ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ствительно было чудом века, явлением новой эпохи, открытой Великим Октябрем.
Обстановка высокого трудового накала, настойчи вая борьба коллектива за овладение сложной техно логией производства, царившие на заводе, оказывали свое воздействие и на работающих американцев. Некоторые из американских рабочих навсегда оста лись в СССР, порвав с капиталистической Америкой.
Среди них был и Франк Хоней. |
в |
— В апреле 1931 года,— рассказывал Хоней |
|
книге «Сталинградский тракторный»,— выехал я |
в |
США за семьей. Сразу мне бросилась в глаза пере мена в экономическом положении страны. На площа дях стояли огромные очереди безработных за супом. Большинство фабричных труб не дымило.
Не возвратился в Америку и И. Т. Пащенко. Не за океаном, а здесь, на свободной родной земле, об рел он счастье трудового человека.
Старательно обучал семитысячников работе на хитроумном станке «Глиссоне» американец Ролло Уорд.
—Я много сверхурочных часов отдал,— говорил он,— на обучение молодняка, чего бы никогда не сде лал в капиталистической стране, где хозяин работ нику — волк!
Что же так привлекало американского мастера в общении с комсомольцами?
—Я не социолог и в политике, откровенно го
воря, слаб,— говорил Уорд.— Но нигде и никогда я не видел таких изумительных взаимоотношений между юношами и девушками! И это, несмотря на то что они пока живут в плохих культурных и быто вых условиях.
76
Чистые, товарищеские отношения, бескорыстная дружба, напористость в работе, прилежание и терпе ние в учебе, задор и веселость в часы отдыха — вот что поражало и влекло рабочего американца к ком сомольцам, заражало его молодостью.
— Такого не встретишь в «цивилизованных» странах,— заключал он.
Одобряя старательность и любознательность своих учеников, Уорд часто повторял:
— О’кей! Вас никто не остановит. Вы своего добье
тесь!
Советское правительство высоко оценило труд добросовестно работающих на тракторном американ цев. Орденом Ленина были награждены Франк Хоней, Ролло Уорд и другие.
Но среди иностранцев были и специалисты с за скорузлыми нравами капиталистической Америки. Так, в июле 1930 года произошел случай, вызвавший взрыв всеобщего возмущения. На тракторном амери канцы жили в Нижнем поселке. Они имели свою сто ловую, которая была и своеобразным клубом. В ней они собирались по вечерам, пили пиво, танцевали под патефон. 24 июля американцы Луис и Броун учинили драку — избили инструментальщика негра Роберта Робинсона, тоже прибывшего из США. Из били только за то, что черный Робинсон «посмел» хо дить в столовую, куда ходили и они, белые.
Наглый выпад расистов поднял волну протестов на заводе, в Сталинграде и по всему Советскому Союзу. Рабочие потребовали предать хулиганов суду и судить их по нашим советским законам. Перепугав шийся Луис опубликовал в сталинградской газете «Борьба» покаянное письмо. «Только теперь я пони маю,— писал он,— какую грубую ошибку я совер-
77
шил, будучи под влиянием шовинистических наст роений. Я прошу прощения у рабочих СССР за со деянный мною проступок».
22 августа 1930 года в клубе СТЗ состоялся суд. Зал был переполнен. На процесс приехали предста вители иностранных рабочих, работавших тогда во многих городах СССР. Общественными обвините лями выступали: рабочий СТЗ Кондратьев, от ино странных рабочих Ленинграда — Кнут, от Ростова- на-Дону — Блайг, от Харькова — Эраст, от американ цев, работавших на СТЗ,— Бекер, от газеты «Труд» — Озеров, от ЦК МОПР — Гаврилов и от га зеты «Борьба» — Каряев. По составу общественного обвинения советский суд был подлинно интернацио нальным судом.
