Файл: Черкезов П.С. Огненная коллекция (из истории крупных пожаров, взрывов и катастроф).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Первый номер газеты «Казанские извес тия», вышедший после катастрофы, был окаймлен траурной рамкой.
По всей России началась подписка в поль зу казанских погорельцев. Казань сильно пост радала. Выгорело семьдесят кварталов, ты сяча пятьсот домов. На лучшей улице — Вос кресенской — остались целыми лишь десять домов, в их числе и Казанский университет.
ГРАНДИОЗНЫЙ ПОЖАР В ТОКИО
Первого сентября 1923 года выдался чу десный день. Жизнь в Токио текла, как обыч но. Близился полдень, начало обеденного пе рерыва, миллионы усердных тружеников предвкушали короткий отдых.
Без двух минут двенадцать внезапно раз бушевались подземные силы. В несколько ми нут Токио превратился в сплошную груду об ломков. Огонь из разрушенных очагов быстро перекинулся на воспламеняющиеся предметы. Через две-три минуты в городе повсюду нача лись пожары, а тут еще подул ветер, и вско ре весь Токио был объят пламенем.
Сотни тысяч людей в панике искали спасе ния, на площадях и улицах. Одних растоптали в давке, другие сгорели заживо. Многие ус тремились к каналам и пересекающей город широкой реке Сумиде. Тысячи утонули, еще больше людей задохнулись из-за недостатка кислорода. На большой площади Хивукусё,
72
недалеко от восточного берега Сумиды, соб ралось сорок тысяч человек. Пламя окружи ло их плотной стеной, тридцать пять тысяч че ловек были буквально изжарены-
Три дня продолжались пожары, Токио был почти полностью уничтожен..- Это было вели чайшее стихийное бедствие в истории Японии и самое сильное землетрясение, известное че
ловечеству. Землетрясение |
в Сан-Франциско |
|
в 1906 году стоило жизни пятистам |
жителям, |
|
в Чили в 1960 году погибло |
пять |
тысяч. Де |
вяносто одна тысяча человек пала |
жертвой |
|
токийского землетрясения, |
пятьсот двадцать |
семь тысяч домов сгорело, три миллиона го рожан остались без крова.
В районе Сумиды, на площади, где сгоре ли тридцать пять тысяч человек, стоит боль шой храм. Каждый год первого сентября здесь торжественно отмечают память погиб ших .Десятки тысяч людей собираются сюда, чтобы помолиться об успокоении душ несчаст ных жертв. В одиннадцать часов начинает звонить большой колокол храма, без двух ми нут двенадцать воцаряется полная тишина
В храме находятся двести шестьдесят бо чонков с костями погибших и списки, насчи тывающие 58 885 имен. Курильница перед буд дийским алтарем горит, не угасая, с того мо мента, когда ее зажгли четыре дня спустя пос ле катастрофы. Из обугленных человеческих костей сделаны два метровых священных изображения Будды. Одно называют Амитаба
73
(бог-спаситель), второе — Банкопу Каннон (бог десяти тысяч костей). По соседству с храмом стоит памятник пяти тысячам школь ников, погибших в пламени.
74
Г л а в а VII
ПОЖАРЫ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
ГИБЕЛЬ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ»
Шестого мая 1937 года около семи часов вечера несколько сот человек поджидали на аэродроме Лейкхэрст (США) своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы на «Гинденбурге».
Из-за плохой погоды дирижабль был вы нужден больше часа кружиться над Лэйкхэрстом. Наконец, описав над аэродромом ши рокую петлю и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту. Две минуты спустя, когда уже были сброшены причаль ные канаты и дирижабль находился всего в каких-нибудь двадцати метрах от земли, слу
чилось |
нечто непостижимое. |
Послышался |
|
глухой взрыв, на корме показался |
сноп пла |
||
мени, которое в несколько секунд с |
безумной |
||
быстротой охватило корабль |
(рис. |
6), «Гин- |
|
денбург» |
плашмя упал на землю |
(рис. 7)\ |
Эта страшная сцена разыгралась так внезап но, что все окружающие растерялись. Подня лась суматоха. Толпа людей в панике стала разбегаться. Через три-четыре минуты весь
75
Рис. 6. Первые минуты катастрофы дирижабля «Гинденбург» (снимок из «Берлинер тагеблатт»)
корабль пылал. Языки пламени с громадной силой вырывались из длинного корпуса.
