Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этажах капитально ремонтируемых зданий. Непосредст­ венно на территории строительных площадок распили­ вались брусья, доски, бревна, балки разобранных пере­ крытий и межкомнатные перегородки. Как показали хрономегражные наблюдения, распиловка бревен не­ большого диаметра (например, до 300 мм) продолжа­ лась не более 40 сек.

Возможность применения консольных цепных элек­ тропил была также проверена непосредственно при разборке различных частей зданий: перекрытий, перего­ родок, пола. Многочисленными распиловками балок перекрытий было установлено, что продолжительность одного пропила балок сечением 350 X 400 мм при хоро­ шем состоянии древесины составляет 3—4 мин. При этом производительность пилы ЦНИИМЭ К-5 выше произ­ водительности модернизированной пилы ВАКООП на

25—30%.

Как показали испытания, при распиловке балок се­ чением более 350 X 350 мм в результате заклинивания пилы нагревались пильная шина и цепь. Для охлажде­ ния пилы работы приостанавливались на 0,5—1 мин. Во избежание заклинивания пильной шины при распи­ ловке толстых балок перекрытий рекомендуется раскли­ нивать балку инвентарным клином или применять двой­ ной клинообразный пропил.

Консольные пилы испытывались и при разборке междуквартирных перегородок, состоящих из бревен диа­ метром 200—220 мм, забранных стоймя и оштукатурен­ ных по войлоку. Стойки перегородок, очищенные от войлока и штукатурки, разрезались электропилой, а их концы извлекались. Продолжительность распиловки одной стойки составляла 40—45 сек.

При демонтаже межкомнатных перегородок, состоя­ щих из двух дюймовых досок, оштукатуренных с обеих сторон (общая толщина перегородки 100 мм), пила вре­

2*

19

залась торцовой частью в перегородку, а затем выпол­ нялась распиловка. Распиловка каждого метра такой перегородки продолжалась 1,5—2 мин.

Пол, пропиливаемый цепными консольными электро­

пилами, состоял из

деревянных щитов

размером

1,6 X 1,6 м и толщиной

50 мм, уложенных

по лагам.

Расстояние между лагами 70—80 см. Общая толщина пола с паркетом составляла 110—120 мм. Сквозное про­ резание пола такой конструкции продолжалось 2—3 мин., а на каждый метр пропила затрачивалось 6—8 мин.

Большой интерес представляет опыт распиловки свай фундаментов при капитальном ремонте жилого дома по Херсонской ул., 5/7, в Ленинграде (Смольнинское РСУ). Исключительно стесненные условия пиления не позво­ ляли использовать на этой операции даже двуручную пилу. Свая диаметром около300 мм распиливалась но­ жовкой. Продолжительность этой операции составляла 15—20 мин. Применение модернизированной пилы ВАКООП позволило сократить продолжительность рас­ пиловки сваи до 30—40 сек.

Как показали испытания, с помощью консольных пил можно распиливать сваи, балки, брусья, доски в местах, где по условиям техники безопасности пиление двуруч­ ной пилой производиться не может.

Особенно большое распространение должны получить цепные консольные электропилы при капитальном ре­ монте деревянных жилых зданий.

Существенным преимуществом пилы ЦНИИМЭ К-5 (К-6) является устройство двух ручек, позволяющих ра­ ботать пилой в удобном положении, а в некоторых слу­ чаях— не сгибаясь. Это уменьшает утомляемость рабо­ чего и способствует повышению производительности пиления.

В настоящее время цепные консольные электропилы получили широкое распространение на объектах капи­

20


тального ремонта жилых домов в ремонтно-строительных управлениях Дзержинского, Смольнинского, Московско­ го, Невского и других райисполкомов Ленинграда, а также в ремонтно-строительном управлении Дзержин­ ского РЖУ.

Только в этих организациях с помощью цепных элек­ тропил было выполнено около 25 тыс. м2 пропила. Это означает, что в пересчете на пропилы в 1960 г. было вы­

полнено около 200 тыс. пропилов балок

(один пропил

балки перекрытий сечением 350 X 350,

350 X 400 мм

составляет примерно 0,12—0,14 ж2).

 

Хронометражные наблюдения показали, что продол­ жительность пропила составляет:

одного пропила бревна диаметром 200—220 мм за­ бранной стоймя перегородки — 40—45 сек.;

перегородок из двухдюймовых досок— 1,5—2 мин. на 1 пог. м пропила;

пола, состоящего из деревянных щитов размером 1,6 X 1,6 м толщиной 50 мм, уложенных по лагам, кото­ рые располагались на расстоянии 70—80 см друг от друга, — 6—8 мин на 1 пог. м пропила;

одной сваи фундамента диаметром около 300 мм

30—40 сек.;

одной балки перекрытия сечением 350 X 350 мм

3—4 мин.

