Файл: Неровнов В.Я. Эксплуатация грузового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешняя шина будет

иметь

одинаковый

контакт с

до­

рожным покрытием.

автомобиль новых шин целесооб­

При установке на

разно с

целью уменьшения

нагрузки

на

них давление

воздуха во внутренней шине несколько

уменьшить

по

сравнению с шиной, установленной на

внешнее колесо.

Опыт работы передовых шоферов

 

 

 

показал

правильность такого

сниже­

 

 

 

ния давления воздуха в шинах.

 

 

 

Раз в месяц (примерно через каж­

 

 

 

дые 6 тыс. км) мы производим

пере­

 

 

 

становку шин по схеме,

рекомендо­

 

 

 

ванной инструкцией (рис. 3). Этим мы

 

 

 

обеспечиваем равномерный износ про­

 

 

 

тектора на всех покрышках. Шины на

 

 

 

прицепе мы не переставляем, так как

 

 

 

нагрузка у них одинаковая, но за дав­

 

 

 

лением воздуха в этих шинах следим

 

 

 

внимательно.

перестановки и

 

 

 

Во время каждой

 

 

 

при монтаже новых шин мы приводим

Рис. 3. Схема

 

в порядок диски колес, очищаем их от

 

перестановки

 

грязи,

выправляем,

если появляются

 

шин

 

погнутые места, красим. Ободные лен­ ты, камеры и внутреннюю поверхность покрышки покры­ ваем тонким слоем талька.

При монтаже и демонтаже шин следует применять только специальные лопатки, при этом необходимо сле­

дить, чтобы обода не были грязными, ржавыми и не име­ ли погнутых бортов.

Чтобы избежать образования складок камеры, после накачивания воздуха надо открыть вентиль и полностью

выпустить воздух, а затем снова накачать воздух в ка­

меру до нужного давления.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы между покрышками и камерами не было песка, грязи и других посторонних частиц, которые могут преждевременно вы­ вести шины из строя, следить за сохранностью колпачка вентиля, потеря которого приводит к засорению и порче

воздушного клапана вентиля, не допускать

попадания

на шины нефтепродуктов (бензина, масел и

др.), кото­

рые разрушающе действуют на резину. Особенно тща­ тельно надо следить за исправностью сальников колес.

43


Немаловажную роль для увеличения срока службы шин играет соблюдение рекомендованной заводом-изго­ товителем правильной установки передних колес.

Углы установки колес в процессе эксплуатации авто­ мобиля могут быть нарушены. Неправильный развал и схождение вызывают повышенный односторонний из­ нос шин.

Нельзя упускать из виду еще одну особенность ухода за автомобилем. Тормоза должны одновременно дейст­

вовать на все четыре колеса. Недопустимо, когда неодно­ временно затормаживаются левые или правые колеса (по ходу движения). Неправильная регулировка приводит к резкому износу протектора тех колес, которые затор­ маживаются первыми. Уход за шинами необходимо соче­ тать с правильным вождением автомобиля.

Следует избегать слишком резкого трогания автомо­ биля с места, так как при этом возможны буксование ко­ лес и износ протектора. Резкое трогание особенно вредно

зимой во время оттепели, когда шины во время длитель­ ной стоянки могут примерзнуть к ледяному покрытию дороги, при этом не исключена возможность отрыва про­ тектора шины.

При движении автомобиля большое значение приоб­ ретает соблюдение определенной скорости на разных ти­ пах дорог. Скорость движения автомобиля надо снижать на дорогах, находящихся в неудовлетворительном тех­ ническом состоянии, так как неровности дороги и раз­ личные предметы могут вызвать повреждение шин.

Часто можно видеть, как малоопытные шоферы, подъезжая к остановке, резко нажимают на педаль тор­ моза и останавливают автомобиль.

При таком резком торможении, как известно, авто­ мобиль проходит значительное расстояние по инерции. Это приводит к тому, что шина с заторможенными коле­ сами будет скользить по асфальту, что неизбежно ведет к усиленному неравномерному износу протектора.

Мы придерживаемся правила — как можно меньше тормозить. К любой вынужденной остановке мы стараем­ ся подъезжать п,о инерции, плавно и прерывисто нажи­ мая на педаль тормоза. Такой метод торможения сохра­ няет не только шины, по и уменьшает износ агрегатов и механизмов автомобиля.

