Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
в пульпу (т : ж — 1 : 4,5) и поступала в приемную трубу землесоса 12Р-7 производительностью по воде 1600 м3/ч. Пульпа сбрасывалась в гидроотвал по пульпопроводу диа метром 400 мм, проложенному через туннель, проходящий под шоссейной дорогой. Гидроотвал площадью 64 га был окружен дамбой высотой до 5 м из вскрышных пород. После заполнения первой очереди гидроотвала с целью увеличения его емкости предполагалось увеличить ее высо ту до 9,5 м.
Установку комбинированного транспорта обслуживали машинист землесоса, гидромойиторщик, два машиниста электровозов и машинист водокачки. Производительность установки составляла 1349 м3 в восьмичасовую смену. Ком бинированный транспорт оказался значительно дешевле автомобильного. По данным рудоуправления им. Макси мова стоимость перемещения 1 м3 вскрышных пород на расстояние до 2 км составила: автомобильным транспор том 53,1 коп.; узкоколейным электровозным транспортом 21 коп. и гидротранспортом 10,9 коп. По ориентировочным подсчетам годовая экономия от применения комбинирован ного транспорта вместо автомобильного составила около 170 тыс. руб. В дальнейшем из-за нехватки воды для гид ротранспорта пришлось отказаться от применения комби нированного транспорта. На этом карьере непродолжи тельное время для доставки вскрышных пород от забоя (экскаватора СЭ-3) до бункера-смесителя применялись кон вейеры, что делало комбинированный транспорт еще более экономичным.
Заслуживает внимания опыт применения на Новоселовском карьере комбинированного транспорта для перемеще ния вскрышных пород на внешние отвалы. В аналогичных условиях при наличии воды и свободных земель под гидро
отвалы, |
непродолжительной и |
умеренно холодной |
зиме |
и легко |
размываемых породах |
необходимо иметь в |
виду |
76
возможность применения гидротранспорта как наиболее экономичного.
После ликвидации комбинированного транспорта, отра ботка передового уступа производилась экскаваторами СЭ-3 на автомобильный транспорт с вывозкой вскрышных по род на внешние отвалы. В настоящее время отработка верх него вскрышного уступа в пределах границ карьерного поля завершена. - Нижний (основной) вскрышной уступ высотой 15—20 м отрабатывается экскаваторами ЭШ-4/40 и ЭШ-6/60 с перевалкой породы в выработанное простран
ство (табл. 12). Добыча марган |
|
|
Таблица 12 |
|||
цевой руды производится экс |
Показатели работы вскрышных |
|||||
каваторами (двумя Э-1003) на |
экскаваторов (тыс. м3) на |
|||||
железнодорожный |
транспорт |
|
Новоселовском карьере |
|||
узкой колеи. Транспортировка |
|
|
Время работы |
|||
руды из карьера осуществля |
|
|
|
8 меся |
||
ется электровозами |
10-КР в |
Экскаватор |
1960 г. |
|||
|
|
цев |
||||
вагонетках емкостью 6 м3. |
|
|
|
1961 г. |
||
На Городищенском участке |
|
|
17,2 |
|
||
Новоселовского |
карьера вся |
СЭ-З № |
1 . |
|
||
вскрыша мощностью 10—12 м |
СЭ-3 № |
3 |
216,0 |
— |
||
|
|
|
|
|
|
|
отрабатывается |
экскаватором |
ЭШ-4/40 № 120 |
799,1 |
578,2 |
||
ЭШ-4/40 № 63 |
479,2 |
349,6 |
||||
ЭШ-4/40 с перевалкой ее в вы |
ЭШ-6/60 № 17 |
959,9 |
754,0 |
|||
работанное пространство. За |
|
|
|
|
||
1960 г. этим экскаватором бы |
И т о г о |
2471,4 |
1881,8 |
|||
ло отработано |
236,8 тыс. м3, |
тыс. м° вскрыши. Добыча |
||||
а за 8 месяцев |
1961 г.— 432,3 |
руды производится экскаватором Э-752 на автомобильный транспорт. Себестоимость добычи 1 т марганцевой руды по карьеру составляет около 2,4 руб., вскрыши — около
17 коп/м3.
