Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значают границы разработки резервов и вы­ емки, границы линии зарезания грунта, гра­ ницы насыпи, обозначают оси земляных соо­

ружений, устанавливают

реперы

и

указыва­

ют границу захватки.

 

 

 

 

Линейные

работы

(возведение

насыпей

под дорожное

полотно

и дамб, перемешива­

ние

гравийно-щебеночной

смеси

с

вяжущи­

ми,

очистку площадей

от снега и т.

п.) ра­

ционально выполнять

бригадой

автогрейде­

ров, закрепив за каждым выполнение одной операции (зарезание, перемещение, разрав­ нивание и т. д.). Количество автогрейдеров в звене определяется предварительно расчет­ ным путем в зависимости от объема и харак­ тера работ, мощности машин, длины захват­ ки, а также сроков и особенностей работы.

Для повышения эффективности использо­ вания автогрейдеров на основных работах, предварительно рыхлят плотные и слежав­ шиеся грунты.

Характер и содержание основной работы машинистов автогрейдеров определяется операциями по управлению двигателем, ра­ бочим оборудованием и рулевым управле­ нием.

Сочетание рациональных методов работы с высокой производительностью машин зави­ сит от квалификации машинистов, а также и от степени организации рабочего места. Ра­ бочим местом машиниста является кабина автогрейдера, которая всегда должна быть чистой и свободной от лишних предметов (емкости с горюче-смазочными материалами, обтирочными концами и инструментом). Все необходимые материалы и инструменты дол­ жны находиться в * специально отведенных

76


местах. Машинисты могут работать сидя и стоя в зависимости от характера выполняе­ мых работ. Однако положение машиниста в кабине должно быть таким, чтобы оно не вы­ зывало утомляемости. Если позволяет харак­ тер работы, машинист должен работать толь­ ко сидя. Высота сиденья должна соответствовать росту машиниста. Удобство работы име­ ет большое значение не только для машинис­ та, но и для повышения производительности его труда.

Кроме основной работы машинисты авто­ грейдеров выполняют дополнительные рабо­

ты, связанные с обслуживанием машины

со

сменой рабочего

оборудования,

уточнением

технологических

схем производства работ

и

т. п. Поэтому большое значение

имеет пра­

вильное сочетание различных элементов ра­ боты во времени. Отдельные элементы рабо­ ты должны так сочетаться во времени, чтобы можно было избежать потери рабочего вре­ мени. Для этого перед началом работы ма­ шинисты должны проверить и произвести полную заправку автогрейдера, подготовить и, если требуется, установить сменное рабо­ чее оборудование, подготовить и иметь при себе необходимый инструмент (гаечные клю­ чи, молоток, лопату и т. д.).

Для лучшего использования автогрейде­ ров и снижения стоимости строительства работа их, как правило, должна быть орга­ низована в две смены при односменной ра­ боте машинистов. Сверхурочная работа ма­ шинистов допускается в исключительных случаях. При работе машинист не должен оставлять своего рабочего места.

После окончания работы машинист авто­

77

грейдера обязан выполнить все мероприятия ежесменного технического обслуживания, предусмотренные инструкцией. Автогрейдер должен быть передан сменяющему машинис­ ту в чистом и исправном состоянии. Резуль­ таты приема-сдачи смены и машины маши­ нисты записывают в специальный журнал.

Большое значение в организации грейдер­ ных работ имеет социалистическое соревно­ вание машинистов за звание Ударника ком­ мунистического труда. Организация и руко­ водство социалистическим соревнованием состоит в том, чтобы, широко распространяя опыт работы передовых машинистов, на их примере добиться подтягивания отстающих машинистов до уровня передовых, и тем са­ мым повысить производительность труда в строительстве. Организация социалистичес­ кого соревнования требует четкого учета работы машинистов, изучения передовых ме­ тодов труда, систематической проверки вы­ полнения взятых обязательств, выявления лучших машинистов и популяризации их ме­ тодов работы.

Лучшие. машинисты автогрейдеров доби­ ваются высокой производительности труда, выполняя 1,5—2 нормы за смену.

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТОВ

Права и обязанности трудящихся, в том числе и машинистов автогрейдеров, определе­ ны существующим «Кодексом законов о тру­ де» (КЗоТ). Кроме того, на строительстве с числом работающих более 100 между адми­ нистрацией и профсоюзным комитетом, вы­ ступающим от лица рабочих и служащих,

78


Заключается коллективный Договор, тде до­ полнительно разрабатываются права и обя­ занности сторон применительно к специфике данного производства.

Коллективный договор устанавливает вза­ имные обязательства администрации и рабо­ чих: выполнение и перевыполнение государ­ ственного производственного плана; улучше­ ние организации производства и повышение производительности труда; внедрение передо­ вых методов и повышение качества работ; про­ ведение работы по улучшению нормирования труда и замене устаревших норм выработки; сокращение простоев машин; правильное при­ менение систем оплаты труда и премирования; экономное расходование горюче-смазочных ма­ териалов и запасных частей; укрепление тру­ довой дисциплины; повышение технического

иобщеобразовательного уровня рабочих и служащих; улучшение условий охраны труда

итехники безопасности; улучшение медицин­ ского обслуживания; улучшение жилищных условий и бытового обслуживания рабочих; улучшение культурно-массовой, спортивной и воспитательной работы и т. д.

Всоставлении и подготовке коллективного договора принимают участие все рабочие, служащие и администрация строительства.

Проект договора, его обсуждение, принятие й проверка результатов выполнения произво­ дятся на общих собраниях рабочих и слу­ жащих.