44

Работа на постоянных маршрутах позволяет изучить

дорогу. Шофер, хорошо знакомый с маршрутом, знает,

на какой скорости двигаться на определенном участке пути, производит своевременное торможение при при­

ближении к препятствиям, а если можно то объезжает

эти препятствия.

Особенно важно знать маршрут при движении по про­ селочной дороге или шоссе поздно вечером или ночью, когда для освещения пути приходится пользоваться све­ том фар.

Однако бывает и так, что некоторые шоферы, еже­ дневно проезжая по одному и тому же маршруту, не за­ мечают особенностей дороги. Например, лежит на пути какой-либо предмет. Одни шоферы осторожно проезжа­ ют это место, объезжая этот предмет, или снижают скорость движения, другие же не обращают внимания и наезжают на него. Это часто приводит не только к по­ вреждению шин, но и к поломкам ходовой части'автомо­

биля. Такое необдуманное вождение чаще всего являет­ ся причиной крупных повреждений и ускоренных износов шин. Сознательный шофер, если видит случайный предмет, мешающий движению, остановится и уберет предмет. Поступок на первый взгляд обычный, но поль­ зу часто приносит большую. Только так должны посту­

пать шоферы.

Впути также приходится опасаться крупных камней

ипредметов, застревающих между сдвоенными шинами.

Случайно застрявшие предметы не только могут вызвать повреждение покрышки, но также представляют боль­ шую опасность для окружающих. Поэтому на останов­

ках мы осматриваем шины и удаляем эти предметы. Летом в жаркие дни при длительном движении авто­

мобиля шина сильно нагревается, это приводит к ухуд­

шению упругих свойств резины и может привести к вну­

треннему разрыву каркаса. Во избежание этого рекомен­ дуется делать периодические остановки, необходимые для охлаждения и осмотра шины. При длительных сто­

янках целесообразно ставить автомобиль и прицеп в тень, чтобы предохранить шины от вредного влияния

солнечных лучей.

Переезжая через трамвайные и железнодорожные пу­ ти, ухабы и неровности дороги, обязательно снижаем

скорость. Нет ничего вреднее для шин, чем переезд на

45


большой скорости через трамвайные рельсы,

так

как

при этом возможны порезы и повреждения шин.

 

Говоря об острых предметах, которые

могут

по­

вредить шины, необходимо отметить, что они могут быть не только на дороге. Чаще всего камни, разбитое стекло,

щебень и другие предметы бывают при

подъездах к ме­

 

стам разгрузки или погрузки, особен­

 

но на строительных площадках.

 

Это

заставляет

шофера выбирать

 

наиболее удобные пути подъезда к ме­

 

стам погрузки и разгрузки, что предо­

 

храняет шины от повреждений. Неко­

 

торые

же нерадивые

шоферы прене­

 

брегают такой

предосторожностью, а

 

затем удивляются тому, что шины бы­

 

стро приходят в негодность.

 

При работе автомобиля в плохих

 

дорожных условиях,

на

проселочных

 

дорогах и т. д. приходится пользовать­

 

ся цепями противоскольжения (рис. 4).

 

Цепи противоскольжения

значительно

 

увеличивают

сцепление

шин с доро­

Рис. 4. Цепь про­

гой, но сильно изнашивают шины, по­

тивоскольжения,

этому

пользоваться

 

-цепями рекомен­

смонтированная на

дуется

только

на

труднопроходимых

шине

дорогах, снимая их на дорогах с твер­

дым покрытием.

Однако не все шоферы следуют этому правилу. Ча­ сто приходится наблюдать, как шофер, который, видимо, возвращается из загородной местности, где ему прихо дилось вести автомобиль по плохой дороге, при движе­

нии по дороге с твердым покрытием не снимает цепи

сколес, что приводит к быстрому износу шин.

Вразделе «Увеличение срока службы автомобильных шин» мы коснулись только ряда вопросов организации

труда шофера, повседневно участвующего в большом де­ ле — экономии шин.

Чтобы наглядней представить народнохозяйственное значение этой задачи, достаточно привести некоторые

цифры. Расходы на шины, составляют 5—7% стоимости

эксплуатации легкового автомобиля, 15—17%

автобуса

и 25—32/Уо грузового автомобиля. Затраты на

приобре­

46


тение и установку новых шин составляют более 6% всех издержек при эксплуатации автомобильного транспорта.

