Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
Рычаг укреплен на валике при помощи двух винтов — внутреннего и наружного. Ввер тывая внутренний винт и вывертывая наруж ный, рычаг и рейку поворачивают в сторону увеличения подачи топлива. Если указанную
Рис. 13. Регулировка толкателя насос-форсунки по высоте.
операцию произвести в обратном порядке, по дача топлива уменьшится.
При неравномерной подаче топлива в ци линдры двигателя появляется легкий стук, указывающий на увеличенную подачу топли ва, а температура патрубков выпускной трубы становится неодинаковой, причем более холод
32
ным будет патрубок того-цилиндра, в который подается недостаточное количество топлива.
С и л ь н ы е с т у к и при р а б о т е д в и г а т е л я возможны в результате неправильной регулировки насос-форсунок, попадания избы точного количества масла в камеру сгорания, плохого р&спыливания топлива насос-форсун- ками.
Для определения причины неисправности необходимо запустить двигатель и проверить цвет отработавших газов. Синий оттенок ука зывает на то, что в камеру сгорания попадает избыточное количество масла. Причиной сту ков при синем цвете отработавших газов является плохое распыливание топлива насосфорсункой.
Н е р а в н о м е р н а я р а б о т а д в и г а т е ля может быть вызвана неправильной регу лировкой насос-форсунок, недостаточной цир куляцией топлива или подсасыванием воздуха в систему питания, а также тем, что одна или несколько насос-форсунок перестали работать.
Способы устранения неправильной регули ровки насос-форсунок, недостаточной циркуля ции топлива или подсасывания воздуха в топ ливную систему были описаны раньше.
Прекращение работы одной или нескольких насос-форсунок определяется по неодинако вому нагреву выпускных патрубков. Неисправ ные насос-форсунки необходимо снять. Рабо ту их следует отрегулировать на специальном
приборе. |
р а б о т ы |
д в и г а т е л я |
П р и ч и н о й |
«вразнос » могут быть: неправильная регу лировка насос-форсунок, заедание механизма
3-477 |
33 |
управления рейками насос-форсунок, попада ние масла в камеру сгорания, неисправности насос-форсунок.
Когда уровень масла в картере слишком высок, масло из картера может попадать в ка меру сгорания через сальники нагнетателя и его сопряжения с блоком цилиндров или в ре зультате износа маслосъемных колец, поломки расширителей колец и сильного износа гильз.
Если двигатель работает «вразнос» и в воз душной камере двигателя скопилось большое количество топлива, то наиболее вероятной причиной этого является плохое распыливание топлива насос-форсунками.
Д ы м л е н и е д в и г а т е л я свидетель ствует о неисправности приборов системы пи тания. При работе дизельного двигателя мо жет появляться черный, темно-бурый, синий или белый дым.
Черный или темно-бурый дым обычно появ ляется при применении топлива с низким цета новым числом, неправильной регулировке на- сос-форсунки, плохой работе пластинчатого клапана вследствие его.неисправности.
Синий дым появляется в результате непра вильного соединения насос-форсунок с регуля тором, прекращения подачи топлива одной из насос-форсунок и плохого распыливания топ лива насос-форсункой из-за неисправности ее пластинчатого клапана или износа отверстий распылителя.
Белый дым свидетельствует о неудовлетво рительной работе форсунок вследствие боль шого износа распыливающих отверстий или обрыва распылителя.
34
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
Для того чтобы обеспечить нормальную ра боту топливной аппаратуры дизеля, необхо димо проводить .систематическое техническое обслуживание.
В СССР принята планово-предупредитель ная система технического обслуживания. Сущ ность этой системы заключается в том, что все работы по техническому обслуживанию носят профилактический характер и проводятся пос ле определенного пробега автомобиля.
При эксплуатации дизельных автомобилей предусматриваются следующие виды и пери одичность технического обслуживания:
Ежедневное техническое |
проводится |
||
обслуживание |
(ЕО) |
раз в |
сутки |
Первое техническое |
проводится |
||
обслуживание |
(ТО-1) |
после пробега |
|
Второе техническое |
700—1000 км |
||
проводится |
|||
обслуживание |
(ТО-2) |
после пробега■ |
|
Сезонное техническое |
3500—4000 км |
||
проводится |
|||
обслуживание |
(СО) |
два |
раза |
|
в год — перед |
||
|
|
наступлением |
|
|
и |
осенне-зимнего |
|
|
весенне-летнего |
||
|
|
сезонов. |
Такая периодичность технического обслу живания должна соблюдаться при обычных условиях эксплуатации автомобилей. Если автомобили эксплуатируются в тяжелых усло виях (песок, грязь, снег), техническое обслу-
3* |
35 |
живание необходимо проводить чаще. Это даст возможность продлить срок службы от дельных приборов и всего автомобиля в целом.
П ри е ж е д н е в н о м |
о б с л у ж и в а |
|
нии |
(ЕО) необходимо: |
(заправку сле |
1. |
Заправить баки топливом |
дует производить после окончания работы, для того чтобы топливо могло отстояться в ба ке автомобиля).
2.Проверить, нет ли подтекания топлива.
3.Спустить топливо из топливного фильтра предварительной очистки (0,1 л) и из топлив ного фильтра тонкой очистки (0,2 л).
4.Проверить работу двигателя под нагруз кой при 1500 об/мин коленчатого вала, обра тив внимание на цвет отработавших газов.
