Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

укреплен топливный бак, внутри которого по­ мещен фильтрующий элемент тонкой очистки топлива.

Прокачку насос-форсунки топливом произ­ водят при помощи рычага, который сидит на оси, запрессованной в верхнюю часть стойки. Для закрепления рычага прокачки в опреде­ ленном положении служит фиксатор. В ниж­ ней части стойки установлена лампа для осве­ щения распыливаемого насос-форсункой топ­

лива.

На плите ванны под выступом стойки нахо­ дится колпак, защищающий рабочего от брызг топлива. Там же установлены ручной подкачивающий насос высокого давления с приводным рычагом и блок кранов, состоящий из левого и правого запорных кранов для сброса давления топлива и манометра.

Топливо из топливного бака через фильт­ рующий элемент поступает самотеком в под­ качивающий насос высокого давления. Насос через запорный кран, блок кранов, нагнета­ тельную трубку и канал в пиноли нагнетает топливо в насос-форсунку.

При сбросе давления топливо из блока че­ рез правый кран и трубку поступает в топлив­ ный бак.

При подготовке стенда к работе необхо­ димо:

а) залить в бак стенда чистое отстоянное дизельное топливо, вязкость которого равна

1,4—1,5° Его;

б) установить на нижний прилив стойки опорную плитку; между опорной плиткой и пинолью установить стержень-заглушку и при

7 5

помощи динамометрического воротка плотно зажать ее;

в) закрыть кран сброса давления топлива; работая рычагом насоса, создать в топливной системе стенда давление, равное 50 кГ/см2, и, перекрыв запорный кран, включить секундо­

мер;

у исправного стенда спад

давления за

1 мин не должен превышать 1 кГ/см2-,

г)

снять стержень-заглушку

и поставить

на ее место насос-форсунку, установив цент­ рирующий штифт в отверстие стопорной плиты;

д) зажать насос-форсунку при помощи ди­ намометрического воротка;

е) установить рычаг для прокачки насосфорсунок в рабочее положение и зафиксиро­ вать его, повернув фиксатор на 90°;

ж) проверить штангенциркулем установоч­ ный размер, который должен быть равным 33,3 мм (расстояние от верхней плоскости та­ релки толкателя насос-форсунки до верхней плоскости ее корпуса); установить указанный размер регулировочным винтом фиксатора и зафиксировать его контргайкой;

з) поднять пиноль поворотом воротка и снять насос-форсунку со стенда.

Установка насос-форсунки на стенд произ­ водится в таком порядке:

а) на выходной штуцер насос-форсунки на­ девают колпачковую гайку с медной проклад­ кой;

б) устанавливают насос-форсунку на стенд, поворотом воротка подводят пиноль вплотную к свободному штуцеру и поворачивают запор­ ный и спускной краны стенда на 7г оборота;

76


в)

для удаления воздуха из топливной ма­

гистрали насосом высокого давления прокачи­

вают топливо; -

• г)

поворотом динамометрического воротка

плотно зажимают насос-форсунку, полностью выдвигают рейку и прокачивают топливо на­ сосом высокого давления до прекращения вы­ хода пузырьков воздуха из-под колпачковой гайки, после чего ее плотно затягивают;

д) закрывают кран сброса давления топ­ лива и продолжают прокачку до тех пор, пока топливо начнет выходить из сопловых отвер­ стий распылителя проверяемой насос-фор­

сунки.

п р о в е р к е

к а ч е с т в а рас-

П ри

п ы л и в а н и я и

ч е т к о с т и р а б о т ы к л а ­

п а н н о й

с и с т

е м ы

необходимо:

1.Вдвинуть рейку проверяемой насос-фор­ сунки в корпус до упора.

2.Рычагом прокачки произвести несколько очень быстрых перемещений плунжера насосфорсунки.

3.Прокачать насос-форсунку с периодично­ стью 60 впрысков в 1 мин. При этом необхо­ димо следить за характером распыливания топлива и за четкостью работы насос-фор­ сунки.

Уисправной насос-форсунки струи топли­ ва, выходящие из распылителя, должны быть одинаковыми по интенсивности, хорошо рас­ пыленными, прямолинейными на расстоянии 30—35 мм от сопловых отверстий. В переры­ вах между впрысками с носка рыспылителя не должны отделяться капли топлива. Если перечисленные условия не соблюдаются, то

7 7

это указывает на негерметичность посадки контрольного клапана на седле или на перекос пружины контрольного клапана. В этом слу­

чае

необходимо произвести разборку насос-

форсунки и устранить неисправности.

