Файл: Кривозуб Д.С. Агрегаты бесперебойного питания (лекция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32

Необходимо отметить, что первым и третьим способами можно лишь

ограничить пределы изменения скорости вращения двигателя до допусти­

мых значений. Второй, четвертый и пятый способы позволяют с опреде­ ленной точностью стабилизировать ее.

Рассмотрим более подробно способ стабилизации частоты путем применения устройств, регулирующих расход и давление жидкости на

входе гидродвигателя. К таким устройствам относятся перепускные кла­ паны, редукторы, дроссельные механизмы, специальные регуляторы и пр.

Для стабилизации скорости вращения гидродвигателя часто исполь­

зуют схему, изображенную на

рис. 13 и состоящую из дросселя и пере­

пускного клапана.

 

 

При отсутствии

утечек

через двигатель и дроссель за определен­

ный отрезок времени

пройдет

одинаковое количество жидкости

где

 

РэсхоД жидкости через дроссель).

Действительный

расход жидкости в двигателе будет

где

где

' ( 12)

- объемный клд.,учитывающий потери жидкости в двигателе.

Отсюда

скорость

вращения гидродвигателя

to

равна

 

 

с и л

=

*

 

 

(13)

Подставим вместо

0 -ж /

значение

0-

 

 

 

 

0 *

 

 

 

 

(W)

f t

-

коэффициент расхода (величина ju.

определяется опыт­

С

 

ным путем и колеблется в пределах 0,6 * 0,75);

-

площадь отверстия

 

р

 

 

' f p

дросселя, см' ;

 

 

^

-

ускорение

силы тяжести, в

см/сек2;

 

 


33

У '

-

удельный вес масла,

принимаемый 0,0009

кг/см5;

л р ^ ,

-

перепад давления в

дросселе,

кг/см2 .

 

Получим после этого

 

 

 

 

 

ыг'-ЧРфР*

( 1 5 )

Зависимость скорости

вращения

W

от перепада

давления у

дросселя &ррр получается

нелинейной. На практике такой

способ регу­

лирования скорости

вращения применяется очень редко. Более удобен

метод, когда на дросселирующем отверстии поддерживают

постоянный

перепад

давления.

Тогда

будет

линейной функцией

площади отвер­

стия F

. Итак,

при постоянном

поддерживая необходимую

величину

A <ffz> , можно получить постоянный расход гидродвигателя и

обеспечить постоянную скорость его вращения и вращения синхронного генератора.

Однако такой способ стабилизации скорости вращения генератора

сопряжен с потерями жидкости, отводимой через перепускной клапан.

Рассмотрим схему, представленную на рис.14. Здесь нет перепуск­ ного клапана. Стабилизация скорости вращения гидродвигателя осущест­

вляется изменением площади отверстия дросселя

в соответствии с

изменениемдавления на входе в дроссель Р

. Изменение Р

,

очевидно, вызовет изменение перепада давления на дросселе л Ррр ,

что подтверждается выражением (14). Эта зависимость графически пред­ ставлена рис.15.

Перепад давления на дросселе можно представить приближенно как

разность давлений аккумулятора

и гидродвигателя:

 

 

 

 

 

- / > * /

- А л * •

 

При отсутствии

утечек

количество

жидкости,

прошедшей

через

гидродвигатель за время

,

равно

количеству жидкости,

поступив­

шей из аккумулятора:

А Уж

 

 

амл- *

 

 


- 34 -

Рис. 13. Принципиальная схема регулирования скорости вращения гидродвигателя со стабилизацией АР#> : I - дрос­ сель; 2 - клапан; 3 - аккумулятор; 4 - гидродвигатель

Рис. 14. Принципиальная схема регулирования скорости вращения гидродвигателя без стабилизации л р : I - дрос­

сель; 2 - гидродвигатель; 3 - аккумулятор тг

_ 35,

Тогда,учитывая формулу Пауссона и /\2 /, получим

Ра к 2 с = Р<сио-

^оссисс

/

 

 

 

IV

/ /- ^ г

* ^2 ^

/

) • / ^ ^/

 

 

 

 

Из /14/ следует,что

 

и ¥

в

Г "

к с 1

&

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F ?р

 

 

 

 

 

 

 

 

> /г

 

 

 

 

 

Но так как

 

О'

,то при

 

 

получим

Fш

 

 

 

 

 

 

 

= — - ________________ ^

 

7

 

_____

. /17/

^

у ¥

Г Тр 7.------------7

 

^

 

 

/

г

 

 

 

 

 

Изменение

площади

г ^

в период разряда

гидроаккумулятора

можно производить по заранее разработанной программе.бтот способ стабилизации частоты благодаря отсутствию перепускного клапана более экономичен.

Для выбранных параметров гидродвигателя и аккумулятора это вы­ ражение определяет характер изменения площади отверстия дросселя

F ^ f в процессе разряда аккумулятора.

По мере того,как р а з н о с т ь 'F ? * будет становиться все мень­ ше, площадь отверстия дросселя должна увеличиваться так,чтобы расход гидродвигателя оставался постоянным.

З .Агрегзты бесперебойного питания с электроаккуыуляторными батареями

Такие агрегаты получили достаточно широкое распространение благодаря наличию на многих объектах аккумуляторных батарей.Ио кон­ структивному исполнению их можно разделить на три группы:

-с трехмашинными преобразователями,

-с двухмашинными преобразователями,

-с полупроводниковыми преобразователями.


