Файл: Давыдов В.В. Вскрышные работы на угольных карьерах в зимнее время.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теплоемкость грунта при этом также увеличивается, особенно при его замерзании;

5) открытая, «езатененная и горизонтальная поверх­ ность наиболее соответствует случаям, встречающимся в прак­ тике.

(Влияние ветра в формуле не учитывается, так как влияние ветра и некоторых других факторов учтены при использовании природных наблюдений и эмпирические формулы исходят из фактических глубин промерзания).

При выводе формул Г. И. Лапкиным были использованы дан­ ные станций Главного управления гидрометеослужбы (ГУ ГМС), наблюдавших температуру грунтов в течение нескольких десят­ ков лет, и данные станции Всесоюзного научно-исследователь­ ского института оснований и фундаментов, наблюдавших не только температуру грунтов, но и глубину фактического промер­ зания.

По многолетним наблюдениям станций ГУ ГМС, расположен­ ных в различных районах Советского Союза, были определены суммы отрицательных среднемесячных температур воздуха и глубины проникания температуры 0° для площадей, свободных от снега.

Г. И. Лапкин разбивает породы на три основные группы в за­ висимости от особенностей их промерзания:

I— суглинки и глины;

II — супеси, мелкие и пылевые пески;

III—средние крупнозернистые и крупнообломочные грунты и определяет, что

 

Z»9 '.ZT iZ^ = 1,0:0,8:0,7,

 

где Zo — глубина

проникновения температуры,

равной 0°

в крупнообломочных породах, см\

 

Z0Mn— то же, в мелкопесчаных и супесях, см-,

 

Z™— то же,

в суглинках и глинах, см.

 

Это соотношение дает возможность привести данные наблюде­

ний за глубиной

проникновения температуры 0° к

суглинкам,

наиболее часто встречающемуся виду породы на территории Со­ ветского Союза.

В результате обработки данных ГУ ГМС Г. И. Лапкин выво­ дит формулы для определения зависимости глубины проникания температуры 0° от суммы отрицательных среднемесячных темпера­ тур наружного воздуха (2ГН) для различных групп грунта

см-

Z§n = 31,2/ЕГ„ + 2, см.

Первая формула действительна для грунтов I группы (суглин­ ки), вторая — для II группы (супеси, мелкие и пылевые пески).

Если в формуле для суглинистых грунтов 2ТЫ заменить на

2*

13


2ТС, т. е. сумму отрицательных среднесуточных температур воз­ духа (0°С), то формула примет следующий вид:

Z™ = 5V£T~C, см.

Лабораторными и полевыми исследованиями установлено, что температура смерзания для различных грунтов неодинакова. Так, в суглинках —Г С; в супесях —0,5° С; в песках средне- и крупно­ зернистых и в грунтах крупнообломочных —0° С.

Зависимость глубины проникания температуры —ГС для су­

глинков и —0,5° С для супесей в этих

же породах

составляют:

для суглинков Z-i=0,87. Z™—10 см;

для супесей

ZГод = 0,92.

Zocn — 5 см.

Отсюда определяются формулы глубины промерзания указан­ ных грунтов:

Z™ = 23,8 /Е7; + 2 - 10 см;

= 28,7J/ETM + 2 — 5 см.

Произведенными опытами в декабре 1955 г. на Юрковском карьере по замеру глубины промерзания рабочего борта установ­ лено, что этот борт без снежного покрова имеет следующие глу­ бины промерзания для различных пород:

лессовидный суглинок маловлажный.......................

 

28—30 см

суглинок красно-бурый влажный...........................

 

40 см

песок разнозернистый сухой, зеленоватого цвета

28—30 см

(харьковский ярус) .............................................

; .

то же, более влажный..................................................

 

37 см

песок голубовато-зеленоватый, глинистый (киев­

32 см

ский ярус), средней влажности . •.......................

 

глина синяя влажная (киевский ярус) ......

сухой .

28—29 см

песок разнозернистый (бучакский ярус),

23—24 см

В ГДР глубина промерзания в суровые зимы достигала на кровле вскрышных уступов 0,7—1,0 м и на откосах этих усту­ пов — 0,3—0,4 м.


Глава II

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ВСКРЫШНЫХ РАБОТ

§ 1. Влияние отрицательной температуры на работу оборудования в карьерах

Мерзлый грунт по шкале М. М. Протодьяконова относится к VI категории пород с коэффициентом крепости f=2 и прирав­ нивается к мягким известнякам или антрацитам. Такие породы при промерзании на определенную глубину уже не могут разра­ батываться экскаваторами.

На Байдаковском карьере при промерзаний грунта-на глубину. 30—40 см вынуждены останавливаться на 3—4 мес. транспортно­ отвальный мост и работающие на него многочерпаковые экска­ ваторы. Выполненные объемы вскрышных работ на Байдаков­ ском карьере за 1956—1958 гг. приведены в табл. 11 (в январе — марте вскрышные работы выполняются одноковшовыми экскава­ торами).

 

 

 

 

Таблица И

Месяцы

 

Выполнение по годам, тыс. м3

 

1956 г. |

1957 г.

1958 г.

 

 

Январь...............................

‘ ■ • . . .

363

51

191

Февраль ..............................................

 

36

114

47

Март . ..................................................

82

369

126

Апрель .... • ..............................