Александровский карьер рудоуправления им. Орджо никидзе разрабатывает горизонтально залегающий пласт марганцевой руды мощностью около 2 м. Вскрышные породы
77
(мощностью 20—24 м) представлены, в основном, лессо видными суглинками, глинами и песками. Гидрогеологи ческие условия карьера по своему характеру напоминают условия Марьевского карьера, что объясняется постоянной подпиткой горизонта песков водами р. Базавлук, про текающей вблизи карьерного поля. В связи с этим одно временно с горными работами ведутся работы по осушению карьерного поля способом открытых канав. Осушительные выработки опережают вскрышные и добычные работы.
Карьерное поле вскрыто наклонной выездной траншеей с внешним заложением и разрезной траншеей с централь ным примыканием выездной траншеи к разрезной. Вскрыш ные породы намечалось отрабатывать двумя спаренными экскаваторами ЭШ-14/75, но из-за их недостатка и полу чения экскаваторов ЭШ-6/60 в систему разработки было внесено некоторое изменение. Вначале вскрышные породы разрабатывались двумя уступами: передовой уступ высо той 2—5 м — экскаватором ЭКГ-4 на автотранспорт с вы возкой вскрыши на внутренние отвалы; нижний (основной) вскрышной уступ высотою 18—20 м — двумя экскавато рами ЭШ-6/60 с перевалкой пород вскрыши в выработанное пространство карьера.
Рудоуправлением им. Орджоникидзе для Александров ского карьера была разработана схема спаренной работы двух экскаваторов ЭІІІ-6/60 при высоте уступа 20 л и ши рине заходки 30 м (рис. 18). По этой схеме вскрышной экскаватор располагается на промежуточном рабочем гори зонте (+14 м по отношению к кровле пласта) и отрабатывает уступ высотой 12 м. Верхний подуступ высотой 6 м отра батывается верхним черпанием. Верхняя часть (6 м) ниж него подуступа общей высотой 14 м отрабатывается ниж ним черпанием. Вскрышной экскаватор, производя пере валку породы во внутренний отвал, подваливает первичным отвалом откос нижнего подуступа на высоту 8 м. Перева-
78
лочный экскаватор располагается на первичном отвале. Кроме работ по переэкскавации, перевалочный экскаватор производит отработку нижней части (высотой 8 м) нижнего подуступа. По мере подвигания по фронту работы перева лочный экскаватор открывает доступ к пласту марганце вой руды. Угол откоса уступа принят равным 40°, угол
Рис. 18. Схема отработки основного вскрышного уступа экскаваторами ЭШ-6/60 на Александровском карьере (размеры в м).
откоса отвала 30°, высота внутреннего отвала 27 м. Коэф фициент переэкскавации по этой схеме равен 0,161. Схемой предусматривается проходка дренажных канав по пласту и подстилающим породам параллельно откосу вскрышного уступа с заглублением на 2 ж в почву пласта. После отра ботки марганцевой руды канавы будут засыпаться крупно зернистым песком.
