Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рычаг укреплен на валике при помощи двух винтов — внутреннего и наружного. Ввер­ тывая внутренний винт и вывертывая наруж­ ный, рычаг и рейку поворачивают в сторону увеличения подачи топлива. Если указанную

Рис. 13. Регулировка толкателя насос-форсунки по высоте.

операцию произвести в обратном порядке, по­ дача топлива уменьшится.

При неравномерной подаче топлива в ци­ линдры двигателя появляется легкий стук, указывающий на увеличенную подачу топли­ ва, а температура патрубков выпускной трубы становится неодинаковой, причем более холод­

32

ным будет патрубок того-цилиндра, в который подается недостаточное количество топлива.

С и л ь н ы е с т у к и при р а б о т е д в и ­ г а т е л я возможны в результате неправильной регулировки насос-форсунок, попадания избы­ точного количества масла в камеру сгорания, плохого р&спыливания топлива насос-форсун- ками.

Для определения причины неисправности необходимо запустить двигатель и проверить цвет отработавших газов. Синий оттенок ука­ зывает на то, что в камеру сгорания попадает избыточное количество масла. Причиной сту­ ков при синем цвете отработавших газов является плохое распыливание топлива насосфорсункой.

Н е р а в н о м е р н а я р а б о т а д в и г а ­ т е ля может быть вызвана неправильной регу­ лировкой насос-форсунок, недостаточной цир­ куляцией топлива или подсасыванием воздуха в систему питания, а также тем, что одна или несколько насос-форсунок перестали работать.

Способы устранения неправильной регули­ ровки насос-форсунок, недостаточной циркуля­ ции топлива или подсасывания воздуха в топ­ ливную систему были описаны раньше.

Прекращение работы одной или нескольких насос-форсунок определяется по неодинако­ вому нагреву выпускных патрубков. Неисправ­ ные насос-форсунки необходимо снять. Рабо­ ту их следует отрегулировать на специальном

приборе.

р а б о т ы

д в и г а т е л я

П р и ч и н о й

«вразнос » могут быть: неправильная регу­ лировка насос-форсунок, заедание механизма

3-477

33


управления рейками насос-форсунок, попада­ ние масла в камеру сгорания, неисправности насос-форсунок.

Когда уровень масла в картере слишком высок, масло из картера может попадать в ка­ меру сгорания через сальники нагнетателя и его сопряжения с блоком цилиндров или в ре­ зультате износа маслосъемных колец, поломки расширителей колец и сильного износа гильз.

Если двигатель работает «вразнос» и в воз­ душной камере двигателя скопилось большое количество топлива, то наиболее вероятной причиной этого является плохое распыливание топлива насос-форсунками.

Д ы м л е н и е д в и г а т е л я свидетель­ ствует о неисправности приборов системы пи­ тания. При работе дизельного двигателя мо­ жет появляться черный, темно-бурый, синий или белый дым.

Черный или темно-бурый дым обычно появ­ ляется при применении топлива с низким цета­ новым числом, неправильной регулировке на- сос-форсунки, плохой работе пластинчатого клапана вследствие его.неисправности.

Синий дым появляется в результате непра­ вильного соединения насос-форсунок с регуля­ тором, прекращения подачи топлива одной из насос-форсунок и плохого распыливания топ­ лива насос-форсункой из-за неисправности ее пластинчатого клапана или износа отверстий распылителя.

Белый дым свидетельствует о неудовлетво­ рительной работе форсунок вследствие боль­ шого износа распыливающих отверстий или обрыва распылителя.

34

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

Для того чтобы обеспечить нормальную ра­ боту топливной аппаратуры дизеля, необхо­ димо проводить .систематическое техническое обслуживание.

В СССР принята планово-предупредитель­ ная система технического обслуживания. Сущ­ ность этой системы заключается в том, что все работы по техническому обслуживанию носят профилактический характер и проводятся пос­ ле определенного пробега автомобиля.

При эксплуатации дизельных автомобилей предусматриваются следующие виды и пери­ одичность технического обслуживания:

Ежедневное техническое

проводится

обслуживание

(ЕО)

раз в

сутки

Первое техническое

проводится

обслуживание

(ТО-1)

после пробега

Второе техническое

700—1000 км

проводится

обслуживание

(ТО-2)

после пробега■

Сезонное техническое

3500—4000 км

проводится

обслуживание

(СО)

два

раза

 

в год — перед

 

 

наступлением

 

и

осенне-зимнего

 

весенне-летнего

 

 

сезонов.

Такая периодичность технического обслу­ живания должна соблюдаться при обычных условиях эксплуатации автомобилей. Если автомобили эксплуатируются в тяжелых усло­ виях (песок, грязь, снег), техническое обслу-

3*

35


живание необходимо проводить чаще. Это даст возможность продлить срок службы от­ дельных приборов и всего автомобиля в целом.

П ри е ж е д н е в н о м

о б с л у ж и в а ­

нии

(ЕО) необходимо:

(заправку сле­

1.

Заправить баки топливом

дует производить после окончания работы, для того чтобы топливо могло отстояться в ба­ ке автомобиля).

2.Проверить, нет ли подтекания топлива.

3.Спустить топливо из топливного фильтра предварительной очистки (0,1 л) и из топлив­ ного фильтра тонкой очистки (0,2 л).

4.Проверить работу двигателя под нагруз­ кой при 1500 об/мин коленчатого вала, обра­ тив внимание на цвет отработавших газов.

