Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
укреплен топливный бак, внутри которого по мещен фильтрующий элемент тонкой очистки топлива.
Прокачку насос-форсунки топливом произ водят при помощи рычага, который сидит на оси, запрессованной в верхнюю часть стойки. Для закрепления рычага прокачки в опреде ленном положении служит фиксатор. В ниж ней части стойки установлена лампа для осве щения распыливаемого насос-форсункой топ
лива.
На плите ванны под выступом стойки нахо дится колпак, защищающий рабочего от брызг топлива. Там же установлены ручной подкачивающий насос высокого давления с приводным рычагом и блок кранов, состоящий из левого и правого запорных кранов для сброса давления топлива и манометра.
Топливо из топливного бака через фильт рующий элемент поступает самотеком в под качивающий насос высокого давления. Насос через запорный кран, блок кранов, нагнета тельную трубку и канал в пиноли нагнетает топливо в насос-форсунку.
При сбросе давления топливо из блока че рез правый кран и трубку поступает в топлив ный бак.
При подготовке стенда к работе необхо димо:
а) залить в бак стенда чистое отстоянное дизельное топливо, вязкость которого равна
1,4—1,5° Его;
б) установить на нижний прилив стойки опорную плитку; между опорной плиткой и пинолью установить стержень-заглушку и при
7 5
помощи динамометрического воротка плотно зажать ее;
в) закрыть кран сброса давления топлива; работая рычагом насоса, создать в топливной системе стенда давление, равное 50 кГ/см2, и, перекрыв запорный кран, включить секундо
мер; |
у исправного стенда спад |
давления за |
1 мин не должен превышать 1 кГ/см2-, |
||
г) |
снять стержень-заглушку |
и поставить |
на ее место насос-форсунку, установив цент рирующий штифт в отверстие стопорной плиты;
д) зажать насос-форсунку при помощи ди намометрического воротка;
е) установить рычаг для прокачки насосфорсунок в рабочее положение и зафиксиро вать его, повернув фиксатор на 90°;
ж) проверить штангенциркулем установоч ный размер, который должен быть равным 33,3 мм (расстояние от верхней плоскости та релки толкателя насос-форсунки до верхней плоскости ее корпуса); установить указанный размер регулировочным винтом фиксатора и зафиксировать его контргайкой;
з) поднять пиноль поворотом воротка и снять насос-форсунку со стенда.
Установка насос-форсунки на стенд произ водится в таком порядке:
а) на выходной штуцер насос-форсунки на девают колпачковую гайку с медной проклад кой;
б) устанавливают насос-форсунку на стенд, поворотом воротка подводят пиноль вплотную к свободному штуцеру и поворачивают запор ный и спускной краны стенда на 7г оборота;
76
в) |
для удаления воздуха из топливной ма |
гистрали насосом высокого давления прокачи |
|
вают топливо; - |
|
• г) |
поворотом динамометрического воротка |
плотно зажимают насос-форсунку, полностью выдвигают рейку и прокачивают топливо на сосом высокого давления до прекращения вы хода пузырьков воздуха из-под колпачковой гайки, после чего ее плотно затягивают;
д) закрывают кран сброса давления топ лива и продолжают прокачку до тех пор, пока топливо начнет выходить из сопловых отвер стий распылителя проверяемой насос-фор
сунки. |
п р о в е р к е |
к а ч е с т в а рас- |
|
П ри |
|||
п ы л и в а н и я и |
ч е т к о с т и р а б о т ы к л а |
||
п а н н о й |
с и с т |
е м ы |
необходимо: |
1.Вдвинуть рейку проверяемой насос-фор сунки в корпус до упора.
2.Рычагом прокачки произвести несколько очень быстрых перемещений плунжера насосфорсунки.
3.Прокачать насос-форсунку с периодично стью 60 впрысков в 1 мин. При этом необхо димо следить за характером распыливания топлива и за четкостью работы насос-фор сунки.
Уисправной насос-форсунки струи топли ва, выходящие из распылителя, должны быть одинаковыми по интенсивности, хорошо рас пыленными, прямолинейными на расстоянии 30—35 мм от сопловых отверстий. В переры вах между впрысками с носка рыспылителя не должны отделяться капли топлива. Если перечисленные условия не соблюдаются, то
7 7
это указывает на негерметичность посадки контрольного клапана на седле или на перекос пружины контрольного клапана. В этом слу
чае |
необходимо произвести разборку насос- |
форсунки и устранить неисправности. |
|
П ри п р о в е р к е д а в л е н и я о т к р ы |
|
тия |
к о н т р о л ь н о г о к л а п а н а следует: |
1.Выдвинуть рейку проверяемой насосфорсунки из корпуса до упора.