 

665

956

790

Май ..............................................

 

1065

1045

1179

Июнь.....................................................

 

1078

1179

1225

Июль....................................................

.

1149

1216

1298

Август.........................................

1196

1184

1214

Сентябрь .............................................

 

999

1128

1247

Октябрь ..............................................

 

1157

1150

1132

Ноябрь.................................................

 

845

969

1019

Декабрь .............................................

 

593

728

826

15


Отрицательные температуры и состояние грунта вызывают: загустение смазки; поломки и разрывы рукоятей экскаваторов, канатов и звеньев

ковшовой цепи, пальцев, сцепных крюков, зубчатых венцов, в не­ которых случаях и металлоконструкций;

примерзание перемещаемой породы к днищу и стенкам думп­ кар, к ковшам, загрузочным воронкам и течкам экскаваторов и бункеров;

разрывы звеньев гусениц ходовых частей экскаваторов и отвалообразователей. (В зимнее время происходит образование мерз­ лых комьев на гусеницах, вследствие чего уменьшается площадь, через которую передается давление на грунт, и создаются дав­ ления, превосходящие допустимые напряжения);

поломки рельсов и накладок при передвижке железнодорож­ ных путей с помощью кранов, путеподъемников и путепередвигателей. (В данном случае поломки могут происходить, в основ­ ном, вследствие неэластичности примерзшей породы или обра­ зования мерзлых комьев под шпалами);

аварии с паровозами, электровозами и думпкарами из-за по­ ломок. тормозных колодок, тяг, подшипников, а также из-за за­ мерзания компрессорных установок;

примерзание породы к ленте или к роликам и барабанам и потерю эластичности прорезиненной ленты при попадании влаги между прокладками.

§ 2. Мероприятия, которые должны быть рассмотрены при проектировании и годовом планировании работ карьеров

Мероприятия по уменьшению действия отрицательных темпе­ ратур и дождя должны предусматриваться, начиная со стадии проектирования. В целях уменьшения снежных заносов при про­ ектировании карьеров должны быть учтены следующие факторы: направление и сила господствующих ветров; глубина снежного покрова; средние и наиболее низкие температуры.

Для защиты траншей от снежных заносов необходимо преду­ сматривать озеленение их откосов, а для защиты железнодорож­ ных трасс должны быть намечены участки, где будут установле­ ны снегозадерживающие щиты. Щиты устанавливаются парал­ лельно железнодорожной линии, когда направление ветра пер­ пендикулярно насыпи и под углом, когда направление ветра примерно параллельно.

При проектировании должно быть также учтено, какие поро­ ды и какой влажности разрабатываются приотрицательной тем­ пературе.

Например, песчаные грунты легче разрабатывать в зимнее время. Поэтому целесообразно производить разработку глины и суглинка в теплое время, а песчаных грунтов и гравия до опре­ деленной влажности в зимнее время. В некоторых случаях на

16


период больших морозов разработку глин, суглинков, мергелей целесообразно остановить; в этом случае при проектировании и планировании необходимо на этот период предусмотреть созда­ ние запасов, вскрытых и готовых к выемке в достаточном коли­

честве.

борт

карьера необходимо располагать так,

Рабочий

чтобы в

течение

большого периода дня он обогревался

солнцем.

 

 

Для работы в зимнее время при проектировании должен быть решен вопрос и о выборе оборудования. При определении произ­ водительности оборудования для работы в зимнее время необхо­ димо учитывать значительное падение ее при разработке мерзлых грунтов.

§3. Мероприятия по предупреждению аварий и поломок экскаваторов и отвалообразователей в зимнее время

При работе экскаваторов и отвалообразователей в зимнее вре­ мя необходимо учитывать условия, ухудшающие работу рукоятей, днищ и других частей, так как усилия, возникающие в отдель­ ных деталях при разработке мерзлых грунтов, превышают допу­ стимые напряжения.

Для предупреждения поломок деталей машин и механизмов при разработке мерзлых грунтов рекомендуется применять сле­ дующие меры:

1) своевременное осушение поля карьера, что значительно сократит глубину промерзания. Не рекомендуется оставлять на поверхности уступов и отвалов скоплений воды;

2) в целях облегчения работы экскаваторов целесообразно проводить осенью и весной соответствующую подготовку участ­ ков, на которых намечается работа: рыхление пород осенью на глубину 50 см с последующим боронованием на глубину 10— 20 см, а также дополнительное снегозадержание. Весной, после прекращения морозов, целесообразно удалить снежный покров. Это ускорит оттаивание уступа. В весеннее время целесообразно разрабатывать участки, которые были бы обращены на юг и луч­ ше других обогревались солнцем.

В случае большого промерзания в ГДР производится искус­ ственный отогрев откоса. На оттаивание при этом большое влия­ ние оказывает температура наружного воздуха, атмосферные осадки и ветер. Например, при безветренной погоде тепло под­ нимается вверх, не оттаивая грунта. При применении этого спо­ соба в значительных масштабах требуется большое количество топлива (брикета) и осуществление ряда противопожарных ме­ роприятий.

В некоторых случаях в целях уменьшения нагрузки на ковшо­ вую цепь многоковшового экскаватора и порывов ее производит­ ся рыхление замерзшего грунта при помощи взрывных работ на

17

“ГОС. ПУБЛИЧНАЯ Г