Увеличение срока службы шин на 10% означает для народного хозяйства экономию в 700—800 млн. руб.

УВЕЛИЧЕНИЕ МЕЖРЕМОНТНОГО ПРОБЕГА

Важными факторами увеличения межремонтного про­ бега являются постоянный уход и наблюдение за автомо­ билем, своевременное техническое обслуживание, каче­ ственный ремонт, правильное вождение и т. д.

Повседневный уход за автомобилем и своевременное проведение технического обслуживания позволили нам сократить затраты времени на ремонт почти на 70% по сравнению с нормой, полагающейся на километр пробе­ га. Расходы по техническому обслуживанию и ремонтам, падающие на один километр пробега, равнялись у нас 3 коп., тогда как по автобазе они составили около 6 коп.

Все прямые затраты, зависящие от шофера (топливо,

шины), техническое обслуживание и ремонты мы снизи­ ли на 27% против плана.

Общий пробег нашего автомобиля составил более 500 тыс. км. Такой пробег достигнут не потому, что мы понижали загрузку автомобиля. Мы тщательно оберега­ ли наш автомобиль от поломок, преждевременного изно­ са, но никогда не оберегали его от работы. Используя

прицеп, мы довели среднюю грузоподъемность автопоез­ да до 6,5 т,_ коэффициент использования грузоподъемно­ сти составил 0,95. ■

В течение трех лет мы из месяца в месяц перевыпол­ няем план перевозок как в тоннах, так и в тонна-кило­ метрах. При хорошем техническом состоянии автомобиля и правильном вождении можно максимально исполь­ зовать его работоспособность. Не следует забывать, чго шофер должен давать возможно больше транспортной продукции с каждого километра пробега автомобиля и одновременно максимально сокращать все зависящие от него расходы.

Организация работы автомобильного транспорта, со­

средоточение значительного количества

автомобилей

в крупных хозяйствах дали вс зможность

более рацио­

нально использовать автомобильный парк и обеспечить

его качественное техническое обслуживание и ремонт.

47

В автохозяйствах внедряется передовая технология тех­ нического обслуживания автомобилей.

Создаются посты поточного технического обслужива­

ния с современным оборудованием, ускоряющим и улуч шающим обслуживание и ремонт.

Автохозяйства оснащаются новыми марками автомо­ билей, обладающих повышенной износостойкостью агре­

гатов и деталей механизмов, благодаря надежности и прочности отдельных агрегатов и деталей автомобили новых марок характеризуются более высокими межре­ монтными пробегами.

Однако, несмотря на все это, активность миллионов-

шоферов, их творческий труд и инициатива имеют боль­ шое значение в борьбе за увеличение межремонтных про­ бегов.

В практике своей работы большое значение мы при­ даем подготовке автомобиля к работе. Прочно вошло

в нашу работу правило—передать автомобиль сменщи­ ку в состоянии полной технической исправности.

Тщательно, в полном объеме и своевременно выпол­ ненное техническое обслуживание автомобиля и прицепа предотвращает случайные простои на линии и обеспечи­ вает сокращение работ по текущему ремонту и повыше­ ние межремонтных пробегов.

Все неисправности, замеченные при работе на линии, мы стараемся устранить в ту смену, во время которой они обнаружены. В тех случаях, когда по каким-либо причи­ нам устранить неполадки не удалось, каждый из нас

оставляет записку с перечнем неустраненных дефектов Первое техническое обслуживание автомобиля прово­ дится без участия шофера, однако во многих, особенно

малооснащенных, хозяйствах шоферы участвуют в ТО-1. При этом каждому шоферу необходимо тщательно просмотреть автомобиль снизу, проверить состояние аг­ регатов и деталей механизмов. Своевременное устране­

ние замеченных неполадок при первом техническом об­ служивании сокращает объем текущего ремонта и вто­ рого технического обслуживания.

Второе техническое обслуживание проводится на на­ шей автобазе поточным методом, т. е. автомобиль после­

довательно проходит специализированные посты (№ 1 — 7, рис. 5), на которых выполняются определенные опе­ рации.

48