Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
с Современными высокопроизводительными машинами должны применяться малогабаритные мобильные ма шины, механизированный инструмент и другие средства малой механизации.
Вопросами внедрения средств малой механизации и
механизированных |
инструментов |
занимаются |
отделы |
|
главных механиков |
ремонтно-строительных трестов.1 |
|||
За последние годы |
состав |
оборудования в ремонтно- |
||
строительных управлениях |
также |
значительно |
попол |
|
нился. |
|
|
|
|
Несмотря на определенные результаты, процесс со вершенствования организационных форм при осущест влении капитального ремонта жилых домов не завер шился еще и в настоящее время.
В связи с этим следует отметить, что в различных районах города сложилась различная потребность в ка питальном ремонте жилых домов. Есть районы, где зна чительная часть жилого фонда уже приведена в нор мальное эксплуатационное состояние и где предпола гается сравнительно небольшой объем работ по ремонту жилья. Сравнительно небольшой объем работ, например, предстоит выполнить в ремонтно-строительных управле ниях Кировского, Невского и Калининского районов. В то же время управлениям Куйбышевского, Октябрь ского, Фрунзенского и Василеостровского районов пред стоит выполнить значительный объем работ по крупному капитальному ремонту жилых домов.
В этой связи в настоящее время проводится подгото вительная работа по дальнейшему укреплению и спе циализации некоторых ремонтно-строительных управле ний. На базе десяти районных управлений, в частности, предполагается организовать пять мощных трестов
1 В настоящее время ремонтно-строительные тресты переимено ваны в управления.
11
(годовая программа — не менее 3 млн. руб.). Эти управ ления, по всей вероятности, будут подчинены непосред ственно УКРЖД Ленгорисполкома.
Широкому развитию механизированных методов про изводства ремонтно-фасадных работ способствовала организация в Ленинграде специализированного треста
«Фасадремстрой».
Большое значение в деле внедрения новой техники в системе Жилищного управления, Управления капи
тального ремонта |
жилых домов и треста |
«Фасадрем |
|
строй» |
имеет традиционное творческое |
содружество |
|
этих |
организаций |
с научно-исследовательскими учре |
ждениями и в первую очередь с Ленинградским научноисследовательским институтом Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова.
Достаточно сказать, что индустриальные методы ка питального ремонта жилых домов в Ленинграде были внедрены и сейчас совершенствуются благодаря коллек тивным усилиям работников ремонтно-строительных организаций и сотрудников ЛНИИ АК.Х.
В настоящее время это содружество развивается и в области механизации наиболее тяжелых и трудоемких строительных процессов при капитальном ремонте жи
лых домов.
Перед специалистами, работающими над совершен ствованием методов капитального ремонта жилых домов, стоит практическая задача — завершить комплексную механизацию наиболее трудоемких ремонтно-строитель
ных процессов.
Комплексная механизация, как известно, подразуме вает не только механизацию всех основных процессов, но и наиболее эффективную организацию использования
машин.
Таким образом, наряду с задачами по созданию но вых средств механизации и модернизации существующих
12
машин стоят задачи по повышению экономической эффективности механизации.
Выполнение этих задач во многом зависит от того, насколько широко внедряются передовой опыт ремонтностроительных организаций и результаты научно-исследо вательских работ.
2. МЕХАНИЗАЦИЯ ДЕМОНТАЖНЫХ РАБОТ
При капитальном ремонте жилых домов весьма тя желыми и трудоемкими являются операции, связанные с разборкой различных частей зданий. Стоимость демон тажных работ в некоторых случаях доходит до 30% общей стоимости капитального ремонта. Эти работы с большим трудом поддаются механизации.
Технико-экономические показатели демонтажных ра бот во многом зависят от принятой технологии производ ства работ, т. е. от состава и последовательности различ ных операций.
При определении состава и последовательности вы полнения различных работ, связанных с демонтажом перекрытий, перегородок и крыш, необходимо учитывать следующие требования:
создание условий, обеспечивающих наиболее эффек тивное решение вопросов механизации;
сохранность существующих неизношенных конструк ций, а также различных материалов от разборки и воз можность их повторного использования с наименьшими затратами на облагораживание и восстановление;
осуществление подъемно-транспортных операций че рез существующие проемы, т. е. без устройства спе циальных демонтажных проемов.
Применяемые на практике методы демонтажа в раз личной степени удовлетворяют этим требованиям.
Наибольшую сохранность разбираемых материалов
13
обеспечивает метод последовательной пооперационной разборки конструкций (последовательность, обратная монтажу). Получивший ' распространение на практике метод демонтажа конструкций приводит не к разборке конструкций, а к их разломке, он не обеспечивает сохран ность материалов и может вызвать обрушение нижеле жащих перекрытий.
В некоторых случаях весьма эффективным может оказаться сочетание метода последовательной поопера ционной разборки с частичным обрушением отдельных элементов.
По данным ЛНИИ АКХ, при больших объемах ра бот на объекте в случае реконструкции или надстрой ки здания экономически эффективной может оказаться разборка здания укрупненными элементами (блоками) весом в несколько тонн. В этом случае демонтаж ведется с помощью башенных кранов, и для выполнения этих работ не нужны специальные демонтажные проемы.
