ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
тельное зрелище: насколько охватывает глаз, стояли каменные и деревянные до ма, большей частью одноэтажные и двух этажные. Редко-редко поднимались над ними высокие здания.
В городе выделялись церкви и среди них колокольня Ивана Великого в Крем ле, Сухарева башня. Когда пролетал над Сухаревой башней, то чуть не задел за нее ногами. Тогда об этом много в газе тах писали. Весь Сухаревский базар вопил: «Ногами заденет1 Ногами за денет! Я и сам боялся столковения с башней.
Москва с воздуха казалась сплошным лабиринтом: кривые улочки, переулки, тупики так переплетались, что разобрать ся в этом хаосе было невозможно. Пыль ные, покрытые булыжником мостовые, не мощеные переулки и пустыри на окраи нах. Бесконечные лабазы, лари, балага ны и лошадиные обозы на Болотной пло щади, в Охотном ряду, возле Китайгород ской стены и даже на Красной площади превращали Москву в большую деревню. На Ямских улицах пасли коров.
А Москва-река... Мелкая, грязная, за киданная всяким мусором, с глинистыми берегами, она казалась тогда длинной
48
лужей. Единственное, что было красиво, это Кремль. Его дворцы, соборы, башни и стены радовали глаз, и я старался про лететь поближе к Кремлю.
«Фарман» держал курс на Высшее техническое училище, где в это время на ходился Н. Е. Жуковский. Пролетев низ ко над зданием, Российский очутился над рекой Яузой и чуть-чуть не угодил в нее, ибо попал в «воздушную яму». Спасли находчивость, мгновенная реакция. Внизу показались корпуса военного училища. Чуть дальше — Анненгофская роща. На опушке ее и приземлился летчик.
Собравшиеся на маевку встретили Российского восторженно, стали качать. Сотни рабочих и членов их семей с любо пытством рассматривали самолет. Борис Илиодорович стал объяснять устройство летательного аппарата. Стихийно возник митинг. Металлурги подарили гостю ко жаный портсигар. Их представитель в теплой, прочувствованной речи заявил, что придет время, и рабочие по-настояще му отблагодарят Российского.
Собрался летчик покатать новых дру зей, как вдруг нагрянула полиция. Народ оттеснили, стали разгонять, а пилота пристав арестовал и повел в участок,
49
заявив, что привлечет к ответственности за прилет на нелегальное собрание.
Пришлось Российскому, дабы не ос ложнять дело, придумать «сказочную» историю. Сводилась она к следующему: «Опустился здесь случайно, летел в Выс шее техническое училище показать про фессору Жуковскому и товарищам, как летаю. Провалился в «воздушную яму» и, едва не грохнувшись в Яузу, сел на пер вую попавшуюся площадку.
Пристав поверил, но все-таки доло жил градоначальнику. Последовало рас поряжение — держать до более подроб ного выяснения обстоятельств. Ночевал пилот в участке. На другой день градо начальник принял «мудрое» решение — аппарат разобрать и отправить на аэро дром.
Вся Москва уже знала о полете и об аресте Российского. Тут и газеты поста рались, поместив информацию на вид ных местах. Тысячи людей двинулись в Лефортово, к месту посадкш«Фармана». Полиция попала в затруднительное поло жение, ибо летчик отказался разбирать аппарат, заявив: «Сам ничего сделать не могу, дело очень сложное. Требуются ме ханики». Российский добавил, что если
50
аппарат будет поврежден, то ответствен ность ляжет на полицию.
Дальше события развертывались так.
—Под видом осмотра аппарата,— рассказывает Борис Илиодорович,— я по дошел к своему «Фарману». Возле него стоял мой механик. Сделав ему знак ру кой «запустить мотор», я закричал:
—Что ты наделал! Дальше от мото ра, а то взорвется!
Полицейские отскочили. Мотор стре лял, как из пулемета. Выхлопные газы выбрасывались в воздух вместе с пламе нем, ибо мотор был с вращающимися цилиндрами и не имел патрубков.
Глянул я на полицейских, в ужасе отбегающих от аппарата. Эх, думаю, была ни была! Вскочил в самолет, дал газ, разогнал машину и взмыл в воздух.
