Файл: Давыдов В.В. Вскрышные работы на угольных карьерах в зимнее время.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
теплоемкость грунта при этом также увеличивается, особенно при его замерзании;
5) открытая, «езатененная и горизонтальная поверх ность наиболее соответствует случаям, встречающимся в прак тике.
(Влияние ветра в формуле не учитывается, так как влияние ветра и некоторых других факторов учтены при использовании природных наблюдений и эмпирические формулы исходят из фактических глубин промерзания).
При выводе формул Г. И. Лапкиным были использованы дан ные станций Главного управления гидрометеослужбы (ГУ ГМС), наблюдавших температуру грунтов в течение нескольких десят ков лет, и данные станции Всесоюзного научно-исследователь ского института оснований и фундаментов, наблюдавших не только температуру грунтов, но и глубину фактического промер зания.
По многолетним наблюдениям станций ГУ ГМС, расположен ных в различных районах Советского Союза, были определены суммы отрицательных среднемесячных температур воздуха и глубины проникания температуры 0° для площадей, свободных от снега.
Г. И. Лапкин разбивает породы на три основные группы в за висимости от особенностей их промерзания:
I— суглинки и глины;
II — супеси, мелкие и пылевые пески;
III—средние крупнозернистые и крупнообломочные грунты и определяет, что
|
Z»9 '.ZT iZ^ = 1,0:0,8:0,7, |
|
где Zo — глубина |
проникновения температуры, |
равной 0° |
в крупнообломочных породах, см\ |
|
|
Z0Mn— то же, в мелкопесчаных и супесях, см-, |
|
|
Z™— то же, |
в суглинках и глинах, см. |
|
Это соотношение дает возможность привести данные наблюде |
||
ний за глубиной |
проникновения температуры 0° к |
суглинкам, |
наиболее часто встречающемуся виду породы на территории Со ветского Союза.
В результате обработки данных ГУ ГМС Г. И. Лапкин выво дит формулы для определения зависимости глубины проникания температуры 0° от суммы отрицательных среднемесячных темпера тур наружного воздуха (2ГН) для различных групп грунта
см-
Z§n = 31,2/ЕГ„ + 2, см.
Первая формула действительна для грунтов I группы (суглин ки), вторая — для II группы (супеси, мелкие и пылевые пески).
Если в формуле для суглинистых грунтов 2ТЫ заменить на
2* |
13 |
2ТС, т. е. сумму отрицательных среднесуточных температур воз духа (0°С), то формула примет следующий вид:
Z™ = 5V£T~C, см.
Лабораторными и полевыми исследованиями установлено, что температура смерзания для различных грунтов неодинакова. Так, в суглинках —Г С; в супесях —0,5° С; в песках средне- и крупно зернистых и в грунтах крупнообломочных —0° С.
Зависимость глубины проникания температуры —ГС для су
глинков и —0,5° С для супесей в этих |
же породах |
составляют: |
для суглинков Z-i=0,87. Z™—10 см; |
для супесей |
ZГод = 0,92. |
Zocn — 5 см.
Отсюда определяются формулы глубины промерзания указан ных грунтов:
Z™ = 23,8 /Е7; + 2 - 10 см;
= 28,7J/ETM + 2 — 5 см.
Произведенными опытами в декабре 1955 г. на Юрковском карьере по замеру глубины промерзания рабочего борта установ лено, что этот борт без снежного покрова имеет следующие глу бины промерзания для различных пород:
лессовидный суглинок маловлажный....................... |
|
28—30 см |
суглинок красно-бурый влажный........................... |
|
40 см |
песок разнозернистый сухой, зеленоватого цвета |
28—30 см |
|
(харьковский ярус) ............................................. |
; . |
|
то же, более влажный.................................................. |
|
37 см |
песок голубовато-зеленоватый, глинистый (киев |
32 см |
|
ский ярус), средней влажности . •....................... |
|
|
глина синяя влажная (киевский ярус) ...... |
сухой . |
28—29 см |
песок разнозернистый (бучакский ярус), |
23—24 см |
В ГДР глубина промерзания в суровые зимы достигала на кровле вскрышных уступов 0,7—1,0 м и на откосах этих усту пов — 0,3—0,4 м.
Глава II
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ВСКРЫШНЫХ РАБОТ
§ 1. Влияние отрицательной температуры на работу оборудования в карьерах
Мерзлый грунт по шкале М. М. Протодьяконова относится к VI категории пород с коэффициентом крепости f=2 и прирав нивается к мягким известнякам или антрацитам. Такие породы при промерзании на определенную глубину уже не могут разра батываться экскаваторами.
