Файл: Антонов А.С. Армейская автотракторная техника и перспективы ее развития лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
- 8 -
кает новый тип самодвижущейся машины - не воздушной подушке. С помощью воздушной подушки могут частично разгружаться колеоа машины, благодаря чему повышается проходимость ее по мягким грунтам, мостам низкой грузоподъемности (вследствие рассредоточения нагрузки по большой площади) и т .д . Воздушная подушка может использоваться и как парящий аппарат для прео доления непроходимой для других видов транспорта местности -
болото, заливные риоовые поля, водные преграды и т.п .
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что основ ными тенденциями современного развития автотракторной техники являютоя повышение ее подвижности и проходимости (особенно колесных машин;* отражающие повышение мобильности современной армии. Поскольку коласные машины теперь во многих областях эксплуатации призваны решать те жа задачи, что и гусеничные, вто отражается на их констдокцин. В конструкциях колесных и гусеничных машин появляется иного общих черт. Они часто имеют одинаковые силовые вгрегаты, однотипные двигатели (например, дизели), одинаковую корпусную конструкцию шасси, обеспечиваю щую машинам противоатомную и противохимическую защиту, а так же плавучесть.
Машины значительно технически совершенствуются. Мяогоприводнщй армейокий автомобиль, предназначенный для работы в ракет ных войсках, не идет ни в квкое сравнение, например о грузовым народнохозяйственным автомобилем, даже большой грузоподъемности.
То же относится и к |
гусеничным машинам. |
* |
|
2 .ТИЛЫ СОВРЕМЕННЫХ АРМЕЙСКИХ АВТМОБИЛВЙ И ИХ ХАРАКТЕ- |
|||
|
|
ристшпГ— — |
|
В зависимости от |
назначения вою автомобильную технику, ис |
||
пользуемую в |
армии, |
можно разделить на |
шесть основных групп: |
- грузовые |
автомобили общетра|Нопортного назначения; |
-автомобили многоцелевого назначения;
-специальные транспортеры;
-специальные тягачи;
-бронированные колесные машины;
-самоходные шасси для транспортировки крупногабаритных неделиных грузов и монтажа спецтехники.
Остановимся на квкдой из этих групп в отдельности и дадим ей краткую характеристику.
- 9 -
Грузовые автомобили общетранспортного назначения. К этой группа относятся двух~и трехосные автомобили массового произ водстве, которые обычно на включаются в типаж армейских машин
иявляются мобилизационным резервом армии в военное время. Проходимость этих автомобилей, имеющих коло сную формулу
4x2 или 6x4, весьма ограничена; в армии они используются глав ным образом в составе автотранспортных частей для перевозки грузов в оперативном тылу, 8 также в составе различных тыло вых частей и учреждений для монтажа специального тылового оборудования. Кроме того, этот вид машин рассматривается как резерв, который в случае необходимости может быть использован для пополнения транспортного и боевого парке войок.
По грузоподъемности на дорогах с твердыми покрытиями отече
ственные грузовые автомобили |
разделяются на пять классов: |
|
- |
особо малой грузоподъемности - 0,25-0,5 т; |
|
- |
малой грузоподъемности - |
0,8 -1,5 т; |
- |
средней грузоподъемности |
- 2 ,0 -5,5 т; |
- |
большой грузоподъемности - 7,0 -12,0 т; |
|
- |
особо большой грузоподъемности - свыше 12 т. |
|
К |
первому классу относятся |
грузопассажирские автомобили о |
металлическими кузовами - фургонами, построенными на базе лег ковых автомобилей, ко второму, третьему и четвертомугрузовые автомобили с бортовыми платформами, к пятому- трех-и четырех осные транспортные автомобили, специальные карьерные авгомо - били - самоовалы и автомобильные поезда грузоподъемностью 15, 25,40,60 и более тонн.
Эксплуатационные качества отечественных грузовых автомоби лей находятся на уровне соответствующих типов зарубежных ма шин. На дорогах с твердыми покрытиями они могут развивать скорости 70-95 км/час; способны перевозить на платформе грузы весом от 50 до 115% собственного веса и буксировать прицепы, вес которых составляет до 55-70% полного веса автомобиля о грузом.