Суд тщательно рассмотрел обстоятельства дела. Обвиняемый Броун все время сидел, нагнув голову. Луис явно трусил. Общественные обвинители в своих выступлениях осудили расистский проступок зарвав шихся американцев, вскрыли сущность капитали стической системы воспитания, в основе которой ле жит принцип расового угнетения. Свидетель — аме риканский рабочий Чечель — заявил на суде:
— По конституции США неграм предоставляются права наравне с прочими американцами, но в жизни этот закон не находит своего применения.
После всестороннего разбора дела был вынесен приговор. Суд, признав вину тяжелой, принял, од нако, во внимание признание Луисом и Броуном своей виновности и приговорил каждого к 2 годам тюрьмы. Но, учитывая, что преступление этих двух американцев было результатом шовинистического воспитания капиталистического общества, суд нашел возможным заменить им тюремное заключение вы-
78
сылкой из Советского Союза и запрещением его по сещать в течение 10 лет.
Броун, по происхождению сын рабочего, подал просьбу о помиловании; ЦИК СССР удовлетворил ее, и Броун остался в СССР, чтобы честным трудом загладить свою вину. Шовинист Эберт Луис был вы слан в США. Там уже ждали его прибытия. Буржу азная продажная печать Америки подняла неисто вый шум, показывая хулигана Луиса как жертву и «великомученика» большевизма. Луис, купленный печатью, стал делать бизнес; извращая все, он сочи нял баснословные «ужасы» о своем пребывании в Советском Союзе.
Шло время. Огромный сложный завод работал ритмично, как выверенные часы. Каждые пять минут с конвейера сходил, блестя красками, трактор. Спло ченный коллектив завода теперь мог выполнять и специальные поручения. Так, весной 1933 года завод получил повышенное задание от Центрального Коми тета партии — выпустить в самый сжатый срок для весеннего сева 7106 тракторов. Чтобы выполнить та кое задание, надо было снимать с конвейера машин больше, чем это уже делалось.
Тракторозаводцы, умудренные опытом, с честью выполнили ответственное поручение: с конвейера стали снимать вместо 144—150 тракторов 160 и даже 180 машин в день. Это уже была рекордная выработ ка — каждые две минуты сходил трактор!
Страна все больше и больше получала машин. Все ближе становилась заветная цель — выполне ние ленинской мечты о ста тысячах отечественных тракторов. Призывные лозунги: «Дадим Отчизне 100 000 стальных коней!», «Даешь стотысячный!» — можно было видеть повсюду: у проходных ворот,
79
в цехах, клубах, общежитиях. В одной из стенных газет безвестный поэт делился с читателем:
И он недалек в нашей жизни —
Рубеж тех счастливых дней, Когда мы дадим Отчизне Сто тысяч стальных коней!
Взять заветный рубеж — мечтал каждый. И каж дый стремился вложить частицу своего труда, чтобы приблизить желанный момент. Наступил этот момент 12 апреля 1934 года, когда дзержинцы сняли с боль шого конвейера стотысячный трактор. Собирали его торжественно, испытывая то же волнение и чувство гордости, что и четыре года назад, когда собирался первый трактор.
Окрашенный в красный цвет, трактор № 100 000, сойдя с конвейера, двинулся в плотном окружении тракторозаводцев, и как победное Красное знамя про следовал на площадь, где его ожидали тысячи людей.
Поэт А. Безыменский писал в тот день:
Наш бой не кончен этой датой, Уже томятся позади
Сто тысяч первый ...третий... пятый...
Прошел еще год. В |
день пятилетия завода — |
17 июня 1935 года — с |
большого конвейера сошел |
трактор № 147 135. |
|
В письме Центральному Комитету партии тракто розаводцы писали, что самым главным достижением коллектива за истекшие пять лет было создание и воспитание квалифицированных кадров.
80
Что же стало с теми, кто был призван на завод по решению Центрального Комитета ВЛКСМ в счет 7 тысяч? Из числа семитысячников пять тысяч полу чили квалификацию третьего — пятого разрядов, со ставили костяк кадров массовой профессии. Шесть сот человек окончили Сталинградский механический институт и тракторостроительный техникум, стали инженерами, руководителями участков, цехов. Проб лема кадров получила полное решение.
