Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с Современными высокопроизводительными машинами должны применяться малогабаритные мобильные ма­ шины, механизированный инструмент и другие средства малой механизации.

Вопросами внедрения средств малой механизации и

механизированных

инструментов

занимаются

отделы

главных механиков

ремонтно-строительных трестов.1

За последние годы

состав

оборудования в ремонтно-

строительных управлениях

также

значительно

попол­

нился.

 

 

 

 

Несмотря на определенные результаты, процесс со­ вершенствования организационных форм при осущест­ влении капитального ремонта жилых домов не завер­ шился еще и в настоящее время.

В связи с этим следует отметить, что в различных районах города сложилась различная потребность в ка­ питальном ремонте жилых домов. Есть районы, где зна­ чительная часть жилого фонда уже приведена в нор­ мальное эксплуатационное состояние и где предпола­ гается сравнительно небольшой объем работ по ремонту жилья. Сравнительно небольшой объем работ, например, предстоит выполнить в ремонтно-строительных управле­ ниях Кировского, Невского и Калининского районов. В то же время управлениям Куйбышевского, Октябрь­ ского, Фрунзенского и Василеостровского районов пред­ стоит выполнить значительный объем работ по крупному капитальному ремонту жилых домов.

В этой связи в настоящее время проводится подгото­ вительная работа по дальнейшему укреплению и спе­ циализации некоторых ремонтно-строительных управле­ ний. На базе десяти районных управлений, в частности, предполагается организовать пять мощных трестов

1 В настоящее время ремонтно-строительные тресты переимено­ ваны в управления.

11

(годовая программа — не менее 3 млн. руб.). Эти управ­ ления, по всей вероятности, будут подчинены непосред­ ственно УКРЖД Ленгорисполкома.

Широкому развитию механизированных методов про­ изводства ремонтно-фасадных работ способствовала организация в Ленинграде специализированного треста

«Фасадремстрой».

Большое значение в деле внедрения новой техники в системе Жилищного управления, Управления капи­

тального ремонта

жилых домов и треста

«Фасадрем­

строй»

имеет традиционное творческое

содружество

этих

организаций

с научно-исследовательскими учре­

ждениями и в первую очередь с Ленинградским научноисследовательским институтом Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова.

Достаточно сказать, что индустриальные методы ка­ питального ремонта жилых домов в Ленинграде были внедрены и сейчас совершенствуются благодаря коллек­ тивным усилиям работников ремонтно-строительных организаций и сотрудников ЛНИИ АК.Х.

В настоящее время это содружество развивается и в области механизации наиболее тяжелых и трудоемких строительных процессов при капитальном ремонте жи­

лых домов.

Перед специалистами, работающими над совершен­ ствованием методов капитального ремонта жилых домов, стоит практическая задача — завершить комплексную механизацию наиболее трудоемких ремонтно-строитель­

ных процессов.

Комплексная механизация, как известно, подразуме­ вает не только механизацию всех основных процессов, но и наиболее эффективную организацию использования

машин.

Таким образом, наряду с задачами по созданию но­ вых средств механизации и модернизации существующих

12


машин стоят задачи по повышению экономической эффективности механизации.

Выполнение этих задач во многом зависит от того, насколько широко внедряются передовой опыт ремонтностроительных организаций и результаты научно-исследо­ вательских работ.

2. МЕХАНИЗАЦИЯ ДЕМОНТАЖНЫХ РАБОТ

При капитальном ремонте жилых домов весьма тя­ желыми и трудоемкими являются операции, связанные с разборкой различных частей зданий. Стоимость демон­ тажных работ в некоторых случаях доходит до 30% общей стоимости капитального ремонта. Эти работы с большим трудом поддаются механизации.

Технико-экономические показатели демонтажных ра­ бот во многом зависят от принятой технологии производ­ ства работ, т. е. от состава и последовательности различ­ ных операций.

При определении состава и последовательности вы­ полнения различных работ, связанных с демонтажом перекрытий, перегородок и крыш, необходимо учитывать следующие требования:

создание условий, обеспечивающих наиболее эффек­ тивное решение вопросов механизации;

сохранность существующих неизношенных конструк­ ций, а также различных материалов от разборки и воз­ можность их повторного использования с наименьшими затратами на облагораживание и восстановление;

осуществление подъемно-транспортных операций че­ рез существующие проемы, т. е. без устройства спе­ циальных демонтажных проемов.

Применяемые на практике методы демонтажа в раз­ личной степени удовлетворяют этим требованиям.

Наибольшую сохранность разбираемых материалов

13

обеспечивает метод последовательной пооперационной разборки конструкций (последовательность, обратная монтажу). Получивший ' распространение на практике метод демонтажа конструкций приводит не к разборке конструкций, а к их разломке, он не обеспечивает сохран­ ность материалов и может вызвать обрушение нижеле­ жащих перекрытий.

В некоторых случаях весьма эффективным может оказаться сочетание метода последовательной поопера­ ционной разборки с частичным обрушением отдельных элементов.

По данным ЛНИИ АКХ, при больших объемах ра­ бот на объекте в случае реконструкции или надстрой­ ки здания экономически эффективной может оказаться разборка здания укрупненными элементами (блоками) весом в несколько тонн. В этом случае демонтаж ведется с помощью башенных кранов, и для выполнения этих работ не нужны специальные демонтажные проемы.

