Файл: Заржевский Н.И. Челябинский тракторный завод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вновом коллективе Василий Филиппович быстро за­ воевал авторитет своим техническим творчеством.

— Светлая голова, золотые руки, — уже тогда гово­ рили о нем в цехе.

В1937 году Василий Филиппович был назначен ма­ стером, а вскоре порадовал всех первым своим крупным

рационализаторским предложением — изготовил штам­ пы оригинальной конструкции для сложной арматуры. А за этим появилось новое новшество — кокиль для отлив­ ки звездочек помп, с помощью которых подается эмуль­ сия. Звездочки до этого клепали вручную, на каждую деталь в среднем затрачивали два часа. По методу, пред­ ложенному Ерохиным, деталь изготовляется за 15—20 минут.

В 1947 году Василия Филипповича назначают стар­ шим мастером. Хлопот и работы прибавилось, но он про­ должает заниматься рационализацией и изобретатель­ ством. Причем, что бы ни придумывал, все изготовлял цвоими руками. Единственное, пожалуй, что делали дру­ гие, но по чертежам Ерохина,— это магнитный сепаратор для улавливания металла из отходов формовочной зем­ ли в сталелитейном цехе.

Имеющиеся у литейщиков магнитные сепараторы имеют один серьезный конструктивный недостаток. Вый­ дет из строя сепаратор — надо обязательно разбирать механизм, иначе не доискаться дефекта. При разборке же нарушалась электрообмотка. Новатор усовершенст­ вовал конструкцию сепаратора, подняв одновременно и его мощность.

Хорошие результаты дали и испытания динамометра конструкции Ерохина на испытательной станции цеха сборки тракторов. Это новшество изобретателя тоже представляет большую ценность. С переходом завода на серийный выпуск 100-сильных тракторов старые дина­ мометры не стали выдерживать нагрузки. Ерохин задал-

86

ся целью устранить этот недостаток. Он заменил шари­ ковые подшипники динамометра на роликовые, увеличил диаметр шейки вала прибора. Это позволило сделать конструкцию динамометра надежной.

Но настоящим своим детищем Василий Филиппович считает прибор для намотки катушек к пусковым двига­ телям станков. Прибор этот, вернее станок,— плод мно­ голетнего труда изобретателя. Еще пять лет назад у Ерохина появилась мысль о создании такого станка.

Сколько раз изобретателя постигали неудачи! Но он с поразительной настойчивостью шел к намеченной цели. Эскизы делал дома, детали — в цехе, после работы. Ког­ да же станок был готов, радость сменилась новым огор­ чением— испытания не дали нужных результатов.

Выходит, он напрасно трудился? Нет, Василий Фи­ липпович не мог этого допустить! Он переделывает неудавшийся станок, применяет его для намотки секций, а затем берется за разработку конструкции того, годами вынашиваемого и так нужного производству станка, из-за которого совсем лишился покоя. И вот недавно, наконец, он смог продемонстрировать работу своего детища.

Это была поистине победа новаторской мысли! У тех станков, которые применяются в электроремонтном цехедля намотки катушек, помимо основного минуса — низ­ кого качества намотки — есть еще другой, не менее су­ щественный недостаток — уж очень сложны настройка и управления ими. А станок Ерохина лишен этих недо­ статков. Настройка его производится с помощью систе-

V. мы рукояток (по специальной таблице), а все другие

Jоперации, кроме снятия со станка готовой катушки, осу­ ществляются автоматически. При этом обеспечивается высокое качество намотки катушек.

Изобретатель вынашивает планы создания еще не­ скольких приспособлений. Над ними он и трудится сейчас.

87


люди пытливой мысли

Свыше семи тысяч тракторостроителей — рабочих, инженеров и техников активно участвует в рационализа­ ции производства. Это— большая сила. За один лишь 1960 год рационализаторы завода внедрили 1457 органи­ зационно-технических мероприятий с экономической эф­ фективностью 50 млн. рублей.

В этом году рационализаторы борются за то, чтобы внедрить в производство не менее 5000 рационализатор­ ских предложений с условногодовой экономией 4 млн. рублей.