При применении цепных консольных электропил производительность труда может быть повышена на распиловке свай фундаментов в 15 раз, а на распиловке балок перекрытий — в 10 раз. Трудоемкость одного про­ пила балки перекрытия сечением 350 X 350 мм двуруч­ ной пилой составляет 1—1,3 чел.-часа, а трудоемкость такого же пропила цепной консольной электропилой — 0,05—0,07 чел.-часа, т. е. снижается почти в 20 раз.

Таким образом, на каждом пропиле получается сни­ жение трудоемкости на 1 чел.-час. Если учесть затраты

21

груда, связанные с подключением пилы на объекте и ее перевозкой, то снижение трудоемкости на каждом про­ пиле составит около 0,8—0,9 чел.-часа, т. е. уменьшится примерно в 16 раз.

Стоимость модернизированной пилы ВАК.ООП со­ ставляет около 60 руб. Электропила ЦНИИМЭ К-5, се­

рийно выпускаемая нашей промышленностью,

стоит

27,5 руб., а электропила ЦНИИМЭ К-6 — 45 руб.

При

применении пилы ЦНИИМЭ К-5 (К-6) необходим пре­ образователь частоты тока мощностью 4 кет типа МУ-72/2. Его стоимость 160 руб. Кроме того, на каждую пилу необходим комплект четырехжильного кабеля длиной 30 м. Стоимость 1 м кабеля— 46 коп. Стои­ мость кабеля на одну пилу (около 30 пог. м) составит

14 руб.

Учитывая значительное уменьшение трудоемкости пиления, а следовательно, снижение затрат на рабочую силу, все расходы, связанные с вводом пил в эксплуата­ цию, окупятся в течение нескольких месяцев.

I Массовое оснащение ремонтно-строительных органи­ заций цепными консольными электропилами будет спо- 'Собствовать развитию комплексной механизации демон-' Ітажных работ.

Внедрение цепных электропил поначалу задержива­ лось из-за того, что нашей промышленностью прекращен выпуск преобразователей частоты тока напряжением 220 в. Как уже говорилось выше, рекомендованные пилы ЦНИИМЭ К-6 работают на напряжении 220 в при ча­ стоте тока 200 гц.

Промышленнностью серийно изготовляются преобра­ зователи И-75-Б, предназначаемые для преобразования переменного трехфазного тока нормальной частоты 50 гц при напряжении 220 или 380 в в переменный трехфаз­ ный ток повышенной частоты 200 гц и при напряжении 36 в. На первом этапе цепные консольные электропилы

22


работали с преобразователями И-75-Б и трансформато­ рами напряжения тока.

В дальнейшем по предложению главного механика ремонтно-строительного управления Дзержинского рай­ исполкома инженера С. А. Нестерова была выполнена несложная модернизация преобразователей частоты то­ ка, в результате которой на выходной обмотке было получено напряжение 220 в. Таким образом, отпадает необходимость в применении трансформаторов. В на­ стоящее время эта схема включения цепных консольных высокочастотных пил получает всё большее распростра­ нение в Ленинграде на объектах капитального ремонта жилых домов.

Опыт использования цепных консольных электропил на объектах капитального ремонта позволяет сделать следующие выводы.

1. Цепные консольные электропилы при использова­ нии на демонтаже конструкций перекрытий, перегородок, полов и стропил являются эффективным инструментом. Применение цепных консольных электропил способ­ ствует сокращению продолжительности и трудоемкости демонтажа капитально ремонтируемых зданий.

2.В связи с меньшим сроком службы пильных цепей

вусловиях капитального ремонта по сравнению с их использованием на лесозаготовках при расширении про­ изводства пил необходимо предусмотреть организацию снабжения ремонтно-строительных организаций запас­ ными комплектами пильных цепей.

3.Цепные консольные электропилы рекомендуются для широкого внедрения в ремонтно-строительных орга­ низациях.

Наряду с цепными консольными электропилами на демонтажных работах должны получить распростране­ ние и другие эффективные инструменты и приспособле­

ния. Отсутствие специальных инструментов для демон­

23

тажных работ приводит в некоторых случаях не к раз­ борке конструкций, а к их разломке.

На основе изучения опыта капитального ремонта, строительства и других отраслей народного хозяйства необходимо отобрать эффективные приспособления и создать легкие по весу и безотказные в действии инстру­ менты для демонтажных работ.

В новых средствах механизации широкое применение должны найти легкие сплавы.

Определенный интерес представляет новый инстру­ мент для удаления гвоздей — ручной шарнирно-рычаж­ ный гвоздодер (рис. 4).

