Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мостъ этих машин не будет превышать 500 руб. Стои­

мость машино-смены эксплуатации ТУМ-57 составляет 4 рубля.

Еще более высокую проходимость и лучшую манев­ ренность по сравнению с машиной ТУМ-57 имеет маши­ на ТУМ-57-В (подробнее см. на стр. 96).

Рис. 30. Универсальная малогабаритная тачка ТУМ-57.

Эта машина при применении различного сменного оборудования может использоваться на транспортных, земляных и погрузочно-разгрузочных работах.

С помощью моготачек может быть решен вопрос о транспортировании материалов внутри ремонтируемого здания. Машина ТУМ-57 для работы на перекрытиях или подмостях может быть оборудована самосвальным кузовом грузоподъемностью 300 кг. В этом случае сни­

87

мается по одному из передних ведущих колес, что дает уменьшение ширины машины до 750 мм, а радиуса пово­ рота — до 1,25 м.

Эффективность применения мототачек для транспор­ тирования строительных материалов внутри ремонти­ руемых зданий может быть повышена при дальнейшем уменьшении габаритных размеров тележки. Необходимо создать исключительно маневренную небольшую мото­ тачку,

В этом случае может быть успешно решена комплекс­ ная механизация горизонтального и вертикального транспортирования материалов на объекте. Мототачка транспортирует материалы в приобъектной зоне, заез­ жает на платформу подъемника, поднимается им к окон­ ному или дверному проему, а затем доставляет грузы не­ посредственно к рабочему месту.

В связи с этим значительный интерес представляет малогабаритная мототачка (рис. 31), изготовляемая в настоящее время в ЛНИИ АКХ.

Эта мототачка — самая маленькая машина такого типа, известная в мировой практике. Мототачку ЛНИИ АКХ предполагается использовать на перекрытиях вну­ три ремонтируемого здания. Поэтому она должна иметь минимальные габариты, вес и быть исключительно ма­ невренной.

Этим условиям отвечают основные параметры маши­ ны: ширина не более 0,75 м (минимальная ширина двер­ ных проемов и коридоров составляет 0,85—1,0 м), длина ке более 1,6 м, грузоподъемность 250 кг, наименьший радиус поворота по внешним частям машины не более 1,2 м, сохранение устойчивости в движении и при тормо­ жении— на спусках не менее 10°, на косогорах не менее 10°, на подъемах не менее 18°, вес в заправленном со­ стоянии не более 160 кг.

Мототачка представляет собой самоходное шасси на

88


колесном ходу, причем два передних колеса являются ведущими, имеющими независимый привод через два бортовых фрикциона и сблокированные с ними два тор­ моза. Заднее колесо свободное — самоустанавливающее­ ся. Над ведущими колесами установлен самосвальный кузов, поворачивающийся при опорожнении вручную. На раме, объединяющей ходовую часть и кузов, установлен двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом

цилиндров не более 125—150 см3, бензобак, седло води­ теля и рычаги управления.

После испытаний мототачки в производственных условиях можно будет наметить границы ее эффектив­ ного использования при строительстве и капитальном ремонте жилых домов. Вместе с тем очевидно, что на

крупных объектах мототачки должны окончательно вы­ теснить ручные тачки.

Следует заметить, что создаваемые в настоящее вре­ мя ЛНИИ АКХ средства механизации помогут в даль-

89

нейшем осуществить комплексную механизацию таких массовых работ, как уборка строительного мусора. В комплект входят следующие средства механизации: гребково-роторная машина для погрузки строительного мусора, мототачка, легкий переносный транспортер, звеньевой металлический трубопровод, стационарный бункер.

В Ленинграде трестом «Фасадремстрой» для транс­ портирования строительных материалов на сравнительно незначительные расстояния применяются автокары АК-1 и электрокары ЭК-2.

Автокар АК-1 является самоходной тележкой грузо­ подъемностью 1 т, приводимой в движение двухтактным бензиновым двигателем мощностью 5,5 л. с. Машина изготовляется с неподвижной и поворотной платформа­

ми. Основными

частями

автокара

являются: рама

с платформой, передний

и задний мосты с колесами,

коробка перемены

передач, двигатель

с редуктором и

* рулевое управление.

Электрокар ЭК-2 грузоподъемностью 2 т (рис. 32) состоит из следующих основных частей: платформы с рамой, контроллера, переднего моста с рулевым управ­ лением, механизма главной передачи, заднего (ведущего) моста с редуктором и карданной передачей, электродви­ гателя с .моторным устройством и аккумуляторной ба­ тареи.

Значительный интерес для использования при капи­ тальном ремонте жилых домов представляет универсаль­ ный малогабаритный тягач высокой проходимости ТУМ-59 (рис. 33), запроектированный и изготовленный на литейно-механическом заводе Ленжилуправления. Эта машина развивает тяговое усилие с двигателем УСТ-750 (10 л. с.) 400 кг, а с двигателем УД (8 л. с.) — 300 кг при скорости 4 км/час. Максимальная скорость тягача — до 20 км/час. Вес буксируемого прицепа может доходить

90



чэ

s

р

СNО)

QJ

и

о

до 1,7 т. Габаритные размеры тягача: длина — 2000 мм, высота— 1300 мм, ширина — 1050 мм. Вес в заправлен­ ном состоянии — 380 кг.

7. МЕХАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

При капитальном ремонте жилых домов встречаются разнохарактерные земляные работы, связанные с ремон­ том фундаментов, водопроводных или канализационных сетей, благоустройством территории и др.

Все эти работы, как правило, характеризуются огра­ ниченными объемами и поэтому трудно поддаются меха­ низации.

