Файл: Калисский В.С. Система питания дизельного двигателя.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
т. е. его продолжительность. При повороте плунжера изменяется положение верхней вин товой кромки, относительно верхнего отверстия
•гильзы и нижней кромки относительно ниж него отверстия, что вызывает изменение соот ветственно начала и конца впрыска топлива. Если рейка выдвинута полностью, то самый высокий участок кромки перекроет верхнее от верстие уже после того, как нижняя кромка выточки плунжера откроет нижнее отверстие гильзы, и подача топлива в камеру сгорания производиться не будет.
Насос-форсунку АР-20А устанавливают на двигателях последних выпусков. Она отличает ся от описанной ранее тем, что имеет увели ченные фильтры, гильзу с одним отверстием и плунжер с двумя винтовыми кромками без радиального и осевого отверстий (см. рис. 9, б). Работа насос-форсунки такого типа протекает следующим образом. В начале движения плун жера вниз вытесняемое им топливо перепу скается через отверстие в гильзе в кольцевое -пространство вокруг втулки плунжера (рис. 10, д). При дальнейшем движении плунжера вниз нижняя винтовая кромка плунжера пере крывает отверстие в гильзе и начинается впрыск топлива (рис. 10, е). Впрыск заканчи вается в тот момент, когда верхняя винтовая кромка плунжера начнет открывать впускное отверстие в гильзе (рис. 10, ж), после чего опять начнется перепуск топлива в кольцевое пространство (рис. 10, з).
При повороте плунжера меняется положе ние его винтовых кромок по отношению к от верстию гильзы, при этом увеличивается или
23
уменьшается время перекрытия отверстия. Со ответственно увеличивается или уменьшается количество топлива, подаваемого в цилиндры.
При полном выдвижении рейки отверстие гильзы не перекрывается винтовыми кромка ми плунжера, впрыск не .происходит и все топ ливо возвращается обратно в топливные ка налы насос-форсунки.
Избыток топлива из'кольцевого простран ства направляется ко второму (выходному) фильтру, а затем через штуцер отводится в топливный бак. Для предохранения стяжной гайки насос-форсунки от непосредственного воздействия топлива, выходящего при пере пуске из гильзы плунжера под высоким дав лением, между стяжной гайкой и гильзой уста новлен отражатель, изготовленный из терми чески обработанной стали, обладающей высо кой твердостью.
Непрерывный отвод топлива из насос-фор- сунки в бак способствует охлаждению плун жерной пары, удалению из системы питания пузырьков воздуха и подогреву топлива в ба ке, что особенно важно в зимнее время.
Т о п л и в о п р о в о д ы служат для подво да топлива из бака к остальным приборам си стемы подачи топлива и отвода избытка топ лива в бак. Топливопроводы представляют собой стальные трубки, концы которых раззенкованы на конце. К гладкой поверхности раззенкованной части трубок прижимается сферический конец ниппеля.
Часть топливопроводов монтируется непо средственно на головке цилиндров и состоит из подводящей магистрали с впускным штуце
2.4
ром, ниппелей, П-образных трубок насос-фор сунок и отводящей магистрали с выпускным штуцером. Обе магистрали состоят из про дольных трубок с припаянными к ним по числу цилиндров двигателя тройниками.
Для предотвращения утечки топлива из го ловки цилиндров ниппели крепятся специаль ными гайками с войлочным уплотнением.
Для повышения давления в полостях насосфорсунок и улучшения их работы при малом числе оборотов коленчатого вала выходной штуцер отводящей магистрали имеет дрос сельное отверстие диаметром 1,2 мм.
НЕИСПРАВНОСТИ ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ТОПЛИВА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Внешними признаками неисправности при боров системы подачи топлива являются: а) за
трудненный пуск двигателя; б) |
снижение мощ |
ности двигателя; в) сильные |
стуки во время |
работы; г) неравномерная |
работа двига |
теля; д)' работа двигателя «вразнос»; е) дым ление.
З а т р у д н е н н ы й п у с к д в и г а т е л я возможен из-за подсасывания воздуха в систе му питания, износа или засорения отверстий распылителей насос-форсунки, загустевания топлива в топливопроводах (в зимнее время), замерзания воды в топливопроводах йли на сетке заборника топливного бака.