На база грузовых автомобилей общетранспортного назначения выпускается ряд специализированных модификаций: седельные тя гачи, автомобили-самосвалы, длинобазные грузовые автомобили с увеличенными размерами кузовов для перевозки грузов с малым
удельным весом, а также большое число автомобилей, оборудован ных специальными кузовами, цистернами и т .д . Общее количество основных модификаций по отдельным базовым моделям достигает
.'О.
|
- 10 - |
5-10, |
а количество автомобилей со специализированными кузова |
ми - 20-30 типов. |
|
В таблице I приведены характеристики отечественных автомо |
|
билей |
общетранспортного назначения. |
Автомобили многоцелевого назначения. Эти автомобили пред - ставляют основную группу армейских машин. Они используются для перевозки грузов, личного состава,- вооружения, боеприпасов, а также в качестве боевых машин для буксировки артиллерийских систем, монтажа реактивных противотанковых установок и др.
На базе шасси многоцелевых автомобилей и их модификаций производится большое количество специальных армейских машин - машины наземного оборудования ракетных комплексов, топливоза правщики, автомастерские',! радиостанции и т .п .
По грузоподъемности на грунтовых дорогах эти автомобили делятся на три класса:
- |
легкие |
- |
0,25-1,5; |
- |
средние' |
- |
2 ,0 -4 ,5 г; |
- |
тяжелые - |
|
5 т и более. |
Вармии СМ существует промежуточный класс, куда входят машины весом 0,75 -1,5 т,
Втабл.2 приведены технические характеристики автомобилей многоцелевого назначения Советской Армии.
Эти машины имеют следующие обобщенные технические показа тели:
- |
удельная мощность - 14-30 |
л ,с ./т ; |
|
- |
максимальная |
скорость - 70 |
-100 км/чэс; |
- |
коэффициент |
грузоподъемности - 0 ,4 -0 ,б. |
|
На автомобилях |
установлены современные высокооборотные 8- |
дилиндровые У-образиые карбюраторные двигатели и 4-цилиндро вые У-образные дизеля. Машины имеют силовой привод на все колеса и специальные шины с регулируемым давлением воздуха, усилители руля и т .д .
Типаж автомобилей определяется базовыми машинами, на осно ве которых и строятся их модификации.
В табл. 3 приведены базовые автомобили многоцелевого наз начения, состоящие на вооружении Советской Армии и в армиях капиталистических стран.
Таблица I Технические характеристики отечественных автомобилей общетранспортного назначения
Характеристика
Ж
т2
I Тип автомобиля 2 . Колесная формула
3 ; Вес в снаряженном состоянии
4 ; Грузоподъемность:
-по грунт.дорогам
-по шоссе
5 | Вес буксируемого прицепа:
-по грунт, дорогам
-по шоссе
6 i Полный вес:-на передние ось - на задние оси
7 1 Удельная грузоподъемность
8 ■ Пиело мест |
в |
кабине |
|
в |
кузове |
9 ; Габаритные размеры:
длина
ширина
высота ю ; Внутренние размеры платформы:
!длинаширина
высота бортов
Кд.изм.| УАЗ-415Д| |
ГА 3-5 ЗА |
ЗИЛ-130 |
УРАЛ-377 |
МАЗ-500 |
|||
з |
i |
|
4 |
5 |
6 |
7 ' |
8 |
- . |
I |