П ри п р о в е р к е д а в л е н и я о т к р ы ­

тия

к о н т р о л ь н о г о к л а п а н а следует:

1.Выдвинуть рейку проверяемой насосфорсунки из корпуса до упора.

2.Рычаг прокачки установить в рабочее положение и зафиксировать его, повернув фиксатор на 90°.

3.Работая рычагом подкачивающего насо­ са, медленно повышать давление топлива во внутренней полости насос-форсунки и следить за показаниями манометра.

4.После того как давление поднимется до 18 кГ/см2, скорость повышения давления не,

должна превышать 2 кГ/см2. в 1 сек. По дав­ лению, при котором начинается впрыск топли­ ва, судят о давлении открытия контрольного клапана. У исправной насос-форсунки давле­ ние открытия контрольного клапана должно быть не ниже й0—25 кГ/см2. При этом топли­ во из отверстий распылителя должно выходить в виде тумана.

П р о в е р к у

д а в л е н и я

н а ч а л а

р а с п ы л и в а н и я

производят

тогда, когда

при проверке давления открытия контрольного клапана топливо из отверстий распылителя выходит в виде тонких струек, а не в виде ту­ мана. В этом случае, не меняя установки на­ сос-форсунки, производят подкачку топлива насосом, постепенно ускоряя темп работы ры­ чага насоса. Чем быстрее движется рычаг

7 8


насоса, тем выше показание манометра при впрыске.

Давление начала распиливания соответст­ вует тому давлению по манометру, при кото­ ром топливо из отверстий распылителя начи­ нает выходить не в виде струек, а в виде тумана. Для исправных насос-форсунок давление начала распыливания не должно превышать 120 кГ/см2.

Д л я п р о в е р к и г е р м е т и ч н о с т и

в н е шн и х с о п р я ж е н и й

необходимо:

 

1. Вдвинуть рейку проверяемой насос-фор­

сунки в корпус до упора.

довести давление

2. При помощи насоса

во

внутренней

полости насос-форсунки до

100

кГ/см2 и,

поддерживая

его, продолжать

прокачку в медленном темпе. При этом не должно наблюдаться подтекания топлива изпод прокладки штуцеров, заглушек в сверле­ ниях корпуса и стяжной гайки как в корпусе, так и в распылителе.

Допускается незначительное подтекание топлива из-под рейки и стопора пружины тол­ кателя. Если нет подтеканий и давление не. удается довести до 100 кГ/см2, то это указы­

вает на

износ плунжерной пары, герметич­

ность которой необходимо проверить.

П ри

п р о в е р к е г е р м е т и ч н о с т и

в н у т р е н н и х с о п р я ж е н и й следует:

1.Не меняя установки насос-форсунки, до­ вести давление во внутренней ее полости до 37—38 кГ/см2, затем закрыть запорный кран

инаблюдать за показаниями манометра.

2.При понижении давления до 35 кГ/см2 включить секундомер и через 1 мин заметить

79


показание манометра. За 1 мин давление не должно упасть ниже. 10—15 кГ/см2. Если дав­ ление окажется меньше этого значения, насос-форсунку необходимо разобрать и при­ тереть торцы соответствующих деталей (распылителя, седел клапанов, втулки или сферической поверхности контрольного клапа­ на). После окончания проверки насос-фор­ сунки необходимо открыть оба крана, снять колпачковую гайку, отвернуть вороток, снять насос-форсунку и навернуть на оба штуцера колпачки.

П р а в и л а у х о д а за стендом:

1.Стенд следует содержать в чистоте.

2.Один раз в месяц заменять фильтрую­ щий элемент (фильтра тонкой очистки двига­ теля ЯМЗ) в бачке и менять топливо.

3.Ежедневно перед началом работы про­ верять герметичность стенда и установочный размер (33,3 мм).

4.Периодически проверять манометр стен­ да по контрольному манометру при давлении 25, 50, 75 и 100 кГ/см2. Несовпадение показа­ ний манометра стенда и контрольного мано­ метра не должно превышать допустимое для данного класса манометров.

5.Изношенные детали стенда следует за­ менять (для насоса стенда использована сек­

ция топливного насоса двигателя трактора ДТ-54; для запорного элемента крана исполь­ зован распылитель того же двигателя).

Следует помнить, что небрежное обраще­ ние со стендом может повлечь за собой серьезные погрешности в работе.

