Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После этого замеряют линейкой расстоя­ ние между передними колесами, по ободу ко­ леса, на уровне передней оси (В). Точки за­ мера отмечают на колесе мелом (рис. 24).

Рис. 24. Регулировка схождения передних колес

Затем поворачивают колеса на 180° и вторич­ но замеряют расстояние между колесами по ободу на уровне передней оси. Точки замера должны находиться в горизонтальной плос­ кости. Если расстояние В больше или мень­ ше расстояния Л на 8 мм, необходимо произ­ вести регулировку схождения колес так, что­ бы расстояние В было меньше расстояния А на 8 мм. Регулировку производят путем уд­ линения (сокращения) поперечных рулевых тяг. Для Ьтого надо отпустить контргайки тяг и, вращая их, отрегулировать схождение передни», колес, а затем затянуть контргайки.

При

регулировке периодически проверяют

расстояние между колесами по линии АВ.

При

работе

в рулевом управлении авто­

грейдера

могут

возникнуть и другие неисправ­

ности, например: при вращении рулевого ко­

67

леса передние управляемые колеса не пово­ рачиваются, причиной этой неисправности может быть срез шпонки или шлицев в сое­ динении с карданными шарнирами или на валу сошки и др.

В тормозной системе автогрейдера могут также в процессе работы возникнуть неис­ правности. Если при нажатии на педаль нож­ ного тормоза движение автогрейдера не за­ медляется, машину следует немедленно оста­ новить центральным ручным тормозом, после чего устранить возникшие неисправности. Причиной их возникновения может быть: утечка тормозной жидкости или попадание воздуха в тормозную систему; износ резино­ вых манжет в тормозных цилиндрах; замас­ ливание фрикционных накладок и тормозной поверхности барабанов, износ накладок и не­ допустимый большой зазор между тормозны­ ми накладками и барабаном и т. д.

Большинство неисправностей тормозной системы машинисты автогрейдеров устраня­ ют самостоятельно путем соответствующих регулировок.

На колесах большинства автогрейдеров установлены двухколодочные реверсивные тормоза автомобильного типа с гидравличес­ ким приводом (рис. 25). Регулировка ножно­ го тормоза сводится в основном к установле­ нию нормального зазора между тормозными колодками и барабаном и свободного хода тормозной педали.

Для установления нормального зазора применяют регулировочное устройство, ко­ торое состоит из регулировочного эксцентрика и регулировочной гайки. При незначительном износе тормозных накладок и небольшом за-

68


2

Рис. 25. Регулировка ножного тормоза автогрейдера

/ — главный гидроцнлиндр; 2 — педаль

тормоза; 3

шток

тол-

кателя;

4 — контргайка толкателя;

5 — исполнительный

ци­

линдр;

6 — тормозная колодка; 7 — регулкровочная

гайка;

8

регулировочный эксцентрик; 9 — поршень; 10— толкатель

69

зоре тормоза колес регулируют через смотро­ вые окна вращением регулировочного экс­ центрика.

Перед регулировкой вывешивают колесо, а затем вращают его ломиком вперед, слег­ ка при этом поворачивая регулировочный эксцентрик передней колодки, пока она не затормозит колесо. После этого регулировоч­ ный эксцентрик следует повернуть обратно до начала свободного вращения колеса. Вто­ рую колодку регулируют так же, только ко­ лесо вращают в обратном направлении.

При значительном износе тормозных на­ кладок и большом зазоре тормоза колес сле­ дует регулировать вращением регулировоч­ ной гайки, которая имеет двустороннюю резь­ бу. При этом тормозные колодки разводят одну от другой и приближают к рабочей по­ верхности тормозного барабана, уменьшая зазор между поверхностями трения. Зазор должен быть 0,2—0,3 мм.

В системе ножного тормоза регулируют свободный ход тормозной педали и тормоза колес. Необходимым условием полного растормаживания колес автогрейдера является наличие зазора между поршнем и толкателем главного цилиндра при отходе тормозной пе­ дали в крайнее верхнее положение. Указан­ ный зазор устанавливается в пределах 1,5— 2,5 мм. Этому зазору соответствует свобод­ ный ход тормозной педали, равный 8— 14 мм.

Регулировать тормоза необходимо в та­ кой последовательности: поставить педаль в верхнее крайнее положение; вращая ключом шестигранную головку толкателя, отрегули­ ровать величину свободного хода педали; проверить правильность регулирования. Пра­

70


вильно отрегулированные тормоза должны обеспечивать одновременное торможение всех тормозных колес при наименьшем тормозном пути. Не следует слишком затягивать тор­ моза, так как это приведет к быстрому изно­ су накладок тормозных колодок и излишне­ му нагреву тормозного барабана.

Не меньшее внимание машинисты авто­ грейдеров уделяют техническому обслужива­ нию системы гидроуправления рабочим обо­ рудованием.

Для надежной работы гидросистему за­ полняют чистым, хорошо отстоявшимся мас­ лом. Перед началом работы проверяют нали­ чие масла в баке и трубопроводах. При пони­ женном уровне масла в баке работать на автогрейдере нельзя, так как воздух из ат­ мосферы может попасть в гидросистему и образовать «воздушные мешки». После за­ полнения бака маслом включают привод маслонасоса, открывают краники распределите­ ля и наполняют маслом шланги и цилиндры гидросистемы. Если в процессе работы пада­ ет давление в гидросистеме, то причиной мо­ жет быть неисправность в работе перепуск­ ного клапана или чрезмерный износ манжет поршней гидроцилиндров. Для устранения этих дефектов спускают масло и заменяют изношенные детали. Однако следует иметь в виду, что разбирать узлы гидросистемы в по­ левых условиях нежелательно, так как за­ грязнение деталей может привести впослед­ ствии к неисправности всей системы. Если машинист автогрейдера осуществляет за гидросистемой постоянный контроль и техни­ ческое обслуживание, то она, как правило, работает безотказно. Дефекты гидросистемы

71


в большинстве случаев связаны с нарушени­ ем правил выбора масла и заполнения им си­ стемы или с нарушением плотности соеди­ нений.