Народ приветствовал меня криками «ура». Мужчины подбрасывали кепки и фуражки. А я стал летать низко, гоняя полицейских. Рабочие надрывались со смеху. Потом набрал высоту и лег курсом на аэродром.
Вдруг слышу, мотор делает перебои и вот-вот заглохнет. Обернулся, смотрю в бензинном баке отверстие для доступа воздуха закрыто спичкой. Прилетев, я
51
зоткнул ее, чтобы бензин не испарялся, но впопыхах забыл о ней. Выдернул спич ку, и мотор заработал на полную мощ ность, а ведь он чуть не остановился над Москвой...
До Ходынского поля добрался без приключений. Ввел аппарат в ангар и думаю: «Ну, теперь возни с полицией не оберешься, скандал будет грандиозный».
И действительно, скандал назревал. К тому же хозяева лошадей, испуганных полетом Б. И. Российского, предъявили ему иск за поломанные пролетки.
В это время в Москву для участия в соревнованиях прибыли другие авиаторы. Все активно включились в кампанию за освобождение их московского друга от наказания, за допущение его к соревно
ваниям. И |
это достигло цели. Поли |
|
ция лишь |
оштрафовала летчика. Прав |
|
да, после |
соревнований |
градона |
чальник конфисковал завоеванные Р ос сийским призы, но это не имело особого значения: ведь летчика могли посадить в тюрьму за полет к рабочим ни запрещен ную массовку!
Перебирая газетные вырезки, про сматривая старые фотографии, мой собе седник Ь живостью и энергией, удивитель-
52
ной для его возраста, говорит о разных авиационных событиях.
Устроенный осенью 1910 года Всерос сийским аэроклубом в Петербурге празд ник воздухоплавания положил начало со ревнованиям русских авиаторов.
В Москве успех имели «авиационные недели» с участием Российского, Ефимо ва, Васильева и других. «Неделями» назывались состязания на призы. Они проводились Московским обществом воз духоплавания, состоявшим преимущест венно из заводчиков, местной знати, куп цов и всякого рода дельцов, желавших использовать авиацию в коммерческих целях.
Авиация развивалась в малоблаго приятных условиях, ибо царское прави тельство не хотело тратить ни копейки на новое дело. Но все же русский народ выдвинул из своей среды ряд выдающих ся изобретателей, летчиков, конструкто ров, ученых.
Первым значительным перелетом явился перелет из Петербурга в Москву в июле 1911 года. В нем участвовали де вять летчиков.
Поднялись в воздух на рассвете. Прошло немного времени, как начались
5 а
одна за другой аварии и катастрофы. У деревни Вины совершил вынужденную посадку Уточкин. Опасаясь попасть в глубокий овраг, он выпрыгнул и получил при ударе о землю тяжелые увечья, по сле чего летать не мог. Костин сделал вы нужденную посадку на улице города Вал дая. Агафонов ударился о забор и разбил аппарат, Масленников упал в болото.
В неудачах повинны организаторы и прежде всего высокопоставленные чины военного ведомства и полиции, которые в последнюю минуту запретили пользовать ся красными флажками для обозначения посадочных площадок и лишили авиа торов карт.
Один лишь Васильев на самолете «Блерио» с мотором «Гном» в 50 лошади ных сил сумел прилететь в Москву на другое утро. Путь занял у него 24 часа 41 минуту 14 секунд. В одной из газет по бедитель заявил, что наша родина вправе гордиться смелыми, неустрашимыми авиаторами и что русской авиации при надлежит блестящее будущее.
В 1912 году состоялись два крупных по тому времени перелета — из Севасто поля через Москву в Петербург. Летели на лучших в то время двухместных фран-
54
цузских самолетах «Ньюпор» с мотором «Гном» в 50 лошадиных сил. Скорость достигала 110 километров в час и счита лась по тому времени очень высокой. Но моторы были настолько плохи, что в пути их приходилось много раз снимать и раз бирать, что очень задерживало лет чиков.
