадремстрой» применяются лебедки Т-66', устанавливаемые в инвентарных металли ческих будках. Рамы, на которых монтируются лебедки, во избежание их смещения при подъеме, как правило, загружаются ящиками с песком. Трос от лебедки пере кидывается через блок, закрепленный на консольной балке. В тресте «Фасадремстрой» широко применяется
100
>іт$.<Ь22мм Крепление консоли
Рис. 36. Консольная балка треста „Фасадремстрой“.
металлическая консольная балка (рис. 36). Она пред ставляет собой решетчатую пространственную ферму треугольною сечения, состоящую из двух элементов, ко торые стыкуются на болтах перед подъемом балки для установки на крыше. Длина балки — 5,2 м, максималь ный вылет стрелы — 2,6 м.
При установке консоли раскрывают стоячий гребень. В полученное отверстие через прокладку и подпятник консоли пропускают хвостовой болт. В ушко болта вставляют трубу, закрепляя ее на ближайших стропиль ных ногах скобами. Консоль опирается на кровлю через подкладку и деревянный брус. Балка «Фасадрѳмстроя» позволяет поднимать грузы весом до 250 кг.
При производстве сравнительно незначительных объемов работ по ремонту фасадов, жилых зданий (осо бенно в процессе их эксплуатации) с успехом могут использоваться различные конструкции вышек. С помо щью вышек, в частности, могут выполняться штукатур ные и малярные работы, пескоструйная очистка и про мывка фасадов. Запроектированные и изготовленные в настоящее время вышки имеют высоту подъема пло щадки от нескольких метров до 22 м.
По принципиальной конструктивной схеме существу ющие вышки могут быть подразделены на телескопиче ские, шарнирно-рычажные, рычажные и мачтово-рычаж
ные. 1 На ремонте фасадов в Ленинграде использовались,
в частности, телескопические вышки треста «Фасадремстрой», а также телескопические вышки ВИ-23.
Значительный интерес представляет двухсекционная рычажная вышка (рис. 37), запроектированная и изго товленная на литейно-механическом заводе Ленжилуправления по предложению Р. Н. Уланова.
1 Подробнее |
см. Л а н ц о в В. А., У л а н о в Р. Н. Строитель |
ные подъемники |
и вышки. ЛДНТП, 1960. |
102
Грузоподъемность |
вышки — 300 |
кг. Максимальная |
высота подъема без |
дополнительной |
вставки — 13,65 м, |
с дополнительной вставкой— 16,65 м. |
Максимальный вы |
лет от опор — 9 м. Суммарная мощность всех электро двигателей — 14,5 кет.
Скорость |
передвижения вышки — 0,95 км/час. Сред |
няя скорость |
подъема — 7 м/мин. Скорость буксирова |
ния: по хорошей дороге — до 50 км/час, по плохой доро ге— до 20 км/час. Габариты в транспортном положении: длина — 7,5 м, ширина — 2,75 м, высота — 2,75 м. Вес в снаряженном состоянии — 4,2 т.
Двухсекционная вышка состоит из ходовой части (шасси), поворотной части, подъемных устройств и элек трооборудования.
Новая машина перевозится с объекта на объект авто мобилем ГАЗ-51 или ЗИ Л -150. Установочное передвиже ние вышки-подъемника после ухода буксирующей маши ны обеспечивается механизмом передвижения с электро приводом. При работе вышка не требует закрепления к зданию. На установку вышки из транспортного поло жения в рабочее требуется 10—15 мин.
Вышка обслуживается одним человеком, выполняю щим строительные работы. Управление вышкой может осуществляться с двух пультов, расположенных внизу на поворотной части и наверху в люльке. Люлька сво бодно подвешена на верхней ферме. Центр тяжести люльки находится значительно ниже оси подвеса. Раска чивание люльки, укрепляемой на вильчатом конце верх ней фермы, уменьшается с помощью двух фрикционных зажимов. Ограждение люльки состоит из каркаса и проволочной сетки. Для обеспечения безопасности в ра боте дверь люльки открывается внутрь.
Механизмы подъема верхней и нижней секций выпол нены взаимозаменяемыми. Они состоят из электродвига телей и червячных редукторов с рабочим ходом винта,
103
Рис. 37. Двухрычажная шарнирная полноповоротная вышка (а, б, в),
равным 1 м. Нижняя ферма может быть поднята из го ризонтального положения на 87°, а верхняя ферма может поворачиваться относительно нижней на 165°. Это обес печивается коромысловым устройством, состоящим из двух щек, закрепленных с помощью шарниров с нижней фермой и через штангу с верхней.
Для разгрузки механизмов подъема от перекосов все шарниры, которыми они связаны с фермами, имеют три степени свободы, что способствует увеличению долговеч ности и надежности работы машины. Для безопасности работы механизмов подъема предусматривается дубли рованное самоторможение, механические ограничители хода винтов в крайних положениях, муфты предельного момента и концевые электрические выключатели. Сиг нальные лампочки, установленные на пультах управле
ния, служат для предупреждения рабочего о приближе нии конечных положений ферм.
Вышку, перевезенную на место работ, подключают к источнику питания и выставляют на домкраты. Балки домкратов необходимо выдвигать при работе на вылетах, превышающих 6 м. Если вылет не более 6 м, не выдви гая домкратные балки, нужно опустить домкраты на землю и сообщить машине горизонтальное положение.
Верхняя разъемная ферма переводится в рабочее по ложение с помощью обычной винтовой стяжки, затем с нижнего пульта управления поднимается на полную высоту только одна нижняя ферма, люлька опускается
на землю. Подъем люльки ведется рабочим с помощью верхнего пульта управления.
Одновременным и последовательным подъемом или опусканием нижней фермы, подъемом или опусканием
верхней фермы и поворотом достигается очень высокая мобильность вышки.
При работе на максимальной высоте (15—18 м) вышка с одного места стоянки может обслужить
105
8—9-метровый фронт работ. Фермы (рычаги) вышки легко обходят со всех сторон выступающие части здания (балконы, эркеры, карнизы и другие архитектурные де тали), а также подвески трамвайных и троллейбусных линий.
Стоимость вышки, по предварительным данным, со ставляет около 7 тыс. руб.
Работы по окраске фасадов в тресте «Фасадремстрой» выполняются механизированным методом. Боль шое распространение получил пистолет К. П. Яковлева, отличающийся простотой и безотказностью в работе да же при низких температурах воздуха. Для улучшения работы пистолета в зимних условиях слесарь треста «Фасадреметрой» А. П. Тараторин предложил изменить конструкцию головки пистолета. Конец сопла был опи лен на 4 мм и закруглен. Щель, образовавшаяся между концом сопла и насадкой, обеспечила свободный выход распыляемой краски. Для улучшения подачи краски на конусе сопла нарезаны три винтообразные канавки глу биной 1,5 мм, а для увеличения подачи воздуха преду смотрено увеличение диаметра отверстия сопла до 3 мм.
По предложению А, П. Тараторина в тресте «Фасадремстрой» была изменена конструкция красконагнета тельного бачка. Сжатый воздух от компрессора попа дает в трубку, опущенную до дна бачка. Гайка с 6'—10 отверстиями, навинчиваемая на конце этой трубки, способствует лучшему перемешиванию краски.
9.ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
Внастоящее время при капитальном ремонте жилых домов автоматика не применяется. В то же время в но вом строительстве в подъемно-транспортных устройст вах, на экскаваторах, при сварке и т. д. автоматика уже начинает применяться. В промышленности строительных
106