Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Этажах капитально ремонтируемых зданий. Непосредст венно на территории строительных площадок распили вались брусья, доски, бревна, балки разобранных пере крытий и межкомнатные перегородки. Как показали хрономегражные наблюдения, распиловка бревен не большого диаметра (например, до 300 мм) продолжа лась не более 40 сек.
Возможность применения консольных цепных элек тропил была также проверена непосредственно при разборке различных частей зданий: перекрытий, перего родок, пола. Многочисленными распиловками балок перекрытий было установлено, что продолжительность одного пропила балок сечением 350 X 400 мм при хоро шем состоянии древесины составляет 3—4 мин. При этом производительность пилы ЦНИИМЭ К-5 выше произ водительности модернизированной пилы ВАКООП на
25—30%.
Как показали испытания, при распиловке балок се чением более 350 X 350 мм в результате заклинивания пилы нагревались пильная шина и цепь. Для охлажде ния пилы работы приостанавливались на 0,5—1 мин. Во избежание заклинивания пильной шины при распи ловке толстых балок перекрытий рекомендуется раскли нивать балку инвентарным клином или применять двой ной клинообразный пропил.
Консольные пилы испытывались и при разборке междуквартирных перегородок, состоящих из бревен диа метром 200—220 мм, забранных стоймя и оштукатурен ных по войлоку. Стойки перегородок, очищенные от войлока и штукатурки, разрезались электропилой, а их концы извлекались. Продолжительность распиловки одной стойки составляла 40—45 сек.
При демонтаже межкомнатных перегородок, состоя щих из двух дюймовых досок, оштукатуренных с обеих сторон (общая толщина перегородки 100 мм), пила вре
2* |
19 |
залась торцовой частью в перегородку, а затем выпол нялась распиловка. Распиловка каждого метра такой перегородки продолжалась 1,5—2 мин.
Пол, пропиливаемый цепными консольными электро
пилами, состоял из |
деревянных щитов |
размером |
1,6 X 1,6 м и толщиной |
50 мм, уложенных |
по лагам. |
Расстояние между лагами 70—80 см. Общая толщина пола с паркетом составляла 110—120 мм. Сквозное про резание пола такой конструкции продолжалось 2—3 мин., а на каждый метр пропила затрачивалось 6—8 мин.
Большой интерес представляет опыт распиловки свай фундаментов при капитальном ремонте жилого дома по Херсонской ул., 5/7, в Ленинграде (Смольнинское РСУ). Исключительно стесненные условия пиления не позво ляли использовать на этой операции даже двуручную пилу. Свая диаметром около300 мм распиливалась но жовкой. Продолжительность этой операции составляла 15—20 мин. Применение модернизированной пилы ВАКООП позволило сократить продолжительность рас пиловки сваи до 30—40 сек.
Как показали испытания, с помощью консольных пил можно распиливать сваи, балки, брусья, доски в местах, где по условиям техники безопасности пиление двуруч ной пилой производиться не может.
Особенно большое распространение должны получить цепные консольные электропилы при капитальном ре монте деревянных жилых зданий.
Существенным преимуществом пилы ЦНИИМЭ К-5 (К-6) является устройство двух ручек, позволяющих ра ботать пилой в удобном положении, а в некоторых слу чаях— не сгибаясь. Это уменьшает утомляемость рабо чего и способствует повышению производительности пиления.
В настоящее время цепные консольные электропилы получили широкое распространение на объектах капи
20
тального ремонта жилых домов в ремонтно-строительных управлениях Дзержинского, Смольнинского, Московско го, Невского и других райисполкомов Ленинграда, а также в ремонтно-строительном управлении Дзержин ского РЖУ.
Только в этих организациях с помощью цепных элек тропил было выполнено около 25 тыс. м2 пропила. Это означает, что в пересчете на пропилы в 1960 г. было вы
полнено около 200 тыс. пропилов балок |
(один пропил |
балки перекрытий сечением 350 X 350, |
350 X 400 мм |
составляет примерно 0,12—0,14 ж2). |
|
Хронометражные наблюдения показали, что продол жительность пропила составляет:
одного пропила бревна диаметром 200—220 мм за бранной стоймя перегородки — 40—45 сек.;
перегородок из двухдюймовых досок— 1,5—2 мин. на 1 пог. м пропила;
пола, состоящего из деревянных щитов размером 1,6 X 1,6 м толщиной 50 мм, уложенных по лагам, кото рые располагались на расстоянии 70—80 см друг от друга, — 6—8 мин на 1 пог. м пропила;
одной сваи фундамента диаметром около 300 мм —
30—40 сек.;
одной балки перекрытия сечением 350 X 350 мм —
3—4 мин.
