Файл: Водолагин М.А. Первый тракторный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствительно было чудом века, явлением новой эпохи, открытой Великим Октябрем.

Обстановка высокого трудового накала, настойчи­ вая борьба коллектива за овладение сложной техно­ логией производства, царившие на заводе, оказывали свое воздействие и на работающих американцев. Некоторые из американских рабочих навсегда оста­ лись в СССР, порвав с капиталистической Америкой.

Среди них был и Франк Хоней.

в

— В апреле 1931 года,— рассказывал Хоней

книге «Сталинградский тракторный»,— выехал я

в

США за семьей. Сразу мне бросилась в глаза пере­ мена в экономическом положении страны. На площа­ дях стояли огромные очереди безработных за супом. Большинство фабричных труб не дымило.

Не возвратился в Америку и И. Т. Пащенко. Не за океаном, а здесь, на свободной родной земле, об­ рел он счастье трудового человека.

Старательно обучал семитысячников работе на хитроумном станке «Глиссоне» американец Ролло Уорд.

Я много сверхурочных часов отдал,— говорил он,— на обучение молодняка, чего бы никогда не сде­ лал в капиталистической стране, где хозяин работ­ нику — волк!

Что же так привлекало американского мастера в общении с комсомольцами?

Я не социолог и в политике, откровенно го­

воря, слаб,— говорил Уорд.— Но нигде и никогда я не видел таких изумительных взаимоотношений между юношами и девушками! И это, несмотря на то что они пока живут в плохих культурных и быто­ вых условиях.

76

Чистые, товарищеские отношения, бескорыстная дружба, напористость в работе, прилежание и терпе­ ние в учебе, задор и веселость в часы отдыха — вот что поражало и влекло рабочего американца к ком­ сомольцам, заражало его молодостью.

— Такого не встретишь в «цивилизованных» странах,— заключал он.

Одобряя старательность и любознательность своих учеников, Уорд часто повторял:

— О’кей! Вас никто не остановит. Вы своего добье­

тесь!

Советское правительство высоко оценило труд добросовестно работающих на тракторном американ­ цев. Орденом Ленина были награждены Франк Хоней, Ролло Уорд и другие.

Но среди иностранцев были и специалисты с за­ скорузлыми нравами капиталистической Америки. Так, в июле 1930 года произошел случай, вызвавший взрыв всеобщего возмущения. На тракторном амери­ канцы жили в Нижнем поселке. Они имели свою сто­ ловую, которая была и своеобразным клубом. В ней они собирались по вечерам, пили пиво, танцевали под патефон. 24 июля американцы Луис и Броун учинили драку — избили инструментальщика негра Роберта Робинсона, тоже прибывшего из США. Из­ били только за то, что черный Робинсон «посмел» хо­ дить в столовую, куда ходили и они, белые.

Наглый выпад расистов поднял волну протестов на заводе, в Сталинграде и по всему Советскому Союзу. Рабочие потребовали предать хулиганов суду и судить их по нашим советским законам. Перепугав­ шийся Луис опубликовал в сталинградской газете «Борьба» покаянное письмо. «Только теперь я пони­ маю,— писал он,— какую грубую ошибку я совер-

77


шил, будучи под влиянием шовинистических наст­ роений. Я прошу прощения у рабочих СССР за со­ деянный мною проступок».

22 августа 1930 года в клубе СТЗ состоялся суд. Зал был переполнен. На процесс приехали предста­ вители иностранных рабочих, работавших тогда во многих городах СССР. Общественными обвините­ лями выступали: рабочий СТЗ Кондратьев, от ино­ странных рабочих Ленинграда — Кнут, от Ростова- на-Дону — Блайг, от Харькова — Эраст, от американ­ цев, работавших на СТЗ,— Бекер, от газеты «Труд» — Озеров, от ЦК МОПР — Гаврилов и от га­ зеты «Борьба» — Каряев. По составу общественного обвинения советский суд был подлинно интернацио­ нальным судом.