2.Рычаг прокачки установить в рабочее положение и зафиксировать его, повернув фиксатор на 90°.
3.Работая рычагом подкачивающего насо са, медленно повышать давление топлива во внутренней полости насос-форсунки и следить за показаниями манометра.
4.После того как давление поднимется до 18 кГ/см2, скорость повышения давления не,
должна превышать 2 кГ/см2. в 1 сек. По дав лению, при котором начинается впрыск топли ва, судят о давлении открытия контрольного клапана. У исправной насос-форсунки давле ние открытия контрольного клапана должно быть не ниже й0—25 кГ/см2. При этом топли во из отверстий распылителя должно выходить в виде тумана.
П р о в е р к у |
д а в л е н и я |
н а ч а л а |
р а с п ы л и в а н и я |
производят |
тогда, когда |
при проверке давления открытия контрольного клапана топливо из отверстий распылителя выходит в виде тонких струек, а не в виде ту мана. В этом случае, не меняя установки на сос-форсунки, производят подкачку топлива насосом, постепенно ускоряя темп работы ры чага насоса. Чем быстрее движется рычаг
7 8
насоса, тем выше показание манометра при впрыске.
Давление начала распиливания соответст вует тому давлению по манометру, при кото ром топливо из отверстий распылителя начи нает выходить не в виде струек, а в виде тумана. Для исправных насос-форсунок давление начала распыливания не должно превышать 120 кГ/см2.
Д л я п р о в е р к и г е р м е т и ч н о с т и
в н е шн и х с о п р я ж е н и й |
необходимо: |
||
|
1. Вдвинуть рейку проверяемой насос-фор |
||
сунки в корпус до упора. |
довести давление |
||
2. При помощи насоса |
|||
во |
внутренней |
полости насос-форсунки до |
|
100 |
кГ/см2 и, |
поддерживая |
его, продолжать |
прокачку в медленном темпе. При этом не должно наблюдаться подтекания топлива изпод прокладки штуцеров, заглушек в сверле ниях корпуса и стяжной гайки как в корпусе, так и в распылителе.
Допускается незначительное подтекание топлива из-под рейки и стопора пружины тол кателя. Если нет подтеканий и давление не. удается довести до 100 кГ/см2, то это указы
вает на |
износ плунжерной пары, герметич |
ность которой необходимо проверить. |
|
П ри |
п р о в е р к е г е р м е т и ч н о с т и |
в н у т р е н н и х с о п р я ж е н и й следует:
1.Не меняя установки насос-форсунки, до вести давление во внутренней ее полости до 37—38 кГ/см2, затем закрыть запорный кран
инаблюдать за показаниями манометра.
2.При понижении давления до 35 кГ/см2 включить секундомер и через 1 мин заметить
79
показание манометра. За 1 мин давление не должно упасть ниже. 10—15 кГ/см2. Если дав ление окажется меньше этого значения, насос-форсунку необходимо разобрать и при тереть торцы соответствующих деталей (распылителя, седел клапанов, втулки или сферической поверхности контрольного клапа на). После окончания проверки насос-фор сунки необходимо открыть оба крана, снять колпачковую гайку, отвернуть вороток, снять насос-форсунку и навернуть на оба штуцера колпачки.
П р а в и л а у х о д а за стендом:
1.Стенд следует содержать в чистоте.
2.Один раз в месяц заменять фильтрую щий элемент (фильтра тонкой очистки двига теля ЯМЗ) в бачке и менять топливо.
3.Ежедневно перед началом работы про верять герметичность стенда и установочный размер (33,3 мм).
4.Периодически проверять манометр стен да по контрольному манометру при давлении 25, 50, 75 и 100 кГ/см2. Несовпадение показа ний манометра стенда и контрольного мано метра не должно превышать допустимое для данного класса манометров.
5.Изношенные детали стенда следует за менять (для насоса стенда использована сек
ция топливного насоса двигателя трактора ДТ-54; для запорного элемента крана исполь зован распылитель того же двигателя).
Следует помнить, что небрежное обраще ние со стендом может повлечь за собой серьезные погрешности в работе.
