Файл: Антонов А.С. Армейская автотракторная техника и перспективы ее развития лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 8 -

кает новый тип самодвижущейся машины - не воздушной подушке. С помощью воздушной подушки могут частично разгружаться колеоа машины, благодаря чему повышается проходимость ее по мягким грунтам, мостам низкой грузоподъемности (вследствие рассредоточения нагрузки по большой площади) и т .д . Воздушная подушка может использоваться и как парящий аппарат для прео­ доления непроходимой для других видов транспорта местности -

болото, заливные риоовые поля, водные преграды и т.п .

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что основ­ ными тенденциями современного развития автотракторной техники являютоя повышение ее подвижности и проходимости (особенно колесных машин;* отражающие повышение мобильности современной армии. Поскольку коласные машины теперь во многих областях эксплуатации призваны решать те жа задачи, что и гусеничные, вто отражается на их констдокцин. В конструкциях колесных и гусеничных машин появляется иного общих черт. Они часто имеют одинаковые силовые вгрегаты, однотипные двигатели (например, дизели), одинаковую корпусную конструкцию шасси, обеспечиваю­ щую машинам противоатомную и противохимическую защиту, а так­ же плавучесть.

Машины значительно технически совершенствуются. Мяогоприводнщй армейокий автомобиль, предназначенный для работы в ракет­ ных войсках, не идет ни в квкое сравнение, например о грузовым народнохозяйственным автомобилем, даже большой грузоподъемности.

То же относится и к

гусеничным машинам.

*

2 .ТИЛЫ СОВРЕМЕННЫХ АРМЕЙСКИХ АВТМОБИЛВЙ И ИХ ХАРАКТЕ-

 

 

ристшпГ— —

 

В зависимости от

назначения вою автомобильную технику, ис­

пользуемую в

армии,

можно разделить на

шесть основных групп:

- грузовые

автомобили общетра|Нопортного назначения;

-автомобили многоцелевого назначения;

-специальные транспортеры;

-специальные тягачи;

-бронированные колесные машины;

-самоходные шасси для транспортировки крупногабаритных неделиных грузов и монтажа спецтехники.

Остановимся на квкдой из этих групп в отдельности и дадим ей краткую характеристику.


- 9 -

Грузовые автомобили общетранспортного назначения. К этой группа относятся двух~и трехосные автомобили массового произ­ водстве, которые обычно на включаются в типаж армейских машин

иявляются мобилизационным резервом армии в военное время. Проходимость этих автомобилей, имеющих коло сную формулу

4x2 или 6x4, весьма ограничена; в армии они используются глав­ ным образом в составе автотранспортных частей для перевозки грузов в оперативном тылу, 8 также в составе различных тыло­ вых частей и учреждений для монтажа специального тылового оборудования. Кроме того, этот вид машин рассматривается как резерв, который в случае необходимости может быть использован для пополнения транспортного и боевого парке войок.

По грузоподъемности на дорогах с твердыми покрытиями отече­

ственные грузовые автомобили

разделяются на пять классов:

-

особо малой грузоподъемности - 0,25-0,5 т;

-

малой грузоподъемности -

0,8 -1,5 т;

-

средней грузоподъемности

- 2 ,0 -5,5 т;

-

большой грузоподъемности - 7,0 -12,0 т;

-

особо большой грузоподъемности - свыше 12 т.

К

первому классу относятся

грузопассажирские автомобили о

металлическими кузовами - фургонами, построенными на базе лег­ ковых автомобилей, ко второму, третьему и четвертомугрузовые автомобили с бортовыми платформами, к пятому- трех-и четырех­ осные транспортные автомобили, специальные карьерные авгомо - били - самоовалы и автомобильные поезда грузоподъемностью 15, 25,40,60 и более тонн.

Эксплуатационные качества отечественных грузовых автомоби­ лей находятся на уровне соответствующих типов зарубежных ма­ шин. На дорогах с твердыми покрытиями они могут развивать скорости 70-95 км/час; способны перевозить на платформе грузы весом от 50 до 115% собственного веса и буксировать прицепы, вес которых составляет до 55-70% полного веса автомобиля о грузом.

На база грузовых автомобилей общетранспортного назначения выпускается ряд специализированных модификаций: седельные тя­ гачи, автомобили-самосвалы, длинобазные грузовые автомобили с увеличенными размерами кузовов для перевозки грузов с малым

удельным весом, а также большое число автомобилей, оборудован­ ных специальными кузовами, цистернами и т .д . Общее количество основных модификаций по отдельным базовым моделям достигает

.'О.


 

- 10 -

5-10,

а количество автомобилей со специализированными кузова­

ми - 20-30 типов.

В таблице I приведены характеристики отечественных автомо­

билей

общетранспортного назначения.

Автомобили многоцелевого назначения. Эти автомобили пред - ставляют основную группу армейских машин. Они используются для перевозки грузов, личного состава,- вооружения, боеприпасов, а также в качестве боевых машин для буксировки артиллерийских систем, монтажа реактивных противотанковых установок и др.

На базе шасси многоцелевых автомобилей и их модификаций производится большое количество специальных армейских машин - машины наземного оборудования ракетных комплексов, топливоза­ правщики, автомастерские',! радиостанции и т .п .

По грузоподъемности на грунтовых дорогах эти автомобили делятся на три класса:

-

легкие

-

0,25-1,5;

-

средние'

-

2 ,0 -4 ,5 г;

-

тяжелые -

 

5 т и более.