Чтобы самолеты могли взять больше горючего и пройти без посадки наиболее длинные этапы, механики высаживались из машин и по железной дороге догоняли их. В большинстве случаев им это удава лось, ибо летчики обычно застревали в дороге. Случалось, что механики, обог нав самолеты, возвращались разыскивать
летчиков |
где-нибудь в пути. |
При таких |
||
условиях |
летчик Дыбовский |
преодолел |
||
расстояние |
Севастополь |
— Москва |
||
(1700 километров) |
за... 23 дня. Наиболь |
|||
ший перегон |
без |
посадки — Александ |
р о в а — Харьков—юн пролетел за 3 часа 22 минуты.
После двухнедельного пребывания в Москве Дыбовский завершил перелет, добравшись до Петербурга. Одновремен но с ним летчик Андриади прилетел на «Ньюпоре» из Севастополя в Петербург по другому маршруту, пройдя 3200 кило
55
метров за... 40 дней. И это тогда, когда «Ньюпоры» считались наиболее совер шенными заграничными самолетами!
На таком же самолете «Ныопор-1У», но только с мотором в 80 лошадиных сил, Российский совершил перелет с пас сажиром Москва — Тверь и обратно, держась высоты более 2 тысяч метров, за 3 часа 15 минут, чем произвел много шума. Москва ликовала, чествуя своего земляка.
Я прошу Б. И. Россинского сказать несколько слов о том, как шло совершен ствование летательных аппаратов.
Оказывается, прежде всего усилия на правлялись на то, чтобы, не заботясь об улучшении аэродинамических качеств ма шины, ставить на нее более сильные мо торы. Подобный эксперимент не всегда удавался, чаще аппарат разваливался. Так погибли талантливые французские летчики де Лагранж, Леблон и Шавез, пер’елетевший Альпы.
Совсем иначе подошел к конструиро ванию самолета француз Ньюпор. Он сделал машину, у которой были и хоро шие аэродинамические качества, и силь ный мотор. Самолет Ньюпора отличался прочностью, имел достаточную -обтекае-
мость. Он мог летать при очень сильном ветре. Машина с мотором в 50 лошадиных сил развивала скорость 110 километров в час. Для 1911—1912 годов это считалось большим достижением.
На одном из «Ньюпоров», построен ном на заводе «Дуке», с мотором в 70 ло шадиных сил русский военный летчик Не стеров 9 сентября 1913 года сделал пер вую в истории авиации «мертвую петлю», называемую сейчас «петлей. Нестерова». Этим он положил начало искусству выс шего пилотажа.
«Мой опыт,— писал Нестеров,— я предпринял лишь тогда, когда после мно гих предварительных упражнений был убежден в его удаче».
Вскоре и другие пилоты последовали примеру Петра Николаевича. Российский делал все фигуры высшего пилотажа на самолете «Моран» — все, кроме штопора, из которого летчики научились выходить только в империалистическую войну. Высший пилотаж значительно двинул вперед искусство пилотирования.
У Бориса Илиодоровича сохранилась фотография, на которой мы видим его вместе с Нестеровым. Глядя на нее, лет чик вспоминает:
57
— Шел 1914 год. Я работал инструк тором Московской школы военных лет чиков и одновременно испытывал самоле ты на заводе «Дуке». Однажды говорят мне: «Приехал Нестеров за самолетом». Я знал, что для известного летчика гото вится машина. Вскоре мы познакомились. Часто встречаясь, подружились.
По моей просьбе Петр Николаевич прочитал моим ученикам лекцию о выс шем пилотаже. Мы устроили в честь Не стерова банкет с оркестром военной му зыки. Собрались на даче моего приятеля Л ы ж и н а в Петровском парке. Здесь, кстати, бывали французские авиаторы Пегу и Пуарэ, показывавшие москвичам фигуры высшего пилотажа и признавшие за Нестеровым приоритет выполнения «мертвой петли». Каждый их них рас писался на деревянной стене балкона да чи. Петр Николаевич тоже поставил под-- пись, но в перевернутом виде, как бы при совершении петли. У меня сохранилась фотография, свидетельствующая об этой памятной встрече.
Следует заметить, что с началом им периалистической войны спортивные пе релеты сразу же прекратились. То немно гое, что имелось в области авиации, при-
58