ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
в Московскую коллегию по управлению авиацией МВО, став заместителем пред седателя коллегии.
В книге Л. Гумилевского «Крылья Родины» рассказывается еще об одной стороне бурной деятельности летчика, а именно о научно-исследовательской рабо те в области авиации.
В. И. Ленин выразил желание, чтобы в строительстве советской авиации при нял участие Н. Е. Жуковский. В своем кожаном пальто, с маузером у пояса Российский отправился в техническое училище.
— Нужны летчики, нужны конструк торы, нужна исследовательская работа, Николай Егорович,— сказал он Жуков скому.— Давайте работать!
Старый ученый с добродушной улыб кой заметил, косясь на маузер:
— Очень вы страшный, Борис Илиодорович! С пистолетом!— но тут же доба
вил:— А где |
же средства, |
помещение? |
|
— Все будет дано. |
что |
сейчас, |
|
Российский |
подчеркнул, |
||
когда стоит задача укреплять |
и защи |
щать Советское государство, целесо образнее начать работать в области усо вершенствования конструкции самолетов,
71
приспосабливать их для военных целей. Надо создавать новую Красную авиацию, чтобы отстоять Родину от врагов.
Договорились организовать научноисследовательскую и испытательную ла бораторию. Такая лаборатория и была создана в марте 1918 года под названием «Летучая лаборатория». Начальником ее назначили Российского, научно-исследо вательской работой руководил Жуков ский. Сотрудничали здесь все ближайшие ученики Жуковского.
В отличие от других лабораторий, где испытывались только модели самолетов, «Летучая лаборатория» поставила своей целью исследование боевых машин в на туре.
...По поручению В. И. Ленина с трога тельной заботливостью начальник «Лету чей .лаборатории» лично доставлял ее научному руководителю назначенный Советом Народных Комиссаров повышен ный паек, составлял текст охранной гра моты на его квартиру, библиотеку, руко писи, добывал дрова, —'словом, брал на себя тысячу самых разнообразных забот не только непосредственно, но даже и самым отдаленным образом обеспечиваю щих успех нового дела,
72
■ Два тома трудов «Летучей’лаборатории», вышедшие в том же году и храня щиеся по сей день у Бориса Илиодоровича, говорят о том, как успешно трудились Жуковский, Российский, их соратники. Замечу, что с лаборатории началось соз дание первого авиационного научного центра, ставшего со временем Централь ным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), а также Военно-воздушной ин женерной академии имени Н. Е. Жуков ского.
Есть события в биографии старейшего летчика, которые ему особенно дороги. Сколько бы он ни рассказывал о них, го лос его дрожит от волнения. Кажется, по ток воспоминаний захлестывает старого, но' еще крепкого человека с молодым за дором, молодой душой. Прежде всего это полет 1 мая 1918 года.
...Над Москвой вставало ясное солнеч ное весеннее утро. Вместе с солнцем и теп лым ветром в окна москвичей ворвался рокот авиационных моторов. До 11 часов утра инструкторы столичной авиашколы летали над городом, разбрасывая листов ки — приветствия и поздравления с про летарским праздником.
Ходынское поле в тот день представ
73
ляло красочное зрелище. Всюду полыха ли флаги. Прибывали красноармейские части, отправляющиеся на фронты граж данской войны. На Ходынку шли и мно гочисленные колонны демонстрантов —• со знаменами, транспарантами. Воздух был наполнен музыкой оркестров, пе нием.
Феликс Эдмундович Дзержинский предупредил Российского — на проводах красноармейцев — на маевке — будет присутствовать Владимир Ильич Ленин,
надо |
продемонстрировать |
ему полет. |
|
Б. И. |
Российский и Ф. Э. |
Дзержинский |
|
решили, |
что можно, пользуясь хорошей |
||
погодой, |
сделать несколько |
кругов над |
|
аэродромом. |
|
||
Уже во время полета летчик вспомнил, |
|||
как при первом знакомстве |
Феликс Эд |
мундович сказал, что хорошо помнит воз душный рейс Российского к рабочим в Лефортово. Однажды из окна Бутырской тюрьмы Дзержинский увидел самолет и подумал: «Вот бы Российский выручил меня и спас бы на аэроплане».
В половине пятого вечера в воротах показался открытый автомобиль. В нем сидели Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильи-
74
нична Ульяновна. Они поднялись на бал кон павильона летно-испытательной стан ции завода «Дуке». Российский находил ся близко от них, наблюдал за Лениным. Перед глазами прошла встреча в 1910 году на парижском аэродроме. Тогда юный энтузиаст авиации стоял на пороге заветной мечты, а сейчас Борису Илиодоровичу предстояла показать Ленину, чего он достиг.
Красноармейцы приняли присягу и прошли строем мимо В. И. Ленина. Затем началась демонстрация.
Присутствующие на поле обратили внимание на самолет «Ньюпор», рулив ший от ангара. На красном фюзеляже от четливо виднелась белая надпись: «Рос сийский». На распорках между крылья ми трепетали алые треугольные флажки.
Для взлета освободили от участников^ праздника сравнительно небольшую по лосу. На боевой металлической ноте за гудел мотор. Самолёт устремился впе ред. Вот он уже в воздухе! Летчик спи ралью набирал высоту.
Как потом рассказывал Б. И. Россий ский, он решил отметить славный 1918 год восемнадцатью «мертвыми пет лями». Выбрал место над Боткинской
75
больницей, чтобы зрителей не слепило солнце, а самолет было лучше видно с земли. Одна петля, другая, третья... Пи лот старается выполнять фигуры четко, в виде цепочки. Наконец, последняя петля. Машина сваливается в «штопор» и, сде лав два витка, идет на посадку.