НА ПЕРЕДНЕМ НРАЕ

— Исключительно скромный, настоящей творческой мысли человек, — так характеризуют в отделе главного конструктора завода Николая Митрофановича Мали­ кова.

Интересная деталь: в 1939 году Маликов пришел на Челябинский тракторный, имея диплом техника-конст­ руктора. И хотя за многие годы зарекомендовал себя специалистом высокой квалификации, тем не менее по­ ступил в Челябинский институт механизации и электри­ фикации сельского хозяйства и окончил его. Не для того, конечно, чтобы иметь еще один диплом.

—• Двигать вперед технику может только конструк­ тор, обладающий большим запасом знаний. У инженера, безусловно, кругозор шире, чем у техника,— говорит Ни­ колай Митрофанович.

И сам он — живая иллюстрация этой мысли. Когда Маликов был техником, он проектировал такие узлы, как головка блока двигателя, механическая трансмиссия трактора Т-140. А инженер Маликов уже берется за проектирование узлов 100-сильного трактора с ходо-

8 8

уменьшителем, раздаточного редуктора трактора ДЭТ-250, гидротрансформатора и качающегося редуктора для перспективного трактора мощностью 175—200 л. с. На­ конец, коронная работа Николая Митрофановича — гид­ родинамическая трансмиссия (бесступенчатая передача скоростей и тяги трактора).

В нашей стране гидропередачи применялись раньше только на судах, потом их стали применять на автомо­ билях. Но на тракторах их до последнего времени не было, применялась чисто механическая зубчатая переда­ ча. Впервые Маликов взялся за разработку гидродина­ мической трансмиссии четыре года назад. Это было те­ мой его дипломной работы в институте. А сейчас им раз­ работана уже такая конструкция гидротрансмиссии, ко­ торая взаимозаменяется с механической и может быть установлена на любом тракторе.

НЕУТОМИМЫЙ НОВАТОР

Уважают в агрегатном цехе слесаря Виктора Викто­ ровича Игнатьева. И не только за то, что умеет он ма­ стерски отремонтировать станок или изготовить новое приспособление. Рабочий завоевал известность своим неутомимым новаторством.

Как-то к Игнатьеву обратился старший мастер седь­ мого коммунистического участка Петр Ананьевич Ездин.

Не поможешь ли Виктор Викторович? Не ладится

унас со сверловкой: отверстия получаются смещенными да и времени много уходит на установку детали.

Игнатьев пошел на место, присмотрелся к работе сверловщика. Наблюдения и опыт привели его к выводу, что все дело в кондукторе. И- он взялся усовершенство­ вать его. Изменения, внесенные Виктором Викторовичем в конструкцию кондуктора, позволили облегчить труд

7 Тракторный завод

89



Новатор В. В. Игнатьев

рабочего, поднять его производительность, улучшить качество изделий.

В другой раз Игнатьеву стало известно о том, что на шестом участке идет большой брак по патрубкам. Еже­ месячно браковалось по 500—600 деталей из-за того, что в приспособление на фрезерном станке трудно было пра­ вильно закрепить изделие. И снова, наблюдая за про­ цессом фрезерования, Игнатьев убедился в том, что при­ чина брака кроется в приспособлении. Виктор Викторо­ вич изготовил новую оснастку, и брак был ликвидирован.

Таких примеров в многолетней практике Виктора Вик­ торовича Игнатьева немало. На многих фрезерных стан­ ках первого, шестого и седьмого участков стоят ограни­ чители хода станины и самовыключатели электромоторов. Нет почти участка, на станках которых не были бы установлены пневматические зажимы взамен ручных. Сделал их также Игнатьев.

Но особенно большую ценность представляет одно из последних рационализаторских мероприятий слесаряноватора.

На сборочном участке много хлопот приносила резка сальников, идущих на водяной насос и узел сервомеха­ низма трактора. Резали сальники обыкновенными нож­ ницами. В первом были прожилки из стальной малоугле­ родистой проволоки, во втором — прослойка из медной проволоки. Сальники пропитывались графитом. Это очень усложняло дело, так как заготовки на один из сальни­ ков надо было резать под углом 45 градусов, заготовки второго — под углом 30 градусов. И как только слесарь нажимал на ручки ножниц — заготовки не столько реза­ лись, сколько мялись. Из-за низкого качества сальников на завод постоянно приходили рекламации.