К этой груде горящих обломков неслись пожарные автомобили и машины скорой по мощи. Пожарные с помощью мужественных
•людей из числа встречающих пытались спасти кого было можно. В эти страшные ми нуты весь аэродром представлял собой огром ный клубок людей и автомобилей, носящих ся во всех направлениях. Хаос сильно затруднял спасательные работы. Машинам скорой помощи и автомобилям врачей с вели чайшим трудом удавалось проложить себе путь среди разбегающихся в панике людей.
76
Рис. 7. Горящие остатки дирижабля «Гизденбург» (фото Уайд Уорльд, США)
Перевозка раненых также была затруднена: на всех дорогах, ведущих к аэродрому, ско пились тысячи автомобилей.
Пожар «Гинденбурга» продолжался нес колько часов.
О’Лафлин, пассажир, уцелевший при ка* тастрофе, рассказывает:
«Это был кошмар. Мы парили над аэро дромом и думали о чем угодно, только не о возможности несчастья. Мы были , полны мыслью о том, что через несколько минут смо жем обнять своих близких. И в это мгнове-
77
аие произошла катастрофа. Дирижабль нахо дился метрах в тридцати пяти над землей- Я пошел в свою каюту — и вдруг яркая вспыш ка осветила все вокруг. Я посмотрел в окно и увидел, что земля несется навстречу падаю щему дирижаблю. Вокруг сверкало пламя. Вряд ли я рассуждал в ту минуту — для это го не было времени. Я прыгнул — и вовремя, потому что почти в то же мгновение дири жабль достиг земли, ударившись об нее со страшным грохотом. Кто-то подбежал ко мне. Я наполовину потерял сознание от страха и почти ничего не могу рассказать об обстоя тельствах катастрофы. Думаю, что и никто другой не может, — ведь все разыгралось в несколько секунд».
Один носильщик аэропорта рассказывает, что на его глазах из горящих обломков выбе
жал какой-то старик. |
Его волосы |
и платье |
|||
горели. Он звал близких. Пришлось |
|
сорвать |
|||
с него пальто и засыпать |
волосы |
и одежду |
|||
землей, чтобы потушить пламя. Этот |
же но |
||||
сильщик видел, как упала на землю |
|
женщи |
|||
на, выбросившаяся из окна каюты. |
|
|
|||
Рассказ еще одного очевидца. |
выкинуло |
||||
«Я видел, как двух пассажиров |
|||||
из окон и они упали посреди |
моря |
пламени. |
|||
В -то же мгновение корма дирижабля |
с гро |
||||
мадной быстротой упала, |
грозя завалить нас |
||||
обломками. Я побежал изо всех сил. |
|
Очутив |
|||
шись в безопасности, |
я обернулся |
и увидел |
|||
капитана Лемана, который, |
по-видимому, |
||||
выпрыгнул из дирижабля. |
Он поднялся в этот |
7 8
момент с земля и пошел мне навстречу, повторая беззвучным голосом: «Не могу понять, не могу понять». Его сейчас же отвезли на автомобиле в больницу, где он вскоре умер от ожогов и ран».
Еще один очевидец, находившийся в двух стах метрах от места падения дирижабля, рассказывает, что через несколько секунд после первого взрыва последовал второй. «Пламя показалось в центре корабля; дири жабль упал, раздался сильный удар — и кор ма раскололась. Все это произошло в несколь ко секунд, с такой безумной быстротой, что не верилось, чтобы кто-нибудь мог спастись». Этот свидетель рассказывает о мужестве спасательных команд и некоторых частных лиц, которые с опасностью для жизни броса лись в огонь, в то время как из разных частей гигантского корабля еще доносились звуки взрывов.
