Файл: Шаталов В.И. Тайны морского залива.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тайн залива — образование глауберовой соли (мираби­ лита), Ученые установили так называемое равновесие взаимной системы солей: хлористого натрия (галита) и сернокислого магния (эпсомита). При определенной кон­ центрации рапы в заливе между этими слоями происхо­ дит обменная реакция: ион натрия соединяется с ионом сульфата, а ион хлора с ионом магния. В результате об­ разуются сульфат натрия (мирабилит) и хлористый маг­ ний (бишофит).

Но при сгущении рассолов залива это равновесие со­ лей нарушается. Как говорят химики, обменная реакция сдвигается в сторону эпсомита и тогда образование глав­ ного богатства залива — мирабилита не происходит. В осадок выпадает только поваренная соль (галит) и эпсомит.

Курнаков и Жемчужный утверждали, что Кара-Богаз

вцелом представляет собой равновесную систему солей

ичто эта система не нарушается до тех пор, пока Кас­ пий восполняет ту огром ную убыль воды, которая испа­ ряется с поверхности залива. Поэтому концентрация со­ лей в заливе никогда не достигнет такой величины, при

которой могло бы начаться осаждение поваренной соли.

К сожалению, вышло совсем иначе. Уровень залива продолжал падать, и судоходство по нему стало почти невозможным. Груженые баркасы и баржи теперь не могли войти в залив: на их пути встал обнажившийся по­ рог. Не могли ходить суда и в обратном направлении: из Кара-Богаза в пролив — мешал все тот же порог и высо­ кий перепад воды. Баркасы и шаланды, проходившие через каменную гряду, часто терпели аварии. Все это затрудняло деятельность сульфатных промыслов и в первую очередь их снабжение. Постепенно, один за дру-

29

гим, они закрылись. Исчезли поселки. Не светят уже в ночи их приветливые огоньки.

Исчез и город Кара-Бугаз. Серый песок все больше заметает его следы. Кое-где из-под него все еще видне­ ются остатки бывших заводов и развалины домов. От

целого города уцелело лишь одно

двухэтажное

здание.

К 1938 году приток каспийской

воды в залив

сокра­

тился настолько, что затруднило добычу сульфата. Урез воды все дальше и дальше отходил от прежней берего­ вой линии.

Далеко он отступил и в Кургузульской бухте, откуда рассолы залива накачивались в Ш естое озеро. Сульфат­ чикам буквально приходилось гоняться за отступающей рапой, удлинять канал, наращивать трубы, ставить допол­ нительные насосы. За очень короткий срок урез воды в бухте откатился в глубь залива на пять с лишним кило­ метров. Ясно, что так продолжаться долго не могло. Требовались меры, чтобы обеспечить бесперебойную по­ дачу рапы в Ш естое озеро.

М еж тем в истории Кара-Богаза приближался момент, когда значение залива как неиссякаемого источника цен­ ного химического сырья — мирабилита было поставлено под сомнение.

Случилось это в августе 1939 года. Уже вечерело, когда в кабинет первого секретаря Кара-Бугазского рай­ кома партии зашел коренастый человек в черной кожа­ ной фуражке с «крабом», темном форменном кителе мо­ ряка и в простых темных брюках, заправленных в тяжелые кирзовые сапоги. Это был капитан баркаса «Сербия».

Войдя в кабинет секретаря, капитан размотал плащ и вынул оттуда большой белый кусок какого-то минерала.

Положив его на стол, моряк с

хитрецой произнес:

— Вот товарищ секретарь.

Полюбуйтесь...

30



Минерал искристо сверкал своими гранями, четко отражаясь в настольном стекле.

— Что это? Поварёнка? — заволновался секретарь.

Она самая...

Словно не веря капитану, секретарь взял большой ку­ сок и слегка лизнул его острый выступ.

Да, ты прав: она самая.

Помолчали. Потом секретарь спросил:

Где же ты раздобыл эту глыбу?

Да, там. Прямо на середине залива.

В этот день «Сербия» совершала свой обычный рейс по маршруту Чагала — Кара-Бугазский порт. На буксире у неё были две шаланды, груженные сульфатом натрия. Шла «Сербия» своим обычным ходом: не тихо и не быст­ ро. Дизели работали исправно, а попутный северо-вос­ точный ветер даже слегка помогал ей, подталкивал в корму.

