Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вертолетов необходимо создать новые мощные и надеж­ ные в эксплуатации «летающие краны», а также разра­ ботать специальные монтажные приспособления.

Весьма трудоемкой операцией при капитальном ре­ монте жилых домов является образование борозд и гнезд для укладки конструкций перекрытий. В настоя­ щее время эта работа выполняется с помощью пневма­ тических отбойных молотков. Такой метод образования борозд и гнезд не свободен от недостатков (неровная поверхность, наличие волосяных трещин и т. д.).

В ЛНИИ АКХ и в ремонтно-строительных организа­ циях ведутся работы по совершенствованию этих про­ цессов. Главным механиком ремонтно-строительного управления Московского райисполкома С. М. Хазано­ вым, например, предложена специальная конструкция дисковой фрезы. Сотрудниками ЛНИИ АКХ при рестав­ рации некоторых памятников архитектуры в Петродворце для пропила горизонтальных стен (с целью устройства гидроизоляции) в опытном порядке была применена вру­ бовая машина, оборудованная баровым рабочим органом.

Изучение механизированных методов образования борозд и гнезд показало, что наряду с попытками использовать для их пробивки механические способы разрушения (бары, дисковые фрезы, фрезы Столярова и т. д.) необходимо начинать углубленные исследования в направлении изыскания новых методов образования борозд и гнезд.

В этом отношении перспективными направлениями, позволяющими отделить рабочий орган от передаточного механизма и двигателя или энергетической группы, яв­ ляются термо-реактивный и электро-гидравлический ме­ тоды резания.

Задача механизации заделки борозд, гнезд и стыков может быть решена с помощью растворонасосов и раст­ воронагнетателей. В этом отношении предстоит выпол­

78

нить большие работы по определению состава раство­ ров и бетонов, удовлетворяющих требованиям перекачи­ ваемое™, прочности и быстрого схватывания. При этом надо иметь в виду факторы, влияющие на перекачи­ ваемое™ растворов по трубам. В частности, рекомен­ дуется применять растворонасосы с числом ходов плун­ жера не менее 120 в мин. (С-317, С-232, С-263 и др.).

Улучшение перекачиваемое™ растворов достигается и при соответствующем подборе заполнителей и примене­ нии пластификаторов.

Для механизации заделки гнезд, пазов, стыков и швов перекрытий при капитальном ремонте жилых до­ мов можно использовать ручной растворонасос С-420А, который служит для инъектирования раствора в каналы с пучковой арматурой при производстве железобетонных изделий.

5. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

При капитальном ремонте жилых домов непосредст­ венно на строительной площадке большой удельный вес по трудоемкости занимают погрузочно-разгрузочные ра­ боты: погрузка строительного мусора в транспортные средства, а также погрузка материалов, получаемых при разборке зданий, и выгрузка новых строительных мате­ риалов и изделий, доставляемых, как правило, автомо­ бильным транспортом.

Погрузка материалов, получаемых при разборке зда­ ний, и выгрузка новых строительных материалов и изде­ лий обычно производятся основными подъемно-транс­ портными монтажными механизмами. Эти механизмы подробно рассматривались выше.

При капитальном ремонте жилых домов такое ис­ пользование основных подъемно-транспортных машин

79


(башенных и стреловых кранов, а также кранов СП-0,6) во многих случаях экономически обосновано, поскольку эти краны недостаточно используются по времени на монтажных работах.

При значительных объемах ремонтно-строительных работ и высокоэффективном использовании основных подъемно-транспортных машин, а также при применении подъемно-транспортных машин, устанавливаемых на конструкцию ремонтируемого дома (ЯЖ-1, БШ-1, КОР-200 , и др.), или мачтовых подъемников на погру­ зочно-разгрузочных работах необходимо применять спе­ циализированное оборудование.

Для этих целей, например, могут успешно приме­ няться автомобильные краны грузоподъемностью 3 т (К-32) и автопогрузчики грузоподъемностью 3 и 5 т. Серийное производство этих машин освоено нашей про­ мышленностью. В системе УКРЖД в 1959т., например, работало 45 автомобильных кранов и 29 автопогрузчи­ ков. Вместе с тем автокраны и автопогрузчики при' ма­ лых объемах работ экономически недостаточно эффек­ тивны. Стесненные условия дворовых территорий и ма­ лые габариты арочных проездов затрудняют их эффективное использование при капитальном ремонте жилых домов.

