ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
работа в коллективах продолжалась. Раскрепленные пар тийными организациями по участкам коммунисты и на чальники служб на местах разрешали возникавшие за труднения.
Уже в первые дни перестройки заметны были преиму щества новой технологии обработки вагонов. Вместо су тяжничества, обычного в прежние времена, воцарилась атмосфера дружбы и доверия, взаимной выручки и по мощи. Установился такой порядок, при котором исклю чаются задержки доставки вагонов со станции на завод. По мере поступления вагонов со станции, их сразу же разбирает железнодорожный цех завода своим парово зом. Если среди этих вагонов попадется «чужой», в цехе быстро производят сортировку, и вагон незамедлительно отправляется на станцию. Случись такое раньше — нача лись бы бесконечные проволочки.
Все вопросы решаются двумя коллективами сообща: проводятся объединенные заседания комитетов профсою зов, создан объединенный техсовет, осуществляющий сбор рабочих предложений, намечающий мероприятия и их выполнение. Имеется даже объединенная редколлегия стенной газеты.
Дружная, слаженная работа двух коллективов дает замечательные результаты. План погрузки по станции Тракторострой за второй квартал 1960 года был выпол нен на 104 процента, простой вагонов МПС сокращен против нормы почти на -два часа, экономия средств по себестоимости грузоперевозок составила за квартал бо
лее |
500 тысяч |
рублей. |
к за 1961 год также |
|
Во |
второй половине 1960 года |
|||
были достигнуты хорошие результаты. |
||||
Сейчас оба коллектива — из железнодорожного цеха |
||||
ЧТЗ |
и |
станции |
Тракторострой — успешно борются за |
|
право |
называться коллективами |
коммунистического |
||
труда. |
|
|
|
94
Р О С Т
Давно уже работает слесарем в ремонтно-инструмен тальной мастерской цеха сборки тракторов Александр Захарович Коршаков. Опыт у него большой. Он непра вильно считал, что рационализация — дело рук инженер но-технических работников.
Разубедил его в этом технолог по работе с рациона лизаторами и изобретателями и технической пропаганде Рафаил Исаакович Бадат. Он рассказал Коршакову о том, кто такие рационализаторы, что сейчас важно для цеха. Далеко за примерами не ходил. В той же ремонт но-инструментальной мастерской, где работает Корша ков, активно занимаются рационализацией производства слесари Василий Бутт, Николай Посохин и ряд других новаторов-самородков. Бадат рассказал Коршакову и его товарищам о том, что сделали Бутт и Посохин, над чем работают сейчас, и о том, как необходима для цеха механизация сборочных работ на таких конвейерах, как корпусной, сборка тележки.
Беседа, видно, прошла удачно, потому что Александр Захарович, а также слесари Магафуров, Самков и дру гие заинтересовались рационализацией. Вскоре после этого то один, то другой стали обращаться к технологу по БРИЗу по разным вопросам, связанным с механиза цией труда сборщиков. Потом по просьбе рабочих в цехе была создана группа по изучению технологии. Занятия проводил Бадат. Больших задач не ставил, просто учил правильно читать чертежи, делать несложные эскизы. Потом для всех занимавшихся в кружке устроили эк замен.
Коршаков сдал экзамен успешно. Этот рабочий пря мо-таки менялся на глазах. Если раньше, кроме своей работы слесаря-ремонтника, он ничем не интересовался, то теперь его нередко можно было встретить то на одном,
95
Рационализатор А. 3. Коршаков
то на другом сборочном конвейере цеха. Вскоре Алек сандр Захарович пришел к технологу по БРИЗу со сво- . им первым рационализаторским предложением.
Обычно запрессовка шестерен бортфрикциона и про верка качества шестерен приносили рабочему, выполняв шему эти операции, много хлопот. Все там делалось вручную — подвод центров, зажим детали. Коршаков механизировал^эту трудоемкую операцию. Он разрабо тал конструкцию специального пневматического приспо собления для подводки центров, и сам же изготовил это приспособление.
Большую радость рабочему-новатору доставило пер вое полученное им вознаграждение за рационализатор ское предложение* Но еще больше, пожалуй, радовался он результатам от внедрения своего новшества. А они были отличные. Слесарь-сборщик полностью избавился от ненужных хождений по участку, работа теперь не тре бовала от него физических усилий, труд стал безопасным и высокопроизводительным. Вследствие этого выработ ка оператора поднялась на 15 процентов.