Существующая в настоящее время технология чаще всего предусматривает последовательное выполнение следующих операций:
по междуэтажным перекрытиям — уборку засыпки с наката, разборку наката, обрушение подшивки потолка со штукатуркой, демонтаж балок перекрытий, доставку разобранных конструкций и материалов от места раз борки на территорию строительной площадки и, наконец, удаление этих материалов со строительной площадки;
по перегородкам — отбивку штукатурки, разборку досок перегородок и транспортировку материалов, обра зующихся при демонтаже;
по крышам — разборку кровли, обрешетки, опалубки, стропильных конструкций и их удаление со строитель ной площадки.
Все перечисленные операции и их удельный вес по трудоемкости приведены на диаграмме (рис. 2).
Н
Кроме изложенной последовательности выполнения работ, при демонтаже перекрытий и перегородок воз можны и другие варианты.
В целях создания условий для повторного использо вания старая штукатурка потолков и перегородок отби вается и убирается. Затем убираются доски перегородок,
снимается подшивка, отрываются черепные бруски ба-
Рис. 2. Удельный вес демонтажных операций по трудоемкости:
a — состав операций при |
демонтаже |
крыш: |
/ — разборка кровли; |
/ / — разборка |
|
обрешетки; / / / — разборка |
опалубки; |
I V —разборка строительных |
конструкций; |
||
б — состав операций при демонтаже перегородок: і |
— отбивка штукатурки; // — раз |
||||
рыв дранки на стыках досок; ІИ — разборка |
досок |
перегородок; в — состав опера |
ций при демонтаже перекрытий: I — разборка полов и уборка засыпки; Я — разборка
подбора; III — разборка подшивки; / / — разборка балок.
лок, обрушается накат с засыпкой, опиливаются и уби раются балки перекрытий. Кроме того, может быть предусмотрен пропил или последовательная разборка досок наката с использованием специального ручного ломика.
Рассмотренный вариант разборки имеет следующие преимущества:
обрушение засыпки на нижележащее перекрытие создает необходимые условия для механизации уборки засыпки, конструирование же машины для уборки за сыпки непосредственно с наката представляет значитель ные трудности;
15
создаются необходимые условия для повторного ис пользования старой штукатурки (не смешанной с засып кой и строительным мусором), а также древесины (накат, доски перегородок и подшивки, балки).
Независимо от последовательности выполнения раз личных операций при демонтаже перекрытий, перегоро док и крыш производятся следующие основные работы:
разборка крыши; отбивка штукатурки;
разборка деревянных конструкций; уборка строительного мусора как на перекрытиях,
так и на территории строительной площадки.
При демонтаже жилых зданий тяжелыми и трудоем кими являются работы по разборке стен, перекрытий, перегородок и других элементов зданий, а также работы по перемещению материалов и строительного мусора от места разборки как внутри здания, так и на приобъект ном складе.
До последнего времени разборка различных частей жилых зданий производится главным образом вручную. Лом, топор и двуручная пила являются основными инструментами строителей-ремонтников, занятых на де монтаже.
Особенно трудоемкой является распиловка суще ствующих балок, стропил и других деревянных конструк ций. Для того чтобы распилить балку сечением 350 X 350 мм ручной пилой, двое рабочих затрачивают 30—40 мин. Таким образом, трудоемкость одного распи ла составляет не менее одного человеко-часа.
Как показали испытания различных механических пил, проведенные лабораторией механизации ЛНИИ Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфи лова на объектах Дзержинского и Смольнинского ре монтно-строительных управлений, в условиях капиталь ного ремонта жилых домов наиболее эффективными
16
Рис. 3. Использование цепных консольных электропил на демонтаж ных работах:
а — пила ЦНИИМЭ К-6; |
б — преобразователь частоты тока; в — модернизирован* |
|
2 В. А. Ланцов |
ная пила ВАКООП. |
ГОС ПУБЛИЧНАЯ |
|
||
|
|
НАУЧН-ТЕХНИЧЕСКА? |
б и б л и о т е к а с с с р
являются цепные консольные электропилы ЦНИИМЭ К-5 и ЦНИИМЭ К-6, показанная на рис. 3, а.
Эти пилы имеют существенные преимущества перед дисковыми и лучковыми электропилами. Они позволяют распиливать балки практически любого диаметра, ком пактны и могут врезаться в конструкцию своей консоль
ной частью — «тараном».
По сравнению с бензомоторными пилами цепные кон сольные электропилы проще по устройству, требуют ме нее квалифицированного обслуживающего персонала, на дежнее в эксплуатации. Вес пилы ЦНИИМЭ К-6 7,5 кг, вес бензомоторной пилы «Дружба» 13 кг.
Снижение веса цепных консольных электропил ЦНИИМЭ К-5 и ЦНИИМЭ К-6 достигнуто за счет при менения высокочастотных электродвигателей. Использо вание пил, работающих на повышенной частоте тока (200 гц), требует установки на объекте капитального ре монта специальных преобразователей частоты тока
(рис. 3, б).
При отсутствии преобразователей необходимой ха рактеристики и мощности целесообразно использовать электропилы с двигателями нормальной частоты тока. Промышленное производство консольных цепных пил такого типа в Советском Союзе не освоено. В ЛНИИ АКХ на базе электропилы ВАКООП был создан опыт ный образец консольной цепной пилы, работающей на токе нормальной частоты. Существо модернизации за ключалось в замене пильного устройства двуручной пи лы ВАКООП (шина, цепь и натяжное приспособление) на пильное устройство пилы ЦНИИМЭ К-5. Вес модер низированной пилы ВАКООП 17 кг, до модернизации пила весила 20 кг.
Электропилами ЦНИИМЭ К-5 и модернизированной ВАКООП (рис. 3, в) проводились многочисленные рас пиловки как в приобъектной зоне, так и на различных
18