Капитан находился в штурвальной рубке, рядом с ру­ левым — молодым матросом. Дымил трубкой да посмат­ ривал вперед.

И вдруг, когда «Сербия» уже достигла середины за­ лива, баркас как бы вздрогнул и резко сбавил ход. Впе­ чатление было такое, словно баркас с разгона врезался в мягкий глинистый грунт.

Капитан глянул за борт и пришел в ужас: судно вле­ тело в какую-то белую кашицу из мелких кристаллов. Этой кашице не было конца. Дизели работали на полную мощность, но скорость не прибавлялась. Вскоре баркас остановился. Проверили глубину — глубина не большая. Капитан приказал матросу спуститься в залив и прове­ рить винты.

Одетый в резиновую спецовку, матрос спустился за борт баркаса. Он обшарил винты и был весьма удивлен:

31

на каждом из них налипло не меньше пуда соли. Винты были похожи на круглые мельничные жернова и совер­ шенно утратили гребную способность.

Матрос попросил лом и осторожно сколол соль.

В это время по заливу ходила небольшая зыбь. Тяже­ лые волны шлепались о баркас и шаланды. Их борта также покрывались бугристым слоем соли, словно льдом. Соль скалывали и с бортов. Один сколотый кусок, кото­ рый сейчас был на столе у секретаря райкома, он завер­ нул в плащ.

По пути в порт баркас останавливался несколько раз и столько же раз приходилось очищать от соли весь караван судов. Садка поваренной соли охватила большой район и пока баркас не вырвался из этого района, его команда изрядно намучилась.

Выслушав тревожную весть, секретарь райкома в тот же вечер пригласил к себе управляющего трестом, ди ректора Всесоюзного института галургии и начальника порта. После короткого совещания они решили отпра­ виться в Чагала, чтобы на месте проверить сообщение о массовой осадке поваренной соли, а заодно узнать, бу­ дут ли береговые выбросы мирабилита.

Обратным рейсом «Сербия» доставила членов комис­ сии в Чагала. В это время волны залива выбрасывали на берег только отдельные кристаллы поваренной соли. Всем было ясно: береговой добыче мирабилита насту­ пил конец.

СПОР УЧЕНЫХ

С тех пор, как началось падение уровня моря, в уче­ ном мире горячо заспорили о проблемах Каспия и КараЕогаза. И не случайно. Обмеление Каспия и залива за-

32


тронуло многие отрасли народного хозяйства страны. Обе проблемы тесно переплетаются между собой так, что без решения одной, нельзя решать другую . Появилось немало довольно смелых и заманчивых проектов для

решения этих сложных проблем. Среди

авторов на­

шлись и «горячие головы», предлагавшие

«отчленить»,

«отшнуровать» залив от моря и за счет этого поднять

уровень Каспия. Этих авторов мало заботила судьба Кара-Богаза. В результате его отчленения страна лиши­ лась бы совершенно уникального на нашей планете соле­ родного бассейна. Он превратился бы тогда в мертвую пустыню, белая пыль с которой летела бы во все сто­ роны на сотни, тысячи километров.

Но трезвый и точный математический расчет показал, какой ничтожный эффект для моря дает отчленение за­ лива. Потребовались бы сотни лет, чтобы поднять уро­ вень Каспия всего лишь на несколько сантиметров.

Уровень Каспия можно было бы поднять значительно быстрее, если перебросить в него водные ресурсы си­

бирских рек. М ежду прочим, такой проект

предлагал

еще сто лет назад инженер А. Демченко.

 

Есть и другой проект. Он принадлежит нашим совре­

менникам инженерам М . М. Давыдову, А .

Н. Ш ульге,

К. М. Голубенцову. Они предлагают повернуть на ю г ре­ ки: Печору и Вычегду, которые смогут обеспечить по­ ступление в Каспий до сорока кубических километров

воды в год.

Решая проблему обводнения Каспия, ученые не забы­ вали, конечно, и о том, что необходимо сохранить мине­ ральные богатства Кара-Богаза: они считают, что этого можно достигнуть благодаря строительству в устье про­ лива крупной плотины, как раз в том самом месте, где сейчас бушует морской водопад. Плотина позволит регу-

3 В. Ш атал о в

3 3

пировать поступление в залив строго определенное ко­ личество каспийской боды и, таким образом, сохранить огромную природную лабораторию, где будет накапли­ ваться ценное минеральное сырье.