Перспективным для использования при капитальном ремонте жилых домов высотой до 3 этажей является автомобильный башенный кран КТС-3 (рис. 28), вы­ пускаемый Рижским ремонтно-механическим заводом. Этот кран выполнен самомонтирѵющимся. Он имеет хо­ рошую мобильность и маневренность, может легко об­ служивать здания сложной конфигурации в плане, не требует устройства специальных путей и легко перебра­ сывается с объекта на объект. Кран КТС-3 может использоваться не только на монтажных, но и на погру­ зочно-разгрузочных работах,

80


Кран монтируется на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-150 и приводится в действие от его двигателя. Кран КТС-3 может передвигаться по городским маги­ стралям, открытым для грузового движения.

ООН*

Рис. 28. Автомобильный башенный кран КТС-3.

Техническая характеристика крана КТС-3

Грузоподъемность при вы­

3 т

лете стрелы 3,5 м . .

Максимальный вылет стрелы

8,5 д

Максимальная высота подъе­

 

ма г р у з а .......................

13 м

Габаритные размеры:

 

13 750 X 3 450 .< 14 350 мм

в рабочем положении

в транспортном

по­

10 100 X 2 600 X 3 520 мм

ложении ...................

 

в В. А. Ланцов

81

Кран КТС-3 должен получить широкое распростране­ ние при капитальном ремонте и надстройке жилых домов

вкрупнейших городах Российской Федерации.

Внастоящее время разработаны модифицированные конструкции крана КТС-3: краны КТС-ЗВ и КТС-ЗГ. Кран КТС-3 монтируется на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-150, а кран КТС-ЗВ на автомобиле ЗИЛ-16'4. Для использования в условиях железнодорожного строи­ тельства в кране КТС-ЗВ предусмотрена возможность его передвижения по рельсовому пути нормальной колеи. В кране КТС-ЗГ телескопическая трубчатая башня за­ менена решетчатой.

Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ при капитальном ремонте жилых домов нужна универ­ сальная малогабаритная машина, отличающаяся хоро­ шей проходимостью.

В настоящее время проект такой машины разраба­ тывается ЦПКБ «Оргтехстроя» Управления строитель­ ства Ленсовнархоза по предложению ЛНИИ АКХ.

Эта машина может использоваться с крюком, ков­ шом, грейфером, а также с оборудованием для произ­ водства земляных работ (подробнее об этом см. на стр. 97).

Наряду с созданием универсальных малогабаритных машин решению проблемы механизации погрузочноразгрузочных работ будет способствовать широкое внед­ рение простейших грузоподъемных устройств: легких козловых кранов, подвесных монорельсов на специаль­ ных опорах, ручных рычажных лебедок, талей и других простейших средств механизации. Такое оборудование особенно эффективно при малых объемах работ.

В этом отношении значительный интерес представ­ ляет легкий универсальный кран, разрабатываемый в настоящее время в ЛНИИ АКХ. Конструкция этого крана допускает его использование не только на подъем­

82


но-транспортных работах, но и на погрузочно-разгру­

зочных.

Мусор, образовавшийся при разборке различных кон­ структивных элементов жилых домов, как правило, дол­ жен спускаться в бункер либо непосредственно в шта­ бель с помощью лотков и звеньевых трубопроводов.

Из бункера строительный мусор поступает в автома­ шины. Такая схема при обеспечении своевременного вы­ воза мусора является наиболее эффективной.

Вместе с тем при капитальном ремонте жилых домов большой удельный вес занимают операции по погрузке строительного мусора из штабеля в автомашины. Над созданием эффективных средств механизации этих работ в настоящее время работает Л НИИ АКХ. В последнее время институтом были испытаны различные машины.

Хорошие результаты на погрузке строительного му­ сора из штабеля в транспорт показали экскаваторы Э-153 на базе трактора «Беларусь» (подробнее см. на стр. 93). Весьма перспективной машиной для погрузки строительного мусора является ковшовый погрузчик Д-380 (рис. 29), предназначенный для сыпучих грузов. Этот погрузчик является мобильной, легкоуправляемой самоходной машиной. Он успешно используется в систе­ ме УКРЖД Ленгорисполкома.

Для погрузки строительного мусора может приме­ няться и универсальная малогабаритная машина, проек­ тируемая ЦПКБ «Оргтехстроя» Управления строитель­ ства Ленсовнархоза, при оборудовании ее многочелюст­ ным грейфером типа «полип».

