ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
новленного образца, где проставляется № табеля шофе
ра, № колонны и число.
В контрольном талоне шофер проставляет гаражный
номер, |
марку |
айтомобиля, дату, количество бензина |
в баке, |
затем |
идет к автомобилю и проверяет работу |
двигателя.
В случае обнаружения технической неисправности в автомобиле шофер тут же сообщает об этом начальни ку колонны и обращается в цех для устранения дефекта. После устранения дефекта начальник соответствующего цеха ставит (в контрольном талоне) штамп своего цеха и время простоя.
Далее в диспетчерской шофер сдает талон, получает путевой лист и пропуск на проезд по городу. В путевом листе записываются показания спидометра и количество
бензина.
Технически исправный автомобиль подъезжает к вы ездным воротам. Контролер ОТК после проверки техни ческого состояния автомобиля и показания спидометра проставляет время выбытия и расписывается в путевом листе. После этого автомобиль выезжает на линию.
При возвращении с линии автомобиль подъезжает к выездным воротам, где контролер ОТК проверяет тех ническое состояние автомобиля, записывает обнаружен ные дефекты, выписывает требование на заявочный ре монт. В путевом листе проставляет время прибытия ав томобиля, замеряет количество бензина и записывает
в путевой лист остаток в баке и показания спидометра..
После этого автомобиль пропускается на территорию' автобазы и направляется к бензоколонке, где шофер за правляет его бензином, а в путевом листе проставляет, сколько бензина заправйл, а также суммарное количе ство бензина.
После заправки автомобили, проходящие по графику первое техническое обслуживание, направляются в зону профилактики, где последовательно проходят посты тех нического обслуживания.
Автомобили, требующие текущего ремонта, направ ляются в зону заявочного ремонта. Автомобили, предназначенйые для второго технического обслуживания, по ступают на линию технического обслуживания согласно1 утвержденному почасовому графику. При этом авто-
20
мобиль должен прибыть в назначенное время независимо от продолжительности рабочего дня.
Остальные же автомобили направляются в зоны стоя нок соответствующих колонн, где их принимает дежур ный колонны.
Дежурный колонны отмечает в журнале дату и часы прибытия автомобиля, количество топлива в баке, обна руженные аварийные дефекты.
После всего этого шофер сдает в диспетчерскую пу тевой лист.
В зависимости от порядка работы автохозяйства, ко личества автомобилей, подлежащих выпуску, и условий работы на объектах клиентуры применяются различные
графики выпуска — единовременный, последовательный и ступенчатый.
Чаще всего в автохозяйствах применяется ступенча тый график, который предусматривает выпуск автомоби лей группами, через определенный промежуток време ни. Такой порядок выпуска позволяет обеспечить подачу
автомобилей на любой объект в количестве, предусмот ренном планом, дает возможность технической службе
более тщательно проверять техническое состояние по движного состава, выходящего на линию. Шофер дол жен знать содержание задания на перевозку, а также особенности предстоящей работы.
Шоферы и диспетчеры должны соблюдать установ ленные правила заполнения путевого листа.
Форма путевого листа является единой для всех ав томобилей и всех видов грузовых перевозок. Выезжать на линию без путевого листа ни один шофер не имеет права.
Путевой лист является документом строгой отчетно сти и должен иметь номер и печать организации.
Лицевая сторона путевого листа заполняется диспет черской службой автохозяйства. Шофер должен прове рить правильность заполнения граф листа и наличие
подписи механика, подтверждающего техническую ис правность автомобиля. Шофер своей подписью на путе вом листе подтверждает принятие технически исправно го автомобиля, а расписываясь в книге движения путе вых листов, подтверждает, что принял путевой лист и все документы.
4—1033 |
21 |
Передовые шоферы не только добросовестно выпол няют свой служебный долг, но и стараются подметить не достатки, связаннее с их трудовой деятельностью.
Шофер должен способствовать тому, чтобы клиент сократил затраты времени на выполнение погрузочно-
разгрузочных операций. За задержку автомобиля сверх
предельных норм времени на выполнение погрузочно-раз
грузочных работ с клиента взимается штраф, и, наобо рот, за каждую минуту сокращения простоя автомобилей против установленных норм при погрузочно-разгрузоч ных работах клиенту предоставляется скидка с общей суммы, причитающейся за перевозку.
