Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
сообщить вихревое движение, продувочные окна располагают под углом 9° к оси ци линдра двигателя, а днищу поршня придают специальную фигурную форму. Это способ ствует лучшей очистке цилиндров от продуктов сгорания и равномерному распределению топ лива. При подаче воздуха в один из цилиндров давление в воздушной камере остается прак тически постоянным.
Процесс смесеобразования. К каждой ча стице топлива, находящегося в цилиндре дви гателя, должно попадать столько . воздуха, сколько необходимо для полного его сгорания. Условия процесса смесеобразования топлива в дизельном двигателе менее благоприятны, чем в карбюраторном. Смесеобразование в карбюраторном двигателе начинается в смеси тельной камере карбюратора, продолжается во впускном трубопроводе и заканчивается в ци линдрах двигателя при такте впуска и сжа тия. -
В дизелях топливо впрыскивается непо средственно в камеру сгорания. Кроме того, из-за значительного повышения температуры при сжатии заряда топливо приходится по давать при .положениях поршня, близких к в. м. т., вследствие чего сокращается период подготовки смеси. Поэтому время, отводимое на весь процесс, примерно в 10 раз меньше, чем в карбюраторном двигателе. Для ускоре ния процесса смесеобразования заряд топлива, поступающего в цилиндры, должен быть пре вращен в множество мельчайших капель, что достигается за счет малого сечения отверстий распылителя насос-форсунки (0,155 мм) и
11
очень высокого давления впрыска (800— 1400 кГ/см2) .
Однако, несмотря на столь высокое давле ние впрыска, Топливо распределяется по ка мере сгорания неравномерно и в какой-то час ти камеры может не хватить воздуха для пол ного сгорания. Чтобы добиться полного сгора ния топлива в дизельных двигателях, воздух подается с некоторым избытком, т. е. в коли-
Рис. 3. Фазы газораспределения двигателя ЯМЗ-М204.
честве несколько большем, чем.это необходи мо для полного сгорания. Процесс сгорания будет наиболее эффективным в том случае, если впрыснутое топливо успеет почти пол ностью испариться за время, протекающее от момента впрыска до воспламенения. Но вос пламеняется топливо не сразу, а с некоторой задержкой; поэтому для получения наиболь шего давления в цилиндре впрыск топлива не
12
обходимо производить раньше, чем поршень окажется в в. м. т.
В двигателях ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206 наиболее выгодно начинать подачу топлива за 14° и заканчивать ее за 2° до в. м. т. Диаграм ма фаз газораспределения представлена . на рис. 3.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
Схема системы питания топливом дизель ного двигателя показана на рис. 4. Топливо из бака'проходит через фильтр предварительной
Рис. 4. Схема топливоподающей системы двигателя ЯМЗ-М204.
очистки к топливоподкачивающему насосу, расположенному на задней крышке корпуса нагнетателя воздуха, откуда под давлением
13
поступает через фильтр тонкой очистки к на- сос-форсункам, установленным на головке ци линдров. Избыток топлива по сливной трубке возвращается в топливный бак.
Т о п л и в н ы й б а к изготовлен из сталь ного листа. Для увеличения жесткости кон струкции и предотвращения резкого переме щения топлива внутри бака установлены перегородки.
На верхней части бака находится горлови на с выдвижным патрубком для заливки топ лива, топливозаборная трубка, датчик указа теля уровня топлива и штуцер, к которому присоединяется сливная трубка для возврата части топлива от насос-форсунки. Горловина для заливки топлива и топливозаборная труб ка снабжены сеткой.
В нижней части бака расположено сливное отверстие; закрытое резьбовой пробкой.
Т о п л и в н ы е ф и л ь т р ы . Детали на сос-форсунки изготовлены с очень высокой точностью. Зазор между сопряженными пара ми составляет всего 0,0015—0,003 мм. В ди зельном топливе, залитом в бак, находятся твердые частицы механических примесей. Эти частицы, проходя с топливом через малый зазор между сопряженными деталями насосфорсунки с большой скоростью, вызывают ин тенсивный износ деталей насос-форсунки. По этому дизельное топливо должно быть тща тельно очищено от частиц засорителя, разме ры которых превышают 0,0015—0,003 мм.