80
к р а т к и е с в е д е н и я по уходу за п р и б о р а м и
СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ И ИХ РЕМОНТУ
Насос-форсунка. В процессе эксплуатации у насос-форсунок чаще всего засоряются сопловые отверстия распылителя, изнашивают
ся |
|
торцовые |
|
||
притертые |
по |
|
|||
верхности конт |
|
||||
рольного |
кла |
|
|||
пана и его сед |
|
||||
ла, |
плунжера и |
|
|||
гильзы |
(рис. |
|
|||
27); |
иногда |
Участки наи |
|||
происходит за |
большего изно |
||||
висание |
плун |
са плунжера |
|||
жера |
в гильзе |
Обрыб носкарасаы |
|||
и |
износ |
дета |
|||
лителя (по сопло |
|||||
лей |
|
привода |
вым отверстиям) |
||
управления по |
|
||||
дачей |
топлива. |
|
|||
|
Торцовые |
|
|||
притертые |
по |
|
|||
верхности конт |
|
||||
рольного |
кла |
|
|||
пана |
и его сед |
Рис. 27. Характерные места из |
|||
ла |
покрывают |
||||
носа и разрушения деталей |
|||||
ся |
веерообраз |
насос-форсунки. |
|||
ными |
лучевы |
|
ми рисками, по которым просачивается топли во. Такой вид износа появляется из-за того, что во впрыскиваемом топливе содержатся ме ханические примеси.
Пружина контрольного клапана после определенного периода работы деформируется и теряет упругость.
6 - 4 7 7 81
При длительной работе двигателя на ма лых оборотах холостого хода возможно пригорание носка распылителя в зоне сопловых
Моечная камера
Стеллаж '
Специальный
зажим
Фильтр
Бачок с топливом
Рис. 28. Верстак.
отверстий. «Раздувание» сопловых отверстий и обрыв носка распылителя могут произойти, когда двигатель идет «вразнос».
82
Поверхность плунжера в основном изна шивается около винтовых кромок, а гильзы — в зоне окон. При увеличении диаметрального зазора между плунжером и гильзой до 0,01 мм мощность двигателя уменьшается на 9—10%.
Частичная или полная разборка и промыв ка деталей насос-форсунок производится на специальном верстаке, выпускаемом Киевским заводом ГАРО. Верстак (рис. 28) имеет специальный зажим для закрепления насосфорсунок, моечную камеру, стеллаж и ящик для мелких деталей. К верстаку прилагается комплект инструмента.
При частичной -разборке насос-форсунки необходимо: а) заглушить накидными гайка ми топливные штуцеры, зажать насос-форсун ку в специальныхтисках верстака (см. рис. 28) и специальным ключом отвернуть стяжную гайку распылителя; б) снять прокладку и вы нуть из стяжной гайки отражатель; снять рас пылитель, упор контрольного клапана, его пру жину и седло, а также сам клапан.
Полная разборка насос-форсунки произво дится в том случае, когда заедает рейка или плунжер в гильзе. При полной разборке, кроме указанных выше операций, следует: а) снять гильзу плунжера, дистанционную втулку, шестерню плунжера и рейку; б) пере вернуть насос-форсунку, отжать отверткой нижний виток пружины и удалить стопор тол кателя; в) снять толкатель в сборе с плунже ром, вынуть штифт и разъединить эти детали; г) снять пружину толкателя и отвернуть топ ливные штуцеры, снять прокладки и вынуть пружины и фильтры.
6* |
83 |
Для очистки сопловых отверстий распыли теля необходимо частично разобрать насосфорсунку, промыть детали в чистом дизель ном топливе и прочистить отверстия калибро ванной проволокой диаметром 0,15 мм, за крепленной в специальной оправке.
Наружную поверхность, канал распылите ля и контрольный клапан очищают от нагара при помощи щеток.
Очищенные от нагара детали промывают в чистом топливе и продувают сжатым воз духом.
Плунжерную пару промывают в чистом ди зельном топливе. После промывки проверяют, нет ли в ней заедания. Для этого плунжер вы двигают из гильзы на 30—35 мм. В верти кальном положении плунжер под действием собственного веса должен перемещаться вниз, т. е. плавно, без торможения опускаться
вгильзу. Плунжер и гильзу следует хранить
всборе в металлических коробочках, запол ненных дизельным топливом.
При осмотре деталей насос-форсунки сле дует обращать внимание на состояние резь бы. Срыв и смятие резьбы не допускаются.
Внутренняя поверхность гильзы должна быть блестящей. Наличие матового пояска у отверстий свидетельствует об износе гиль зы. Торцовая притертая поверхность корпуса не должна иметь рисок и вмятин. Рейку и шестерню плунжера просматривают с целью обнаружения износа и смятия зубьев. При необходимости эти детали заменяют.
Детали форсунки тщательно осматривают через лупу. На контрольном клапане и его
84