В. И. Ленин все время внимательно наблюдал за самолетом, что-то говорил окружающим, видимо, делясь впечатле ниями. Как только «Ньюпор» подрулил к павильону, Ф. Э. Дзержинский спустился с балкона, взял под руку Российского и повел к Владимиру Ильичу. «Вас просит товарищ Ленин!» — сказал он взволно ванному пилоту.
Поднялись по винтовой лестнице. Едва Борис Илиодорович вышел на бал кон, как его встретили аплодисментами. Аплодируя, В. И. Ленин воскликнул:
— Браво, браво, «дедушка русской авиации». Спасибо вам. Поздравляю!
— Какой же он дедушка?— засмея лись Надежда Константиновна и Мария Ильинична.— Ведь он еще молод.
И действительно, тогда Российскому оставалось всего лишь несколько дней до тридцати четырех лет.
— Это неважно,— ответил Ленин,—
76
Важно то, что он первый человек нашего неба.
Владимир Ильич пояснил, что знает Бориса Илиодоровича с зарождения авиации и называет «дедушкой» как старейшего летчика, имея в виду его лет ный стаж.
Российский поблагодарил Владимира Ильича за внимание. В разговоре Ленин поинтересовался, как живет и работает профессор Жуковский. Летчик сообщил,
что они вместе организовали |
лаборато |
рию, занимаются исследованиями. |
|
— Прекрасно!— заметил |
Ленин. —■ |
Летчики жалуются, что нет горючего, не на чем летать. Попробуйте в лаборатории разработать замену бензина.
— Наша лаборатория, Владимир Ильич, «летучая». Мы летаем, ведем в воздухе наблюдения. На аэродроме их обрабатываем. Потом чертим, конструи руем. У нас все механики, а не химики* Но я обещаю вам заняться вопросом за мены бензина.
— А вы знакомы с химиком Карпо вым, старым большевиком?
— Нет. Я знаю лишь, что он учился в нашем техническом училище, а сейчас за ведует химическим отделом ВСНХ,
77
— Пойдите к товарищу Карпову от моего имени,— посоветовал Владимир Ильич.
Б. И. Российский проводил В. И. Ле нина, Н. К. Крупскую и М. И. Ульянову до машины. Счастливый, он смотрел на Ленина и повторял про себя: «Дедушка русской авиации!», «Дедушка русской авиации!» — так назвал меня Владимир Ильич. Надо всеми силами, всей жизнью своей оправдать высокое звание».
В тот памятный день над Ходынским
полем утром летали |
и другие Летчики. |
В канун 7 ноября |
1918 года — первой |
годовщины Великой Октябрьской социа листической революции — к Борису Илиодоровичу приехал комиссар Воз
душного |
флота, |
старый |
большевик |
||
А. Я. |
Аросев, и сказал, что |
Владимир |
|||
Ильич |
поручил |
ему попросить летчика |
|||
прилететь |
на |
Красную |
площадь в |
||
день |
праздника. |
Просьбу |
подтвердил |
||
Ф. Э. Дзержинский. |
|
|
Но пусть лучше сам. Российский рас скажет об этом замечательном историче ском полете.
— Я вылетел с Ходынского аэродрома на двухместном биплане «Сопвич». Мой
пассажир |
товарищ Аросев, сидевший |
78 |
|
на заднем сидении ■— был чуть не по горло завален перевязанными кипами ли стовок с призывом защищать завоевания революции. Страну кольцом окружали враги, и празднование первой годовщины Великого Октября являлось особенно важной демонстрацией.
Летели вдоль Тверской улицы, запол ненной народом. С небольшой высоты я хорошо видел, как демонстранты махали руками, фуражками. Вскоре мы появи лись над Историческим музеем и Красной площадью. Высота 100 метров. Здесь в работу включился мой спутник. Он брал связки, перерезал веревки и бросал пачки за борт. Тысячи листовок белыми хлопья ми опускались на колонны трудящихся. Самолет кружился и кружился над пло щадью. Я видел на высокой трибуне Владимира Ильича Ленина, следившего за полетом.
Парил я над зубчатыми стенами Кремля и демонстрантами. Владимир Ильич горячо аплодировал и после говорил, что придет время и у нас будет могучий воздушный флот.
Исторический факт, о котором расска зал Б, И. Российский, нашел отражение
79
в печати того времени. Это было замеча тельное, волнующее событие!
Крепко запомнил летчик слова Лени на о необходимости найти заменитель бензина. Встреча с Карповым определила направление поисков.
— У нас нет времени изобретать но вые материалы,— сказал Карпов.— По пробуйте вместо бензина горючие смеси. Я дам вам газолин, бензин, спирт, бензолин. Из этих компонентов опытным пу тем на моторах ищите наиболее удачную комбинацию.
Российский энергично взялся за дело. На самолетах «Фарман-30», «Ньюпор» и «Сопвич» перепробовал множество сме сей. В конце концов добился хорошего ре зультата. Смеси стали делать на первых пор.ах на винном заводе и отправлять на фронт, в авиачасти.
Передо мной несколько документов, подтверждающих важность изобрете ния. Вот приказ № 1003 Окружного военного комиссариата МВО. В нем гово рится:
«Объявляется для сведения, что тру дами начальника летучей лаборатории -авиатора Б. И. Российского достигнута замена бензина для авиационных моторов
80