Простые, скромные люди Сталинградского трак торного, отдавшие все силы, весь пламень своих сер дец великому делу социалистического строительства, стали подлинными героями первых пятилеток. Их труд, воля и настойчивость в достижении цели были примером самоотверженного служения Родине.
К НОВЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ВЫСОТАМ
Выиграв встречу с высоко развитой американской техникой, коллектив тракто розаводцев доказал, что нет таких крепостей, кото рых большевики не могли бы взять.
Центральный Комитет партии, поздравляя ста линградских тракторостроителей с победой, призвал их «неуклонно двигаться вперед к новым высотам техники и производственной культуры». Призыв этот отвечал думам и чаяниям тракторозаводцев. Мысль инженеров, конструкторов настойчиво работала над созданием трактора нового типа. Еще в тот период, когда осваивался колесный трактор, в конструктор ском бюро работали над проектом гусеничного.
6 |
М. А. Водолагин |
81 |
И не безуспешно. На первомайской демонстрации 1933 года колонну колесных машин возглавлял пер вый опытный гусеничный трактор новой, оригиналь ной конструкции. Колесный трактор СТЗ имел мо тор 30, а на крюке — 15 лошадиных сил. Он не удов летворял требованиям агротехники крупного социа листического сельского хозяйства. Нужна была ма шина более мощная.
Конструкторы завода в сотрудничестве с науч ными работниками Научно-исследовательского авто тракторного института (НАТИ) разработали конструк цию гусеничного трактора СТЗ-НАТИ с мотором в 52 лошадиные силы, который давал на крюке 34 ло шадиные силы. Этот трактор расходовал горючего меньше колесного на 25 процентов, а мощность имел вдвое большую. И еще важным было то, что гусенич ный трактор пахал глубже и обладал большей про ходимостью, особенно в местах пересеченных и с повышенной влажностью.
Над проектированием гусеничной машины рабо тал и Харьковский тракторный завод, вступивший в строй в 1931 году.
Правительство заинтересованно следило за ходом этих работ. 16 июля 1935 года на опытном поле НАТИ в присутствии А. А. Жданова, М. И. Калинина, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина и других членов правительства мастер Сталинградского тракторного завода А. М. Левандовский проводил испытание но вого трактора. Одновременно испытывался образец гусеничной машины, изготовленный Харьковским за водом. Показатели СТЗ-НАТИ оказались выше. Сов нарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о пере воде Сталинградского тракторного и Харьковского на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ.
82
Это было признанием высокой технической зрело сти первенца пятилетки. Головной завод советского тракторостроения стал готовиться к переходу на вы пуск машин двух типов: сельскохозяйственного и транспортного. 22 ноября 1935 года три опытных транспортных трактора вышли в испытательный пробег. Перейдя вброд Мечетку, они двинулись по маршруту Сталинград — Москва. Два из них шли с гружеными прицепами. Расстояние 1098 километров они покрыли, несмотря на стужу и пургу, за 13 дней. В пути не было ни аварий, ни поломок. Начиналась новая глава в истории тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. Для перехода на массовый вы пуск гусеничной машины заводу предстояло рекон струировать цехи, осуществить новое крупное строи тельство. К лету 1937 года были выстроены огромный, площадью 20 тысяч квадратных метров, прессовый цех, сталефасонный цех и другие. На заводе почти удвоилось станочное оборудование, и все станки те перь поступали только отечественного производства.
15 мая 1937 года — новая знаменательная дата в летописи завода. В этот день, в 23 часа, с конвейера сошел последний колесный трактор № 207 036. А че рез два месяца, затраченных на переоборудование цехов, 11 июля 1937 года, завод перешел на выпуск гусеничной машины.
Освоение нового трактора прошло быстро, без осо бых трудностей и «детских болезней» пускового пе риода. Этому помог накопленный технический и орга низаторский опыт работы. Через год с небольшим, 21 ноября 1938 года, с конвейера сошел десятитысяч ный гусеничный трактор. Машина пользовалась по пулярностью, механизаторы любовно называли ее «Натик».
83