ВАЖНОЕ ОТКРЫТИЕ

В изучение Кара-Богаза большой многолетний труд вложили ученые Всесоюзного института галургии и Ин­ ститута общей и неорганической химии имени академи­ ка Курнакова, На берегах залива побывали многие ученые и специалисты этих институтов.

Неожиданное открытие принес ученым 1951 год. Со­ трудник Института галургии М. Ю . Гаркави по личной инициативе пробурил три глубокие скважины на обсох­ ших участках залива: на северо-западе (в Кургузульской бухте), на северо-востоке (в районе Чагала) и на ю гоЕостоке (в районе Ходжа-Су). Все три скважины вскрыли два соляных горизонта.

Особенно богат ими оказался второй горизонт. Сло­ жен он из двух слоев поваренной соли и двух слоев глауберита и имеет среднюю толщину в пятиэтажный дом. Установлено также, что мощность соляного пласта постепенно увеличивается от берегов к центру залива.

Очень важно и то обстоятельство, что второй гори­ зонт погребенных солей, словно губка, повсеместно на­ сыщен рассолами высокого качества. В 1955 году они

были поданы

из Кургузульской бухты

в Ш естое озеро

и с тех пор,

вот уже одиннадцать лет,

используются как

сырье для получения сульфата натрия.

Когда и кем были погребены эти рассолы?

На этот вопрос дает ответ летопись иловых и соляных

34


отложений. По этой ле­ тописи ученые и геологи прочли любопытную ис­ торию Кара-Богаза, кото­ рая уходит в глубь тыся­ челетий.

Оказывается, залив не­ сколько раз как бы «уми­ рал» и снова «воскре­ сал». В его жизни были периоды (они продолжа­

лись века)

бурного и

обильного

притока м ор­

ской воды, которые чере­ довались с периодами (они также длились дол­ го) сокращения притока воды, обмеления и осолонения залива.

Во время особенно ак­ тивного наступления моря

Кара-Богаз

превращался

в обширный

открытый

бассейн. Вместе с

мощ ­

ным потоком

воды

море

несло в него массу илов, моллюсков, которые, словно одеялом, и накры­

вали

отложившиеся на

дне

водоема соли.

Потом море отступало. Залив мелел. Бывало да­ же и такое, когда залив

3 *

совсем отделялся от Каспия. Потом они соединялись снова. В этот промежуток времени на дне вырастали многометровые отложения солей. Таких периодов осолонения и опреснения в истории донных иловых и соля­ ных отложений Кара-Богаза было четыре.

Так родились четыре погребенных горизонта солей, насыщенных древними рассолами залива. Он бережно и долго хранил их в своих кладовых, пока человек не проник в его недра и не раскрыл эту удивительную тайну «Черной пасти».

А что происходит в заливе сейчас, в наше время? Ученые ответили и на этот вопрос.

На дне залива наращивается пласт смешанных солей, состоящий из гипса, поваренной соли, астраханита и сер­ но-кислого магния. Любопытно и другое: из поверхно­ стной рапы в одном и том же бассейне, но в разных его местах, кристаллизуются одновременно разные соли. Возле устья пролива, там, где морская вода смешивает­ ся с водой залива, ежегодно зимой и осенью происходит

садка мирабилита.

 

 

 

Возле

южных

берегов Кара-Богаза образуется гипс.

О т мыса

Умчал

до мыса Сенгир — гипс и

поваренная

соль. По

всему

восточному

побережью —

от острова

Секстан до Чагалы на севере —

садятся две сол и — пова­

ренная и астраханит. И, наконец, от Чагалы до косы Карасукут — три соли: галит, астраханит и эпсомит.

Наряду с разгадкой тайны залива многих ученых вол­ нуют проблемы комплексного использования его рассо­ лов. Ведь до сих пор из всех минеральных богатств залив дает всего лишь одно — сульфат натрия.

Совершенно ясно, что решить эту проблему можно только индустриальным способом, когда из рапы можно будет получить целый комплекс различных солей. В ла-

36