Файл: Кривозуб Д.С. Агрегаты бесперебойного питания (лекция).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
32
Необходимо отметить, что первым и третьим способами можно лишь
ограничить пределы изменения скорости вращения двигателя до допусти
мых значений. Второй, четвертый и пятый способы позволяют с опреде ленной точностью стабилизировать ее.
Рассмотрим более подробно способ стабилизации частоты путем применения устройств, регулирующих расход и давление жидкости на
входе гидродвигателя. К таким устройствам относятся перепускные кла паны, редукторы, дроссельные механизмы, специальные регуляторы и пр.
Для стабилизации скорости вращения гидродвигателя часто исполь
зуют схему, изображенную на |
рис. 13 и состоящую из дросселя и пере |
|
пускного клапана. |
|
|
При отсутствии |
утечек |
через двигатель и дроссель за определен |
ный отрезок времени |
пройдет |
одинаковое количество жидкости |
где |
|
РэсхоД жидкости через дроссель). |
Действительный |
расход жидкости в двигателе будет |
где
где
' ( 12)
- объемный клд.,учитывающий потери жидкости в двигателе.
Отсюда |
скорость |
вращения гидродвигателя |
to |
равна |
|||
|
|
с и л |
= |
* |
|
|
(13) |
Подставим вместо |
0 -ж / |
значение |
0- |
|
|
||
|
|
0 * |
|
|
|
|
(W) |
f t |
- |
коэффициент расхода (величина ju. |
определяется опыт |
||||
С |
|
ным путем и колеблется в пределах 0,6 * 0,75); |
|||||
- |
площадь отверстия |
|
р |
|
|
||
' f p |
дросселя, см' ; |
|
|
||||
^ |
- |
ускорение |
силы тяжести, в |
см/сек2; |
|
|
33
У ' |
- |
удельный вес масла, |
принимаемый 0,0009 |
кг/см5; |
||
л р ^ , |
- |
перепад давления в |
дросселе, |
кг/см2 . |
|
|
Получим после этого |
|
|
|
|
||
|
ыг'-ЧРфР* • |
( 1 5 ) |
||||
Зависимость скорости |
вращения |
W |
от перепада |
давления у |
||
дросселя &ррр получается |
нелинейной. На практике такой |
способ регу |
лирования скорости |
вращения применяется очень редко. Более удобен |
||||
метод, когда на дросселирующем отверстии поддерживают |
постоянный |
||||
перепад |
давления. |
Тогда |
будет |
линейной функцией |
площади отвер |
стия F |
. Итак, |
при постоянном |
поддерживая необходимую |
||
величину |
A <ffz> , можно получить постоянный расход гидродвигателя и |
обеспечить постоянную скорость его вращения и вращения синхронного генератора.
Однако такой способ стабилизации скорости вращения генератора
сопряжен с потерями жидкости, отводимой через перепускной клапан.
Рассмотрим схему, представленную на рис.14. Здесь нет перепуск ного клапана. Стабилизация скорости вращения гидродвигателя осущест
вляется изменением площади отверстия дросселя |
в соответствии с |
|
изменениемдавления на входе в дроссель Р |
. Изменение Р |
, |
очевидно, вызовет изменение перепада давления на дросселе л Ррр ,
что подтверждается выражением (14). Эта зависимость графически пред ставлена рис.15.
Перепад давления на дросселе можно представить приближенно как
разность давлений аккумулятора |
и гидродвигателя: |
|
|
|||
|
|
|
- / > * / |
- А л * • |
|
|
При отсутствии |
утечек |
количество |
жидкости, |
прошедшей |
через |
|
гидродвигатель за время |
, |
равно |
количеству жидкости, |
поступив |
||
шей из аккумулятора: |
А Уж |
|
|
амл- * |
|
|
- 34 -
Рис. 13. Принципиальная схема регулирования скорости вращения гидродвигателя со стабилизацией АР#> : I - дрос сель; 2 - клапан; 3 - аккумулятор; 4 - гидродвигатель
Рис. 14. Принципиальная схема регулирования скорости вращения гидродвигателя без стабилизации л р : I - дрос
сель; 2 - гидродвигатель; 3 - аккумулятор тг
_ 35,
Тогда,учитывая формулу Пауссона и /\2 /, получим
Ра к 2 с = Р<сио- |
^оссисс |
/ |
|
|
|
IV |
|||
/ /- ^ г |
* ^2 ^ |
/ |
) • / ^ ^/ |
||||||
|
|
|
|
||||||
Из /14/ следует,что |
|
и ¥ |
в |
Г " |
к с 1 |
||||
& |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
F ?р |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
> /г |
|
|
|
|
|
||
Но так как |
|
О' |
,то при |
|
|
получим |
|||
Fш |
|
|
|
|
|
|
|
||
= — - ________________ ^ |
|
7 |
|
_____ |
. /17/ |
||||
^ |
у ¥ |
Г Тр 7.------------7 |
|
^ |
|||||
|
|
/ |
г |
|
|
|
|
|
|
Изменение |
площади |
г ^ |
в период разряда |
гидроаккумулятора |
можно производить по заранее разработанной программе.бтот способ стабилизации частоты благодаря отсутствию перепускного клапана более экономичен.
Для выбранных параметров гидродвигателя и аккумулятора это вы ражение определяет характер изменения площади отверстия дросселя
F ^ f в процессе разряда аккумулятора.
По мере того,как р а з н о с т ь 'F ? * будет становиться все мень ше, площадь отверстия дросселя должна увеличиваться так,чтобы расход гидродвигателя оставался постоянным.
