Файл: Заржевский Н.И. Челябинский тракторный завод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но Зоя просто решила задачу:

— Чтобы Свете закончить десятый класс, надо, чтобы она работала всегда в первой смене. Так ведь? Вот я и берусь все эти месяцы работать всегда во вторую смену. А закончит Света десятилетку, поможет мне.

Благодаря помощи Зои Галиевой Светлана Леоничева закончила десятый класс. Скоро с помощью подруг Зоя тоже закончила семилетку.

Так воспитываются в коллективе люди, так они му­ жают, становятся богаче душой. Как-то у токаря Петра Николева заболела жена. Дома без присмотра осталось двое детей, и у Петра опустились руки. Узнав о несча­ стье в семье товарища, девушки из бригады устроили де­ журство у него на квартире: мыли полы, стирали белье, ухаживали за ребятишками.

Больше всех забот у бригадира. Ведь все должны быть в пола его зрения, и он должен быть первым вез­ д е — в труде и в учебе, дома и на улице. Но как бы ни хлопотно было Нине Карпенко, а ее беспокойная долж­ ность не в тягость ей. Больше того, она гордится тем, что третий год подряд ее избирают руководителем бригады. Правда, Нина считает, что делает еще недостаточно много. И потому даже растерялась, когда получила приглашение на Всесоюзное совещание передовиков соревнования за звание бригад и ударников коммуни­ стического труда, и еще больше растерялась, когда узнала о своем награждении медалью «За трудовую доблесть».

— Высокая награда,—сказал она, получая медаль,—

•принадлежит не только мне, но всей нашей бригаде. Лю­ бая награда, а тем более эта, ко многому обязывает. Я постараюсь быть достойной ее. В товарищах по работе тоже не сомневаюсь — не подведут.

И товарищи Нину не подводят. В самый разгар под­ готовки к XXII съезду КПСС на заводе стало известно

77

о новом замечательном начинании первого коммунисти­ ческого коллектива. В марте в бригаде был введен бес­ табельный учет, деньги рабочие стали получать сами, без кассира.

Первая коммунистическая продолжает идти вперед в дружной шеренге разведчиков будущего.

БЕЗ ИОНТРОЛЕРА

Многие в автоматно-револьверном цехе были удивле­ ны, когда узнали, что старший мастер шестого участка Владимир Николаевич Гладков обратился к начальнику бюро технического контроля Василию Александровичу Макашину с просьбой помочь его коллективу перейти на самоконтроль продукции. Уж слишком свежи были в памяти всех факты, которые говорили о том, что не только отказаться от технических контролеров, а даже думать об этом коллективу участка пока рано.

Но Гладкова не смущало то, что еще совсем недавно несколько бракованных штуцеров топливной системы трактора, изготовленные на его участке, нашли на трам­ вайной остановке (видно, кто-то из рабочих вынес свою «продукцию» с завода в кармане, а затем выбросил). Его не смущало и то, что в другой раз, опять же кто-то из рабочих участка «стянул» у контролера Варвары Ан­ дреевны Филипьевой контрольное клеймо и ставил его на дефектные детали.

И думать будем о самоконтроле, и перейдем на него! — стоял на своем мастер.

Шли дни, недели.

Вы только посмотрите, какую работу развернул Гладков,—говорил Василий Александрович.—Своей иде­ ей он зажег рабочих, теперь, нашим контролерам стало легко работать с ними.

7 8


С целью повышения квалификации рабочих, старший мастер договорился с отделом технического обучения завода об организации курсов техминимума по 120-часо­ вой программе, и сам вызвался руководить ими. Занятия

начались с изучения технологического процесса. Станоч­ ники, наладчики, бригадиры познакомились с инструк­

цией по техническому контролю.

Двадцать семь работников учились на курсах техми­

нимума, и все они успешно закончили их.

На участке за­

вели

порядок: каждый, сделавший

брак,

исправляет его

не в

рабочее время, а после смены.

Если же нельзя ис­

79


править — несет материальную ответственность, как за порчу продукции.

С 23 февраля 1957 года участок перешел на самоконт­ роль качества продукции. Личные контрольные клейма были вручены старшему мастеру Гладкову, бригадирам Корнею Чувашову и Василию Худякову, наладчикам Ма­ рии Кургановой и Антонине Лобкановой.

— Поразительно, как меняются люди,—нередко мож­ но было услышать в то время в цехе.— Худякова, напри­ мер, еще год назад за укрывательство брака хотели уво­ лить с завода, а сейчас человеку доверили личное клеймо.

Да, люди менялись. Тот же Василий Худяков теперь внимательно осматривал прибывавшие на участок заго­ товки, придирчиво следил за правильностью настройки станков, соблюдаются ли чертежные размеры. Скажи теперь ему, что надо поставить клеймо на детали, изго­ товленные с отклонениями от технологии, так он обяза­ тельно отчитает незадачливого просителя.