При применении цепных консольных электропил производительность труда может быть повышена на распиловке свай фундаментов в 15 раз, а на распиловке балок перекрытий — в 10 раз. Трудоемкость одного про пила балки перекрытия сечением 350 X 350 мм двуруч ной пилой составляет 1—1,3 чел.-часа, а трудоемкость такого же пропила цепной консольной электропилой — 0,05—0,07 чел.-часа, т. е. снижается почти в 20 раз.
Таким образом, на каждом пропиле получается сни жение трудоемкости на 1 чел.-час. Если учесть затраты
21
груда, связанные с подключением пилы на объекте и ее перевозкой, то снижение трудоемкости на каждом про пиле составит около 0,8—0,9 чел.-часа, т. е. уменьшится примерно в 16 раз.
Стоимость модернизированной пилы ВАК.ООП со ставляет около 60 руб. Электропила ЦНИИМЭ К-5, се
рийно выпускаемая нашей промышленностью, |
стоит |
27,5 руб., а электропила ЦНИИМЭ К-6 — 45 руб. |
При |
применении пилы ЦНИИМЭ К-5 (К-6) необходим пре образователь частоты тока мощностью 4 кет типа МУ-72/2. Его стоимость 160 руб. Кроме того, на каждую пилу необходим комплект четырехжильного кабеля длиной 30 м. Стоимость 1 м кабеля— 46 коп. Стои мость кабеля на одну пилу (около 30 пог. м) составит
14 руб.
Учитывая значительное уменьшение трудоемкости пиления, а следовательно, снижение затрат на рабочую силу, все расходы, связанные с вводом пил в эксплуата цию, окупятся в течение нескольких месяцев.
I Массовое оснащение ремонтно-строительных органи заций цепными консольными электропилами будет спо- 'Собствовать развитию комплексной механизации демон-' Ітажных работ.
Внедрение цепных электропил поначалу задержива лось из-за того, что нашей промышленностью прекращен выпуск преобразователей частоты тока напряжением 220 в. Как уже говорилось выше, рекомендованные пилы ЦНИИМЭ К-6 работают на напряжении 220 в при ча стоте тока 200 гц.
Промышленнностью серийно изготовляются преобра зователи И-75-Б, предназначаемые для преобразования переменного трехфазного тока нормальной частоты 50 гц при напряжении 220 или 380 в в переменный трехфаз ный ток повышенной частоты 200 гц и при напряжении 36 в. На первом этапе цепные консольные электропилы
22
работали с преобразователями И-75-Б и трансформато рами напряжения тока.
В дальнейшем по предложению главного механика ремонтно-строительного управления Дзержинского рай исполкома инженера С. А. Нестерова была выполнена несложная модернизация преобразователей частоты то ка, в результате которой на выходной обмотке было получено напряжение 220 в. Таким образом, отпадает необходимость в применении трансформаторов. В на стоящее время эта схема включения цепных консольных высокочастотных пил получает всё большее распростра нение в Ленинграде на объектах капитального ремонта жилых домов.
Опыт использования цепных консольных электропил на объектах капитального ремонта позволяет сделать следующие выводы.
1. Цепные консольные электропилы при использова нии на демонтаже конструкций перекрытий, перегородок, полов и стропил являются эффективным инструментом. Применение цепных консольных электропил способ ствует сокращению продолжительности и трудоемкости демонтажа капитально ремонтируемых зданий.
2.В связи с меньшим сроком службы пильных цепей
вусловиях капитального ремонта по сравнению с их использованием на лесозаготовках при расширении про изводства пил необходимо предусмотреть организацию снабжения ремонтно-строительных организаций запас ными комплектами пильных цепей.
3.Цепные консольные электропилы рекомендуются для широкого внедрения в ремонтно-строительных орга низациях.
Наряду с цепными консольными электропилами на демонтажных работах должны получить распростране ние и другие эффективные инструменты и приспособле
ния. Отсутствие специальных инструментов для демон
23
тажных работ приводит в некоторых случаях не к раз борке конструкций, а к их разломке.
На основе изучения опыта капитального ремонта, строительства и других отраслей народного хозяйства необходимо отобрать эффективные приспособления и создать легкие по весу и безотказные в действии инстру менты для демонтажных работ.
В новых средствах механизации широкое применение должны найти легкие сплавы.
Определенный интерес представляет новый инстру мент для удаления гвоздей — ручной шарнирно-рычаж ный гвоздодер (рис. 4).
