Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в пульпу : ж — 1 : 4,5) и поступала в приемную трубу землесоса 12Р-7 производительностью по воде 1600 м3/ч. Пульпа сбрасывалась в гидроотвал по пульпопроводу диа­ метром 400 мм, проложенному через туннель, проходящий под шоссейной дорогой. Гидроотвал площадью 64 га был окружен дамбой высотой до 5 м из вскрышных пород. После заполнения первой очереди гидроотвала с целью увеличения его емкости предполагалось увеличить ее высо­ ту до 9,5 м.

Установку комбинированного транспорта обслуживали машинист землесоса, гидромойиторщик, два машиниста электровозов и машинист водокачки. Производительность установки составляла 1349 м3 в восьмичасовую смену. Ком­ бинированный транспорт оказался значительно дешевле автомобильного. По данным рудоуправления им. Макси­ мова стоимость перемещения 1 м3 вскрышных пород на расстояние до 2 км составила: автомобильным транспор­ том 53,1 коп.; узкоколейным электровозным транспортом 21 коп. и гидротранспортом 10,9 коп. По ориентировочным подсчетам годовая экономия от применения комбинирован­ ного транспорта вместо автомобильного составила около 170 тыс. руб. В дальнейшем из-за нехватки воды для гид­ ротранспорта пришлось отказаться от применения комби­ нированного транспорта. На этом карьере непродолжи­ тельное время для доставки вскрышных пород от забоя (экскаватора СЭ-3) до бункера-смесителя применялись кон­ вейеры, что делало комбинированный транспорт еще более экономичным.

Заслуживает внимания опыт применения на Новоселовском карьере комбинированного транспорта для перемеще­ ния вскрышных пород на внешние отвалы. В аналогичных условиях при наличии воды и свободных земель под гидро­

отвалы,

непродолжительной и

умеренно холодной

зиме

и легко

размываемых породах

необходимо иметь в

виду

76

возможность применения гидротранспорта как наиболее экономичного.

После ликвидации комбинированного транспорта, отра­ ботка передового уступа производилась экскаваторами СЭ-3 на автомобильный транспорт с вывозкой вскрышных по­ род на внешние отвалы. В настоящее время отработка верх­ него вскрышного уступа в пределах границ карьерного поля завершена. - Нижний (основной) вскрышной уступ высотой 15—20 м отрабатывается экскаваторами ЭШ-4/40 и ЭШ-6/60 с перевалкой породы в выработанное простран­

ство (табл. 12). Добыча марган­

 

 

Таблица 12

цевой руды производится экс­

Показатели работы вскрышных

каваторами (двумя Э-1003) на

экскаваторов (тыс. м3) на

железнодорожный

транспорт

 

Новоселовском карьере

узкой колеи. Транспортировка

 

 

Время работы

руды из карьера осуществля­

 

 

 

8 меся­

ется электровозами

10-КР в

Экскаватор

1960 г.

 

 

цев

вагонетках емкостью 6 м3.

 

 

 

1961 г.

На Городищенском участке

 

 

17,2

 

Новоселовского

карьера вся

СЭ-З №

1 .

 

вскрыша мощностью 10—12 м

СЭ-3 №

3

216,0

 

 

 

 

 

 

отрабатывается

экскаватором

ЭШ-4/40 № 120

799,1

578,2

ЭШ-4/40 № 63

479,2

349,6

ЭШ-4/40 с перевалкой ее в вы­

ЭШ-6/60 № 17

959,9

754,0

работанное пространство. За

 

 

 

 

1960 г. этим экскаватором бы­

И т о г о

2471,4

1881,8

ло отработано

236,8 тыс. м3,

тыс. м° вскрыши. Добыча

а за 8 месяцев

1961 г.— 432,3

руды производится экскаватором Э-752 на автомобильный транспорт. Себестоимость добычи 1 т марганцевой руды по карьеру составляет около 2,4 руб., вскрыши — около

17 коп/м3.

