Файл: Заржевский Н.И. Челябинский тракторный завод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работа в коллективах продолжалась. Раскрепленные пар­ тийными организациями по участкам коммунисты и на­ чальники служб на местах разрешали возникавшие за­ труднения.

Уже в первые дни перестройки заметны были преиму­ щества новой технологии обработки вагонов. Вместо су­ тяжничества, обычного в прежние времена, воцарилась атмосфера дружбы и доверия, взаимной выручки и по­ мощи. Установился такой порядок, при котором исклю­ чаются задержки доставки вагонов со станции на завод. По мере поступления вагонов со станции, их сразу же разбирает железнодорожный цех завода своим парово­ зом. Если среди этих вагонов попадется «чужой», в цехе быстро производят сортировку, и вагон незамедлительно отправляется на станцию. Случись такое раньше — нача­ лись бы бесконечные проволочки.

Все вопросы решаются двумя коллективами сообща: проводятся объединенные заседания комитетов профсою­ зов, создан объединенный техсовет, осуществляющий сбор рабочих предложений, намечающий мероприятия и их выполнение. Имеется даже объединенная редколлегия стенной газеты.

Дружная, слаженная работа двух коллективов дает замечательные результаты. План погрузки по станции Тракторострой за второй квартал 1960 года был выпол­ нен на 104 процента, простой вагонов МПС сокращен против нормы почти на -два часа, экономия средств по себестоимости грузоперевозок составила за квартал бо­

лее

500 тысяч

рублей.

к за 1961 год также

Во

второй половине 1960 года

были достигнуты хорошие результаты.

Сейчас оба коллектива — из железнодорожного цеха

ЧТЗ

и

станции

Тракторострой — успешно борются за

право

называться коллективами

коммунистического

труда.

 

 

 

94

Р О С Т

Давно уже работает слесарем в ремонтно-инструмен­ тальной мастерской цеха сборки тракторов Александр Захарович Коршаков. Опыт у него большой. Он непра­ вильно считал, что рационализация — дело рук инженер­ но-технических работников.

Разубедил его в этом технолог по работе с рациона­ лизаторами и изобретателями и технической пропаганде Рафаил Исаакович Бадат. Он рассказал Коршакову о том, кто такие рационализаторы, что сейчас важно для цеха. Далеко за примерами не ходил. В той же ремонт­ но-инструментальной мастерской, где работает Корша­ ков, активно занимаются рационализацией производства слесари Василий Бутт, Николай Посохин и ряд других новаторов-самородков. Бадат рассказал Коршакову и его товарищам о том, что сделали Бутт и Посохин, над чем работают сейчас, и о том, как необходима для цеха механизация сборочных работ на таких конвейерах, как корпусной, сборка тележки.

Беседа, видно, прошла удачно, потому что Александр Захарович, а также слесари Магафуров, Самков и дру­ гие заинтересовались рационализацией. Вскоре после этого то один, то другой стали обращаться к технологу по БРИЗу по разным вопросам, связанным с механиза­ цией труда сборщиков. Потом по просьбе рабочих в цехе была создана группа по изучению технологии. Занятия проводил Бадат. Больших задач не ставил, просто учил правильно читать чертежи, делать несложные эскизы. Потом для всех занимавшихся в кружке устроили эк­ замен.

Коршаков сдал экзамен успешно. Этот рабочий пря­ мо-таки менялся на глазах. Если раньше, кроме своей работы слесаря-ремонтника, он ничем не интересовался, то теперь его нередко можно было встретить то на одном,

95


Рационализатор А. 3. Коршаков

то на другом сборочном конвейере цеха. Вскоре Алек­ сандр Захарович пришел к технологу по БРИЗу со сво- . им первым рационализаторским предложением.

Обычно запрессовка шестерен бортфрикциона и про­ верка качества шестерен приносили рабочему, выполняв­ шему эти операции, много хлопот. Все там делалось вручную — подвод центров, зажим детали. Коршаков механизировал^эту трудоемкую операцию. Он разрабо­ тал конструкцию специального пневматического приспо­ собления для подводки центров, и сам же изготовил это приспособление.

Большую радость рабочему-новатору доставило пер­ вое полученное им вознаграждение за рационализатор­ ское предложение* Но еще больше, пожалуй, радовался он результатам от внедрения своего новшества. А они были отличные. Слесарь-сборщик полностью избавился от ненужных хождений по участку, работа теперь не тре­ бовала от него физических усилий, труд стал безопасным и высокопроизводительным. Вследствие этого выработ­ ка оператора поднялась на 15 процентов.