Конечно, не все гладко было на первых порах. Ведь не так-то легко привыкать к работе по-новому. Требова­ ния друг к другу предъявляли настолько жесткие, что однажды у полировщика Шамиля Талиева даже вы­ рвалось:

— При контролерах и то было легче — меньше тре­ бовали.

Но то было при контролерах. Тогда рабочий знал, что если в чем-то он и ошибется, это не пройдет мимо глаз контролера. А тепёрь надо было полагаться цели­ ком на себя. Вот и Борису Нецветаеву с Шамилем Галиевым туговато пришлось: недоглядели — и детали по­ лучились с дефектами. Хорошо еще, что брак оказался исправимым. Хуже было с Ритой Карачаровой, фрезе­ ровщицей. Та прослабила размер у большой партии шту­ церов масляной системы. Прославление размера — брак окончательный. И девушке пришлось расплачиваться за

80

свою халатность, как говорится, и морально, и мате­ риально.

Но кто бы ни допустил промах в работе, ни один про­ винившийся не делал попытки скрыть этот промах, ибо в сознании каждого прочно вошло: подводить товарищей, коллектив — нельзя.

Владимир Николаевич делал такой эксперимент. Ка­ кую-нибудь одну деталь в течение недели делали не­ сколько человек. При окончательной проверке качества, перед клеймением, часть деталей (очень незначительная) браковалась. Гладков собирал рабочих обеих смен, вы­ кладывал перед ними на стол бракованные детали.

— Чей брак?

Рабочие начинали осматривать детали. И те, кто был виновником брака, называли себя. А сейчас о браке люди вообще сами говорят старшему мастеру и бригади­ рам Чувашову и Худякову. Так, фрезеровщица Татьяна Дудина принесла как-то Василию Степановичу Худя­ кову гаечный ключ с невыдержанными линейными раз­ мерами.

Вот, Василий Степанович, в брак загнала, — ска­ зала расстроенная девушка.

Давай посмотрим, почему у тебя получился брак,— отозвался бригадир, беря из рук Дудиной деталь.

Опытный глаз бригадира сразу заметил, что в порче детали девушка неповинна, что все дело — в качестве кузнечных заготовок. Худяков сказал об этом техноло­ гам, и те не замедлили принять меры.

Случался брак и по вине самих рабочих. Обнаружив дефект, они шли с бракованной деталью к старшему ма­ стеру или бригадиру, ибо знали, что руководители участ­ ка, хотя и пожурят за брак, но помогут советом.

И сейчас еще продолжается эта учеба. Но более чем трехлетняя практика работы без технических контроле­ ров показывает, что прав был Гладков: доверие к чело­

6 Тракторный завод

£)


веку многое значит. Оно вызывает у него ответные хоро­ шие чувства, желание делом оправдать доверие. А за эти годы в коллективе выросло много отличников каче­ ства, настоящих мастеров своего дела. Это — полировщица Зинаида Рыжкова, токари Анастасия Петрушкина, Валентина Погодаева и ряд других.

Принятие рабочими функций технического контроля— одни из наиболее ярких проявлений сознательного, ком­ мунистического отношения к труду.

ТВОРЧЕСТВО

Есть специальности, которые принято называть жен­ скими. Вот одну из них и выбрала Валентина Степанов­ на Иванова. Однако уже вскоре почувствовала: нет, не по ней работа на почте. Перешла работать счетоводом. И снова не понравилось. Тогда Валя поняла, что хочет­ ся ей не простенькой и чистенькой работы, а настоящего большого дела.

Именно такое дело нашлось для нее на тракторном заводе, в стержневом отделении чугунолитейного цеха № 2. Поступила туда Валентина Степановна формовщи­ цей стержней. Год за годом прошли десять лет. А теперь Иванову иначе и не называют, как мастером золотые руки.

Многие новички, которые приходят в бригаду, стано­ вятся ее учениками и надолго потом сохраняют в душе благодарность к ней за внимание, отзывчивость, выучку. Ученицами Ивановой считают себя, например, такие от­ личные формовщицы, как Мария Соловьева, Зинаида Порядина и Ася Шестак — бригадир коммунистической бригады, в которой работает Валентина Степановна.

Обучила Иванова своим методам работы также фор­ мовщиц Костину и Гайсину. И обучила так, что сейчас

82

Хозима Гайсина сама передает опыт работы молодым стерженщицам.

Валентина Степановна принадлежит к тому разряду работниц, которых коллектив не по должности, а по авто­

ритету считает одним из своих вожаков.

Любят же

ее

больше всего за то, что она больше думает не о себе,

а

о своих товарищах,

о чести коллектива.

