Файл: Антонов А.С. Армейская автотракторная техника и перспективы ее развития лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 65 -

исходящей между газами и электролитом, на электродах возника­ ет электрический потенциал и элемент может давать' электриче - ский ток,

В топливных элементах используются различные химически ак­ тивные вещества. Они могут работать на жидком топливе (бензин, керосин, бензол, гликоль) или на газообразном (водород, этилен, пропилен, окись углерода и г .д . ) . В отличие от беспорядочного соединения ионов топлива и окислителя при обычном сгорании топливе (например, в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания) или электрохимическом сгорании, в топливном элементе происхо­ дит упорядоченное движение электронов через внешнюю цепь на­ грузки (что достигается применением электролиза). Б результа-1 те этого происходит непосредственное преобразование химической энергии топлива в электрическую, а КДД элемента достигает 70 - 80%, чех’о не может дать ни один тепловой двигатель.

Фирма "Аллис Чалмерс (США) построила и испытала опытный образец сельскохозяйственного трактора, оборудованного электро­ химическим генератором. Последний состоит из 1000 энергетиче­ ских топливных элементов, собранных в 112 групп, объем каждой 0,01 м3, а объем всего генератора - 1,12 м3.

Генератор развивает электрическую мощность 15 квт (20 л .с .) , которая через электротрансыиссию передается на ведущие колеса

трактора и реализуется

здесь в виде тягового усилия.

Вес трактора 2350 кГ,

свободная сила тяги на крюке 1350 кГ.

Параллельно с решением таких больших перспективных проблем

как топливная проблема

решается также проблема сегодняшнего

дня - проблема двигателя внутреннего сгорания.

Здесь исследования ведутся по трем основным направлениям: создание многотопливных двигателей, поршневых двигателей ро - торного типа (двигатель инженера Ванкеля) и газотурбинных двигателей.

В 1967 году в ФРГ был выпущен первый автомобиль "Р0-80" с двигателем Вэь«?дя. Фирма "Форд" уже несколько лет выпускает легковые автомобили с газотурбинным двигателем.

Большие работы ведутся и по усовершенствованию старого поршневого двигателя. Здесь характерно внедрение в двигатель, электроники и счетно-решающих устройств. Фирма "Фольксваген" установила на своем автомобиле портативную электроиычислительную установку размером с книгу, которая регулирует подачу го­ рючего в цилиндре двигэтоля, благодаря чему достигается эко- 5 Зэк.154р


—66 —

номия з расходе горючего в 10-15$. Кроме того, очищаются вы­ хлопные газы.

Ведутся работы и в области технологии изготовления двига - телей, а также в области ухода и обслуживания.!

Фирма Форд разработала новые методы чугунного литья,позво­ ляющие получать более тонкостенные отливки автомобильных да- ' талей. Отлитые по этому методу блок цилиндров и головка блока, по весу близки к алюминиевым. Достигнуты успехи в создании сверхпрочных сталей.

Уделяется большое внимание обслуживанию автомобиля. Фирма Форд рекомендует проводить смену масла в двигателе через 6500 км ( а смэзку шасси через 48000 км. При этом сокращено число точек смазки). Предполагается в ближайшем будущем еще

больше повысить периодичность обслуживания автомобиля, доведя замену масла в двигателе через.16000 км (а смазку шасси - че­ рез 160000 км).

Большое внимание в американской периодической печати уделя­ ется вопросам подвижности, особенно проходимости, автотрактор­ ной техники.

После второй мировой войны в армии США был сделан уклон в сторону замены транспортной гусеничной техники колесной. Ко­ лесный движитель по сравнению с гусеничным обладает большей живучестью, кроме того, он,уступая гусеничному движителю в проходимости по бездорожью, обеспечивает транспорту более вы­ сокие скорости по дорогам. В последние годы американцы меняют свое отношение к гусеничному движителю, становясь на ту точку зрения, что оба вида движителей должны использоваться в армии каждый для своих специфичных условий. Если в послевоенный период они перевали на колеса почти вою свою ракетную техни­ ку, то теперь усиленно разрабатывают новые транспортные гусе­ ничные машины, которые могли бы использоваться для разных транспортных нужд, в том числе и для перевозки ракет.

