Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый номер газеты «Казанские извес­ тия», вышедший после катастрофы, был окаймлен траурной рамкой.

По всей России началась подписка в поль­ зу казанских погорельцев. Казань сильно пост­ радала. Выгорело семьдесят кварталов, ты­ сяча пятьсот домов. На лучшей улице — Вос­ кресенской — остались целыми лишь десять домов, в их числе и Казанский университет.

ГРАНДИОЗНЫЙ ПОЖАР В ТОКИО

Первого сентября 1923 года выдался чу­ десный день. Жизнь в Токио текла, как обыч­ но. Близился полдень, начало обеденного пе­ рерыва, миллионы усердных тружеников предвкушали короткий отдых.

Без двух минут двенадцать внезапно раз­ бушевались подземные силы. В несколько ми­ нут Токио превратился в сплошную груду об­ ломков. Огонь из разрушенных очагов быстро перекинулся на воспламеняющиеся предметы. Через две-три минуты в городе повсюду нача­ лись пожары, а тут еще подул ветер, и вско­ ре весь Токио был объят пламенем.

Сотни тысяч людей в панике искали спасе­ ния, на площадях и улицах. Одних растоптали в давке, другие сгорели заживо. Многие ус­ тремились к каналам и пересекающей город широкой реке Сумиде. Тысячи утонули, еще больше людей задохнулись из-за недостатка кислорода. На большой площади Хивукусё,

72

недалеко от восточного берега Сумиды, соб­ ралось сорок тысяч человек. Пламя окружи­ ло их плотной стеной, тридцать пять тысяч че­ ловек были буквально изжарены-

Три дня продолжались пожары, Токио был почти полностью уничтожен..- Это было вели­ чайшее стихийное бедствие в истории Японии и самое сильное землетрясение, известное че­

ловечеству. Землетрясение

в Сан-Франциско

в 1906 году стоило жизни пятистам

жителям,

в Чили в 1960 году погибло

пять

тысяч. Де­

вяносто одна тысяча человек пала

жертвой

токийского землетрясения,

пятьсот двадцать

семь тысяч домов сгорело, три миллиона го­ рожан остались без крова.

В районе Сумиды, на площади, где сгоре­ ли тридцать пять тысяч человек, стоит боль­ шой храм. Каждый год первого сентября здесь торжественно отмечают память погиб­ ших .Десятки тысяч людей собираются сюда, чтобы помолиться об успокоении душ несчаст­ ных жертв. В одиннадцать часов начинает звонить большой колокол храма, без двух ми­ нут двенадцать воцаряется полная тишина

В храме находятся двести шестьдесят бо­ чонков с костями погибших и списки, насчи­ тывающие 58 885 имен. Курильница перед буд­ дийским алтарем горит, не угасая, с того мо­ мента, когда ее зажгли четыре дня спустя пос­ ле катастрофы. Из обугленных человеческих костей сделаны два метровых священных изображения Будды. Одно называют Амитаба

73


(бог-спаситель), второе — Банкопу Каннон (бог десяти тысяч костей). По соседству с храмом стоит памятник пяти тысячам школь­ ников, погибших в пламени.

74

Г л а в а VII

ПОЖАРЫ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

ГИБЕЛЬ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ»

Шестого мая 1937 года около семи часов вечера несколько сот человек поджидали на аэродроме Лейкхэрст (США) своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы на «Гинденбурге».

Из-за плохой погоды дирижабль был вы­ нужден больше часа кружиться над Лэйкхэрстом. Наконец, описав над аэродромом ши­ рокую петлю и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту. Две минуты спустя, когда уже были сброшены причаль­ ные канаты и дирижабль находился всего в каких-нибудь двадцати метрах от земли, слу­

чилось

нечто непостижимое.

Послышался

глухой взрыв, на корме показался

сноп пла­

мени, которое в несколько секунд с

безумной

быстротой охватило корабль

(рис.