Если клиентом предъявляется заявка на подачу авто мобиля с брезентом и веревками, шофер, согласно отмет ке в путевом листе, обязан прибыть к месту работы,
имея на автомобиле брезент и веревки. При перевозках грузов, которые могут повредить или сильно загрязнить брезент, шофер должен требовать от клиента предостав ления брезента.
Пункты приема и сдачи грузов должны быть откры ты в течение времени, обусловленного специальным со глашением клиента с автохозяйством, или в течение времени, установленного для данного предприятия вы
шестоящей организацией. Прием и отпуск грузов необхо
димо беспрепятственно производить в любое время с мо
мента открытия до закрытия этих пунктов, без пере рывов.
Шофер должен помнить, что автохозяйство получает плату с клиента только за фактически перевезенное ко личество груза. В случае недогруза автомобиля по вине клиента, т. е. при предъявлении клиентом к перевозке
меньшего количества груза, чем указано в его заявке,
должно быть засчитано заявленное количество груза. По фактическому весу перевозимого груза автохозяйство учитывает и выполнение своего производственного пла на. Поэтому шофер в целях полного использования гру
зоподъемности автомобиля должен следить за правиль ным размещением груза на грузовой платформе. В осо бенности это относится к перевозкам легковесных гру зов. Шофер не вправе отказываться от загрузки автомо
биля до его полной грузоподъемности, а при перевозке легковесных грузов — до заполнения всей площади гру зовой платформы автомобиля.
22
После прибытия автомобиля к месту погрузки клиент
не вправе самовольно изменять задание шоферу, впи санное в путевой лист.
Изменения могут быть допущены только после согла
сования данного вопроса с диспетчером автохозяйства. Независимо от того, согласился ли диспетчер на измене
ние задания шофера, клиент платит за это изменение штраф в соответствии с Правилами применения единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспор том. Поэтому шофер обязан оформить это изменение со ответствующей отметкой в путевом листе, а в некоторых случаях даже и составлением особого акта.
Шофер должен отмечать в путевом листе время при бытия не в момент постановки автомобиля под погрузку
или разгрузку, а в момент фактического прибытия авто
мобиля на территорию данного пункта.
В отдельных пунктах погрузки или разгрузки из-за
неорганизованности создаются систематические очереди за воротами данного предприятия. В таких случаях шо фер должен отметить время прибытия непосредственно после того, как он поставит свой автомобиль в очередь перед воротами предприятия.
Такая отметка служит для шофера оправданием в потере времени при выполнении погрузочно-разгрузоч
ных работ. Кроме того, поскольку с клиента взимается штраф за задержку автомобиля сверх нормативного времени, точное оформление простоя сверх норм способ ствует наведению порядка на данном пункте погрузки или разгрузки.
Неправильная или неточная отметка времени про стоя .автомобиля под погрузкой или разгрузкой может лишить автохозяйство права получения с клиента штра
фов за излишнюю задержку автомобиля.
Обстоятельному оформлению подлежат пробеги авто
мобиля, вызванные отсутствием груза в пункте отправ
ления или его непринятием в пункте назначения.
Шофер должен иметь в виду, что согласно |
указан |
||
ным выше Правилам клиент обязан взыскивать |
в уста |
||
новленном |
порядке штрафы, |
уплаченные автохозяйству |
|
за простои |
или излишний пробег автомобиля, с действи |
||
тельных виновников простоя |
на основании |
данных |
э времени прибытия и отправления автомобиля по путе-
4* 23
вому листу. Это обстоятельство в отдельных случаях бу
дет вызывать виновников попытки уклониться от подпи
сания путевых листов или особого акта. В таких случаях шофер должен оформить акт особенно тщательно, ука зав должность и фамилию представителя клиента, в рас поряжении которого он находился, и обязательно по лучить подпись свидетеля, так как не исключена возмож ность, что лицо, виновное в простое или прогоне, впослед ствии будет стремиться доказать свою правоту, обвиняя самого шофера в прогоне или простое автомобиля.
Во время работы на линии шофер всецело подчиняет ся дежурному диспетчеру автохозяйства, а также и ли нейным инспекторам, если они предусмотрены в штате автохозяйства. Шофер обязан точно выполнять распоря жение диспетчера и линейных инспекторов. При работе на трактах или в отдаленных местах от автохозяйства и при отсутствии телефонной связи с диспетчером шофер может получить оперативные распоряжения или указа ния от начальников пунктов или контор, встречающихся
на пути следования автомобиля и входящих в одну систе му с тем автохозяйством, в котором он работает.