В жизни нередко так бывает, что стоит только чело веку добиться успеха, как он стремится уж к чему-то новому. Вот так же было и с Александром Захаровичем Он обратил внимание на то, что уж очень часто попада ют в ремонт к слесарям-инструменталыцикам пневмати ческие гайковерты.
—Сколько, должно быть, теряется времени из-за простоев на конвейерах! — заметил однажды Коршакоз товарищам по работе.
—Д ты попробуй, устрани их,— посоветовали ему.
Александр Захарович решил попытаться помочь кол лективу цеха. Важно было найти причину выхода из строя гайковертов. С этого и начал Коршаков. Он уста новил, что «не держат» подшипники, они то и дело сме щаются при работе гайковерта, что и приводило к выходу
97
из строя механизма. «Надо заменить стопорные коль ца, раз они не помогают»,— решает рационализатор.
Но это только сказать легко — заменить. А вот чем? На этот вопрос трудно было сразу ответить. Все же мно голетняя практика работы слесарем по ремонту приспо соблений помогла найти правильный ответ: если не помогают стопорные кольца, надо сделать спецстопорение — винтами. Новатор так и сделал. В результате, пневмогайковерты перестали выходить из строя так час то, как раньше, срок их службы увеличился.
Готовясь к XXII съезду партии, Коршаков решил все цело посвятить себя механизации сборочных работ. Не ограничиваясь тем, что раньше изучил чертежи и основы технологии, он закончил курсы трактористов, стал чле ном комплексной бригады рационализаторов, созданной на участке сборки тележки.
Последние его новшества — создание двухпозицион ной пневмодрели для крепления кронштейнов натяжного колеса и верхних опорных катков трактора и создание механизма для заворачивания пробок в опорных катках. С осуществлением этих мероприятий на первом конвейе ре участка тележки цеха сборки тракторов была завер шена механизация сборочных работ, полностью ликви дирован ручной труд.
БРИГАДИР КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
В детстве, бывало, Михаил не раз любовался работой кузнецов. До чего же здорово у них получалось! Весело пляшет пламя горна, а молот молотобойца и молоток кузнеца — один по пышущему жаром куску железа, дру гой— по наковальне: бум! так-так, так-так!.. Часами смотри — и все не насмотришься, слушай — не наслу шаешься...
98
М. Е. Тукачев за работой
Когда Михаилу Тукачеву пошел семнадцатый год, ему предложили пойти в Нязе-Петровское ремесленное училище учиться на кузнеца. Тукачев с радостью согла сился.
Быстро пролетели два года учебы, и вот в руках Ми хаила— удостоверение кузнеца пятого разряда и на правление на Челябинский тракторный завод. Сердце, казалось, готово было выскочить из груди, такое охваты вало паренька волнение. Скорее на место, скорее — за
дело!
На заводе, однако, были нужны кузнецы несвободной
99
ковки, каким выпустили Михаила из ремесленного учи лища, а машинной. Михаил Тукачев решил переква лифицироваться. Вскоре он уже работал подручным в бригаде отличного кузнеца-штамповщика первого куз нечного цеха Алексея Шерстнева.
Алексей оказался хорошим учителем, а Михаил на столько способным учеником, что уже через год, в 1949 году, его назначили бригадиром. Работал, не отставая от кадровых кузнецов-штамповщиков, всей душой ста раясь оправдать оказанное доверие. А ничто у нас так не ценится, как труд, стремление человека хорошо ра ботать.
В 1951 году Михаил Ефимович был призван в армию. Уходил он туда уже кандидатом в члены КПСС. В армии стал коммунистом. Вернулся на завод — снова стал к молоту.
Судьба свела его с другим демобилизованным вои ном— Алексеем Тарасовым. Михаил предложил ему пе рейти работать в его бригаду. Тот согласился.
Так началась их трудовая дружба. Алексей и Михаил хорошо дополняли друг друга — и работу свою любили, и интересы у них были общими. Так что когда Михаил Ефимович заговорил с подручным о том, не включиться ли им по примеру передовых коллективов в коммунисти ческое соревнование, возражений не последовало. Вме сте разрабатывали обязательства: выполнить семилетку за 5 с половиной лет, не прогуливать, не нарушать про изводственной дисциплины, изжить брак, образцово ве сти себя и в цехе, и в быту.
