Файл: Антонов А.С. Армейская автотракторная техника и перспективы ее развития лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 19 Ариейскяй гусеничный тягач средний АТ-С.

ЩгьГявв

- i P

Рис. 20 1ртиллериЙский гусеничный тягач тяжелый АТ-Т

- 58 -

Транопортеры-тягачи специального назначения. На вооружении

вСоветской армии находятся транспортеры-тягачи, принадлежащие

кчислу специальных снегоболотоходыых машин. Это транспортеры марок ГТ-С (гусеничный транспортер средний), рис. 21 и ГТ-Т (гусеничный транспортер тяжелый), рис. 22.

Машины эти предназначаются для перевозки личного состава, вооружения, а также боеприпасов и грузов в условиях тяжелого бездорожья. Они могут также использоваться и как тягачи.

Отличительной особенностью

этих машин является низ­

ков удельное давление на грунт, что

и обеспечивает

им вы- “

еокую проходимость на мягких грунтах

(болото, снег),

а также

по разбитым весенне-осенним дорогам. Машины-плавающие (за счет гусениц).

Сочлененные гусеничные машины. Сочлененные машины - новый тип колесной гусеничной техники, появившейся в шестидесятые годы в американской армии. Это машины высокой проходимости и высокой грузоподъемности, вследствие чего они представляют большой интерес для армии и, в частности, для служб тыла.

Сочлененная машина состоит из двух активных звеньев, способ­ ных складываться друг относительно друга (благодаря наличию специальных силовых гидравлических цилиндров), чем обеспечива­ ется поворот машины. Аналогичные колесные машины мы рассматри­ вали выше.

4 . РАЗВИТИЕ! ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СТРАНАХ НАТО

(по данным зарубежной печати)

Рост производства автомобилей. За послевоенный период про­ изводство автомобилей во всех странах мира неуклонно росло. Начиная с 1950 года по 1964 год, т .е . за 15 лет парк автомоби­ лей увеличился больше чем в два раза. При этом особенно быстро возрастало производство автомобилей в Западной Европе. Если за 15 лет автомобильный парк США увеличился примерно на 100%, то автомобильный парк Западной Европы возрос в четыре раза. Правдаj по количеству выпускаемых автомобилей Западная Европа -еще значительно отстает от США (хотя и выпускает в год почти

2 миллиона автомобилей).

 

 

Особенно большое количество

выпускается

легковых автомоби-

ngiii

Легковой автомобиль стал

прибыльным

бизнесом американ­

ских

и европейских монополий.

Не случайно,

что после продуктов


Рис. 21 Гусеничный транспортер средний ГТ-С.


Рис. 22 'Гусеничный транспортер тяжелый ГТ-Т,

- 61 -

пихания и одежды производство автомобилей ствло 3-й по значе­ нию статьей дохода монополий. Автомобильная промышленность яв­ ляется мощным средством выкачивания свободных средств населения.

В настоящее время в капиталистическом мире автомобиль явля­ ется модой. Как всякая мода он должен быстро обновляться.Тыся­ чи автомобилей, пройдя двух-трехгодичную эксплуатацию, идут под пресс, так как они устаревают. Зга мода является искусстве»» ним стимулом возбуждающим лихорадочную деятельность автомобиль­ ной промышленности. С другой стороны перебои в этой промышлен­ ности сразу отражаются на всей экономике страны. В ФРГ экояо - мический спад после пресловутого "немецкого чуде" начался имен­ но с автомобильной промышленности.

Характерным в современном развитии автомобильной промышлен­ ности является конкурентная борьба между Западной Европой и Японией с одной стороны и СМ с другой стороны» По выпуску ав­ томобилей в капиталистических странах Япония в настоящее время вышла на 2-е место. Немецкие автомобили также успешно конкури­ руют с американскими автомобилями. Стоимость немецких автомо - билей в 1964 г . была на 18$ ниже американских, а к 1970 г.ожи­ дается, что эта разница возрастет до 30$.