Если дежурный диспетчер по телефону или линейный инспектор устно делают какие-либо распоряжения, из меняющие основное задание, вписанное шоферу в его пу тевой лист, он должен в первом случае потребовать под писи линейного инспектора.
Кроме простоев по вине клиента, могут быть простои или использование автомобиля для экстренных надобно стей по требованию органов милиции. Такие простои или использование автомобиля должны быть оформле ны надлежащим порядком.
После оказания технической помощи шофер должен потребовать от механика, оказавшего ему помощь на линии, отметки в путевом листе или на особом бланке
(если такие бланки заведены в автохозяйстве) времени прибытия и убытия автомобиля технической помощи с кратким описанием выполненного ремонта.
Когда автомобиль вследствие неисправности останав ливается неподалеку от своего гаража, диспетчер пред
лагает шоферу по возможности обойтись без техниче
ской помощи и постараться самостоятельно возвратить ся в гараж для устранения неисправности В таких слу чаях, въезжая на территорию гаража, шофер должен по-
24
лучить отметку о времени въезда в ворота и немедленно поставить в известность дежурного диспетчера о своем прибытии в гараж. По устранении технических непола док и при возможности повторного выезда из гаража шофер предварительно запрашивает диспетчера, следу ет ли ему продолжать выполнение полученного утром задания или оно будет изменено.
Шофер выезжает из гаража только после оформления в установленном автохозяйством порядке отметок о вре мени, затраченном на заезд по технической неисправ ности.
Заключительным этапом в работе шофера является сдача автомобиля в гараже и окончательное оформление документов.
По окончании своей работы на линии шофер офор
мляет путевой лист в последнем пункте разгрузки гру за. Закончив последнюю разгрузку, шофер не должен заезжать в место погрузки или в какой-либо другой пункт для оформления документов, даже если этого тре бует клиент.
По возвращении после работы на линии в гараж шо фер должен получить отметки на лицевой стороне путе вого листа о времени возвращения в гараж и показаниях спидометра.
После сдачи автомобиля шофер направляется к дис петчеру, который вносит в путевой лист все необходимые
отметки, касающиеся, например, затребования им в тече ние дня технической помощи, получения распоряжений
от диспетчера об изменении его задания и т.п.
Все эти отметки заносятся в путевой лист на основа нии записей в диспетчерском журнале. Оформление от меток в путевом листе шофера должно быть произведено дежурным диспетчером.
Путевой лист сдается только диспетчеру, контролеру или другому лицу, специально выделенному для этого. Ни в коем случае не следует откладывать сдачу путево го листа до утра следующего дня, потому что утром, в
момент выезда на линию, шоферу дорога каждая минута.
Вся выполненная в течение дня работа по окончании
рабочего дня должна быть подытожена в окончательном виде.
25
В процессе обработки данных путевого листа част® возникают вопросу, которые могут быть разрешены только в присутствии самого шофера. Поэтому во избе
жание недоразумений лицо, принимающее путевой лист,
должно получить от шофера разъяснения по всем непо нятным записям и отметкам в путевом листе. Шофер обязан дополнить словесно то, что ему не удалось за писать на лицевой стороне путевого листа или’в особо составленном акте. Правильное заполнение разделов
путевого листа не представляет трудностей и обеспечи вает правильный учет выполнения производственной
программы по автохозяйству, а также способствует пра вильному начислению заработной платы шоферу.
ВЛИЯНИЕ ШОФЕРА
НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
На производительность грузового автомобиля боль шое влияние оказывает сокращение времени на погру зочно-разгрузочные работы.
Среди некоторых шоферов существует неправильное
мнение о простоях в погрузочных пунктах. Такие шофе ры считают, что сокращение времени погрузки и разгруз ки зависит только от администрации и обслуживающего персонала погрузочно-разгрузочных пунктов. Однако практика показывает, что сокращение времени на эти работы в значительной степени зависит от шофера.
Сокращение времени простоя под погрузкой и раз грузкой имеет особенно большое значение при работе ав томобильного транспорта на коротких расстояниях, когда свыше половины всего рабочего времени автомобиля за трачивается на стоянку под погрузкой и разгрузкой.
В автохозяйствах общего пользования автомобили выпускаются на линию по графику с соблюдением ин тервалов. Такой порядок выезда шоферов из гаража по зволяет им прибывать к месту погрузки не одновременно, а в определенной последовательности. Это исключает скопление под погрузкой большого количества автомо
билей.