Маленький коллектив Тукачева делал большие дела. Не было месяца, чтобы он выполнил норму ниже 120 процентов. Чаще же всего выработка в бригаде состав ляла 135—140 процентов нормы. До минимума был со кращен бригадой брак, продукция Тукачева и Тарасова
100
неизменно получала высокую оценку технических конт ролеров.
Но Михаил Ефимович не удовлетворился этим. Он решил попробовать свои силы в рационализации произ водства. Дебют оказался удачным. При штамповке од ной из тракторных деталей получался большой облой. А это не только лишний расход металла. Чтобы штампо вать поковку, надо делать больше ударов молотом. А значит, преждевременно выходят из строя штампы, ухуд шается состояние оборудования.
Михаил Ефимович предложил уменьшить диаметр заготовки на два миллиметра. Уже пробная штамповка показала хорошие результаты. А когда технологи под считали экономический эффект от мероприятия бригади- ра-штамповщика, оказалось, что годовая экономия ме талла составит не менее полутора тонн.
В этом году Михаил Ефимович внес еще три рацио нализаторских предложения, они тоже направлены на экономию проката. Два из них уже внедрены и обеспе чивают экономию двух с половиной тонн металла. Столь ко же даст экономии проката третье мероприятие Тукачева.
Кузнец-коммунист видит свой долг в том, чтобы искать, находить и использовать резервы производства, ставить их на службу семилетки. Руководимому им кол лективу недавно было присвоено высокое звание брига ды коммунистического труда.
П О С Л Е Р А Б О Ч Е Г О Д Н Я
а дворе уральская зима, крепкая, морозная. Все покрыто белым, сказочно красивым, пушистым сне гом. Над головой — голу бое, без единого облачка, небо. Солнце клонится к закату, и миллиарды сне жинок отсвечивают в еголучах. Воздух чист и це лебен.
Хорошо после трудового дня пройтись по аллее, по дышать полной грудью! Мы идем, а рядом — два моло дых человека. У каждого из них в руках увесистая кипа книг и тетрадей. Судя по всему, они направляются на учебу.
Поднимаемся за ними по лестнице многоэтажного
дома до этажа, где над дверью вывеска |
«5-я вечерняя |
рабочая школа». |
, |
В четырех вечерних школах Тракторозаводского рай она обучается около 3,5 тысяч молодых рабочих и слу жащих тракторного завода, а в школе № 5, куда мы зашли вслед за двумя юношами,— 1250 человек.
Оба наши спутника—Александр Потапов и Владимир Карасев—8 лет назад закончили ремесленное училище, и, работая электриками в цехе топливной аппаратуры, учат
102
ся в 9-м классе. После окончания школы оба они хотят поступить в политехнический институт.
Чтобы совмещать посменную работу на производстве с занятиями в школе или другом учебном заведении, нужно иметь большую волю, целеустремленность, вы держку, настойчивость и страстное желание овладеть знаниями. Ведь другие отдыхают, идут в парки, на ста дионы, в кино, а ты — иди в школу. А придя домой, за жигай лампу и тихонько, чтобы не мешать семье, опять занимайся. А утром— на завод. И так изо дня в день, из месяца в месяц!
Наладчик цеха топливной аппаратуры Аркадий Шиш лов начал посещать школу с 4-го класса. В 1962 году он закончил 8 классов. За годы учебы он женился, появил ся ребенок, усложнились условия для занятий. Но на ладчик не сдается. Передовой производственник остается передовым и в учебе!
Не отстают от него шлифовщик цеха пусковых мото ров Павел Семкин, машинист паровоза железнодорож ного цеха завода, кандидат в члены КПСС Николай Бритков, Аркадий Шишлов и сотни других рабочих и служащих Челябинского тракторного, выполняющих од ну из основных заповедей ударников коммунистического труда — повышать свой культурный, идейный и техниче ский уровень.
Двадцать пять рабочих парней и девушек закончили 5-ю вечернюю школу с золотой медалью. Среди них но ватор производства шлифовщик коленчатых валов ди- зель-моторного цеха Сергей Вотяков, ныне заканчиваю щий Челябинский политехнический институт, Евгений Александрович Бондарь, работник ремонтно-механиче ского цеха и многие другие.
Кроме вечерней школы, 1340 рабочих, техников и служащих завода занимаются в различных вечерних и заочных высших учебных заведениях страны. Только в
103