З .Агрегзты бесперебойного питания с электроаккуыуляторными батареями
Такие агрегаты получили достаточно широкое распространение благодаря наличию на многих объектах аккумуляторных батарей.Ио кон структивному исполнению их можно разделить на три группы:
-с трехмашинными преобразователями,
-с двухмашинными преобразователями,
-с полупроводниковыми преобразователями.
36
В их состав входят: выпрямительные устройства или асинхронные
двигатели; машины постоянного тока; синхронные генераторы или стати ческие инверторные устройства и аккумуляторные батареи.
Установки с полупроводниковыми преобразователями, несмотря на
их очевидные |
преимущества (статичность, бесшумность, долговечность |
и п р .), пока |
не применяются. Однако опытные образцы таких установок |
ухе разработаны (ВЭИ им.В.И.Ленина).
Схема трехмашинного агрегата бесперебойного питания с аккуму ляторной батареей дана на рис.16 и содержит не только главные цепи,
но и некоторые аппараты и цепи управления. В ней кроме основного вво да имеется еще и резервный, могущий вводиться в действие при помощи АПВ. К шинам гарантированного питания помимо основного преобразова теля предусмотрено подключение резервного посредством контактора или автомата.
Нормально агрегат может работать при включенных одновременно приводных машинах 2 и 3. При этом каждая из них отдает половину мощности, требующейся для шин гарантированного питания. Отключение двигателя 3 происходит при срабатывании датчика 7, реагирующего с выдержкой времени на изменение частоты и напряжения на вводе и на повреждение в этом двигателе. Тогда питание нагрузки полностью пере водится на аккумуляторную батарею и двигатель 2. Скорость вращения поддерживается в этом режиме при помощи регулятора 10, датчики ко торого связаны с шинами 13. Поскольку машина 2 уже была возбуждена и в якоре ее имелся ток, переходный процесс в ней протекает довольно быстро и снижение скорости агрегата получается незначительным.
Для уменьшения этого снижения в некоторых установках подобно го типа предусматривают небольшой маховик, если собственный момент инерции вращающихся частей недостаточен.
- 37 -
н и
Рис. 16. Трехмашинный агрегат бесперебойного питания с аккуму ляторной батареей; I - основные шины; 2 - двигатель постоянного
тока; 3 - асинхронный двигатель; |
4 - генератор; 5 |
- выпрямитель; |
||
6 |
- |
аккумуляторная батарея; 7 - |
датчик напряжения |
и частоты; |
8 |
- |
датчик мощности генератора; |
9 - регулятор статического воз |
буждения генератора;10 - регулятор скорости вращения; II - дат чик повреждений асинхронного двигателя, действующий от защиты;
12 |
- датчик напряжения; 13 - шины гарантированного |
питания; |
|||
14 |
и 15 |
- |
основной и резервный |
вводы; 16, 17 и 18 - |
контакторы; |
19 |
и 20 |
- |
контакторы основного |
и резервного преобразователей; |
|
|
|
|
21 - маховик |
|
38
Для уменьшения емкости аккумуляторной батареи допустим и
другой режим, когда машина постоянного тока возбуждена, но цепь якоря не подключена к шинам постоянного тока. Батарея заряжена или находится в процессе зарядки (это осуществляется при помощи датчика
12). При резком снижении или повышении напряжения или частоты на
шинах I (в некоторых установках |
A VZ - + 20% |
и |
A |
5%) |
отключается асинхронный двигатель и присоединяется |
к батарее машина |
|||
2. В зависимости от времени, в |
течение которого |
на |
шинах I |
может |
вновь появиться напряжение, выбирается емкость этой батареи и мощ ность двигателя постоянного тока. Если оно менее 15 мин, то номи нальная мощность последнего может быть меньше мощности нагрузки,
сложенной с потерями в машинах 3 и <(.
При этом режиме переходный процесс получается более длитель ный и фактически имеется перерыв, длительность которого равна вре
мени включения автомата 18 и установления необходимого тока в
якоре двигателя 3. В некоторых случаях на этот перерыв идут от долей
секунды до I ♦ 2 сек. , учитывая худшие эксплуатационные свой
ства малин постоянного тока. В них вводят иногда устройства, позво ляющие поднимать и опускать щетки во избежание чрезмерного износа их и коллектора.
Датчик 8 реагирует на мощность основного синхронного генера тора к дает команду при его перегрузке на включение после синхрони зации резервного аналогичного преобразователя.
Двухмашинные агрегаты бесперебойного питания с аккумулятор ными батареями выполняются по двум схемам (рис.17 и 18). Первая является необратимой. Энергия вначале преобразуется выпрямителем,
затем электромашинным агрегатом "4-5". На шинах 6 могут быть иные напряжения, частота, число фаз, чем на вводе 1,и другие допустимые
- 39
Рис. I? . Двухмашинный агрегат бесперебойного |
питания |
с ак |
||||
кумуляторной батареей: I - внешний ввод; |
2 - |
выпрямитель; |
||||
3 |
- |
аккумуляторная |
батарея; 4 - двигатель |
постоянного |
тока; |
|
5 |
- |
генератор; 6 - |
шины гарантированного |
питания; 7,8 |
и |
|
|
|
|
9 - контакторы |
|
|
|
3
Рис. 18. Обратимый двухмашинный агрегат бесперебойного пита ния с аккумуляторной батареей: I - внешний источник /система/; 2 - выключатель; 3 - пины ближайшей подстанции; 4 - шины га рантированного питания; 5 - синхронная машина; 6 - малина по стоянного тока; 7 - аккумуляторная батарея; 8, 9 и 10 - контак
торы; II - потребители постоянного тока; 12 - потребитнли пере менного тока