В жизни нередко так бывает, что стоит только чело­ веку добиться успеха, как он стремится уж к чему-то новому. Вот так же было и с Александром Захаровичем Он обратил внимание на то, что уж очень часто попада­ ют в ремонт к слесарям-инструменталыцикам пневмати­ ческие гайковерты.

Сколько, должно быть, теряется времени из-за простоев на конвейерах! — заметил однажды Коршакоз товарищам по работе.

Д ты попробуй, устрани их,— посоветовали ему.

Александр Захарович решил попытаться помочь кол­ лективу цеха. Важно было найти причину выхода из строя гайковертов. С этого и начал Коршаков. Он уста­ новил, что «не держат» подшипники, они то и дело сме­ щаются при работе гайковерта, что и приводило к выходу

97

из строя механизма. «Надо заменить стопорные коль­ ца, раз они не помогают»,— решает рационализатор.

Но это только сказать легко — заменить. А вот чем? На этот вопрос трудно было сразу ответить. Все же мно­ голетняя практика работы слесарем по ремонту приспо­ соблений помогла найти правильный ответ: если не помогают стопорные кольца, надо сделать спецстопорение — винтами. Новатор так и сделал. В результате, пневмогайковерты перестали выходить из строя так час­ то, как раньше, срок их службы увеличился.

Готовясь к XXII съезду партии, Коршаков решил все­ цело посвятить себя механизации сборочных работ. Не ограничиваясь тем, что раньше изучил чертежи и основы технологии, он закончил курсы трактористов, стал чле­ ном комплексной бригады рационализаторов, созданной на участке сборки тележки.

Последние его новшества — создание двухпозицион­ ной пневмодрели для крепления кронштейнов натяжного колеса и верхних опорных катков трактора и создание механизма для заворачивания пробок в опорных катках. С осуществлением этих мероприятий на первом конвейе­ ре участка тележки цеха сборки тракторов была завер­ шена механизация сборочных работ, полностью ликви­ дирован ручной труд.

БРИГАДИР КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

В детстве, бывало, Михаил не раз любовался работой кузнецов. До чего же здорово у них получалось! Весело пляшет пламя горна, а молот молотобойца и молоток кузнеца — один по пышущему жаром куску железа, дру­ гой— по наковальне: бум! так-так, так-так!.. Часами смотри — и все не насмотришься, слушай — не наслу­ шаешься...

98


М. Е. Тукачев за работой

Когда Михаилу Тукачеву пошел семнадцатый год, ему предложили пойти в Нязе-Петровское ремесленное училище учиться на кузнеца. Тукачев с радостью согла­ сился.

Быстро пролетели два года учебы, и вот в руках Ми­ хаила— удостоверение кузнеца пятого разряда и на­ правление на Челябинский тракторный завод. Сердце, казалось, готово было выскочить из груди, такое охваты­ вало паренька волнение. Скорее на место, скорее — за

дело!

На заводе, однако, были нужны кузнецы несвободной

99


ковки, каким выпустили Михаила из ремесленного учи­ лища, а машинной. Михаил Тукачев решил переква­ лифицироваться. Вскоре он уже работал подручным в бригаде отличного кузнеца-штамповщика первого куз­ нечного цеха Алексея Шерстнева.

Алексей оказался хорошим учителем, а Михаил на­ столько способным учеником, что уже через год, в 1949 году, его назначили бригадиром. Работал, не отставая от кадровых кузнецов-штамповщиков, всей душой ста­ раясь оправдать оказанное доверие. А ничто у нас так не ценится, как труд, стремление человека хорошо ра­ ботать.

В 1951 году Михаил Ефимович был призван в армию. Уходил он туда уже кандидатом в члены КПСС. В армии стал коммунистом. Вернулся на завод — снова стал к молоту.

Судьба свела его с другим демобилизованным вои­ ном— Алексеем Тарасовым. Михаил предложил ему пе­ рейти работать в его бригаду. Тот согласился.

Так началась их трудовая дружба. Алексей и Михаил хорошо дополняли друг друга — и работу свою любили, и интересы у них были общими. Так что когда Михаил Ефимович заговорил с подручным о том, не включиться ли им по примеру передовых коллективов в коммунисти­ ческое соревнование, возражений не последовало. Вме­ сте разрабатывали обязательства: выполнить семилетку за 5 с половиной лет, не прогуливать, не нарушать про­ изводственной дисциплины, изжить брак, образцово ве­ сти себя и в цехе, и в быту.