Для всех рабочих и служащих государ­ ственных предприятий и строек существуют правила внутреннего распорядка, которыми предусмотрены основные обязанности рабо­ чих, служащих и администрации. Правилами

79

устанавливается начало и окончание рабоче­ го дня и перерывы на обед и отдых. В соот­ ветствии с правилами внутреннего распоряд­

ка

машинисты обязаны: вовремя приступать

к

работе, соблюдать

установленный

режим

смены; использовать

рабочее время

только

на выполнение производственной работы; вы­ полнять распоряжения бригадира, мастера, производителя работ, механика; соблюдать технологическую дисциплину; бережно отно­ ситься к машине.

Машинист автогрейдера несет персональ­ ную ответственность за правильность техни­ ческой эксплуатации машины, ее состояния, своевременный ремонт и эффективное исполь­ зование.

9. ЗАДАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ МАШИНИСТОВ

Наряд машинистам автогрейдеров явля­ ется производственным заданием на грейдер­ ные работы. Наряд должен предусматривать полную загрузку машинистов (бригады) на возможно длительный срок и выдается произ­ водителем работ не позднее 2—3 дней до на­ чала работы.

Наиболее эффективным в современных ус­ ловиях является аккордный наряд на полный комплекс грейдерных работ по возведению (ремонту) земляных сооружений.

Основой нормирования работы автогрей­ деров является их эксплуатационная произ­ водительность, которую в зависимости от характера выполняемой работы определяют количеством километров профилированного земляного полотна за одну смену (км/смену), или за 1 ч работы (кж/ч), или количеством квадратных метров за Единицу времени. При

80


разработке вьгемок, возведении насыпи и других объемных работах производитель­ ность грейдеров определяют в кубических метрах за 1 ч работы (м3/ч).

При нормировании работ автогрейдеров ориентируются на прогрессивные нормы вы­ работки. Таких норм две: во-первых, годовая норма выработки в кубических метрах пере­ мещенного грунта устанавливается на каж­ дый год; во-вторых, годовая норма в маши­ но-часах, т. е. использование машины во вре­ мени.

Ориентировочные годовые нормы выра­ ботки автогрейдеров в зависимости от мощ­ ности их двигателей приведены в табл. 4.

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Среднегодовые нормы выработки автогрейдеров

Мощность двига­

Годовая норма

Машино-дни Машино-смены

телей автогрейде­

выработки

ров в л.с.

в т ы с .м 3

 

 

54—75

20—25

150

200

80—100

25—35

150

200

Свыше 100

30—35

150

200

Машинистам автогрейдеров

может быть

выдан обычный наряд на выполнение какихлибо работ, или аккордный наряд-задание.

Наряд-задание, как правило, выдает про­ изводитель работ или мастер. В наряде ука­ зывается: дата выдачи, наименование объек­ та, вид работы, фамилия машиниста (или состав бригады), срок выполнения работ по плану (начало и окончание).

Лицевая сторона наряда содержит три основных раздела: описание работ и условий производства, задание и исполнение.

В первом разделе указаны применяемые

81


единые нормы и расценки, единицы измере­ ния и краткое описание грейдерных работ. В разделе «Задание» указано: количество работ, нормы выработки на человеко-день, ко­ личество человеко-дней по норме, расценки, сумма зарплаты. В разделе «Исполнение» за­ писывают: дату приема работ, количество работ, количество человеко-дней по норме за выполненные работы, сумму зарплаты за вы­ полненное количество работы. Все записи в наряде подтверждает мастер. Обратная сторо­ на наряда содержит табель рабочего времени за месяц. После закрытия наряда и таксиров­ ки его подписывают: нормировщик, расчетчик и производитель работ.

Аккордные наряды отличаются по запи­ сям от обычных нарядов тем, что в них нор­ мативные данные и показатели заработной платы указываются не на отдельные разно­ видности работ, а на весь комплекс. Аккорд­ ные наряды могут быть выданы на все основ­ ные грейдерные работы, по которым можно определить сроки их выполнения, конечную единицу измерения, объем работ и сумму заработной платы. Аккордные наряды нельзя выдавать на мелкие разовые работы, когда трудно определить срок их выполнения и учесть рабочее время. В аккордных нарядах, оплачиваемых по сдельно-премиальной сис­ теме, указывают две суммы заработной пла­ ты: основную, исчисленную по прямым сдель­ ным расценкам, и сумму доплаты за сокра­ щение срока выполнения задания.

Наряды на выполненные работы по дан­ ному заданию закрывают в день их оконча­ ния и передают в расчетную часть бухгал­ терии.

82

Первичным документом учета работы автогрейдеров является «Сменный рапорт о работе машины», в котором указывают нача­ ло и окончание работы, виды и длительность простоев автогрейдеров. По окончании сме­ ны машинист сдает сменный рапорт в кон­ тору участка или производителю работ. На­ копительной формой учета работы автогрей­ деров является «Декадный рапорт» о работе строительной машины, который заполняют в строительном участке отдельно на каждый автогрейдер по сменным рапортам за месяц.

Начальник участка, управления или стар­ ший производитель работ, подписывая смен­ ный рапорт машиниста автогрейдера, требу­ ет объяснения причин простоя автогрейде­ ров, если они имелись.

10. ПРИЕМКА ГРЕЙДЕРНЫХ РАБОТ

Контроль за грейдерными -работами осу­ ществляют в процессе их выполнения и по окончании смены производитель работ, мас­ тер и бригадир комплексной бригады. От ма­ шиниста или бригадира комплексной брига­ ды законченные грейдерные работы принима­ ет производитель работ или мастер, он со­ ставляет акт и закрывает наряд, в котором отмечает качество и указывает объем выпол­ ненных работ в соответствии с данными ин­ струментального или другого замера.

Приемка готовности и качества выпол­ ненных грейдерных работ производится в со­ ответствии со строительными нормами и пра­ вилами. При приемке грейдерных работ про­ веряют:

83