Машинисты автогрейдеров, как и шоферы автомобилей, получают премии за сохран­ ность и увеличение пробега шин. Машинисты принимают все меры для предохранения шин от преждевременного и чрезмерного износа, следят за правильной установкой схождения колес, ежедневно проверяют давление воз­ духа в шинах, очищают их от нефтепродук­ тов, соблюдают правила монтажа шин и их перестановки.

Машинисты должны уметь обкатывать новый и прошедший капитальный ремонт автогрейдер. Процесс обкатки — это техноло­ гический период приработки деталей и под­ готовки поверхностей трения к длительной работе. Во время обкатки кроме приработки металлических деталей происходит осадка прокладок, приработка и уплотнение сальни­ ков.

Обкатка состоит из следующих работ: под­ готовка автогрейдера к обкатке; работа дви­ гателя на холостом ходу в течение 10 мин; обкатка автогрейдера на холостом ходу в те­ чение 5—6 ч, обкатка автогрейдера с посте­ пенным увеличением нагрузки в течение 50— 60 ч: контрольный осмотр и ввод автогрейде­ ра в эксплуатацию.

Подготовительные работы сводятся к про­ верке всех наружных креплений автогрейде­ ра, смазке трущихся поверхностей согласно карте смазки и заправке топливных баков топливом, системы охлаждения водой, гидро­ системы и системы смазки маслом.

72

Обкатка двигателя дизеля в течение пер­ вых 5 мин производится на малых оборотах коленчатого вала, после чего число оборотов увеличивают до максимальных. Во время ра­ боты двигателя проверяют показания кон. трольных приборов, плотность соединений и трубопроводов, прослушивают работу двига­ теля. Убедившись, что двигатель работает нормально, приступают к обкатке автогрейдера.

В процессе обкатки автогрейдера на хо­ лостом ходу проверяют надежность транс­ миссии ходовой части, рулевого управления, системы тормозов и управления рабочим обо­ рудованием. Автогрейдер двигается на раз­ личных скоростях, совершает развороты, за­ езды передним и задним ходом. Если все агре­ гаты и механизмы автогрейдера работают нор­ мально, приступают к обкатке под нагрузкой. Обкатку автогрейдера под нагрузкой осу­ ществляют с постепенным увеличением ее до нормальной. При этом выполняют все виды земляных работ различным рабочим обору­ дованием. Этот этап обкатки является ответ­ ственным и требует от машинистов макси­ мального внимания за работой всех систем

имеханизмов двигателя и автогрейдера. Если при обкатке в работе двигателя и

механизмов автогрейдера не было обнару­ жено неисправностей, автогрейдер может быть введен в эксплуатацию.

Особенности эксплуатации автогрейдеров, удаленность объекта строительства от ре­ монтных баз вызывают трудности в проведе­ нии своевременного и квалифицированного технического обслуживания машин в поле-

73


вых условиях силами машинистов автогрей­

деров.

Поэтому для выполнения технического об­

служивания

автогрейдеров

непосредственно

на строительной площадке,

используют пе­

редвижные

мастерские

различных типов

(рис. 26).

Рис. 26. Передвижная мастерская для технического об­ служивания автогрейдеров

/ — автомобиль; 2 — лебедка; 3 — крановое оборудование; 4 — подъемное оборудование; 5 — запасное колено; 6 — автоприцеп; 7 — сварочный агрегат

В кузове-фургоне мастерской размещены: заточной станок, электродрель, гидравличе­ ский пресс, тиски, режущий, мерительный, кузнечный и другой инструмент. Для электро­ сварочных работ в комплект мастерской вхо­ дит электросварочный агрегат. Кроме того, мастерская оборудована различными прибо­ рами для проверки работы системы питания двигателя, электрооборудования и т. д.

Штат передвижной ремонтной мастерской состоит из 2—3 слесарей-ремонтников, кото­ рые вместе с машинистом автогрейдера осу­ ществляют техническое обслуживание маши­ ны на строительной* площадке.

.74

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРЕЙДЕРНЫХ РАБОТ

Грейдерные работы выполняют в строгом соответствии с проектом производства работ и по заранее разработанным схемам произ­ водства работ. Отступления от схем произ­ водства грейдерных работ могут быть только с согласия производителя работ. Машинисты автогрейдеров перед началом работ вместе с инженерно-техническим персоналом изучают проект, схемы и типовые технологические карты, по которым выполняют грейдерные работы.

Грейдерные работы начинают только пос­ ле предварительной подготовки участка ра­ бот. Участок должен быть очищен от леса, пней, кустарника, корневой системы и валу­ нов; при необходимости должен быть устро­ ен водоотвод и места разворота и съезды автогрейдеров. При работе в ночное время на участках разработки и укладки грунта долж­ но быть электрическое освещение, а сам учас­ ток обеспечен телефонной связью или радио­ связью со строительным управлением. Кроме того, на производственных участках устраи­ вают и оборудуют специальные места заправ­ ки автогрейдеров горючим и водой; прокла­ дывают временные трубопроводы для подачи воды; устраивают передвижные помещения для обогрева машинистов в зимнее время, а также помещения, оборудованные для при­ ема пищи, хранения питьевой воды и спец­ одежды.

В зоне расположения подземных комму­ никаций следует заранее предусмотреть по­ рядок разработки грунта автогрейдерами.

До начала грейдерных работ осуществля­ ют разбивочные работы на местности, обо-

75