36

В их состав входят: выпрямительные устройства или асинхронные

двигатели; машины постоянного тока; синхронные генераторы или стати­ ческие инверторные устройства и аккумуляторные батареи.

Установки с полупроводниковыми преобразователями, несмотря на

их очевидные

преимущества (статичность, бесшумность, долговечность

и п р .), пока

не применяются. Однако опытные образцы таких установок

ухе разработаны (ВЭИ им.В.И.Ленина).

Схема трехмашинного агрегата бесперебойного питания с аккуму­ ляторной батареей дана на рис.16 и содержит не только главные цепи,

но и некоторые аппараты и цепи управления. В ней кроме основного вво­ да имеется еще и резервный, могущий вводиться в действие при помощи АПВ. К шинам гарантированного питания помимо основного преобразова­ теля предусмотрено подключение резервного посредством контактора или автомата.

Нормально агрегат может работать при включенных одновременно приводных машинах 2 и 3. При этом каждая из них отдает половину мощности, требующейся для шин гарантированного питания. Отключение двигателя 3 происходит при срабатывании датчика 7, реагирующего с выдержкой времени на изменение частоты и напряжения на вводе и на повреждение в этом двигателе. Тогда питание нагрузки полностью пере­ водится на аккумуляторную батарею и двигатель 2. Скорость вращения поддерживается в этом режиме при помощи регулятора 10, датчики ко­ торого связаны с шинами 13. Поскольку машина 2 уже была возбуждена и в якоре ее имелся ток, переходный процесс в ней протекает довольно быстро и снижение скорости агрегата получается незначительным.

Для уменьшения этого снижения в некоторых установках подобно­ го типа предусматривают небольшой маховик, если собственный момент инерции вращающихся частей недостаточен.

- 37 -

н и

Рис. 16. Трехмашинный агрегат бесперебойного питания с аккуму­ ляторной батареей; I - основные шины; 2 - двигатель постоянного

тока; 3 - асинхронный двигатель;

4 - генератор; 5

- выпрямитель;

6

-

аккумуляторная батарея; 7 -

датчик напряжения

и частоты;

8

-

датчик мощности генератора;

9 - регулятор статического воз­

буждения генератора;10 - регулятор скорости вращения; II - дат­ чик повреждений асинхронного двигателя, действующий от защиты;

12

- датчик напряжения; 13 - шины гарантированного

питания;

14

и 15

-

основной и резервный

вводы; 16, 17 и 18 -

контакторы;

19

и 20

-

контакторы основного

и резервного преобразователей;

 

 

 

21 - маховик

 


38

Для уменьшения емкости аккумуляторной батареи допустим и

другой режим, когда машина постоянного тока возбуждена, но цепь якоря не подключена к шинам постоянного тока. Батарея заряжена или находится в процессе зарядки (это осуществляется при помощи датчика

12). При резком снижении или повышении напряжения или частоты на

шинах I (в некоторых установках

A VZ - + 20%

и

A

5%)

отключается асинхронный двигатель и присоединяется

к батарее машина

2. В зависимости от времени, в

течение которого

на

шинах I

может

вновь появиться напряжение, выбирается емкость этой батареи и мощ­ ность двигателя постоянного тока. Если оно менее 15 мин, то номи­ нальная мощность последнего может быть меньше мощности нагрузки,

сложенной с потерями в машинах 3 и <(.

При этом режиме переходный процесс получается более длитель­ ный и фактически имеется перерыв, длительность которого равна вре­

мени включения автомата 18 и установления необходимого тока в

якоре двигателя 3. В некоторых случаях на этот перерыв идут от долей

секунды до I ♦ 2 сек. , учитывая худшие эксплуатационные свой­

ства малин постоянного тока. В них вводят иногда устройства, позво­ ляющие поднимать и опускать щетки во избежание чрезмерного износа их и коллектора.

Датчик 8 реагирует на мощность основного синхронного генера­ тора к дает команду при его перегрузке на включение после синхрони­ зации резервного аналогичного преобразователя.

Двухмашинные агрегаты бесперебойного питания с аккумулятор­ ными батареями выполняются по двум схемам (рис.17 и 18). Первая является необратимой. Энергия вначале преобразуется выпрямителем,

затем электромашинным агрегатом "4-5". На шинах 6 могут быть иные напряжения, частота, число фаз, чем на вводе 1,и другие допустимые

- 39

Рис. I? . Двухмашинный агрегат бесперебойного

питания

с ак­

кумуляторной батареей: I - внешний ввод;

2 -

выпрямитель;

3

-

аккумуляторная

батарея; 4 - двигатель

постоянного

тока;

5

-

генератор; 6 -

шины гарантированного

питания; 7,8

и

 

 

 

9 - контакторы

 

 

 

3

Рис. 18. Обратимый двухмашинный агрегат бесперебойного пита­ ния с аккумуляторной батареей: I - внешний источник /система/; 2 - выключатель; 3 - пины ближайшей подстанции; 4 - шины га­ рантированного питания; 5 - синхронная машина; 6 - малина по­ стоянного тока; 7 - аккумуляторная батарея; 8, 9 и 10 - контак­

торы; II - потребители постоянного тока; 12 - потребитнли пере­ менного тока