Нарушение графика отдельными шоферами и произ вольный выезд из гаража, а следовательно, и несвое
временное прибытие к месту первой погрузки может при-
26
вести к образованию очередей автомобилей, ожидаю щих погрузку, сверхнормативному простою автомобилей. Опоздание прибытия автомобиля к месту погрузки вле
чет за собой простой погрузочно-разгрузочных меха низмов.
Несвоевременное прибытие к месту погрузки наруша ет планомерность работы на весь рабочий день. Прибы тие с опозданием к обусловленному в заявке времени вызывает простой в работе грузчиков. При опоздании шофера грузчики имеют в начале дня простой, но закан чивают работу в установленное для них время, шофер же будет иметь недоработку 1—2 часа.
Погрузочно-разгрузочные работы производятся, как правило, средствами клиента, т. е. его рабочими или ме ханизмами (исключая работу автомобилей-самосвалов).
Клиент обязан обеспечить погрузку и разгрузку груза без превышения нормативного времени.
Шофер должен следить за выполнением этих норм,
содействовать их сокращению (например, соответствую щим маневрированием автомобиля), а в случае.слишком больших простоев должен поставить в известность дис петчера, независимо от того, оформляется ли этот про стой клиентом в установленном порядке или нет.
Сокращение фактического простоя против норм вре мени, установленных на погрузку и разгрузку, отвечает интересам клиента, так как за каждую минуту сокраще ния простоя автомобиля ему предоставляется скидка с общей суммы, причитающейся за перевозку грузов
Добиваясь сокращения продолжительности погрузки,
клиент должен принять меры к тому, чтобы подлежащий
перевозке груз был предварительно подготовлен, рас
сортирован, в необходимых случаях упакован, а при возможности также и взвешен. Необходимо подготовлять к погрузке любые грузы, в том числе и массовые нава
лочные строительные материалы, которые в зимнее вре мя должны быть разрыхлены и освобождены от снега.
Особая предосторожность необходима при перевозках цемента. Клиенты часто нарушают правила перевозки
его. Иногда, например, они требуют от шофера, чтобы он перевозил груз в неисправной или в несоответствую щей условиям перевозки таре. Шофер имеет право в та ком случае отказаться от перевозки этого груза.
Нередко погрузочно-разгрузочные пункты и подъезд
27
ные пути к ним находятся в плохом состоянии. Это от нимает у шофера много времени на подъезд к ним. Бы вает, что автомобиль застревает, и требуются большие усилия, чтобы вытащить его. Много времени и труда нужно на маневрирование автомобиля, чтобы подъехать к погрузочному пункту. Поэтому шофер может потре бовать от администрации предприятия, в ведении кото рого находятся погрузочно-разгрузочный пункт и подъ ездные пути к нему, чтобы был наведен соответствующий
порядок. Погрузочно-разгрузочные пункты клиент обя
зан обеспечить вспомогательным инвентарем, а подъезд ные пути твердым покрытием. Эти мероприятия намно
го ускорят процесс выполнения погрузочно-разгрузочных
работ, сократят время простоя автомобиля, а следова тельно, будут способствовать повышению производитель ности автомобиля.
Большое значение имеет личная инициатива шофера при проведении погрузочно-разгрузочных работ, осо
бенно когда они выполняются вручную.
Если шофер видит, что погрузку и разгрузку выпол няют малоопытные грузчики, он может оказать им свою
помощь советом, как ускорить работу. Это обычно приво дит к сокращению простоев автомобилей, к более полно му использованию их грузоподъемности и, следователь
но, к повышению производительности труда. А если по грузка будет осуществлена за более короткий срок, чем это предусмотрено нормами, то шофер сможет сделать дополнительную ездку и, таким образом, перевезти боль ше груза, чем положено по заданию.
В последнее время на автомобильном транспорте принимаются серьезные меры для механизации погрузоч
но-разгрузочных работ. Однако на многих пунктах по
грузка грузов и разгрузка автомобилей все еще выполня ются вручную.
При перевозках массовых навалочных грузов автомо билями-самосвалами следует принять все меры, чтобы погрузка осуществлялась экскаваторами или другими погрузочными механизмами.
О том, как много может сделать инициативный шо фер для сокращения времени простоя при механизиро ванной погрузке, свидетельствует такой факт. На Любе рецкий кирпичный завод несколько автобаз направиле свои автомобили за кирпичом. Количество автомобилей
28