Вместе с тем освоенные в последние годы нашей про­ мышленностью новые строительные машины позволяют механизировать некоторые земляные работы, ранее вы­ полнявшиеся вручную.

В условиях капитального ремонта жилых домов при производстве земляных работ небольших объемов хо­ рошо зарекомендовали себя одноковшовые гидравличе­

92

ские экскаваторы Э-153 и Э-153А (рис. 34) на базе трак­ тора «Беларусь». Эти экскаваторы разработаны Ленин­ градским филиалом ВНИИСтройдормаша и Ленинград­ ским экскаваторным заводом. Машина выпускается киевским заводом «Красный экскаватор».

Рис. 34. Экскаватор Э-153.

Трактор «Беларусь» оборудован прямой и обратной лопатами с емкостью ковша 0,15 м3, а также бульдозер­ ным отвалом и краном грузоподъемностью 0,5 т на вы­ лет стрелы 3,3 м. Кроме того, на заводе-изготовителе испытываются еще шесть видов сменного оборудования, в частности: профильный ковш, ковш для узких траншей, захваты для погрузки бревен и установки столбов.

Наряду с экскаватором Э-153 при капитальном ремон­ тежилых домов может использоваться гидравлический

93

экскаватор Э-221, запроектированный и изготовленный заводом «Красный экскаватор» на базе, трактора «Бела­ русь» МТЗ-2. Экскаватор Э-221 оборудован прямой и обратной лопатами, краном-погрузчиком и бульдозером.

Емкость

ковша экскаватора — 0,22 ж3, а погрузчика —

0,30 м3.

Вес экскаватора с оборудованием — 5375 кг.

Определенный интерес представляют для ремонтни­

ков экскаваторы, разрабатываемые на базе грузовых автомашин.

Весьма перспективными для использования в усло­ виях капитального ремонта жилых домов являются экскаваторы Э-1510, Э-1512 и Э-1513 с емкостью ковша 0,15 ж3, спроектированные, изготовленные и испытанные Ленинградским экскаваторным заводом.

В процессе испытаний хорошие эксплуатационные ка| чества (устойчивость, удобство управления, маневрен? ность и проходимость) показал экскаватор Э-1513( рис. 35), экспонированный в 1960 г. на ВДНХ СССР в Москве. Этот экскаватор, смонтированный на базе самоходного шасси ДВСШ-16, предназначается для производства земляных и погрузочно-разгрузочных работ небольшо­ го объема. Кроме прямой лопаты, экскаватор может быть оборудован обратной лопатой и крановой стре­ лой.

Экскаваторное оборудование состоит из трех основ­ ных частей: поворотной платформы с механизмами, од­ ноосной ходовой тележки и рабочих механизмов. На по­ воротной платформе сварной конструкции смонтирован вал барабанов лебедки и механизмы управления. К про­ ушинам на поворотной платформе прикреплена стрела с рабочим оборудованием. Через шариковый опорноповоротный круг платформа опирается на ходовую раму, которая балансирно подвешена к раме самоходного шасси. Привод механизмов экскаватора осуществляется от вала отбора мощности самоходного шасси.

94


Экскаватор неполноповоротный. Поворот платформы может быть осуществлен только на 300° в каждую сторо­ ну. Мощность двигателя составляет 16 л. с., управление механизмами рычажное. При оборудовании стрелой экскаватор работает как кран грузоподъемностью

Рис. 35. Экскаватор Э-1513.

0,7—1 тпри вылете стрелы от 2 до 3,5 м, при этом высота подъема составляет от 2,2 до 3,8 м. Скорость передвиже­ ния экскаватора может достигать 20 км/час.

Экскаватор Э-1513 отличается высокой маневренно­ стью, малым весом (3,05 т) и простотой конструкции. Малый радиус поворота задней части платформы (1340 мм) дает возможность использовать этот экскава­ тор в стесненных условиях капитального ремонта жилых домов.

Значительный интерес для использования при капи-

95

тальйом ремонте жилых домов представляют экскавато­ ры Э-101 и Э-201, опытные образцы которых выпущены киевским заводом «Красный экскаватор» с ковшом емкостью 0,1 ж3 и 0,2 ж3.

Универсальный гидравлический одноковшовый экска­ ватор Э-201 на тракторе Т-30 может быть выполнен с различным сменным оборудованием: прямой и обрат­ ной лопатами, бульдозером, краном, погрузочным ков­ шом для кусковых и легких сыпучих материалов, вилами и захватами для длинномеров. Мощность двигателя 30 л. с. Для увеличения надежности эксплуатации тру­ бопроводы гидросистемы выполнены без рукавов из жестких стальных труб с шарнирными сочленениями. Удельный вес экскаватора, приходящийся на единицу емкости ковша, значительно снижен по сравнению с экс­ каватором Э-153.

Впоследнее время за рубежом большое распростра­ нение получили специальные малогабаритные тракторы, отличающиеся небольшим весом (600—800 кг) и мощ­ ностью двигателя 5—10 л . с. Следует отметить тракторы

счетырьмя ведущими колесами (схема «Летурно»). Эти тракторы по сравнению с колесными машинами других типов имеют ряд эксплуатационных преимуществ, а именно: высокую проходимость, хорошую маневренность, высокий коэффициент полезного действия.

ВЛенинграде на литейно-механическом заводе Ленжилуправления по схеме с четырьмя ведущими колеса­ ми создан малогабаритный трактор ТУМ-57-В с ис­ пользованием основных деталей машины ТУМ-57. Трактор ТУМ-57-В может быть оборудован отвалом (шириной 0,9—1,1 м) и другим навесным оборудова­

нием.

Взамен заднего самоустанавливающегося колеса на этой машине установлен дополнительный ведущий мост. Таким образом, трактор имеет четыре ведущих колеса

96