грузовой |
, грузовой |
грузовой |
грузовой |
грузовой |
|
|
j 4 x 2 |
4 x 2 |
4 x 2 |
6 x 4 |
4 x 2 |
||
кг |
i |
|
1500 |
3250 |
4300 |
7290 |
6500 |
кг |
|
|
800 |
4000 |
4000 |
7500 |
7500 |
кг |
|
|
|
|
5000 |
|
|
кг |
|
|
0 |
. 0 |
5000 |
0 |
0 |
кг |
|
|
1000 |
4000 |
6400 |
' 10500 |
10000 |
кг |
|
|
1050 |
2300 |
2575 |
19700 |
4225 |
кг |
|
|
1400 |
5100 |
5950 |
1,03 |
10000 |
|
|
|
0,53 |
1,23 |
0,93 |
1,15 |
|
чел. |
|
|
_2__ |
2 |
В |
3 |
3 |
|
|
0 |
21 |
.24 |
24 |
24 |
|
|
|
|
|||||
мм |
|
|
4460 |
6400 |
6675 |
7800 |
7310 |
мм |
|
|
2020 |
2380 |
2500 |
2500 |
2500 |
мм |
|
|
2020 |
2220 |
2335 |
2665 |
2620 |
мм |
|
|
2600 |
3750 |
3752 |
4700 |
4860 |
мы |
|
1 |
1870 |
2180 |
2326 |
2280 |
2320 |
мм |
|
420 |
680 |
685 |
692 |
615 |
11 |
- |
|
2 |
База |
автомобиля |
(тележки) |
|
12 |
Колек |
передних |
колес |
|
|
за дню: |
колес |
13Дорожный просвет
14Глубина брода
15Максимальный 'подъем автомобиля
16Углы свеса передний
I? |
задний |
|
Наименьший радиус |
поворота |
|
IS |
Размер шин |
|
IS |
Давление в шинах |
передних |
25 |
Тип двигателя |
задних |
|
||
С.Л. |
Марка двигателя |
|
|
! Мощность максимальная |
|
07 |
Удельная мощность |
|
|
|
|
sti- |
Крутящий момент максимальный |
|
23 |
Максимальная скорость автомобиля |
|
2£ |
Путь торможения .(по ГОСТ) |
|
|
зккость топливных |
баков |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
|
8 |
мм |
2300 |
| 3700 |
3800 |
4200 |
! 3850 |
||
мм |
1436 |
! |
1630 |
1800 |
(1400) |
; 1950 |
|
2000 |
|||||||
мы |
220 |
j 1690 |
1790 |
|
: I860 |
||
! |
265 |
275 |
410 |
i |
295 |
||
и |
0,? |
i |
0,8 |
.. |
1,0 |
! |
1,0 |
градус |
! |
|
_ |
|
! |
21 |
|
|
|
|
|||||
градус |
- |
|
* |
38 |
|
1 |
30 |
и |
6,0 |
|
8,0 |
27 |
|
i |
28 |
|
8,0 |
10,5 |
I |
9,0 |
|
8,40-15” 3,25-20" 260-20" 12,00-20? |
12,00-20" |
|||
кг/скг |
1.8 ! |
“* |
IJ U i5 |
^ |
|
1 |
. 2,2 |
! 5,3 |
|
5,5 |
^ |
-Карб.4-»цил. Карб. В-цкл.У-образный Диз.б-ция/
- |
|
ГАЗ-21А |
|
1 |
|
|
У-обр. |
||
|
ГАЗ-66 ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-375 |
|
ЯМ3-236 |
|||||
л .с . |
|
70 |
I I 5 |
: |
150 |
180 |
|
180 |
|
об/мин. |
|
4000 |
3200 |
; |
3200 |
3200 |
! 2100 |
||
л .с . |
} |
28,6 |
15,6 |
; |
17,6 |
12 |
1 |
12,7 |
|
Г |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
кгм ’ |
1 |
17 |
29.5 |
|
41 |
47.5 |
' |
65 |
|
об/мин. |
|
2000 |
2000 |
: |
1800 |
i 8oo |
; |
1500 |
|
км/час |
|
95 |
85 . |
1 |
85 |
75 |
|
75 |
|
м |
|
- |
- |
! |
Ю ,5 |
- |
|
~ |
|
л |
|
60 |
90 |
! |
170 |
' 300 |
|
200 |
|
0 |
|
0 |
4 |
|
С |
6 |
е~ |
Я |
|
ю ность системы |
смазки двигателя |
л |
6,2 |
! |
з,о |
8,5 |
5,5 |
28 |
||
Пакость системы |
охлаждения |
двигателя |
л |
13 |
i |
25 |
29 |
27 |
45 |
|
25 |
||||||||||
Контрольный расход топлива |
на 100 км |
в |
.12 |
! |
21 |
26 |
50 |
|||
.51 Запас хода пр топливу |
|
км |
500 |
|
450 |
650 |
600 |
700 |
||
|
|
|
I