80

к р а т к и е с в е д е н и я по уходу за п р и б о р а м и

СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ И ИХ РЕМОНТУ

Насос-форсунка. В процессе эксплуатации у насос-форсунок чаще всего засоряются сопловые отверстия распылителя, изнашивают­

ся

 

торцовые

 

притертые

по­

 

верхности конт­

 

рольного

кла­

 

пана и его сед­

 

ла,

плунжера и

 

гильзы

(рис.

 

27);

иногда

Участки наи­

происходит за­

большего изно­

висание

плун­

са плунжера

жера

в гильзе

Обрыб носкарасаы

и

износ

дета­

лителя (по сопло­

лей

 

привода

вым отверстиям)

управления по­

 

дачей

топлива.

 

 

Торцовые

 

притертые

по­

 

верхности конт­

 

рольного

кла­

 

пана

и его сед­

Рис. 27. Характерные места из­

ла

покрывают­

носа и разрушения деталей

ся

веерообраз­

насос-форсунки.

ными

лучевы­

 

ми рисками, по которым просачивается топли­ во. Такой вид износа появляется из-за того, что во впрыскиваемом топливе содержатся ме­ ханические примеси.

Пружина контрольного клапана после определенного периода работы деформируется и теряет упругость.

6 - 4 7 7 81


При длительной работе двигателя на ма­ лых оборотах холостого хода возможно пригорание носка распылителя в зоне сопловых

Моечная камера

Стеллаж '

Специальный

зажим

Фильтр

Бачок с топливом

Рис. 28. Верстак.

отверстий. «Раздувание» сопловых отверстий и обрыв носка распылителя могут произойти, когда двигатель идет «вразнос».

82

Поверхность плунжера в основном изна­ шивается около винтовых кромок, а гильзы — в зоне окон. При увеличении диаметрального зазора между плунжером и гильзой до 0,01 мм мощность двигателя уменьшается на 9—10%.

Частичная или полная разборка и промыв­ ка деталей насос-форсунок производится на специальном верстаке, выпускаемом Киевским заводом ГАРО. Верстак (рис. 28) имеет специальный зажим для закрепления насосфорсунок, моечную камеру, стеллаж и ящик для мелких деталей. К верстаку прилагается комплект инструмента.

При частичной -разборке насос-форсунки необходимо: а) заглушить накидными гайка­ ми топливные штуцеры, зажать насос-форсун­ ку в специальныхтисках верстака (см. рис. 28) и специальным ключом отвернуть стяжную гайку распылителя; б) снять прокладку и вы­ нуть из стяжной гайки отражатель; снять рас­ пылитель, упор контрольного клапана, его пру­ жину и седло, а также сам клапан.

Полная разборка насос-форсунки произво­ дится в том случае, когда заедает рейка или плунжер в гильзе. При полной разборке, кроме указанных выше операций, следует: а) снять гильзу плунжера, дистанционную втулку, шестерню плунжера и рейку; б) пере­ вернуть насос-форсунку, отжать отверткой нижний виток пружины и удалить стопор тол­ кателя; в) снять толкатель в сборе с плунже­ ром, вынуть штифт и разъединить эти детали; г) снять пружину толкателя и отвернуть топ­ ливные штуцеры, снять прокладки и вынуть пружины и фильтры.

6*

83

Для очистки сопловых отверстий распыли­ теля необходимо частично разобрать насосфорсунку, промыть детали в чистом дизель­ ном топливе и прочистить отверстия калибро­ ванной проволокой диаметром 0,15 мм, за­ крепленной в специальной оправке.

Наружную поверхность, канал распылите­ ля и контрольный клапан очищают от нагара при помощи щеток.

Очищенные от нагара детали промывают в чистом топливе и продувают сжатым воз­ духом.

Плунжерную пару промывают в чистом ди­ зельном топливе. После промывки проверяют, нет ли в ней заедания. Для этого плунжер вы­ двигают из гильзы на 30—35 мм. В верти­ кальном положении плунжер под действием собственного веса должен перемещаться вниз, т. е. плавно, без торможения опускаться

вгильзу. Плунжер и гильзу следует хранить

всборе в металлических коробочках, запол­ ненных дизельным топливом.

При осмотре деталей насос-форсунки сле­ дует обращать внимание на состояние резь­ бы. Срыв и смятие резьбы не допускаются.

Внутренняя поверхность гильзы должна быть блестящей. Наличие матового пояска у отверстий свидетельствует об износе гиль­ зы. Торцовая притертая поверхность корпуса не должна иметь рисок и вмятин. Рейку и шестерню плунжера просматривают с целью обнаружения износа и смятия зубьев. При необходимости эти детали заменяют.

Детали форсунки тщательно осматривают через лупу. На контрольном клапане и его

84