6), «Гин-

денбург»

плашмя упал на землю

(рис. 7)\

Эта страшная сцена разыгралась так внезап­ но, что все окружающие растерялись. Подня­ лась суматоха. Толпа людей в панике стала разбегаться. Через три-четыре минуты весь

75

Рис. 6. Первые минуты катастрофы дирижабля «Гинденбург» (снимок из «Берлинер тагеблатт»)

корабль пылал. Языки пламени с громадной силой вырывались из длинного корпуса.

К этой груде горящих обломков неслись пожарные автомобили и машины скорой по­ мощи. Пожарные с помощью мужественных

•людей из числа встречающих пытались спасти кого было можно. В эти страшные ми­ нуты весь аэродром представлял собой огром­ ный клубок людей и автомобилей, носящих­ ся во всех направлениях. Хаос сильно затруднял спасательные работы. Машинам скорой помощи и автомобилям врачей с вели­ чайшим трудом удавалось проложить себе путь среди разбегающихся в панике людей.

76


Рис. 7. Горящие остатки дирижабля «Гизденбург» (фото Уайд Уорльд, США)

Перевозка раненых также была затруднена: на всех дорогах, ведущих к аэродрому, ско­ пились тысячи автомобилей.

Пожар «Гинденбурга» продолжался нес­ колько часов.

О’Лафлин, пассажир, уцелевший при ка* тастрофе, рассказывает:

«Это был кошмар. Мы парили над аэро­ дромом и думали о чем угодно, только не о возможности несчастья. Мы были , полны мыслью о том, что через несколько минут смо­ жем обнять своих близких. И в это мгнове-

77

аие произошла катастрофа. Дирижабль нахо­ дился метрах в тридцати пяти над землей- Я пошел в свою каюту — и вдруг яркая вспыш­ ка осветила все вокруг. Я посмотрел в окно и увидел, что земля несется навстречу падаю­ щему дирижаблю. Вокруг сверкало пламя. Вряд ли я рассуждал в ту минуту — для это­ го не было времени. Я прыгнул — и вовремя, потому что почти в то же мгновение дири­ жабль достиг земли, ударившись об нее со страшным грохотом. Кто-то подбежал ко мне. Я наполовину потерял сознание от страха и почти ничего не могу рассказать об обстоя­ тельствах катастрофы. Думаю, что и никто другой не может, — ведь все разыгралось в несколько секунд».

Один носильщик аэропорта рассказывает, что на его глазах из горящих обломков выбе­

жал какой-то старик.

Его волосы

и платье

горели. Он звал близких. Пришлось

 

сорвать

с него пальто и засыпать

волосы

и одежду

землей, чтобы потушить пламя. Этот

же но­

сильщик видел, как упала на землю

 

женщи­

на, выбросившаяся из окна каюты.

 

 

Рассказ еще одного очевидца.

выкинуло

«Я видел, как двух пассажиров

из окон и они упали посреди

моря

пламени.

В -то же мгновение корма дирижабля

с гро­

мадной быстротой упала,

грозя завалить нас

обломками. Я побежал изо всех сил.

 

Очутив­

шись в безопасности,

я обернулся

и увидел

капитана Лемана, который,

по-видимому,

выпрыгнул из дирижабля.

Он поднялся в этот

7 8


момент с земля и пошел мне навстречу, повторая беззвучным голосом: «Не могу понять, не могу понять». Его сейчас же отвезли на автомобиле в больницу, где он вскоре умер от ожогов и ран».

Еще один очевидец, находившийся в двух­ стах метрах от места падения дирижабля, рассказывает, что через несколько секунд после первого взрыва последовал второй. «Пламя показалось в центре корабля; дири­ жабль упал, раздался сильный удар — и кор­ ма раскололась. Все это произошло в несколь­ ко секунд, с такой безумной быстротой, что не верилось, чтобы кто-нибудь мог спастись». Этот свидетель рассказывает о мужестве спасательных команд и некоторых частных лиц, которые с опасностью для жизни броса­ лись в огонь, в то время как из разных частей гигантского корабля еще доносились звуки взрывов.