П ри п е р в о м т е х н и ч е с к о м о б - с л у жи в а нии (ТО-1) необходимо выпол­ нить все работы ЕО и дополнительно:

1.Проверить крепление насос-форсунок.

2.Проверить и при необходимости отрегу­ лировать установку толкателя плунжера по высоте.

3.Снять и промыть в керосине корпусы и фильтрующие элементы.

4.Проверить состояние фильтрующего эле­ мента фильтра тонкой очистки и, если он стал мягким, заменить.

5.Проверить циркуляцию топлива в систе­ ме питания.

6.Если автомобиль простоял больше 5 ч,

слить из топливного бака не меньше 3 л топ­ лива.

7. Проверить на ощупь температуру всех патрубков выпускного трубопровода. При хо­

36

лостом ходе двигателя не должно быть значи­ тельной разницы в температуре стенок отдель­ ных патрубков.

При большой разнице в температуре или при появлении незначительных стуков в ци­ линдрах необходимо отрегулировать равномер­ ность подачи топлива.

П ри в т о р о м т е х н и ч е с к о м о б ­ с л у ж и в а н и и (ТО-2) следует выполнить все работы ЕО, ТО-1 и, кроме того:

1.Снять и проверить все насос-форсунки.

2.Проверить давление топлива в подводя­

щей магистрали. При давлении больше 3 кГ/см2— заменить фильтры насос-форсунок, при давлении меньше 1,5 кГ/см2— заменить фильтрующие элементы фильтров тонкой и предварительной очистки топлива.

3.Снять подкачивающий насос и проверить его производительность и давление подачи.

4.Проверить через смотровые люки коли­

чество нагара, отложившегося на стенках про­ дувочных окон, и если необходимо, очистить нагар деревянным скребком.

Кроме указанных работ по очистке прибо­ ров системы подачи топлива, необходимо после

пробега

8000—12 000 o i

промыть топливный

бак.

с е з о н н о м

о б с л у ж и в а н и и

П ри

(СО), т. е. при переводе двигателя с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот, необхо­ димо выполнить все работы предыдущих ви­ дов обслуживания и, кроме того, промыть топ­ ливный бак, то-пливные фильтры, топливопро­ воды и залить топливо, соответствующее дан­ ному сезону.

37


СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА И РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ

При работе дизельного двигателя в его ци­ линдры засасывается воздух. Находящиеся в нем механические примеси (чаще всего пыль) вызывают абразивный износ поверхностей гильз, поршней и колец. Для того чтобы пред­ отвратить ускоренный износ деталей криво­ шипно-шатунного механизма, в систему по­ дачи воздуха включены воздушные фильтры.

На двигателях ЯМЗ-М204А установлено два воздушных фильтра инерционно-масляно­ го типа, а на двигателе ЯМЗ-М206 — три двух­ ступенчатых воздушных фильтра центробеж­ но-контактного типа.

В о з д у ш н ы й ф и л ь т р и н е р ц и о н ­ н о - м а с л я н о г о т и п а (рис. 14, а) состоит из корпуса, масляной ванны, фильтрующего элемента, центрального патрубка и глушителя шума всасывания. Поступающий в фильтр воз­ дух направляется вниз, резко изменяет на­ правление движения у поверхности масляной ванны, где оседает большая часть пыли, пово­ рачивает вверх и проходит через фильтрую­ щий элемент. Резкий поворот воздуха над масляной ванной облегчает отделение от воз­ духа частиц пыли и их улавливание в масля­ ной ванне. Очищенный воздух поступает через центральный патрубок и глушитель шума вса­ сывания во впускной трубопровод.

В о з д у ш н ы й ф и л ь т р ц е н т р о б е ж ­ н о - к о н т а к т н о г о т ипа (рис. 14, б) со­ стоит из корпуса, крышки, маслосборника, бун­ кера, секций центробежной очистки с розетка-

38

ми и диффузорами, нижнего и верхнего филь­ трующих элементов, стержня крепления фильт­ ра с пружиной.

Бункер фильтра при помощи трубопровода соединен с системой отсоса пыли.

Фильтрующий

_

Центральный

 

Верхнийтильтру Стерженькреп-

элемент

патрубок

ющиаэлемент-.

ления фильтра

 

 

 

 

Крышка-

-

'

 

 

Масляная

 

Розетка-

 

 

 

 

 

секции

 

 

 

 

ванна

 

Секция

 

 

 

 

 

фильтрующий.

 

 

 

 

Внутренний ^элемент

 

 

 

 

Корпус

 

Бункер

 

 

 

 

Трубопровод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■Глушитель шума

 

 

 

 

всасывания

Маслосборник

 

 

Рис. 14. Воздушные фильтры:

я — двигателя ЯМЗ-М204А; б — двигателя ЯМЗ-М206.

Воздух, засасываемый нагнетателем через щели в крышке, попадает в секции и прохо­ дит между .спиральными лопатками розеток, где ему сообщается вращательное движение. Под действием центробежной силы тяжелые частицы пыли, находящиеся в воздухе, отбра­ сываются к стенкам секций и ссыпаются в бун­ кер фильтра.

Воздух проходит через трубки диффузоров в пространство под крышкой и попадает во вторую ступень, состоящую из верхнего и ниж­ него фильтрующих элементов. При прохожде­ нии воздуха через смоченные маслом гофриро­ ванные сетки элементов частицы пыли, не за­ держанные в первой ступени, прилипают к сет­

39