Александровский карьер рудоуправления им. Орджо­ никидзе разрабатывает горизонтально залегающий пласт марганцевой руды мощностью около 2 м. Вскрышные породы

77


(мощностью 20—24 м) представлены, в основном, лессо­ видными суглинками, глинами и песками. Гидрогеологи­ ческие условия карьера по своему характеру напоминают условия Марьевского карьера, что объясняется постоянной подпиткой горизонта песков водами р. Базавлук, про­ текающей вблизи карьерного поля. В связи с этим одно­ временно с горными работами ведутся работы по осушению карьерного поля способом открытых канав. Осушительные выработки опережают вскрышные и добычные работы.

Карьерное поле вскрыто наклонной выездной траншеей с внешним заложением и разрезной траншеей с централь­ ным примыканием выездной траншеи к разрезной. Вскрыш­ ные породы намечалось отрабатывать двумя спаренными экскаваторами ЭШ-14/75, но из-за их недостатка и полу­ чения экскаваторов ЭШ-6/60 в систему разработки было внесено некоторое изменение. Вначале вскрышные породы разрабатывались двумя уступами: передовой уступ высо­ той 2—5 м — экскаватором ЭКГ-4 на автотранспорт с вы­ возкой вскрыши на внутренние отвалы; нижний (основной) вскрышной уступ высотою 18—20 м — двумя экскавато­ рами ЭШ-6/60 с перевалкой пород вскрыши в выработанное пространство карьера.

Рудоуправлением им. Орджоникидзе для Александров­ ского карьера была разработана схема спаренной работы двух экскаваторов ЭІІІ-6/60 при высоте уступа 20 л и ши­ рине заходки 30 м (рис. 18). По этой схеме вскрышной экскаватор располагается на промежуточном рабочем гори­ зонте (+14 м по отношению к кровле пласта) и отрабатывает уступ высотой 12 м. Верхний подуступ высотой 6 м отра­ батывается верхним черпанием. Верхняя часть (6 м) ниж­ него подуступа общей высотой 14 м отрабатывается ниж­ ним черпанием. Вскрышной экскаватор, производя пере­ валку породы во внутренний отвал, подваливает первичным отвалом откос нижнего подуступа на высоту 8 м. Перева-

78

лочный экскаватор располагается на первичном отвале. Кроме работ по переэкскавации, перевалочный экскаватор производит отработку нижней части (высотой 8 м) нижнего подуступа. По мере подвигания по фронту работы перева­ лочный экскаватор открывает доступ к пласту марганце­ вой руды. Угол откоса уступа принят равным 40°, угол

Рис. 18. Схема отработки основного вскрышного уступа экскаваторами ЭШ-6/60 на Александровском карьере (размеры в м).

откоса отвала 30°, высота внутреннего отвала 27 м. Коэф­ фициент переэкскавации по этой схеме равен 0,161. Схемой предусматривается проходка дренажных канав по пласту и подстилающим породам параллельно откосу вскрышного уступа с заглублением на 2 ж в почву пласта. После отра­ ботки марганцевой руды канавы будут засыпаться крупно­ зернистым песком.

После получения экскаватора ЭШ-14/75 в 1960 г. фронт работ в карьере был разделен на два участка. Западный участок (от середины траншеи до западной границы) отра­ батывается двумя экскаваторами ЭШ-6/60 по описанной выше схеме. Восточный участок отрабатывается экскаватор ром ЭШ-14/75 с перевалкой породы в выработанное про­ странство. Толща вскрыши на этом участке разделена на

79


два примерно равных на высоте подуступа. Экскаватор, располагаясь на промежуточном горизонте, отрабатывает верхний подуступ верхним черпанием, а нижний — нижним черпанием. Полученный в 1961 г. третий экскаватор ЭШ-6/60

№ 24 используется

для

проходки восточной

разрезной

 

Табліща 13

траншеи. Экскаватором ЭКГ-4

Показатели работы вскрышных

проходится центральная опе­

экскаваторов (тыс. м3) на

режающая траншея на авто­

Александровском

карьере

 

транспорт (табл. 13).

