Файл: Кривозуб Д.С. Агрегаты бесперебойного питания (лекция).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
отклонения частоты и напряжения в нормальном режиме. Выпрямитель рассчитывается на нагрузку шин гарантированного питания и на под-
заряд аккумуляторной батареи.
В аварийном режиме последняя принимает на себя всю нагрузку
на шинах 6. Переходный процесс может практически отсутствовать при правильно спроектированной системе регулирования скорости вращения агрегата. В нормальном режиме на шинах постоянного тока напряжение
равно |
И |
» . эдс |
бэтареи |
выше этого напряжения. При аварии напряже |
||
ние на шинах изменится и |
станет равным |
, где |
1 - ток на |
|||
входе |
агрегата, |
& ~ |
внутреннее сопротивление батареи, В зави |
|||
симости от |
знака |
разности |
ZF - U ' скорость агрегата в первый мо |
|||
мент может увеличиться или уменьшиться. |
|
|
||||
|
Время перехода скорости вращения к номинальной (синхронной) |
|||||
зависит от |
быстрого действия системы регулироважя |
скорости |
вращения. |
Эта система основана на воздействии на ток в обмотке возбуждения двигателя постоянного тока. Необходимо добиваться небольшой посто янной времени в цепи регулирования возбуждения.
В батарее ток устанавливается практически мгновенно, хотя и
в этом случае надо учесть индуктивность обмотки якоря. Достоинства
схемы состоят в том, что: а) агрегат все время работает на выделен
ную нагрузку; б) невозможна в аварийном режиме отдача энергии во
внешнюю сеть, так |
как этому препятствует выпрямитель;в) |
режим в |
||
сети не отражается |
заметно на потребителях. |
|
|
|
Недостатками |
можно считать: |
наличие |
непрерывно |
работающей |
иавины постоянного |
тока под полной нагрузкой; |
наличие |
выпрями |
|
теля, кл.д. которого |
обычно не бывает |
высоким. |
|
|
Установки, выполненные по схеме рис.18, нашли применение на судах и подводных лодках. В них используются две машины, сидящие на
одном валу или заключенные в один корпус. Наиболее сложным режимом в работе такой установки является инверторный режим.
41
Внормальной режиме машина 5 работав! в качестве двигателя,
амашина 6 - в качестве генератора, заряжающего иди подзаряжающего аккумуляторную батарею и питающую потребителей II на постоянном
токе. Потребители 12 на переменном токе получают энергию непосред ственно с шин 4.
В аварийном режиме (отключение 2,8 или 9) происходит инвер тирование агрегата и питание потребителей от батареи. Синхронная
машина 5 переходит в генераторный режим, а машина 6 - в двигатель
ный. Синхронная машина, сохраняя в первый момент поток возбуждения и эдс на зажимах, начинает немедленно работать генератором и на
пряжение на шинах 4 не исчезает. Машина 6 в первую часть аварийного периода также работает генератором вследствие инерционности вращаю щихся масс и сохранения основного магнитного потока. Напряжение в это время на ее зажимах не пропадет. Таким образом, машины за счёт кинетической энергии питают потребителей постоянного и переменного
тока. Частота и напряжение на обеих сторонах снижается, пока на пряжение машины 6 не сравняется с здс батареи. После этого меняет
ся направление тока в якоре. Для получения номинальной частоты тре буется теперь уменьшить ток возбуждения. Для того, чтобы провал скорости вращения был небольшим необходимо, чтобы перед инвертирова нием эдс подзаряженной батареи равнялась напряжению машины постоян ного тока. Подзаряд является в таких установках основным режимом работы батареи. При этом эдс батареи меныш, чем при зарядке, воз буждение меньое и снижение скорости вращения при инвертировании будет небольиим.
Система автоматического управления таким агрегатон обеспечи вает как выполнение агрегатом его основных функций, так и облегче-
нив его обслуживания дежурным персоналом. Это увеличивает сложность системы автоматики и понижает надежность установки в целом.
|
Систему автоматики делят обычно на |
три части: |
|
|
|||||
I ) регулирование машины 6; |
|
|
|
|
|||||
2 ) регулирование машины 5 и |
|
|
|
|
|||||
3 ) управление |
преобразователем. |
|
|
|
|
||||
|
|
Первая часть |
должна: |
|
|
|
|
||
а) |
стабилизировать |
частоту с точностью не |
ниже |
* 2% |
в |
статических |
|||
|
режимах при изменении нагрузки в пределах от О до 100% номиналь |
||||||||
|
ной и любой степени разряженности батареи; |
|
|
|
|||||
б) обеспечить |
устойчивую параллельную работу агрегата с аналогич |
||||||||
|
ным |
агрегатом |
и правильное распределение нагрузки; |
|
|||||
в) не |
допустить |
большого провала скорости вращения при "перевороте" |
|||||||
|
агрегата; |
|
|
* |
|
|
|
|
|
г) |
обеспечить |
|
|
|
с точностью - 2% |
||||
стабильность напряжения подзарядки |
|||||||||
|
и стабилизацию зарядного тока батареи с точностью - 10% (бата |
||||||||
|
рея заряжается тремя ступенями - неизменными |
токами на I и 3 |
|||||||
|
ступени и постоянным напряжением на 2 |
ступени, причем переход |
|||||||
|
со ступени на ступень осуществляется |
автоматически, |
потребители |
||||||
|
постоянного |
тока |
II при этом должны быть отключены); |
|
|||||
д) осуществить |
при "перевороте" агрегата быстрый |
выход |
машины 5 на |
||||||
|
генераторный режим, а при обратном процессе - |
выход машины 6 на |
|||||||
|
режим подзаряда |
или зарядки (если инверторный |
режим был длитель |
||||||
|
ным). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На вторую часть возлагаются следующие задачи: |
|
|
||||||
а) |
стабилизировать |
напряжение машины б в инверторном |
режиме с |
||||||
|
точностью i |
3% при изменении нагрузки |
в пределах |
от 0 до номи |
нальной и разных значениях коэффициента мощности;
43_
б) обеспечить устойчивость в выпрямительном режиме при заданной реактивной энергии;
в) не допустить большого провала напряжения на винах 4 при "пере вороте";
г) обеспечить уверенный выход машины 5 на заданный режим.