На Байдаковском карьере при промерзаний грунта-на глубину. 30—40 см вынуждены останавливаться на 3—4 мес. транспортно отвальный мост и работающие на него многочерпаковые экска ваторы. Выполненные объемы вскрышных работ на Байдаков ском карьере за 1956—1958 гг. приведены в табл. 11 (в январе — марте вскрышные работы выполняются одноковшовыми экскава торами).
|
|
|
|
Таблица И |
Месяцы |
|
Выполнение по годам, тыс. м3 |
||
|
1956 г. | |
1957 г. |
1958 г. |
|
|
|
|||
Январь............................... |
‘ ■ • . . . |
363 |
51 |
191 |
Февраль .............................................. |
|
36 |
114 |
47 |
Март . .................................................. |
82 |
369 |
126 |
|
Апрель .... • .............................. |
|
665 |
956 |
790 |
Май .............................................. |
|
1065 |
1045 |
1179 |
Июнь..................................................... |
|
1078 |
1179 |
1225 |
Июль.................................................... |
. |
1149 |
1216 |
1298 |
Август......................................... |
1196 |
1184 |
1214 |
|
Сентябрь ............................................. |
|
999 |
1128 |
1247 |
Октябрь .............................................. |
|
1157 |
1150 |
1132 |
Ноябрь................................................. |
|
845 |
969 |
1019 |
Декабрь ............................................. |
|
593 |
728 |
826 |
15
Отрицательные температуры и состояние грунта вызывают: загустение смазки; поломки и разрывы рукоятей экскаваторов, канатов и звеньев
ковшовой цепи, пальцев, сцепных крюков, зубчатых венцов, в не которых случаях и металлоконструкций;
примерзание перемещаемой породы к днищу и стенкам думп кар, к ковшам, загрузочным воронкам и течкам экскаваторов и бункеров;
разрывы звеньев гусениц ходовых частей экскаваторов и отвалообразователей. (В зимнее время происходит образование мерз лых комьев на гусеницах, вследствие чего уменьшается площадь, через которую передается давление на грунт, и создаются дав ления, превосходящие допустимые напряжения);
поломки рельсов и накладок при передвижке железнодорож ных путей с помощью кранов, путеподъемников и путепередвигателей. (В данном случае поломки могут происходить, в основ ном, вследствие неэластичности примерзшей породы или обра зования мерзлых комьев под шпалами);
аварии с паровозами, электровозами и думпкарами из-за по ломок. тормозных колодок, тяг, подшипников, а также из-за за мерзания компрессорных установок;
примерзание породы к ленте или к роликам и барабанам и потерю эластичности прорезиненной ленты при попадании влаги между прокладками.
§ 2. Мероприятия, которые должны быть рассмотрены при проектировании и годовом планировании работ карьеров
Мероприятия по уменьшению действия отрицательных темпе ратур и дождя должны предусматриваться, начиная со стадии проектирования. В целях уменьшения снежных заносов при про ектировании карьеров должны быть учтены следующие факторы: направление и сила господствующих ветров; глубина снежного покрова; средние и наиболее низкие температуры.
Для защиты траншей от снежных заносов необходимо преду сматривать озеленение их откосов, а для защиты железнодорож ных трасс должны быть намечены участки, где будут установле ны снегозадерживающие щиты. Щиты устанавливаются парал лельно железнодорожной линии, когда направление ветра пер пендикулярно насыпи и под углом, когда направление ветра примерно параллельно.
При проектировании должно быть также учтено, какие поро ды и какой влажности разрабатываются приотрицательной тем пературе.
Например, песчаные грунты легче разрабатывать в зимнее время. Поэтому целесообразно производить разработку глины и суглинка в теплое время, а песчаных грунтов и гравия до опре деленной влажности в зимнее время. В некоторых случаях на
16
период больших морозов разработку глин, суглинков, мергелей целесообразно остановить; в этом случае при проектировании и планировании необходимо на этот период предусмотреть созда ние запасов, вскрытых и готовых к выемке в достаточном коли
честве. |
борт |
карьера необходимо располагать так, |
Рабочий |
||
чтобы в |
течение |
большого периода дня он обогревался |
солнцем. |
|
|
Для работы в зимнее время при проектировании должен быть решен вопрос и о выборе оборудования. При определении произ водительности оборудования для работы в зимнее время необхо димо учитывать значительное падение ее при разработке мерзлых грунтов.
§3. Мероприятия по предупреждению аварий и поломок экскаваторов и отвалообразователей в зимнее время
При работе экскаваторов и отвалообразователей в зимнее вре мя необходимо учитывать условия, ухудшающие работу рукоятей, днищ и других частей, так как усилия, возникающие в отдель ных деталях при разработке мерзлых грунтов, превышают допу стимые напряжения.
Для предупреждения поломок деталей машин и механизмов при разработке мерзлых грунтов рекомендуется применять сле дующие меры:
1) своевременное осушение поля карьера, что значительно сократит глубину промерзания. Не рекомендуется оставлять на поверхности уступов и отвалов скоплений воды;
2) в целях облегчения работы экскаваторов целесообразно проводить осенью и весной соответствующую подготовку участ ков, на которых намечается работа: рыхление пород осенью на глубину 50 см с последующим боронованием на глубину 10— 20 см, а также дополнительное снегозадержание. Весной, после прекращения морозов, целесообразно удалить снежный покров. Это ускорит оттаивание уступа. В весеннее время целесообразно разрабатывать участки, которые были бы обращены на юг и луч ше других обогревались солнцем.
В случае большого промерзания в ГДР производится искус ственный отогрев откоса. На оттаивание при этом большое влия ние оказывает температура наружного воздуха, атмосферные осадки и ветер. Например, при безветренной погоде тепло под нимается вверх, не оттаивая грунта. При применении этого спо соба в значительных масштабах требуется большое количество топлива (брикета) и осуществление ряда противопожарных ме роприятий.
В некоторых случаях в целях уменьшения нагрузки на ковшо вую цепь многоковшового экскаватора и порывов ее производит ся рыхление замерзшего грунта при помощи взрывных работ на
17
“ГОС. ПУБЛИЧНАЯ Г