бригады есть

В обязательствах

коммунистической

пункт: каждому члену бригады быть рационализатором. И в этом примером для многих служит Валентина Сте­ пановна Иванова.

...Обычно в стержень блока топливного насоса встав­ лялось по 12 продольных каркасов. Чтобы установить их, надо потратить немало времени. Валентина Степанов­ на предложила вставлять в стержень только шесть кар­ касов, для чего изменила конфигурацию их, придав им вид буквы «П». В результате этого выработка поднялась на 37 процентов.

Крайне неудобно было формовать стержни корпуса водяного насоса. Стержневой ящик был очень громозд­ кий, достигал высоты 160 мм. К тому же наличие в зна­ ковой части ящика специальной вставной шпильки ухуд­ шало качество изделий, потому что в углубление, обра­ зуемое стенками ящика и этой шпилькой, трудно было плотно набивать стержневой состав. Иванова предложи­ ла уменьшить высоту стержневого ящика на 30 мм и убрать шпильку из его знаковой части.

Однако этим не ограничилась. Она нашла возмож­ ность отказаться также и от применения алюминиевой душниковой плиты со стальным змеевиком. Плита, вопервых, была тяжелой, во-вторых, из-за нее трудно было хорошо проклеивать стержень: в газоотводы попадал клей и при заливке форм в отливках образовывались га­ зовые раковины.

Руководители отделения одобрили и это предложение

6*

83


Валентины Степановны и сделали все для того, чтобы быстрее внедрить его в производство. В итоге Иванова на формовке стержней корпуса водяного насоса повы­ сила выработку на 30 процентов и резко сократила брак.

Представляет большой интерес одно из последних новшеств Валентины Степановны. Установилось, напри­ мер, мнение, что без газоотводов стержни нельзя делать, дескать, это приведет к браку отливок. А вот передовая работница при формовке стержней патрубка пришла к другому выводу: газоотвод не нужен, он только увели­ чивает брак.

Вот что натолкнуло ее на эту мысль. Газоотвод в стержне делали вручную, с помощью простой срезной линейки. В спешке работница, пользуясь таким несовер­ шенным инструментом, часто не выдерживала геометрию канавки газоотвода, смещала ее в сторону. Стержень получался тонкостенным, при заливке форм жидким ме­ таллом он обваливался, и отливка браковалась. В месяц так отсеивалось в брак до 100 деталей.

Пробная формовка стержней без газоотводов пока­ зала хорошие результаты. Брад< отливок был полностью ликвидирован. А когда Иванова облегчила еще стержне­

вой ящик на

1,7 кг (за счет выреза на нем двух боковых

окон, а на

горизонтальной —■свободной — поверхности

двух небольших отверстий), выработка ее в общей слож­ ности поднялась еще на 15 процентов.

Благодаря такому творческому подходу к порученной работе Валентина Степановна добилась того, что стала выполнять нормы выработки на 135—140 процентов.

Но не только за это уважают ее в коллективе. Вален­ тина Степановна никогда не пройдет равнодушно, не промолчит, если увидит непорядок, сделает замечание человеку, поступающему неправильно.

Есть в бригаде стерженщица Жуковская. Она доволь­ но часто допускала небрежность в работе, не любила

84

лишний раз почистить оборудование. Валентина Степа­ новна крепко пожурила работницу. И хотя не сразу, но все же поняла Жуковская, что справедливо критикуют ее, и стала по-другому относиться к делу.

Членов коммунистической бригаду связывает креп­ кая дружба. Вместе они ходят в кино, театр, на вечера отдыха, в библиотеку. И хотя у Валентины Степановны много и своих домашних и депутатских хлопот (она де-: иутат областного Совета), тем не менее находит время, чтобы пойти вместе с подругами. Да и как она может поступать иначе, если интересы бригады давно уже ста­ ли ее собственными интересами, а товарищи по работе— близкими и дорогими людьми.

УМЕЛЕЦ

Когда беседуешь с этим человеком, осматриваешь то, что им создано,— а создано им очень много — невольно поражаешься: до чего же талантлив человек! И на ум приходят легендарный Левша, подковавший блоху, и са­ мородки-умельцы, гордость земли русской — Ползунов, Кулибин, братья Черепановы. Впрочем, обо всем по

порядку...

Тяга к изобретательству у Василия Филипповича по­ явилась давно, еще когда он служил в армии. А было { это в тридцатые годы. В полковой школе, а затем в инженерном батальоне Ерохин часто изумлял своих сослуживцев тем, что находил в сложнейших механиз­ мах трактора и автомобиля уязвимые места и пробовал вносить в них усовершенствования. Но по-настоящему развернулся его талант изобретателя-самоучки, когда он в 1935 году пришел работать на Челябинский тракторный завод, в электроремонтный цех электросле­ сарем.

85