Суд тщательно рассмотрел обстоятельства дела. Обвиняемый Броун все время сидел, нагнув голову. Луис явно трусил. Общественные обвинители в своих выступлениях осудили расистский проступок зарвав­ шихся американцев, вскрыли сущность капитали­ стической системы воспитания, в основе которой ле­ жит принцип расового угнетения. Свидетель — аме­ риканский рабочий Чечель — заявил на суде:

— По конституции США неграм предоставляются права наравне с прочими американцами, но в жизни этот закон не находит своего применения.

После всестороннего разбора дела был вынесен приговор. Суд, признав вину тяжелой, принял, од­ нако, во внимание признание Луисом и Броуном своей виновности и приговорил каждого к 2 годам тюрьмы. Но, учитывая, что преступление этих двух американцев было результатом шовинистического воспитания капиталистического общества, суд нашел возможным заменить им тюремное заключение вы-

78

сылкой из Советского Союза и запрещением его по­ сещать в течение 10 лет.

Броун, по происхождению сын рабочего, подал просьбу о помиловании; ЦИК СССР удовлетворил ее, и Броун остался в СССР, чтобы честным трудом загладить свою вину. Шовинист Эберт Луис был вы­ слан в США. Там уже ждали его прибытия. Буржу­ азная продажная печать Америки подняла неисто­ вый шум, показывая хулигана Луиса как жертву и «великомученика» большевизма. Луис, купленный печатью, стал делать бизнес; извращая все, он сочи­ нял баснословные «ужасы» о своем пребывании в Советском Союзе.

Шло время. Огромный сложный завод работал ритмично, как выверенные часы. Каждые пять минут с конвейера сходил, блестя красками, трактор. Спло­ ченный коллектив завода теперь мог выполнять и специальные поручения. Так, весной 1933 года завод получил повышенное задание от Центрального Коми­ тета партии — выпустить в самый сжатый срок для весеннего сева 7106 тракторов. Чтобы выполнить та­ кое задание, надо было снимать с конвейера машин больше, чем это уже делалось.

Тракторозаводцы, умудренные опытом, с честью выполнили ответственное поручение: с конвейера стали снимать вместо 144—150 тракторов 160 и даже 180 машин в день. Это уже была рекордная выработ­ ка — каждые две минуты сходил трактор!

Страна все больше и больше получала машин. Все ближе становилась заветная цель — выполне­ ние ленинской мечты о ста тысячах отечественных тракторов. Призывные лозунги: «Дадим Отчизне 100 000 стальных коней!», «Даешь стотысячный!» — можно было видеть повсюду: у проходных ворот,

79


в цехах, клубах, общежитиях. В одной из стенных газет безвестный поэт делился с читателем:

И он недалек в нашей жизни —

Рубеж тех счастливых дней, Когда мы дадим Отчизне Сто тысяч стальных коней!

Взять заветный рубеж — мечтал каждый. И каж­ дый стремился вложить частицу своего труда, чтобы приблизить желанный момент. Наступил этот момент 12 апреля 1934 года, когда дзержинцы сняли с боль­ шого конвейера стотысячный трактор. Собирали его торжественно, испытывая то же волнение и чувство гордости, что и четыре года назад, когда собирался первый трактор.

Окрашенный в красный цвет, трактор № 100 000, сойдя с конвейера, двинулся в плотном окружении тракторозаводцев, и как победное Красное знамя про­ следовал на площадь, где его ожидали тысячи людей.

Поэт А. Безыменский писал в тот день:

Наш бой не кончен этой датой, Уже томятся позади

Сто тысяч первый ...третий... пятый...

Прошел еще год. В

день пятилетия завода —

17 июня 1935 года — с

большого конвейера сошел

трактор № 147 135.

 

В письме Центральному Комитету партии тракто­ розаводцы писали, что самым главным достижением коллектива за истекшие пять лет было создание и воспитание квалифицированных кадров.

80

Что же стало с теми, кто был призван на завод по решению Центрального Комитета ВЛКСМ в счет 7 тысяч? Из числа семитысячников пять тысяч полу­ чили квалификацию третьего — пятого разрядов, со­ ставили костяк кадров массовой профессии. Шесть­ сот человек окончили Сталинградский механический институт и тракторостроительный техникум, стали инженерами, руководителями участков, цехов. Проб­ лема кадров получила полное решение.