Кроме экскаватора Э-153, погрузчика С-380 и универ­ сальной малогабаритной машины, на погрузке строитель­ ного мусора в транспорт могут использоваться и другие машины, работающие в смежных отраслях промышлен­ ности (угольной и горнорудной).

Как показали испытания, проведенные ЛНИИ АКХ

83

на территории Ленинградского мясокомбината имени С. М. Кирова, на погрузке строительного мусора может успешно использоваться погрузочная машина ГНЛ-30.

По принципиальной схеме этого погрузчика может быть создана мобильная машина, отличающаяся мень­ шим весом и большей максимальной высотой выгрузки.

Рис. 29. Погрузчик Д-380.

Испытания различных машин, проводимые ЛНИИ АКХ непосредственно на ремонтных площадках, позво­ ляют определить основные пути решения задачи механи­ зации погрузки строительного мусора в автомобильный транспорт.

Большой интерес, в частности, представляет машина гребково-роторного типа. В настоящее время в ЛНИИ АКХ проводятся исследования рабочего органа этой

84


Машины на стенде и начато проектирование малогаба­ ритной погрузочной машины гребково-роторного типа для работы в стесненных условиях, характерных для ка­ питального ремонта жилых домов.

Выбор рабочего органа гребково-роторного типа обусловлен его особеностями, позволяющими при малом весе машины обеспечить ее необходимую производитель­ ность. По сравнению с погрузочными машинами других типов для эффективной работы гребково-роторной ма­ шины требуется минимальное напорное усилие. Это обстоятельство позволяет предположить, что малогаба­ ритная машина гребково-роторного типа будет легкой и маневренной и что ее можно будет эффективно использо­ вать для уборки строительного мусора непосредственно на этажах капитально ремонтируемых зданий.

Машину предполагается выполнить самоходной. Приемное устройство будет состоять из лотка и скреб­ кового транспортера.

6. МЕХАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ

При капитальном ремонте жилых домов транспорти­ рование строительных материалов осуществляется авто­ мобильным транспортом обш.его назначения, а переме­ щение материалов в приобъектной зоне и на этажах ре­ монтируемых зданий производится, как правило, вручную.

Механизировать эти работы можно при применении специальных самоходных тележек (мототачек), полу­ чивших широкое распространение за рубежом.

Плохие дорожные покрытия, пересеченный рельеф местности и склады строительных материалов и изделий, встречающиеся на территории ремонтируемых домов, предъявляют к тележкам требования хорошей проходи­

85

мости и исключительной маневренности. Кроме высокой маневренности, мототачки при использовании на пере­ крытиях дома должны иметь малый удельный вес и га­ бариты и отличаться эксплуатационной надежностью и простотой в управлении.

Хорошую проходимость и маневренность имеют мото­ тачки ТУМ-57 (рис. 30), построенные по конструктивной схеме Р. Н. Уланова. Машина ТУМ-57 предназначена не только для транспортных, но и для уборочных работ в системе городского хозяйства. В настоящее время она серийно выпускается литейно-механическим заводом Ленжилуправления. Особенностью схемы этой мототачки является наличие двух ведущих колес с независимым приводом на каждое и третьего свободного самоустанавливаюшегося колеса.

Для транспортных работ на машине ТУМ-57 преду­ сматриваются три типа кузовов грузоподъемностью 300, 500 и 750 кг, платформа и прицеп для длинномеров.

Наибольшая скорость машины при движении вперед и назад с полной нагрузкой (без прицепа) 8 кмічас, а наименьшая — 2,5 кмічас. На мототачке установлен кар­ бюраторный двухтактный двигатель ОДВ-ЗООВ мощно­ стью 5,5 л. с. Габаритные размеры машины при обору­ довании ее кузовом грузоподъемностью 500 кг: длина — 2150 мм, ширина — 960 мм и высота — 1100 мм. Дорож­ ный просвет— 130 мм. Без нагрузки машина ТУМ-57 весит 290 кг. Машина легко преодолевает вертикальные стенки высотой до 120 мм, а также подъем и боковой крен до 12°.

В настоящее время эта машина модернизирована,— скорость ее передвижения доведена до 15 кмічас.

Применение на транспортных работах вместо ручных тачек мототачек уменьшает трудоемкость этих работ почти в 4 раза. Машина ТУМ-57 стоит 800 руб., однако при расширении и специализации производства стои-

86