Спасшийся от гибели стюард дирижабля бросился в огонь и спас металлический де­ нежный ящик. Когда ящик был вскрыт в кон­ торе компании «Цеппелин», оказалось, что на­ ходившиеся в нем немецкие бумажные деньги превратились в золу.

В одном нью-йоркском кино на следующий день после катастрофы показывали фильм, заснятый во время гибели «Гинденбурга». Он произвел исключительно тяжелое впечатле­ ние, в зале слышались крики ужаса. Несколь­ ко женщин лишились чувств.

79


Фильм показывает, что первым признаком пожара было маленькое облачко дыма, поя­ вившееся внизу судна, в кормовой части.

Катастрофа была заснята пятью киноопе­ раторами, приехавшими в Лейкхэрст по слу­ чаю первого в этом году прилета «Гинденбурга». Съемка началась, как только дирижабль подлетел к причальной'мачте, так что фильмы отражают катастрофу с самого ее начала.

Капитан-лейтенант Розендал, начальник Лэйкхэрстского аэропорта, находящегося в ведений военно-морского флота США, затре­ бовал экземпляры всех фильмов и фотогра­ фий, снятых во время катастрофы. Они были использованы комиссией, расследующей при­ чины гибели дирижабля. К следствию было привлечено 300 свидетелей-

По предварительным данным, в результате катастрофы из девяносто девяти человек, на­ ходившихся на дирижабле, погибло сорок во­ семь и многие, в том числе капитаны Леман и Прусс, получили сильные ранения. Дири­ жабль полностью разрушен. Причины взрыва пока не выяснены. Существует предположе­ ние,,^то катастрофа произошла в результате воспламенения водорода.

. Некоторые пассажиры и часть команды спаслись, выбросившись на землю.

Гибель дирижабля «Гинденбург» произве­ ла в Германии потрясающее впечатление. Все вечерние берлинские газеты посвяшали катас­ трофе целые полосы.

80

Немедленно после получения сообщение о катастрофе «Гинденбурга» из Германии вы­ ехала в Америку специальная комиссия экс­ пертов для выяснения причин катастрофы.

Германский дирижабль «ЛЦ-129» «Гинденбург» строился четыре года. Это был вели­ чайший в мире воздушный корабль, представ­ лявший собой выдающееся достижение возду­ хоплавательной техники. Свой первый транс­ атлантический перелет из Франкфурта в Рио- де-Жанейро и обратно он совершил в начале апреля 1936 года (рис. 8). По размеру и лет-

Риг. 8. Дирижабль «Г¡шдеибург» отправляется в свой первый трехчасовой' полет («Сфир», Лондон)

4214-6-6

81

ным данным «Гинденбург» превосходил все строившиеся до него дирижабли. Его длина— 245, высота—44,7, максимальный диаметр —

41,2 метра.

Дирижабль имел пять гондол: четыре мо­ торные, по две с каждого борта, и гондолу управления, находившуюся внизу передней части дирижабля. «Гинденбург» был оборудо­ ван четырьмя четырехтактными дизелями «Даймлер Бенц» номинальной мощностью тысяча сто лошадиных сил каждый и крейсер­ ской мощностью девятьсот пятьдесят лошади­ ных сил. Четыре радиостанции дирижабля работали на коротких и длинных волнах. Цен­ тральная электростанция — в центре нижней части дирижабля —питала током радиостан­ цию, электрическую кухню, рулевые -моторы, осветительную сеть и т. д.

«Гинденбург» — первый дирижабль, пос­ троенный специально для регулярной пасса­ жирской связи через Атлантический океан. Он был рассчитан на пятьдесят пассажиров и со­ рок пять человек команды. Пассажирские каюты были расположены не в подвесной гондоле*.как обычно, а внутри корпуса дири­ жабля: на верхней палубе — двадцать пять кают, на нижней — подсобные помещения и кубрики команды.

Дирижабль был снабжен большой кухней с электрическими плитами, холодильниками, буфетом, душевой, ванной комнатой и кури­ тельной. Общая площадь пассажирских поме­

82