 

 

Время работы

Добыча марганцевой руды

Экскаватор

 

8 меся-

производится

двумя экскава­

I960 г.

торами Э-1004 и одним экс­

 

цев

 

 

1961 г.

каватором Э-801 на автомо­

ЭШ-14/75 № 27

705,7

2549,8

бильный транспорт с вывоз­

кой руды в пункт перегрузки

ЭШ-6/60 № 3

1703,3

837,0

на железнодорожный

транс­

ЭШ-6/60 № 7

1847,0

1155,2

порт. Себестоимость добычи 1т

ЭШ-6/60 № 24

133,6

ЭКГ-4 № 18

338,9

534,7

марганцевой руды за

1960 г.

И т о г о

4594,9

5210,3

составила 1,48 руб. и за пер­

вую половину 1961 г.—1,64 р.

 

 

 

Себестоимость

1

м3

вскры­

ши по карьеру за 1960 г. составила около 13 коп., и за пер­ вую половину 1961 г.— 12 коп.

Шевченковский карьер рудоуправления им. Орджони­ кидзе расположен в северо-западной части бассейна. Кон­ диционная рудная залежь представлена одним пластом почти горизонтального залегания с очень слабым падением на юг. Мощность пласта более или менее выдержана и колеб­ лется от 0,6 до 3,1 м при среднем значении 1,85 м. Мощность вскрышных пород в границах карьерного поля колеблется от 29,4 до 74,6 м и в среднем составляет 57лі. Средний коэф­ фициент вскрыши равен 16,7 м3/т.

Вскрышные породы представлены лессовидными суглин­ ками, глинами, рыхлым ракушечником и песками. Гидро­

80



геологические условия карьерного поля очень сложны. Почти повсеместно наблюдается наличие четырех основных водоносных горизонтов:

1.Грунтовые воды четвертичных отложений. Водо­ обильность горизонта небольшая, мощность обводненного слоя не превышает 3—5 м.

2.Горизонт общей толщи мергелистых глин. Подзем­ ные воды приурочены к отдельным трещиноватым прослой­ кам с примесью песка, мощность обводненного слоя со­ ставляет 1,5—2 м, достигая местами 6—7 м. Водообиль­ ность горизонта незначительна.

3.Горизонт нижнего сармата расположен по всей пло­ щади карьера. Приурочен к мелкозернистым, местами глинистым пескам с линзами и прослойками средне-и круп­ нозернистых песков. Горизонт безнапорный, со средней водоотдачей 19% и низким коэффициентом фильтрации от 0,11 до 4,52 м в сутки. Водообильность 2—10 м3/ч.

4.Горизонт рудосодержащей толщи палеогена, распро­ странен повсеместно, приурочен к рудному пласту, подруд­ ным пескам и песчаным глинам. Основной водосодержащей

породой являются подрудные пески. На значительной части поля горизонт напорный, со средней величиной напора 5 м. Пески пылеватые, мелкозернистые со значительным содер­ жанием глинистых фракций. Водоотдача— 17%, коэффи­ циент фильтрации — 0,5—0,6 м в сутки, водообильность

8—20 м3/ч.

Карьерное поле вскрыто наклонной выездной траншеей с внешним заложением (рис. 19). Разрезная траншея про­ ходится по северной границе карьерного поля на левом (южном) склоне балки р. Соленая. Примыкание выездной траншеи к разрезной фланговое. Трасса разрезной траншеи вначале от места примыкания выездной траншеи к разрез­ ной идет с запада на восток, а затем поворачивает и продол­ жается в северо-восточном направлении. Искривленное

6

763

81

положение разрезной траншеи обуславливается стремле­ нием пройти ее по площади с наименьшей мощностью нано­

сов, чем снизить капитальные затраты и использовать су­ ществующие выработки Мало-Шевченковского карьера. Отработку карьерного поля намечается производить в на­ правлении с севера на юг с одновременным выравниванием

82