Простые, скромные люди Сталинградского трак­ торного, отдавшие все силы, весь пламень своих сер­ дец великому делу социалистического строительства, стали подлинными героями первых пятилеток. Их труд, воля и настойчивость в достижении цели были примером самоотверженного служения Родине.

К НОВЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ВЫСОТАМ

Выиграв встречу с высоко­ развитой американской техникой, коллектив тракто­ розаводцев доказал, что нет таких крепостей, кото­ рых большевики не могли бы взять.

Центральный Комитет партии, поздравляя ста­ линградских тракторостроителей с победой, призвал их «неуклонно двигаться вперед к новым высотам техники и производственной культуры». Призыв этот отвечал думам и чаяниям тракторозаводцев. Мысль инженеров, конструкторов настойчиво работала над созданием трактора нового типа. Еще в тот период, когда осваивался колесный трактор, в конструктор­ ском бюро работали над проектом гусеничного.

6

М. А. Водолагин

81



И не безуспешно. На первомайской демонстрации 1933 года колонну колесных машин возглавлял пер­ вый опытный гусеничный трактор новой, оригиналь­ ной конструкции. Колесный трактор СТЗ имел мо­ тор 30, а на крюке — 15 лошадиных сил. Он не удов­ летворял требованиям агротехники крупного социа­ листического сельского хозяйства. Нужна была ма­ шина более мощная.

Конструкторы завода в сотрудничестве с науч­ ными работниками Научно-исследовательского авто­ тракторного института (НАТИ) разработали конструк­ цию гусеничного трактора СТЗ-НАТИ с мотором в 52 лошадиные силы, который давал на крюке 34 ло­ шадиные силы. Этот трактор расходовал горючего меньше колесного на 25 процентов, а мощность имел вдвое большую. И еще важным было то, что гусенич­ ный трактор пахал глубже и обладал большей про­ ходимостью, особенно в местах пересеченных и с повышенной влажностью.

Над проектированием гусеничной машины рабо­ тал и Харьковский тракторный завод, вступивший в строй в 1931 году.

Правительство заинтересованно следило за ходом этих работ. 16 июля 1935 года на опытном поле НАТИ в присутствии А. А. Жданова, М. И. Калинина, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина и других членов правительства мастер Сталинградского тракторного завода А. М. Левандовский проводил испытание но­ вого трактора. Одновременно испытывался образец гусеничной машины, изготовленный Харьковским за­ водом. Показатели СТЗ-НАТИ оказались выше. Сов­ нарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о пере­ воде Сталинградского тракторного и Харьковского на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ.

82

Это было признанием высокой технической зрело­ сти первенца пятилетки. Головной завод советского тракторостроения стал готовиться к переходу на вы­ пуск машин двух типов: сельскохозяйственного и транспортного. 22 ноября 1935 года три опытных транспортных трактора вышли в испытательный пробег. Перейдя вброд Мечетку, они двинулись по маршруту Сталинград — Москва. Два из них шли с гружеными прицепами. Расстояние 1098 километров они покрыли, несмотря на стужу и пургу, за 13 дней. В пути не было ни аварий, ни поломок. Начиналась новая глава в истории тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. Для перехода на массовый вы­ пуск гусеничной машины заводу предстояло рекон­ струировать цехи, осуществить новое крупное строи­ тельство. К лету 1937 года были выстроены огромный, площадью 20 тысяч квадратных метров, прессовый цех, сталефасонный цех и другие. На заводе почти удвоилось станочное оборудование, и все станки те­ перь поступали только отечественного производства.

15 мая 1937 года — новая знаменательная дата в летописи завода. В этот день, в 23 часа, с конвейера сошел последний колесный трактор № 207 036. А че­ рез два месяца, затраченных на переоборудование цехов, 11 июля 1937 года, завод перешел на выпуск гусеничной машины.

Освоение нового трактора прошло быстро, без осо­ бых трудностей и «детских болезней» пускового пе­ риода. Этому помог накопленный технический и орга­ низаторский опыт работы. Через год с небольшим, 21 ноября 1938 года, с конвейера сошел десятитысяч­ ный гусеничный трактор. Машина пользовалась по­ пулярностью, механизаторы любовно называли ее «Натик».

83