Отрицательные стороны колесного движителя ооойнно сказы­ ваются в пустынно-песчаных и северных районах. На Севере есть такие места, где даже авиация не сможет действовать и где только гусеничные машины являются средством передвижения.

До 1/5 Ч8сти земной поверхности относится в военном отноше­ нии к северному ТВД. В этих районах целесообразно использовать гусеничную технику. Работникам тыла придется обеспечивать ты­ ловым снабжением боевую деятельность войск на всех ТВД, в том

- 67

числе и на саперных, а также в пустыннсн-песчаных районах. По­ этому их интересует подвижность транспорта не только по доро­ гам, но и его проходимость по бездорожье. Американцы собира - ютоя развивать семейство простых легких полностью гусеничных транспортеров, которые можно было бы использовать как средство подвоза, а также как транспорт тылового обеспечение; Основной характеристикой а*их машин должно быть сочетание низкого удельного давления гусениц на грунт с высокой грузоподъемно­ стью. Транспортеры должны обладать плавучестью и транспорта­ бельностью для воздушных перевозок на средних транспортных самолетах.

Вармии США проводились испытания на Аляске гусеничного транспортера "Подвали". Это машина весом 5 ,5 т, о резиновыми гусеницами, имеющими удельное давление не грунт при нулевой погружении 0,14кг/см2 . Ширина гусениц достигает до I u'ir Транспортер может преодолевать подъемы до 30° и двигаться о боковым креном до 17°. Он легко перевозится по воздуху и сбра­ сывается с самолета на парашюте. Резиновая гуоеница обеспечи­ вает транспортеру высокие скорости движения по дорогам.

Всамое последнее время американцы применили в войне во Вьетнаме новую вездеходную плавающую гусеничную машину M-II6 "Эскимос".

По мнению американских специалистов эта машина обладает высокой проходимостью и вполне пригодна для использования в труднопроходимых районах южно-вьетнамских джунглей (хотя она была сконструирована для Крэйнего Севера).

Машина весит около пяти тонн, может перевозить на себе 2,5-тонный стандартный автомобиль или даже вертолет Н-57,лег­ ко транспортируется по воздуху. Скорость движения на.дорогах до 60 км/час, на воде - до 7 км/час.

Высокая проходимость на местности обеспечивается низким

удельным давлением гусениц на грунте (0,2 кг/см2 ).

Машина имеет 5-цилиндровый У-образный двигатель, резиновые ленточные гусеницы. При производстве этой машины широко ис­ пользовались алюминиевые сплавы,

Перспективным для использования на Севере и в пустынно­

песчаных районах

американцы считают также сочлененные гусенич­

ные машины. Одна

из таких

машин, применяющихся в вмериканокой

армии, может перевозить II тонн груза, имея при этом удельное

давление гусениц на грунт

2

0,18 кг/см .


- 68 -

Вс6 это говорит за то, что страны НАТО, и в первую очередь американская военщина, уделяют большое внимание вопросам раз­ вития армейской автотракторной техники, видя в ней основу мо­ бильности современной армии и, в частности, мобильности ее тыла.

- 69 -

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

сгр.

1. Значение автотракторной техники в современной

 

армии, ее состояние и пути развития. . . . .

3

2.Типы современных армейских автомобилей и их характеристики...............................................................

Грузовые автомобили общетранспортного назна -

 

ч ен и я ...................................................................

.... . . '

9

Автомобили многоцелевого назначения. . . . .

10

Специальные транспортеры ................................................

 

24

Специальные тягачи . . . . .

 

 

Бронированные колесные машины ..............................

.

40

Длиннобазныешасси высокой проходимости. . . .

48

3. Типы современных гусеничных машин и их ха­

 

рактеристики . . . . . . . . . . . . .

. . .

48

Тракторы.......................................................

. . . .

51

Транспортеры - тягачи многоцелевого назначе -

 

ния ..............................................................................................

 

51

Артиллерийские тягачи ........................................................

 

55

Транспортеры - тягачи специального назначения

58

Сочлененные гусеничные машины .......................................

 

58

4. Развитие транспортных средств в странах НАТО (по

 

данным зарубежной печати) ................................................

 

58

Рост производства автомобилей .......................................

 

58

Научно-исследовательские работы в области ав­

 

тотранспорта ............................................................................

 

63