Подсасывание воздуха в систему питания до топливоподкачивающего насоса может про
25
исходить через неплотности в соединениях топ ливопроводов и из бака, когда в нем не оста ется топлива. Воздух, попавший в систему, создает воздушные пробки, затрудняющие или прекращающие подачу топлива. Для предот вращения попадания воздуха в систему пита ния необходимо следить за уровнем топлива в баке и за исправностью всех соединений трубопроводов.
Попавший в систему питания воздух необ ходимо удалить путем прокачки системы топ ливом. Для этого отворачивают штуцер топли вопровода, устанавливают рейки насос-форсу нок в положение «стоп» и прокручивают ко ленчатый вал двигателя стартером. Если в вы ходящем топливе нет пузырьков, значит воз дух в системе питания отсутствует.
На автомобилях последних выпусков воз дух можно удалить, используя безламповый подогреватель. Установив валик управления рейкой насос-форсунок в положение мини мальной подачи топлива, а рукоятку распреде лительного крана — в положение «заправка — прокачка», делают несколько сильных ходов штоком воздушного насоса. При этом топливо из топливного бачка подогревателя пройдет под давлением через всю топливную систему двигателя, вытеснит из него воздух и выльется через отводящую магистраль в топливный бак.
Износ отверстий распылителей насос-фор- сунок возможен в результате работы двигате ля «вразнос». В этом случае распылитель не обходимо заменить. Во время работы двига теля отверстия распылителей могут засо ряться:
26
а) технологической стружкой (чаще всего в первые 30—50 часов работы двигателя), оставшейся в каналах корпуса насос-форсунки при его изготовлении;
б) механическими примесями, находящими ся в топливе (при неправильной установке фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки);
в) продуктами разрушения фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки (при не своевременном спуске отстоя из корпуса филь тра или несвоевременной замене фильтрующих элементов);
г) отложениями кокса, образующимися особенно интенсивно, когда двигатель рабо тает на малых оборотах холостого хода (при неудовлетворительной работе контрольного клапана, т. е. при подтекании топлива в на- сос-форсунках);
д) бронзовыми шариками фильтров насосфорсунок (из-за некачественной их сварки).
Для того чтобы исключить попадание тех нологической стружки в отверстия распылите лей, необходимо после окончания обкатки дви гателя снять и проверить насос-форсунки.
Канал распылителя прочищают специаль ной разверткой (рис. 11, а). Для прочистки отверстий распылителя применяют стальную струну диаметром 0,13—0,15 мм, которую уста навливают в специальную оправку (рис. 11, б) . Длина выступающей части струны — 1,5 мм. Конец струны должен быть зачищен оселком. Очищать отверстие следует осторожно, вра щая патрон в обе стороны, чтобы не сломать струну.
27
Загустевание топлива в топливопроводах возможно в зимнее время вследствие приме нения несоответствующего топлива. Зимой необходимо применять топливо марки ДЗ (дизельное зимнее), а при очень низких темпе ратурах—марки ДА (дизельное арктическое).
При отсутствии зимнего или арктического
дизельного топлива можно |
разжижать летнее |
||||||
|
|
дизельное |
топливо |
||||
Развертка |
|
осветительным |
керо |
||||
|
сином. При темпера |
||||||
|
|
||||||
|
|
туре |
окружающего |
||||
|
|
воздуха |
выше —• 20° |
||||
|
|
топливо |
следует со |
||||
|
|
ставлять из 60% лет |
|||||
|
|
него топлива |
и 40% |
||||
|
|
керосина; при тем |
|||||
|
|
пературе |
от |
—20° |
|||
|
|
до —30° — из 40% |
|||||
|
|
летнего и 60% керо |
|||||
|
|
сина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Замерзание воды |
||||
Рис. 11. Уход за распылите |
в |
топливопроводах |
|||||
лем насос-форсунки: . |
или на |
сетке забор |
|||||
а — прочистка канала |
распыли |
ника топливного ба |
|||||
теля; б — прочистка |
отверстий |
||||||
распылителя. |
|
ка возможно в ре |
|||||
|
|
зультате |
попадания |
воды в топливо при его хранении и заправке. В этом случае рекомендуется осторожно про греть топливные трубки, фильтры и бак.
С н и ж е н и е мо . щно с т и д в и г а т е ля может произойти вследствие: а) подсасы вания воздуха в систему питания до толливоподкачйвающего насоса; б) недостаточной
циркуляции топлива в системе питания; в) пе-
s
28
ребоев в работе насос-форсунок; г) непра вильной регулировки насос-форсунок.