В системе питания двигателей ЯМЗ топли во последовательно проходит ч/ерез три фильт ра. В фильтре предварительной очистки задер
14
живаются частицы, размер которых больше 0,06—0,07 мм-, в фильтре тонкой очистки — частицы, размер которых превышает 0,002—- 0,003 мм. В фильтре, расположенном во впуск ном штуцере насос-форсунки, задерживаются частицы, размер которых больше 0,001 мм.
ПробкаЗляудаления Воздуха
'Крышка
|
|
|
Фильт рую- |
- - |
.. |
™ |
щий элемент |
Сетчатый |
|
|
|
|
каркас |
6 |
|
Спускная npodKf |
|
Рис. 5. Фильтры:
а — фильтр предварительной очистки топлива; 6 — фильтр тонкой очистки топлива.
Фильтр предварительной очистки топлива (рис. 5, а) находится между баком и топливо подкачивающим насосом. Он состоит из сталь ного корпуса и чугунной крышки. Внутри фильтра установлен фильтрующий элемент, на сетчатый каркас которого намотано несколько слоев ворсистого хлопчатобумажного шнура.
Направление движения топлива в фильтре
15
показано на рисунке стрелками. Для выпуска отстоя в дне корпуса фильтра имеется гнездо со спускной пробкой-болтом.
Фильтр тонкой очистки (рис 5, б) по устройству подобен фильтру предварительной очистки и отличается от него фильтрующим элементом, представляющим собой перфориро ванный каркас, обмотанный искусственным шелком со слоем набивки из минерального во локна, пропитанного клеящим веществом. При наполнении системы топливом воздух удаляет ся через отверстие в крышке фильтра, которое затем закрывают пробкой.
Т о п л и в о п о д к а ч и в а ю щ и й насос служит для принудительной подачи топлива из бака к насос-форсункам.
На двигателях ЯМЗ устанавливается ко ловратный или шестеренчатый топливоподка чивающий насос.
Коловратный насос (рис. 6, а) состоит из корпуса, ротора с лопатками, крышки, фланца и перепускного клапана. Насос крепится к зад ней крышке корпуса нагнетателя воздуха и приводится во вращение от нижнего ротора нагнетателя.
В пазах ротора насоса установлены две ло патки. Пружина, расположенная между лопат ками, прижимает их к стенкам корпуса. Ось ротора смещена относительно оси корпуса. Ло патки делят внутреннюю полость корпуса на соса на две части. При вращении ротора топ
ливо перекачивается |
из топливоподводящего |
в топливоотводящий |
канал. Если давление |
топлива в отводящем трубопроводе превысит 4 кГ/см2, перепускной клапан откроемся и топ
16
ливо будет перепускаться в подводящий тру бопровод.
Шестеренчатый насос (рис. 6, б) устанав ливают на двигателях последних выпусков. Он состоит из корпуса и двух шестерен, находя щихся в зацеплении и размещенных внутри
Рис. 6. Топливоподкачивающие насосы:
а — коловратного типа; 6 — шестеренчатого типа.
корпуса. Их зубья плотно прилегают к стен кам корпуса. Валик ведущей шестерни приво дится в действие от нижнего ротора нагнета теля воздуха посредством приводной вилки.
Зубья шестерен насоса, вращающихся в разные стороны, захватывают топливо у вход ного отверстия корпуса и переносят его в вы пускное отверстие. В корпусе топливного насо са расположен перепускной клапан плунжер ного типа. Он служит для предотвращения по вышения давления в системе при засорении топливных, фильтров и магистралей или при
2-477 |
ГОС.ПУБЛИЧНАЯ |
{ |
17 |
||
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
J |
||||
|
|
||||
|
_БИоПИОТЕКА СССР |
) |
|
||
|
/ У 7 <1 |
ТЕГ |
|
|
загустевании топлива. Когда давление стано вится больше 2,9—3,5 кГ/см2, клапан откры вается и перепускает топливо.