Маленький коллектив Тукачева делал большие дела. Не было месяца, чтобы он выполнил норму ниже 120 процентов. Чаще же всего выработка в бригаде состав­ ляла 135—140 процентов нормы. До минимума был со­ кращен бригадой брак, продукция Тукачева и Тарасова

100

неизменно получала высокую оценку технических конт­ ролеров.

Но Михаил Ефимович не удовлетворился этим. Он решил попробовать свои силы в рационализации произ­ водства. Дебют оказался удачным. При штамповке од­ ной из тракторных деталей получался большой облой. А это не только лишний расход металла. Чтобы штампо­ вать поковку, надо делать больше ударов молотом. А значит, преждевременно выходят из строя штампы, ухуд­ шается состояние оборудования.

Михаил Ефимович предложил уменьшить диаметр заготовки на два миллиметра. Уже пробная штамповка показала хорошие результаты. А когда технологи под­ считали экономический эффект от мероприятия бригади- ра-штамповщика, оказалось, что годовая экономия ме­ талла составит не менее полутора тонн.

В этом году Михаил Ефимович внес еще три рацио­ нализаторских предложения, они тоже направлены на экономию проката. Два из них уже внедрены и обеспе­ чивают экономию двух с половиной тонн металла. Столь­ ко же даст экономии проката третье мероприятие Тукачева.

Кузнец-коммунист видит свой долг в том, чтобы искать, находить и использовать резервы производства, ставить их на службу семилетки. Руководимому им кол­ лективу недавно было присвоено высокое звание брига­ ды коммунистического труда.


П О С Л Е Р А Б О Ч Е Г О Д Н Я

а дворе уральская зима, крепкая, морозная. Все покрыто белым, сказочно красивым, пушистым сне­ гом. Над головой — голу­ бое, без единого облачка, небо. Солнце клонится к закату, и миллиарды сне­ жинок отсвечивают в еголучах. Воздух чист и це­ лебен.

Хорошо после трудового дня пройтись по аллее, по­ дышать полной грудью! Мы идем, а рядом — два моло­ дых человека. У каждого из них в руках увесистая кипа книг и тетрадей. Судя по всему, они направляются на учебу.

Поднимаемся за ними по лестнице многоэтажного

дома до этажа, где над дверью вывеска

«5-я вечерняя

рабочая школа».

,

В четырех вечерних школах Тракторозаводского рай­ она обучается около 3,5 тысяч молодых рабочих и слу­ жащих тракторного завода, а в школе № 5, куда мы зашли вслед за двумя юношами,— 1250 человек.

Оба наши спутника—Александр Потапов и Владимир Карасев—8 лет назад закончили ремесленное училище, и, работая электриками в цехе топливной аппаратуры, учат­

102

ся в 9-м классе. После окончания школы оба они хотят поступить в политехнический институт.

Чтобы совмещать посменную работу на производстве с занятиями в школе или другом учебном заведении, нужно иметь большую волю, целеустремленность, вы­ держку, настойчивость и страстное желание овладеть знаниями. Ведь другие отдыхают, идут в парки, на ста­ дионы, в кино, а ты — иди в школу. А придя домой, за­ жигай лампу и тихонько, чтобы не мешать семье, опять занимайся. А утром— на завод. И так изо дня в день, из месяца в месяц!

Наладчик цеха топливной аппаратуры Аркадий Шиш­ лов начал посещать школу с 4-го класса. В 1962 году он закончил 8 классов. За годы учебы он женился, появил­ ся ребенок, усложнились условия для занятий. Но на­ ладчик не сдается. Передовой производственник остается передовым и в учебе!

Не отстают от него шлифовщик цеха пусковых мото­ ров Павел Семкин, машинист паровоза железнодорож­ ного цеха завода, кандидат в члены КПСС Николай Бритков, Аркадий Шишлов и сотни других рабочих и служащих Челябинского тракторного, выполняющих од­ ну из основных заповедей ударников коммунистического труда — повышать свой культурный, идейный и техниче­ ский уровень.

Двадцать пять рабочих парней и девушек закончили 5-ю вечернюю школу с золотой медалью. Среди них но­ ватор производства шлифовщик коленчатых валов ди- зель-моторного цеха Сергей Вотяков, ныне заканчиваю­ щий Челябинский политехнический институт, Евгений Александрович Бондарь, работник ремонтно-механиче­ ского цеха и многие другие.

Кроме вечерней школы, 1340 рабочих, техников и служащих завода занимаются в различных вечерних и заочных высших учебных заведениях страны. Только в

103