После получения экскаватора ЭШ-14/75 в 1960 г. фронт работ в карьере был разделен на два участка. Западный участок (от середины траншеи до западной границы) отра батывается двумя экскаваторами ЭШ-6/60 по описанной выше схеме. Восточный участок отрабатывается экскаватор ром ЭШ-14/75 с перевалкой породы в выработанное про странство. Толща вскрыши на этом участке разделена на
79
два примерно равных на высоте подуступа. Экскаватор, располагаясь на промежуточном горизонте, отрабатывает верхний подуступ верхним черпанием, а нижний — нижним черпанием. Полученный в 1961 г. третий экскаватор ЭШ-6/60
№ 24 используется |
для |
проходки восточной |
разрезной |
||||
|
Табліща 13 |
траншеи. Экскаватором ЭКГ-4 |
|||||
Показатели работы вскрышных |
проходится центральная опе |
||||||
экскаваторов (тыс. м3) на |
режающая траншея на авто |
||||||
Александровском |
карьере |
|
транспорт (табл. 13). |
|
|||
|
Время работы |
Добыча марганцевой руды |
|||||
Экскаватор |
|
8 меся- |
производится |
двумя экскава |
|||
I960 г. |
торами Э-1004 и одним экс |
||||||
|
цев |
||||||
|
|
1961 г. |
каватором Э-801 на автомо |
||||
ЭШ-14/75 № 27 |
705,7 |
2549,8 |
бильный транспорт с вывоз |
||||
кой руды в пункт перегрузки |
|||||||
ЭШ-6/60 № 3 |
1703,3 |
837,0 |
на железнодорожный |
транс |
|||
ЭШ-6/60 № 7 |
1847,0 |
1155,2 |
|||||
порт. Себестоимость добычи 1т |
|||||||
ЭШ-6/60 № 24 |
— |
133,6 |
|||||
ЭКГ-4 № 18 |
338,9 |
534,7 |
марганцевой руды за |
1960 г. |
|||
И т о г о |
4594,9 |
5210,3 |
составила 1,48 руб. и за пер |
||||
вую половину 1961 г.—1,64 р. |
|||||||
|
|
|
Себестоимость |
1 |
м3 |
вскры |
ши по карьеру за 1960 г. составила около 13 коп., и за пер вую половину 1961 г.— 12 коп.
Шевченковский карьер рудоуправления им. Орджони кидзе расположен в северо-западной части бассейна. Кон диционная рудная залежь представлена одним пластом почти горизонтального залегания с очень слабым падением на юг. Мощность пласта более или менее выдержана и колеб лется от 0,6 до 3,1 м при среднем значении 1,85 м. Мощность вскрышных пород в границах карьерного поля колеблется от 29,4 до 74,6 м и в среднем составляет 57лі. Средний коэф фициент вскрыши равен 16,7 м3/т.
Вскрышные породы представлены лессовидными суглин ками, глинами, рыхлым ракушечником и песками. Гидро
80
геологические условия карьерного поля очень сложны. Почти повсеместно наблюдается наличие четырех основных водоносных горизонтов:
1.Грунтовые воды четвертичных отложений. Водо обильность горизонта небольшая, мощность обводненного слоя не превышает 3—5 м.
2.Горизонт общей толщи мергелистых глин. Подзем ные воды приурочены к отдельным трещиноватым прослой кам с примесью песка, мощность обводненного слоя со ставляет 1,5—2 м, достигая местами 6—7 м. Водообиль ность горизонта незначительна.
3.Горизонт нижнего сармата расположен по всей пло щади карьера. Приурочен к мелкозернистым, местами глинистым пескам с линзами и прослойками средне-и круп нозернистых песков. Горизонт безнапорный, со средней водоотдачей 19% и низким коэффициентом фильтрации от 0,11 до 4,52 м в сутки. Водообильность 2—10 м3/ч.
4.Горизонт рудосодержащей толщи палеогена, распро странен повсеместно, приурочен к рудному пласту, подруд ным пескам и песчаным глинам. Основной водосодержащей
породой являются подрудные пески. На значительной части поля горизонт напорный, со средней величиной напора 5 м. Пески пылеватые, мелкозернистые со значительным содер жанием глинистых фракций. Водоотдача— 17%, коэффи циент фильтрации — 0,5—0,6 м в сутки, водообильность
8—20 м3/ч.
Карьерное поле вскрыто наклонной выездной траншеей с внешним заложением (рис. 19). Разрезная траншея про ходится по северной границе карьерного поля на левом (южном) склоне балки р. Соленая. Примыкание выездной траншеи к разрезной фланговое. Трасса разрезной траншеи вначале от места примыкания выездной траншеи к разрез ной идет с запада на восток, а затем поворачивает и продол жается в северо-восточном направлении. Искривленное
6 |
763 |
81 |
положение разрезной траншеи обуславливается стремле нием пройти ее по площади с наименьшей мощностью нано
сов, чем снизить капитальные затраты и использовать су ществующие выработки Мало-Шевченковского карьера. Отработку карьерного поля намечается производить в на правлении с севера на юг с одновременным выравниванием
82