Н а с о с - ф о р с у н к а установлена на го ловке цилиндров в специальном медном стака не и крепится прижимной скобой. При помо щи насос-форсунки топливо в мелкораспылен
18
ном виде .подается в цилиндры двигателя под давлением до 1400 кГ/см2\ количество и мо мент подачи топлива изменяются в зависи мости от нагрузки на двигатель. Насос-фор сунка приводится в действие от кулачка рас пределительного вала через толкатель, штангу и коромысло (рис. 7). При набегании кулачка на ролик толкателя штанга поворачивает ко ромысло вокруг оси. Последнее перемещает вниз толкатель и плунжер насос-форсунки. После сбегания кулачка с ролика под действи ем пружин толкателя и насос-форсунки все детали возвращаются в исходное положение.
Насос-форсунка (рис. 8) представляет со-- бой объединенные в одном корпусе топливный насос высокого давления и форсунку откры того типа.
Насос состоит из корпуса, плунжера, гиль зы, составного толкателя с пружиной, топливо подводящего и топливоотводящего штуцеров с фильтрами и рейки с шестерней для поворо та плунжера. Плунжер и гильза, в которую он входит, изготовляются с высокой точностью. Зазор между плунжером и гильзой составляет 0,0015—0,0025 мм. В гильзе насос-форсунки АР-20 просверлены два боковых отверстия — верхнее и нижнее. На плунжере сделана вы точка с двумя винтовыми кромками. Выточка сообщается с полостью гильзы под плунжером
двумя каналами — осевым и |
радиальным |
(рис. 9, а). |
(рис. 8) со |
Форсунка открытого типа |
стоит из распылителя с шестью отверстиями диаметром 0,15 мм, контрольного клапана с пружиной и подпятником, обратного пластин-
2* |
19 |
|
Толкатель |
|
Корпусs |
Штуцерыс |
|
фильтрами |
||
|
||
Рейка- |
|
Стяжная колпачковая гайка
Рис. 8. Насос-форсунка.
20
чатого клапана с седлом. Форсунка крепится к насосу при помощи стяжной колпачковой гайки.
Насос-форсунка работает следующим обра зом. Когда плунжер поднят вверх (рис. 10, а), нагнетаемое-подкачивающим насосом топливо проходит через боковое отверстие в гильзе и заполняет полость под плунжером. При пере мещении плунжера вниз топливо через осевой и радиальный каналы перепускается из-под плунжера в полость выточки плунжера, а за тем через верхнее боковое отверстие гильзы — в камеру корпуса. Перетекание топлива бу дет продолжаться до тех пор, пода верхняя кромка выточки плунжера не перекроет верх него отверстия гильзы (рис. 10, б). При даль нейшем перемещении плунжера вниз топливо сожмется и давление в нем возрастет. Под воз действием давления откроется нагнетательный клапан и топливо через отверстия в распыли теле будет впрыснуто в камеру сгорания ци линдра (рис. 10, в). Впрыск закончится в тот момент, когда нижняя кромка выточки плун жера откроет нижнее отверстие гильзы. При этом топливо начнет перетекать в камеру кор пуса (рис. 10, г). Количество впрыскиваемого топлива и продолжительность впрыска изме няются поворотом плунжера, который осуще ствляется при помощи реечного механизма.
Механизм поворота плунжера состоит из шестерни и рейки, связанной через двухрежим ный регулятор числа оборотов с педалью управления подачей топлива. Винтовые кромки на плунжере позволяют в процессе работы двигателя изменять начало и конец впрыска,
21
Рис. 9. Конструкция плунжера:
а — насос-форсунки АР-20, б — насос-форсунки АР-20А.
,,Плунжер
О |
|
у/'/ |
Нижнее |
Верхнее |
Начало. |
коней |
|
положение |
положение |
||
плунжера |
Впрыска |
Впрыска |
плунжера |
Рис. 10. Схема работы насос-форсунки.
22