Как показали испытания, проведенные на объекте ремонтно-строительного управления Дзержинского рай­ жилуправления (Аптекарский пер., 4), ручной гвоздодер является эффективным инструментом, облегчающим уда­ ление старых гвоздей из перегородок, полов, дверей, опалубки и т. д.

Принцип действия гвоздодера основан на врезании стальных губок в древесину за счет удара чугунного корпуса. Губки врезаются в древесину вокруг шляпки гвоздя, а затем с помощью захвата и выдвижного ры­ чага гвоздь из деревянных конструкций удаляется без особых усилий. Гвоздодером удаляют гвозди всех суще­ ствующих диаметров из любых положений в течение 5—15 сек. Главным достоинством инструмента является то, что его применение позволяет сохранять и использо­ вать в дальнейшем еще пригодную древесину.

Небольшой вес (1,6 кг), простая схема и эффектив­ ность в работе должны обеспечить широкое распростра­ нение гвоздодеров в ремонтно-строительных и жилищ­ ных организациях. Рабочие чертежи ручного шарнирнорычажного гвоздодера выполнены в Л НИИ АКХ.

В целях повторного использования кровельного железа большое значение при разборке крыш имеет

24


Рис. 4. Шарнирно-рычажный гвоздодер:

а — внешний вид; б — принцип действия; в — схема инструмента.

Применение рациональных инструментов. Для срезки стоячих фальцев рекомендуется пользоваться специаль­ ными ножницами конструкции И. Т. Иванова.

Новым эффективным инструментом для кровельных работ, который может быть применен в процессе разбор­ ки крыши, являются пневматические виброножницы ПВН-3 (рис. 5). Эти ножницы по рекомендации лабо­ ратории механизации ЛНИИ АКХ с успехом использо­ вались в мастерских ремонтно-строительного управления Дзержинского райисполкома Ленинграда. По сравне­ нию с электроножницами И-31, получившими широкое распространение, виброножницы имеют целый ряд пре­ имуществ: значительно меньший вес, меньшие габарит­ ные размеры и большую производительность (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика электроножниц И-31 и пневмовиброножниц ПВН-3

 

Единица

Марка ножниц

Наименование показателей

 

1 пвн-з

измерения

И-31

Максимальная толщина разреза­

 

2,7

3,0

емого материала (сталь мягкая) . .

ММ

В е с ..................................................

кг

10,8

3.5

Габариты:

м м

390

295

длина ...........................................

ширина .......................................

м м

165

213

высота .......................................

м м

244

97

Производительность (при мак­

 

2

2.5

симальной толщине материала) . .

M j M l l H

Виброножницы могут работать длительное время, не перегреваясь, тогда как электроножницы И-31 должны, как показала практика их эксплуатации, работать не бо­ лее 15 мин., после чего их необходимо временно выклю­ чить для охлаждения.

26


Пневматические виброножницы приводятся в дей­ ствие компрессором с рабочим давлением 5 атм, расход воздуха — 0,8 м3. Испытания показали, что ножницы безотказно работают на кровельном железе как по пря­ мой, так и по кривым линиям с наименьшим радиусом резания 50 мм.

Рис. 5. Пневмовиброножницы ПВН-3.

Горизонтальная и вертикальная транспортировки материалов от разборки, как правило, должны осуще­ ствляться машинами, намеченными к использованию в процессе установки новых конструкций. Подробно эти машины будут рассмотрены ниже.

Для перемещения строительного мусора наряду с использованием основных подъемно-транспортных и транспортных машин должны получить распространение

27

специальные машины и приспособления (рис. 6). Для этих целей наряду с другими средствами механизации ЛНИИ АКХ разработаны и изготовлены опытные образ­ цы оборудования, позволяющие меха­ низировать работы по уборке строитель­ ного мусора с эта­ жей капитально ре­ монтируемых зда­ ний, в частности лег­ кий переносный лен­ точный транспортер и звеньевой металли­ ческий мусоропро­

вод.

Для сбора удаляе­ мого с этажей строи­ тельного мусора с последующей по­ грузкой его в авто­ транспорт применя­ ются бункера-мусо­ росборники кон­ струкции проектной конторы «Сталькон-

Рис.

6. Схема

перемещения строитель­

стрѵкция».

 

 

Применение

в

ного

мусора с

этажей здания в транс­

комплекте

легкого

 

 

порт.

 

 

 

переносного

транс­

портера, звеньевого мусоропровода и бункера-мусоросборника позволяет ме­

ханизировать работы по перемещению строительного мусора с этажей капитально ремонтируемых зданий.

Работы по внедрению оборудования для механизации

28