Наиболее благоприятной является работа агрегата в режиме перевозбуждения машины с отдачей во внешнюю сеть емкостного тока,
что повывает коэффициент мощности на шинах 4 или 3. Но это увели чивает ток статора и нагрев машины и приводит к снижению ее к.п.д.
|
Наконец, третья часть предназначена для: |
|
|
а) |
пуска преобразователя от оин переменного |
или постоянного тока |
|
|
(последнее удобнее и проще); |
|
|
б) определения момента перевода агрегата в |
инверторный режим (при |
||
|
снижении напряжения внешнего источника на 20% и более |
и часто |
|
|
ты свыше 8%); |
|
|
в) |
синхронизации установки с шинами 4 при появлении на них напряже |
||
|
ния; |
|
|
г) управления коммутационными аппаратами; |
|
|
|
д) |
управления каналами регулирования машин при заданных |
режимах. |
Следует отметить, что машина б должна обладать возможностью изменять напряжение в широком диапазоне.
Обычно этот диапазон равен двойному номинальному напряжению,
что предотвращает насыщение ее магнитной системы в делает возмож ным получить линейную характеристику холостого хода. Помимо обыч ной обиотки возбуждения ее снабжают компенсационной обмоткой для повывения устойчивости и легкой последовательной. Основная обмотка возбуждения может быть разбита на две части. Одна подключается к зажинам машины, другая является независимой и питается от усилителя
системы регулирования. Это уменьвает мощность системы регулирова ния и, с другой стороны, позволяет осуществить пусковые и аварий ные режимы при неисправности в ней. Система регулирования устрое на так, что обмотка независимого возбуждения может либо подмагни-
чивать, либо размагничивать машину 6.
Усилитель для питания этой обмотки выполняется реверсивным.
Структурная схема системы регулирования машины постоянного тока дана на рис.19.
Система регулирования синхронной мааины осуществляется наи более эффективно при помощи амплитудно-фазового компаундирования
(при помощи компаундирующего трансформатора с подмагничиванием,
получаемого от корректирующих устройств). Однако для нормальной работы синхронной наивны в режиме двигателя или генератора в систе ме амплитудно-фазового компаундирования необходимо различными спо собами складывать векторы каналов тока и напряжения.
Поэтому при переходе машины из одного режима в другой, напри мер в двигательный, необходимо переключать направление одного из каналов. В противном случае машина будет работать неустойчиво
(возможно опрокидывание или отключение ее из-за большого тока в статоре при перевозбуждении).
Неприятным является переход агрегатов в инверторный режим при отключении автомата 8 на питающей подстанции при большой на грузке на ее шинах.
Если эта нагрузка превышает нагрузку ответственных потреби телей 12 (рис.18) в 5-7 раз, то провал напряжения на шинах 4 может достигать 29-ЗЗЙ.Ои длится до тех пор, пока не сработают датчики минимальных параметров (напряжения или частоты) на этих шинах.
Это время может составлять 0,45-0,55 сек. Оно достаточно, чтобы работа некоторых из потребителей 12 была полностью нарушена
Рис. 19. Структурная схема регулирования иаш?.ны постоянного тока > преобразователе: I - машина постоянного тока; 2 - ак кумуляторная батарея; 3 - синхронная машина; 4, 5 и 6 - дат чики системы зарядки; 7 - датчик частоты; 8, 9 и 10 - входной, промежуточный и выходной магнитные усилители; II и 12 - руч ные регуляторы системы возбуждения и зарядки; 13, 14, 15 и
16 - ключи управления каналами регулирования
(например электронно-вычислительных нашин). Провах иохет быть умень-
вен при иредмествующей работе наайны 5 (рис.18) в режиме синхронно
го компенсатора и двигательной нагрузке на винах 3 и 4.
Однако радикальными методами снижения провалов являются:
а) уменьшение времени срабатывания датчиков минимальных па раметров;
б) уменьшение времени отключения автоматов 9 (например, заме на его управляемыми кремниевыми вентилями, что позволит свести это время к одному периоду);
в) установка перед автоматом 9 реакторов, однако больная индуктивность последних делает слабой связь между минами 3 и 4 и может привести к неустойчивой работе преобразователя в выпрямитель ном режиме.
Пуск агрегата наиболее успешно осуществляется со стороны по
стоянного тока в функции времени. При асинхронном пуске со стороны
переменного тока наблюдаются значительные падения напряжения на
■инах 3, позтому необходимо выключить на время пуска датчик минималь
ных параметров.
4. Автоматизация агрегатов бесперебойного питания
АБП могут выполнять свое назначение ли » при условии их
иаксимальной автоматизации. Обычно продуематривается следующий
объем автоматизации:
а) первоначальный пуск агрегата;
б) отключение агрегата от сети при исчезновении напряжения
или недопустимая отклонении напряжения и частоты от номинальных
значений;
в) перевод привода генератора агрегата на накопитель энергии
при отключении агрегата от общего источника;
г) запуск резервного источника энергии по сигналу от устрой
ства контроля параметров сети и остановка его;