Нужен был более совершенный механизм для резки сальников. Руководство цеха поручило проектирование его Игнатьеву, освободив его на время от всех других работ.

Несколько дней у Виктора Викторовича ушло на раздумье. Как выполнить поставленную перед ним зада­ чу? В школе говорили, да и на практике убеждался сам, что при больших оборотах обыкновенным бумажным листом можно сталь резать. Так почему не резать саль­ ники быстро вращающимся стальным диском?

Но хотя мысль и была правильной, не так-то просто оказалось осуществить ее. Сначала диск сильно вибри-

7*

91


ровал и при резке останавливался. Пришлось делать другой диск и менять электромотор, увеличивать оборо­ ты вращения. Но и после этого дело не пошло: диск ре­ зал хорошо, зато вибрировал так, что грозил разорваться.

■Рационализатор в третий раз взялся за переделку приспособления. И только после этого добился успеха: обеспечивалось нужное качество резки, а за час можно было сделать столько сальников, сколько делал их сбор­ щик раньше за полсмены.

ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Перед коллективами железнодорожного цеха Челя­ бинского тракторного завода и станции Тракторострой Южно-Уральской железной дороги стоит одна и та же задача — обеспечивать бесперебойную отгрузку с завода готовой продукции и быстро доставлять на завод металл, оборудование, различные материалы. Но тесного, дело­ вого контакта между ними не было. Заводские железно­ дорожники не укладывались в нормы простоя вагонов. Немало промахов допускали работники железнодорож­ ной станции.

.Обычно коллективы заключали между собой согла­ шение, которым определялись нормы простоя вагонов на станции и заводе, сроки подачи вагонов и т. д. Но согла­ шение часто нарушалось, итоги получались печальные. Достаточно сказать, что коллективы железнодорожного цеха и станции Тракторострой на протяжении девяти ме­ сяцев 1959 года и первого квартала 1960 года не выполняли установленной нормы оборота вагонов МПС. В 1959 году по железнодорожному цеху при норме 7 час. 30 мин. оборот вагонов составлял 8 час. 53 мин., и за это завод уплатил штрафов на сумму 345 415 рублей (совместно с субклиентами). А в первом квартале 1960 года оборот

92

вагонов еще более увеличился, соответственно возросли и штрафы.

Не лучше было и на станции Тракторострой. Тамоборот вагонов при норме 17,7 часа составил в ян­ варе 1960 года 18,5 часа, в феврале — 21 час и в марте — 18,5 часа. В результате постоянного перепростоя подвиж­ ного состава под погрузкой и выгрузкой тракторострои­ тели недополучали от Южно-Уральской железной доро­ ги вагоны, а это приводило к тому, что на заводе остава­ лось от каждого месяца большое количество продукции.

Надо было укрепить • деловое содружество работни­ ков цеха и станции. Партийная организация железнодо­ рожников завода изыскала новые, более прогрессивные методы работы и- предложила изменить существующую устаревшую технологию, коллективам станции и цеха совместно бороться за единый показатель работы, сов­ местно участвовать во всех операциях по обработке ва­ гонов МПС и использованию технических средств.

Коллектив станции Тракторострой горячо поддержал железнодорожников завода. Решено было использовать опыт шахтеров и коллектива станции Антрацит Донец­ кой железной дороги, которые первые в стране начали работать по единой технологии.

Состоялось совместное совещание работников стан­ ции и цеха. Затем провели совместное собрание партийг но-хозяйственного актива, на котором разработали н утвердили мероприятия по подготовке к переходу на работу по новой технологии.' Как для станции, так и для цеха была установлена единая норма простоя вагонов — 17 часов 42 минуты. Через некоторое время снова собра­ ли партийно-хозяйственный актив цеха и станции, на котором руководители коллективов доложили о готовно­

сти к переходу

на работу по-новому.

уже трудились

С 1 апреля 1960 года цех и станция

по-новому. Но

организационная и

разъяснительная

93