Способы устранения подсасывания воздуха в систему питания описаны ранее.
Для проверки циркуляции и давления топ лива в системе необходимо к топлшвоподающей магистрали посредством тройника присо единить манометр. Его следует .поместить меж ду фильтром тонкой.очистки и насос-форсун ками, Давление топлива при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя должно быть рав ным 1,2—3 кГ/см2. Повышение давления топ лива возможно вследствие засорения калиб рованного отверстия пробки в штуцере топливоотводящей магистрали или фильтров в кор пусе насос-форсунок. Проверка циркуляции топлива может быть произведена путем опре деления количества топлива, возвращающего ся в топливный бак. Для этого отворачивают штуцер топливоотводящей трубки бака, и, под ставив под нее мерный сосуд, определяют ко личество топлива, вытекающего за 1 мин. При 2000 об/мин коленчатого вала в исправной си стеме питания количество вытекающего топ лива должно составлять от 1,2 до 1,5 л/мин. Если топлива вытекает меньше, необходимо вывернуть и прочистить калиброванное отвер стие в пробке штуцера топливоотводящей ма гистрали или снять и проверить состояние фильтров насос-форсунок на специальном при боре (описание приведено ниже). В течение 1 мин через фильтр должно пройти не меньше 450 см3 топлива.
Перебои в работе насос-форсунок возмож ны в результате засорения отверстий распыли
29
теля, износа контрольного клапана или отло жения на нем нагара, износа пары гильза — плунжер, обрыва наконечника распылителя и неудовлетворительной работы пластинчатого клапана, вызванной уменьшением его герме тичности.
Износ пары гильза—плунжер определяется по затемненным участкам матового цвета, гру бым царапинам на поверхности пары. В том случае, когда при внешнем осмотре определить неисправность не удается, необходимо смочить плунжер дизельным топливом' и ввести его в гильзу. Если все отверстия гильзы закрыты при входе и выходе плунжера из гильзы, должно ощущаться • некоторое сопротивление. Свободное перемещение плунжера в гильзе свидетельствует о неудовлетворительной гер метичности пары. Точная проверка исправнос ти пары гильза—плунжер производится на спе циальном приборе для проверки насос-форсу нок на качество распыливания и герметич ность. Устройство прибора описано ниже.
На пластинчатом клапане и его седле после некоторого периода работы могут появиться трещины и матовые пятна. При появлении тре щин детали выбраковываются. Незначитель ные матовые пятна устраняются притиркой клапана и седла на гладкой плите (рис. 12). Для притирки применяют тонкие притирочные пасты.
Насос-форсунки, установленные на двига теле, регулируются на момент начала подачи и на равномерность подачи топлива.
Для получения одинакового момента на чала подачи топлива необходимо, чтобы при
30
верхнем положении толкателя насос-форсунки , расстояние между его торцом и верхним тор
цом корпуса насос-форсунки |
было равно |
37,7 мм для форсунок типа Л |
КЗ-60 и 37,1 мм |
для форсунок типа ЛКЗ-80. Для проверки это го расстояния . пользу ются специальным шаб
лоном (рис. 13). Перед |
|
|
|||
регулировкой |
двига |
|
|
||
тель прогревают, а. за |
|
|
|||
тем |
выпускные клапа |
|
|
||
ны |
проверяемого |
ци |
|
|
|
линдра устанавливают |
|
|
|||
в положение начала от |
Рис. |
12. Притирка |
|||
крытия. Ножку шабло |
седла |
контрольного и |
|||
на |
устанавливают |
в |
пластинчатого клапа |
||
|
нов. |
||||
специальное |
углубле |
|
|
ние в верхней плоскости корпуса насос-фор- сунки. При повороте шаблона вокруг оси то рец его головки должен слегка касаться та релки толкателя насос-форсунки.
Регулировка момента начала подачи топли-, ва каждой насос-форсункой производится пу тем ввертывания или вывертывания штанги из вилки коромысла (рис. 13). При ввер тывании штанги высота установки плунжера увеличивается, при вывертывании — уменьша ется.
После такой регулировки необходимо за тянуть контргайку штанги и вновь проверить высоту толкателя .плунжера по шаблону.
Равномерность подачи топлива всеми на сос-форсунками регулируется путем изменения положения рычагов, установленных на валике управления рейками (см. рис. 7).
31