Чтобы быть конкурентоспособной , |анеркканокая промышленность должна перестроиться. Ей необходимо в широких масштабах органи­ зовать производство стандартных унифицированных агрегатов и узлов, что позволит собирать из них большое количество различ­ ных моделей автомобилей. Вопросы унификации автомобильного производства имеют первостепенное значение и для армии. Это хорошо понимают руководители американских монополий, которые нуждаются в заказах армии. Как Тюйдет~ дальнейшее развитие аме­ риканской автомобильной промышленности покажет будущее.

Работа американцев над созданием специальных армейских ав - томобилей. Страны НАТО и в первую очередь США придают большое значение развитию своих транспортных средств, в частности, ав­ тотранспорту, являющемуся основой мобильности сухопутных армий.

В послевоенный период министерство обороны США ориентирова­ лось главным образом на использование в армии гражданских ком­ мерческих автомобилей. Эта политика, экономически оправданная, однако привела к застою и даже к отставанию в развитии елеци - альных военных машин, над которыми в послевоенный период уже усиленно работали партнеры американцев по НАТО - а н г ли ч а н е и немцы.


- 62 -

Поэтому американцы в начала 50-х годов начинают серьезно заниматься развитием специализированной военной автотракторной техники. Работы ведутся по двум направлениям. С одной стороны исследуются возможности повышения проходимости колесного транс­ порта вне дорог, с другой - возможности его транспортировки по воздуху.

Эти два направления возникли не случайно. Автомобильная техника даже на хороших дорогах достигла своего скоростного предела. Массовое передвижение автомашин по дорогам может со­ вершаться со средними скоростями не более 40 км/час. Кроме то­ го в военное время дороги будут забиты и автомобиль поневоле должен будет сойти на местность. Отсюда и возникает настоятель­ ная необходимость повышать проходимость колесных машин, прибли­ жая ее к проходимости гусеничных машин.

С другой стороны, некоторое снижение тактических скоростей при движении автомашин по местности может быть компенсировано повышением оперативных скоростей. Эта задача наиболее просто решается при помощи автотранспорта. Для этого необходимо строить специальные низколетающие оамолеты и вертолеты, причем в гаком количестве, чтобы они могли йоднять в воздух массовую автомо - бильную технику. Эта техника, в свою очередь, должна приспосаб­ ливаться к авиаперевозкам - (американцы создают разборные автомобили).

Уже много лет американцы и немцы работают над созданием са­ молета с вертикальным взлетом и посадкою. Эта машина, если она будет создана, объединит в себе качества вертолета и обычного самолета: она будет иметь высокие горизонтальные скорости, удобный взлет и посадку. Поэтому для целей авизтранспппта она будет исключительно удобней.

Серьезное внимание американцы уделяют проблеме снижения собственного веса армейского автомобиля и повышения за этот счет его грузоподъемности.

Для этого имеется несколько путей. Во-первых, этоуменьше - ние размеров двигателя и силовой передачи, во-вторых, рациональ­ ная компоновка машины и,наконец, применение алюминиевых, сплавов. Применение алюминия может увеличить грузоподъемность автомоби­ лей тяжелого класса ( 8 x 8 ) на 30%.

Алюминиевые сплавы применяются при изготовлении несущих ку­ зовов, картеров коробок передач, колес. Общий вес алюминиевых деталей автомобиля составляет примерно 25%.

-63 -

Всверхлегкой авиадесантной машине "Механический мул" аме­ риканцы получили почти фантастическое значение коэффициента

грузоподъемности - 2 ,5 .

В 50-е годы американцы начинают усиленно заниматься повы­ шением проходимости своих автомобилей. В первую очередь они отказываются от двухскатных шин задних мостов, заменяя их од­ носкатными. В этом случае пришлось пойти на увеличение числа несущих осей автомобиля. Отсюда и появились многоосные амери­ канские автомобили.