Спасшийся от гибели стюард дирижабля бросился в огонь и спас металлический де нежный ящик. Когда ящик был вскрыт в кон торе компании «Цеппелин», оказалось, что на ходившиеся в нем немецкие бумажные деньги превратились в золу.
В одном нью-йоркском кино на следующий день после катастрофы показывали фильм, заснятый во время гибели «Гинденбурга». Он произвел исключительно тяжелое впечатле ние, в зале слышались крики ужаса. Несколь ко женщин лишились чувств.
79
Фильм показывает, что первым признаком пожара было маленькое облачко дыма, поя вившееся внизу судна, в кормовой части.
Катастрофа была заснята пятью киноопе раторами, приехавшими в Лейкхэрст по слу чаю первого в этом году прилета «Гинденбурга». Съемка началась, как только дирижабль подлетел к причальной'мачте, так что фильмы отражают катастрофу с самого ее начала.
Капитан-лейтенант Розендал, начальник Лэйкхэрстского аэропорта, находящегося в ведений военно-морского флота США, затре бовал экземпляры всех фильмов и фотогра фий, снятых во время катастрофы. Они были использованы комиссией, расследующей при чины гибели дирижабля. К следствию было привлечено 300 свидетелей-
По предварительным данным, в результате катастрофы из девяносто девяти человек, на ходившихся на дирижабле, погибло сорок во семь и многие, в том числе капитаны Леман и Прусс, получили сильные ранения. Дири жабль полностью разрушен. Причины взрыва пока не выяснены. Существует предположе ние,,^то катастрофа произошла в результате воспламенения водорода.
. Некоторые пассажиры и часть команды спаслись, выбросившись на землю.
Гибель дирижабля «Гинденбург» произве ла в Германии потрясающее впечатление. Все вечерние берлинские газеты посвяшали катас трофе целые полосы.
80
Немедленно после получения сообщение о катастрофе «Гинденбурга» из Германии вы ехала в Америку специальная комиссия экс пертов для выяснения причин катастрофы.
Германский дирижабль «ЛЦ-129» «Гинденбург» строился четыре года. Это был вели чайший в мире воздушный корабль, представ лявший собой выдающееся достижение возду хоплавательной техники. Свой первый транс атлантический перелет из Франкфурта в Рио- де-Жанейро и обратно он совершил в начале апреля 1936 года (рис. 8). По размеру и лет-
Риг. 8. Дирижабль «Г¡шдеибург» отправляется в свой первый трехчасовой' полет («Сфир», Лондон)
4214-6-6 |
81 |
ным данным «Гинденбург» превосходил все строившиеся до него дирижабли. Его длина— 245, высота—44,7, максимальный диаметр —
41,2 метра.
Дирижабль имел пять гондол: четыре мо торные, по две с каждого борта, и гондолу управления, находившуюся внизу передней части дирижабля. «Гинденбург» был оборудо ван четырьмя четырехтактными дизелями «Даймлер Бенц» номинальной мощностью тысяча сто лошадиных сил каждый и крейсер ской мощностью девятьсот пятьдесят лошади ных сил. Четыре радиостанции дирижабля работали на коротких и длинных волнах. Цен тральная электростанция — в центре нижней части дирижабля —питала током радиостан цию, электрическую кухню, рулевые -моторы, осветительную сеть и т. д.
«Гинденбург» — первый дирижабль, пос троенный специально для регулярной пасса жирской связи через Атлантический океан. Он был рассчитан на пятьдесят пассажиров и со рок пять человек команды. Пассажирские каюты были расположены не в подвесной гондоле*.как обычно, а внутри корпуса дири жабля: на верхней палубе — двадцать пять кают, на нижней — подсобные помещения и кубрики команды.
Дирижабль был снабжен большой кухней с электрическими плитами, холодильниками, буфетом, душевой, ванной комнатой и кури тельной. Общая площадь пассажирских поме
82