Вармии СМ существует промежуточный класс, куда входят машины весом 0,75 -1,5 т,

Втабл.2 приведены технические характеристики автомобилей многоцелевого назначения Советской Армии.

Эти машины имеют следующие обобщенные технические показа­ тели:

-

удельная мощность - 14-30

л ,с ./т ;

-

максимальная

скорость - 70

-100 км/чэс;

-

коэффициент

грузоподъемности - 0 ,4 -0 ,б.

На автомобилях

установлены современные высокооборотные 8-

дилиндровые У-образиые карбюраторные двигатели и 4-цилиндро­ вые У-образные дизеля. Машины имеют силовой привод на все колеса и специальные шины с регулируемым давлением воздуха, усилители руля и т .д .

Типаж автомобилей определяется базовыми машинами, на осно­ ве которых и строятся их модификации.

В табл. 3 приведены базовые автомобили многоцелевого наз­ начения, состоящие на вооружении Советской Армии и в армиях капиталистических стран.


Таблица I Технические характеристики отечественных автомобилей общетранспортного назначения

Характеристика

Ж

т2

I Тип автомобиля 2 . Колесная формула

3 ; Вес в снаряженном состоянии

4 ; Грузоподъемность:

-по грунт.дорогам

-по шоссе

5 | Вес буксируемого прицепа:

-по грунт, дорогам

-по шоссе

6 i Полный вес:-на передние ось - на задние оси

7 1 Удельная грузоподъемность

8 ■ Пиело мест

в

кабине

 

в

кузове

9 ; Габаритные размеры:

длина

ширина

высота ю ; Внутренние размеры платформы:

!длинаширина

высота бортов

Кд.изм.| УАЗ-415Д|

ГА 3-5 ЗА

ЗИЛ-130

УРАЛ-377

МАЗ-500

з

i

 

4

5

6

7 '

8

- .

I

грузовой

, грузовой

грузовой

грузовой

грузовой

 

j 4 x 2

4 x 2

4 x 2

6 x 4

4 x 2

кг

i

 

1500

3250

4300

7290

6500

кг

 

 

800

4000

4000

7500

7500

кг

 

 

 

 

5000

 

 

кг

 

 

0

. 0

5000

0

0

кг

 

 

1000

4000

6400

' 10500

10000

кг

 

 

1050

2300

2575

19700

4225

кг

 

 

1400

5100

5950

1,03

10000

 

 

 

0,53

1,23

0,93

1,15

чел.

 

 

_2__

2

В

3

3

 

 

0

21

.24

24

24

 

 

 

мм

 

 

4460

6400

6675

7800

7310

мм

 

 

2020

2380

2500

2500

2500

мм

 

 

2020

2220

2335

2665

2620

мм

 

 

2600

3750

3752

4700

4860

мы

 

1

1870

2180

2326

2280

2320

мм

 

420

680

685

692

615


11

-

 

2

База

автомобиля

(тележки)

12

Колек

передних

колес

 

 

за дню:

колес

13Дорожный просвет

14Глубина брода

15Максимальный 'подъем автомобиля

16Углы свеса передний

I?

задний

Наименьший радиус

поворота

IS

Размер шин

 

IS

Давление в шинах

передних

25

Тип двигателя

задних

 

С.Л.

Марка двигателя

 

 

! Мощность максимальная

07

Удельная мощность

 

 

 

sti-

Крутящий момент максимальный

23

Максимальная скорость автомобиля

Путь торможения .(по ГОСТ)

 

зккость топливных

баков

3

4

 

5

6

7

 

8

мм

2300

| 3700

3800

4200

! 3850

мм

1436

!

1630

1800

(1400)

; 1950

2000

мы

220

j 1690

1790

 

: I860

!

265

275

410

i

295

и

0,?

i

0,8

..

1,0

!

1,0

градус

!

 

_

 

!

21

 

 

 

градус

-

 

*

38

 

1

30

и

6,0

 

8,0

27

 

i

28

 

8,0

10,5

I

9,0

 

8,40-15” 3,25-20" 260-20" 12,00-20?

12,00-20"

кг/скг

1.8 !

“*

IJ U i5

^

1

. 2,2

! 5,3

 

5,5

^

-Карб.4-»цил. Карб. В-цкл.У-образный Диз.б-ция/

-

 

ГАЗ-21А

 

1

 

 

У-обр.

 

ГАЗ-66 ЗИЛ-130

ЗИЛ-375

 

ЯМ3-236

л .с .

 

70

I I 5

:

150

180

 

180

об/мин.

 

4000

3200

;

3200

3200

! 2100

л .с .

}

28,6

15,6

;

17,6

12

1

12,7

Г

 

 

 

 

 

 

 

кгм ’

1

17

29.5

 

41

47.5

'

65

об/мин.

 

2000

2000

:

1800

i 8oo

;

1500

км/час

 

95

85 .

1

85

75

 

75

м

 

-

-

!

Ю ,5

-

 

~

л

 

60

90

!

170

' 300

 

200

 

0

 

0

4

 

С

6

е~

Я

ю ность системы

смазки двигателя

л

6,2

!

з,о

8,5

5,5

28

Пакость системы

охлаждения

двигателя

л

13

i

25

29

27

45

25

Контрольный расход топлива

на 100 км

в

.12

!

21

26

50

.51 Запас хода пр топливу

 

км

500

 

450

650

600

700

 

 

 

I