С 1957 года начинается новый этап в развитии американской автомобильной техники. В этом году на вооружении армии США приняты сочлененные машины.Американцы заинтересовались сочле­ ненными машинами еще в 40-х годах. Фирне "Веотингауз" был дан заквз на создание сочлененного вездеходного грузового автомо­ биля. Военное министерство США поручило одному из своих управ­ лений провести соответствующие испытания и "выработать точку зрения" на использование сочлененных машин в армии. Результа­ ты испытаний, которые охватили широкий круг различных вопросов проходимости и подвижности самоходных машин, сыграли большую роль в развитии нового типа армейских колесных машин. Броне - танковое управление армии США для обозначения программы разра­ ботки нового семейства военных колесных машин, отвечающих сов­ ременным требованиям, ввело термин "Гоуер" - "проходящий вез­ д е", “ходок". Этим термином начали обозначаться колесные ма - шины высокой проходимости.

К числу конструктивных особенностей машин семейства "Гоуер* относятся: многоосность, ыногоприводноеть, наличие колео боль­ шого диаметра, корпусная конструкция шасси. Машины создаются плавающего типа, а также ведутся работы в области многозвенных поездов (фирма "Ле-Турно" создает автопоезд грузоподъемность» 140 т, имеющий максимальную скорость по дорогам 32 км/чвс).

Научно-исследовательские работы в области автотранспорта. Усиленное внимание в странах НАТО уделяется проблемным вопросвм автотранспорта. В частности, американцев интересует такая проб­ лема, как проблема топлива.

Во вторую мировую войну половина морских перевозок военных грузов СМ составляла перевозка жидкого топлива; 3/4 всего топлива потреблял военный автомобильный транспорт. Учитывая особенности будущей войны, а также вероятное нарушение комму­ никаций, проблема доставки горючего для автотранспорта и бое-


- 64 -

вой свмодвикущейся техники (ракеты, артиллерия, танки) может встать трагически остро.

Поэтому топливная проблеме с точки зрения американской пе­

чати сейчас

является проблемой t e l .

В начале

50-х годов военные ведомства стран НАТО начали

исследовать возможности использования ядерной энергии для ре­ шения топливной проблемы. В куске ядерного топлива величиной о теннисный мяч заключена энергия эквивалентная I млн.литров дизельного топлива. Таким образом годовой запас ядерного топ­ лива для всей ариии занимал бы немного места. Кроме того, ядерное топливо ' (агержни) легко транспортируется по воздуху.

Решение проблемы нэмечается следующим образом. Атомный реактор должен вырабатывать электроэнергию. Последняя исполь­ зуется в электролизе воды. В результате получается водород и киолород. Газы сжижаются и доставляются к потребителю. Здесь они могут быть использованы в топливных элементах (см.ниже) или для получения аммиака путем соединения водорода о азотом воздуха. На аммиаке о присадкой углерода работали во время второй мировой войны бельгийские автобусы.

Американцы планировали на 1966 год выяснить возможности получения аммиачного горючего для автомобилей. Опыты по соот­ ветствующему переоборудованию автомобильных двигателей внут - ренаего сгорания были проведены в армии США и дали положитель­ ные результаты.

Имеется и другой путь использования атомной энергии в авто­ транспорте. Это установка ядерного реактбра на последнем зве­ не автопоезда. Отсюда энергия, вырабатываемая реактором, тем или иным опособом подается к тягачу и прицепам. Был разработан проект многозвенного автопоезда длиною 170 м. Расчеты показа­ ли, что применение атомного горючего решает не только пробле­ му снабжения транопорта топливом, но и вдвое повышает грузо - подъемность "транспорта.

Другой проблемой, привлекающей внимание военно-научных кру­ гов, работающих в области автотранспорта, является проблема применения в автомобиле топливных элементов. Эта проблема яв­ ляется частью более широкой топливной проблемы.

Топливный элемент представляет собой гальванический элемент, состоящий из двух активированных угольных электродов, помещен­ ных в электролит (раствор едкого калия). В электроды накачива­ ется водород и кислород. В результате химической реакции, про-