Существующая в настоящее время технология чаще всего предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

по междуэтажным перекрытиям — уборку засыпки с наката, разборку наката, обрушение подшивки потолка со штукатуркой, демонтаж балок перекрытий, доставку разобранных конструкций и материалов от места раз­ борки на территорию строительной площадки и, наконец, удаление этих материалов со строительной площадки;

по перегородкам — отбивку штукатурки, разборку досок перегородок и транспортировку материалов, обра­ зующихся при демонтаже;

по крышам — разборку кровли, обрешетки, опалубки, стропильных конструкций и их удаление со строитель­ ной площадки.

Все перечисленные операции и их удельный вес по трудоемкости приведены на диаграмме (рис. 2).

Н


Кроме изложенной последовательности выполнения работ, при демонтаже перекрытий и перегородок воз­ можны и другие варианты.

В целях создания условий для повторного использо­ вания старая штукатурка потолков и перегородок отби­ вается и убирается. Затем убираются доски перегородок,

снимается подшивка, отрываются черепные бруски ба-

Рис. 2. Удельный вес демонтажных операций по трудоемкости:

a — состав операций при

демонтаже

крыш:

/ — разборка кровли;

/ / — разборка

обрешетки; / / / — разборка

опалубки;

I V разборка строительных

конструкций;

б — состав операций при демонтаже перегородок: і

— отбивка штукатурки; // — раз­

рыв дранки на стыках досок; ІИ — разборка

досок

перегородок; в — состав опера­

ций при демонтаже перекрытий: I — разборка полов и уборка засыпки; Я — разборка

подбора; III — разборка подшивки; / / — разборка балок.

лок, обрушается накат с засыпкой, опиливаются и уби­ раются балки перекрытий. Кроме того, может быть предусмотрен пропил или последовательная разборка досок наката с использованием специального ручного ломика.

Рассмотренный вариант разборки имеет следующие преимущества:

обрушение засыпки на нижележащее перекрытие создает необходимые условия для механизации уборки засыпки, конструирование же машины для уборки за­ сыпки непосредственно с наката представляет значитель­ ные трудности;

15

создаются необходимые условия для повторного ис­ пользования старой штукатурки (не смешанной с засып­ кой и строительным мусором), а также древесины (накат, доски перегородок и подшивки, балки).

Независимо от последовательности выполнения раз­ личных операций при демонтаже перекрытий, перегоро­ док и крыш производятся следующие основные работы:

разборка крыши; отбивка штукатурки;

разборка деревянных конструкций; уборка строительного мусора как на перекрытиях,

так и на территории строительной площадки.

При демонтаже жилых зданий тяжелыми и трудоем­ кими являются работы по разборке стен, перекрытий, перегородок и других элементов зданий, а также работы по перемещению материалов и строительного мусора от места разборки как внутри здания, так и на приобъект­ ном складе.

До последнего времени разборка различных частей жилых зданий производится главным образом вручную. Лом, топор и двуручная пила являются основными инструментами строителей-ремонтников, занятых на де­ монтаже.

Особенно трудоемкой является распиловка суще­ ствующих балок, стропил и других деревянных конструк­ ций. Для того чтобы распилить балку сечением 350 X 350 мм ручной пилой, двое рабочих затрачивают 30—40 мин. Таким образом, трудоемкость одного распи­ ла составляет не менее одного человеко-часа.

Как показали испытания различных механических пил, проведенные лабораторией механизации ЛНИИ Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфи­ лова на объектах Дзержинского и Смольнинского ре­ монтно-строительных управлений, в условиях капиталь­ ного ремонта жилых домов наиболее эффективными

16


Рис. 3. Использование цепных консольных электропил на демонтаж­ ных работах:

а — пила ЦНИИМЭ К-6;

б — преобразователь частоты тока; в — модернизирован*

2 В. А. Ланцов

ная пила ВАКООП.

ГОС ПУБЛИЧНАЯ

 

 

 

НАУЧН-ТЕХНИЧЕСКА?

б и б л и о т е к а с с с р

являются цепные консольные электропилы ЦНИИМЭ К-5 и ЦНИИМЭ К-6, показанная на рис. 3, а.

Эти пилы имеют существенные преимущества перед дисковыми и лучковыми электропилами. Они позволяют распиливать балки практически любого диаметра, ком­ пактны и могут врезаться в конструкцию своей консоль­

ной частью — «тараном».

По сравнению с бензомоторными пилами цепные кон­ сольные электропилы проще по устройству, требуют ме­ нее квалифицированного обслуживающего персонала, на­ дежнее в эксплуатации. Вес пилы ЦНИИМЭ К-6 7,5 кг, вес бензомоторной пилы «Дружба» 13 кг.

Снижение веса цепных консольных электропил ЦНИИМЭ К-5 и ЦНИИМЭ К-6 достигнуто за счет при­ менения высокочастотных электродвигателей. Использо­ вание пил, работающих на повышенной частоте тока (200 гц), требует установки на объекте капитального ре­ монта специальных преобразователей частоты тока

(рис. 3, б).

При отсутствии преобразователей необходимой ха­ рактеристики и мощности целесообразно использовать электропилы с двигателями нормальной частоты тока. Промышленное производство консольных цепных пил такого типа в Советском Союзе не освоено. В ЛНИИ АКХ на базе электропилы ВАКООП был создан опыт­ ный образец консольной цепной пилы, работающей на токе нормальной частоты. Существо модернизации за­ ключалось в замене пильного устройства двуручной пи­ лы ВАКООП (шина, цепь и натяжное приспособление) на пильное устройство пилы ЦНИИМЭ К-5. Вес модер­ низированной пилы ВАКООП 17 кг, до модернизации пила весила 20 кг.

Электропилами ЦНИИМЭ К-5 и модернизированной ВАКООП (рис. 3, в) проводились многочисленные рас­ пиловки как в приобъектной зоне, так и на различных

18