П ри п е р в о м т е х н и ч е с к о м о б - с л у жи в а нии (ТО-1) необходимо выпол нить все работы ЕО и дополнительно:
1.Проверить крепление насос-форсунок.
2.Проверить и при необходимости отрегу лировать установку толкателя плунжера по высоте.
3.Снять и промыть в керосине корпусы и фильтрующие элементы.
4.Проверить состояние фильтрующего эле мента фильтра тонкой очистки и, если он стал мягким, заменить.
5.Проверить циркуляцию топлива в систе ме питания.
6.Если автомобиль простоял больше 5 ч,
слить из топливного бака не меньше 3 л топ лива.
7. Проверить на ощупь температуру всех патрубков выпускного трубопровода. При хо
36
лостом ходе двигателя не должно быть значи тельной разницы в температуре стенок отдель ных патрубков.
При большой разнице в температуре или при появлении незначительных стуков в ци линдрах необходимо отрегулировать равномер ность подачи топлива.
П ри в т о р о м т е х н и ч е с к о м о б с л у ж и в а н и и (ТО-2) следует выполнить все работы ЕО, ТО-1 и, кроме того:
1.Снять и проверить все насос-форсунки.
2.Проверить давление топлива в подводя
щей магистрали. При давлении больше 3 кГ/см2— заменить фильтры насос-форсунок, при давлении меньше 1,5 кГ/см2— заменить фильтрующие элементы фильтров тонкой и предварительной очистки топлива.
3.Снять подкачивающий насос и проверить его производительность и давление подачи.
4.Проверить через смотровые люки коли
чество нагара, отложившегося на стенках про дувочных окон, и если необходимо, очистить нагар деревянным скребком.
Кроме указанных работ по очистке прибо ров системы подачи топлива, необходимо после
пробега |
8000—12 000 o i |
промыть топливный |
бак. |
с е з о н н о м |
о б с л у ж и в а н и и |
П ри |
(СО), т. е. при переводе двигателя с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот, необхо димо выполнить все работы предыдущих ви дов обслуживания и, кроме того, промыть топ ливный бак, то-пливные фильтры, топливопро воды и залить топливо, соответствующее дан ному сезону.
37
СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА И РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ
При работе дизельного двигателя в его ци линдры засасывается воздух. Находящиеся в нем механические примеси (чаще всего пыль) вызывают абразивный износ поверхностей гильз, поршней и колец. Для того чтобы пред отвратить ускоренный износ деталей криво шипно-шатунного механизма, в систему по дачи воздуха включены воздушные фильтры.
На двигателях ЯМЗ-М204А установлено два воздушных фильтра инерционно-масляно го типа, а на двигателе ЯМЗ-М206 — три двух ступенчатых воздушных фильтра центробеж но-контактного типа.
В о з д у ш н ы й ф и л ь т р и н е р ц и о н н о - м а с л я н о г о т и п а (рис. 14, а) состоит из корпуса, масляной ванны, фильтрующего элемента, центрального патрубка и глушителя шума всасывания. Поступающий в фильтр воз дух направляется вниз, резко изменяет на правление движения у поверхности масляной ванны, где оседает большая часть пыли, пово рачивает вверх и проходит через фильтрую щий элемент. Резкий поворот воздуха над масляной ванной облегчает отделение от воз духа частиц пыли и их улавливание в масля ной ванне. Очищенный воздух поступает через центральный патрубок и глушитель шума вса сывания во впускной трубопровод.
В о з д у ш н ы й ф и л ь т р ц е н т р о б е ж н о - к о н т а к т н о г о т ипа (рис. 14, б) со стоит из корпуса, крышки, маслосборника, бун кера, секций центробежной очистки с розетка-
38
ми и диффузорами, нижнего и верхнего филь трующих элементов, стержня крепления фильт ра с пружиной.
Бункер фильтра при помощи трубопровода соединен с системой отсоса пыли.
Фильтрующий |
_ |
Центральный |
|
Верхнийтильтру Стерженькреп- |
||
элемент |
патрубок |
ющиаэлемент-. |
ления фильтра |
|||
|
|
|
|
Крышка- |
- |
' |
|
|
Масляная |
|
Розетка- |
|
|
|
|
|
секции |
|
|
|
|
|
ванна |
|
Секция |
|
|
|
|
|
фильтрующий. |
|
|
|
|
|
Внутренний ^элемент |
|
|
||
|
|
Корпус |
|
Бункер |
|
|
|
|
Трубопровод |
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
■Глушитель шума |
|
|
||
|
|
всасывания |
Маслосборник |
|
|
Рис. 14. Воздушные фильтры:
я — двигателя ЯМЗ-М204А; б — двигателя ЯМЗ-М206.
Воздух, засасываемый нагнетателем через щели в крышке, попадает в секции и прохо дит между .спиральными лопатками розеток, где ему сообщается вращательное движение. Под действием центробежной силы тяжелые частицы пыли, находящиеся в воздухе, отбра сываются к стенкам секций и ссыпаются в бун кер фильтра.
Воздух проходит через трубки диффузоров в пространство под крышкой и попадает во вторую ступень, состоящую из верхнего и ниж него фильтрующих элементов. При прохожде нии воздуха через смоченные маслом гофриро ванные сетки элементов частицы пыли, не за держанные в первой ступени, прилипают к сет
39