Как показали испытания, проведенные на объекте ремонтно-строительного управления Дзержинского рай жилуправления (Аптекарский пер., 4), ручной гвоздодер является эффективным инструментом, облегчающим уда ление старых гвоздей из перегородок, полов, дверей, опалубки и т. д.
Принцип действия гвоздодера основан на врезании стальных губок в древесину за счет удара чугунного корпуса. Губки врезаются в древесину вокруг шляпки гвоздя, а затем с помощью захвата и выдвижного ры чага гвоздь из деревянных конструкций удаляется без особых усилий. Гвоздодером удаляют гвозди всех суще ствующих диаметров из любых положений в течение 5—15 сек. Главным достоинством инструмента является то, что его применение позволяет сохранять и использо вать в дальнейшем еще пригодную древесину.
Небольшой вес (1,6 кг), простая схема и эффектив ность в работе должны обеспечить широкое распростра нение гвоздодеров в ремонтно-строительных и жилищ ных организациях. Рабочие чертежи ручного шарнирнорычажного гвоздодера выполнены в Л НИИ АКХ.
В целях повторного использования кровельного железа большое значение при разборке крыш имеет
24
Рис. 4. Шарнирно-рычажный гвоздодер:
а — внешний вид; б — принцип действия; в — схема инструмента.
Применение рациональных инструментов. Для срезки стоячих фальцев рекомендуется пользоваться специаль ными ножницами конструкции И. Т. Иванова.
Новым эффективным инструментом для кровельных работ, который может быть применен в процессе разбор ки крыши, являются пневматические виброножницы ПВН-3 (рис. 5). Эти ножницы по рекомендации лабо ратории механизации ЛНИИ АКХ с успехом использо вались в мастерских ремонтно-строительного управления Дзержинского райисполкома Ленинграда. По сравне нию с электроножницами И-31, получившими широкое распространение, виброножницы имеют целый ряд пре имуществ: значительно меньший вес, меньшие габарит ные размеры и большую производительность (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика электроножниц И-31 и пневмовиброножниц ПВН-3
|
Единица |
Марка ножниц |
|
Наименование показателей |
|
1 пвн-з |
|
измерения |
И-31 |
||
Максимальная толщина разреза |
|
2,7 |
3,0 |
емого материала (сталь мягкая) . . |
ММ |
||
В е с .................................................. |
кг |
10,8 |
3.5 |
Габариты: |
м м |
390 |
295 |
длина ........................................... |
|||
ширина ....................................... |
м м |
165 |
213 |
высота ....................................... |
м м |
244 |
97 |
Производительность (при мак |
|
2 |
2.5 |
симальной толщине материала) . . |
M j M l l H |
Виброножницы могут работать длительное время, не перегреваясь, тогда как электроножницы И-31 должны, как показала практика их эксплуатации, работать не бо лее 15 мин., после чего их необходимо временно выклю чить для охлаждения.
26
Пневматические виброножницы приводятся в дей ствие компрессором с рабочим давлением 5 атм, расход воздуха — 0,8 м3. Испытания показали, что ножницы безотказно работают на кровельном железе как по пря мой, так и по кривым линиям с наименьшим радиусом резания 50 мм.
Рис. 5. Пневмовиброножницы ПВН-3.
Горизонтальная и вертикальная транспортировки материалов от разборки, как правило, должны осуще ствляться машинами, намеченными к использованию в процессе установки новых конструкций. Подробно эти машины будут рассмотрены ниже.
Для перемещения строительного мусора наряду с использованием основных подъемно-транспортных и транспортных машин должны получить распространение
27
специальные машины и приспособления (рис. 6). Для этих целей наряду с другими средствами механизации ЛНИИ АКХ разработаны и изготовлены опытные образ цы оборудования, позволяющие меха низировать работы по уборке строитель ного мусора с эта жей капитально ре монтируемых зда ний, в частности лег кий переносный лен точный транспортер и звеньевой металли ческий мусоропро
вод.
Для сбора удаляе мого с этажей строи тельного мусора с последующей по грузкой его в авто транспорт применя ются бункера-мусо росборники кон струкции проектной конторы «Сталькон-
Рис. |
6. Схема |
перемещения строитель |
стрѵкция». |
|
|
Применение |
в |
||||
ного |
мусора с |
этажей здания в транс |
комплекте |
легкого |
|
|
|
порт. |
|||
|
|
|
переносного |
транс |
портера, звеньевого мусоропровода и бункера-мусоросборника позволяет ме
ханизировать работы по перемещению строительного мусора с этажей капитально ремонтируемых зданий.
Работы по внедрению оборудования для механизации
28