Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ускорить технологический процесс профили­ рования за счет увеличения .глубины зарезания или дальности поперечного перемещения грунта. Схему работ составляют таким обра­ зом, чтобы каждый проход автогрейдар а был использован .наиболее эффективно.

На рис. 8 ¡показана схема профилирова­ ния дорожного полотна (в нулевых отметках, а в табл. 2 указаны углы рациональной уста­ новки отвала автогрейдера.

Т а б л и ц а 2

Углы установки отвала и глубина резания

прохо­

цик­

Операция

д а

л а

 

з а х в а т а |

лв г

к

5

X

Я

со

О.

чэ О н а к л о н а ^

Г л у б и н а р е з а н и я в м м

1

 

I

Зарезание

35

28

9

200

2

 

I

Перемещение

50

41

1

3

 

и

Зарезание

35

28

11

200

4

 

п

Перемещение

50

41

1

5

 

н

»

 

50

41

1

6

 

ш

Зарезание

35

29

11

150

7

 

ш

Перемещение

50

41

2

8

 

ш

»

50

41

2

9

 

ш

»

 

50

41

2

10

 

IV

Зарезание

35

29

19

150

11

 

IV

Перемещение

50

41

3

12

 

V

Зарезание

35

29

17

150

13

 

V

Перемещение

50

41

3

14

 

V

»

 

50

41

3

15

 

V

Разравнивание

50

41

3

---- .

16

 

V

»

канав откос-

50

41

3

__

17

 

VI

Отделка

45

41

19

18

и

VI

НИКОМ

 

Разравнивание, два про-

 

 

 

 

19

 

 

хода с удлинителем

55

41

з

 

Как .видно на схеме, профилирование до­ рожного полотна заключается в последова-

32


ись пороги

Рис. 8. Технологическая схема профилирования до-^' рожного полотна автогрейдером В

тельных Круповых проходах автогрейдера с одной и другой стороны от оси дороги по всей длине участка работ (захватки).

Передовые машинисты автогрейдеров со­ оружают за смену от 2 до 2,5 км грунтовой дороги. При (нервом проходе автогрейдера по зарезанию грунта они стремятся вырезать как можно больше грунта, так как чем глубже первое зарезание, тем больше возможности сократить число проходов для ¡выполнения за­ данного профиля полотна дороги и боковой канавы.

Наибольшей ¡производительности автогрей­ деров при профилировании дорожного полот­ на можно добиться используя ¡в работе одно­ временно два автогрейдера; один из них бу­ дет выполнять работу только по зарезанию грунта, а другой, оборудованный удлините­ лями, будет перемещать и разравнивать вы­

резанный грунт.

Устройство невысоких насыпей из грунта боковых резервов. Автогрейдеры могут быть

рационально использованы при возведении грунтовых насыпей из боковых резервов, не превышающих по высоте 0,7—0,8 м.

Работа автогрейдеров по возведению ¡на­ сыпи заключается в ¡продольных проходах и послойном вырезании грунта из боковых ре­ зервов о ¡последующим его перемещением к оси насыпи. Технологически работа автогрей­ деров сводится к тем же основным операци­ ям: зарезание грунта, перемещение и разрав­ нивание. Все эти операции последовательно и поочередно ¡может ¡выполнять один автогрейдер, совершающий круговые ¡проходы вдоль насыпи. Однако работа » одним авто­ грейдером малопроизводительна, так как для

34

выполнения различных операций требуется соответствующая установка отвала и других механизмов, что увеличивает непроизводи­ тельные простои и срок выполнения работ. Целесообразнее организовать работу авто­ грейдеров бригадами, состав которых может быть различным как по количеству, так и по типу отдельных (машин. Каждый а;втогрейдер в технологическом процессе бригады выпол­ няет определенную операцию.

Рассмотрим, например, работу бригады четырех автотрейдеров на сооружении насыпи.

Первый наиболее мощный автогрейдер ра­ ботает на зарезании грунта в резерве (рис. 9).

Рис. 9. За^езание грунта отвалом автогрей­ дера

Зарезание производят правым или левым концом отвала в зависимости от направления движения автогрейдера. Грунт зарезают по­ слойно от внутренней бровки резерва струж­ кой возможно большего сечения.

Вырезанный грунт перемещают к оси на­ сыпи двумя автогрейдерами, работающими

35


по ступенчатой схеме один за другим с повы­ шенной скоростью движения. Для большей производительности отвалы автогрейдеров, работающих на перемещении грунта, обору­ дуют ■удлинителями, которые увеличивают расстояние перемещения.

Разравнивание грунта в теле насыпи про­ изводят четвертым автогрейдерюм, который оборудуют двумя удлинителями отвала. Воз­ ведение и разравнивание грунта насыпи осу­ ществляют послойно: после отсыпки и разрав­ нивания .первого слоя грунта таким же поряд­ ком отсыпают второй и последующие слои, постепенно наращивая высоту насыпи. Раз­ равнивание производят продольными прохо­ дами автогрейдера вдоль насыпи, начиная от краев, с постепенным приближением к середи­ не с перекрытием следа предыдущего прохода.

Возведение насыпи из резервов заканчи­ вают отделкой откосов (рис. 10) и планиров­ кой дна резервов (рис. 11). Эти работы вы-

Рис. 10. Планировка откосов З’гвалом авто­

грейдера

36

полняют для оформления земляного сооруже­ ния и соответствии с требованиями техниче­ ских условий, согласно которым поверхность насыпи и откосы насыпи и резервов должны иметь заданный ¡поперечный уклон, а дно ре-

Рис. 11. Планировка дна резерва

зервов должно быть спланировано и иметь также требуемый уклон.

Планировку и отделку откосов ¡небольшой насыпи и резервов производят отвалом авто­ грейдера, оборудованным откосником. При отделке и планировке откосов высоких ¡насы­ пей автогрейдеры оборудуют планировщиком откосов, который ¡монтируется на правый ко­ нец отвила. Работая с планировщиком отко­ сов, автогрейдер передвигается но верху на­ сыпи, срезаемый грунт ¡с откосов перемещает­ ся на дно резерва, ¡где его затем разравнива­ ют. На планировочных работах машинисты автогрейдеров добиваются высокой произво-

4 Зак. 124

37

 

д.ительности 40—50 тыс. м2 за смену ¡плани­ руемой .площади.

Устройство корыта в земляном дорожном полотне. Для размещения материала основа­

ния дорожного покрытия (песка, травия, щебня), а также самого покрытия, в земля­ ном дорожном полотне устраивают вдоль оси насыпи неглубокую выемку корытообразного сечения «.корыто».

Рабату по устройству «корыта» выполняют автогрейдерами, совершая круговые двусто­ ронние ¡проходы по дорожной насыпи (рис. 12).

Рис. 12. Устройство «корыта» в дорожной насыпи

Для создания заданного профиля корыта грунт ¡вырезают из верхней части насыпи и перемещают на обочины, где его затем раз­ равнивают до требуемого уклона. При этом объем грунта, вынутого из земляного полотна, долж!ен равняться объему грунта ¡в обочинах.

Машинист автогрейдара должен уметь сооружать дорожное корыто одновременно с

38


возведением дорожной .насыпи, когда ¡корыто устраивается ¡в результате отсыпки обочин дороги из грунта, ¡вырезанного ¡в боковых ка­ навах.

Разравнивание песка, гравия и щебня в корыте земляного полотна. Для устройства

основания дорожной одежды ¡в ¡корыто заво­ зят песок, гравий или щебень и располагают его кучками вдоль ¡насыпи.

Материал основания дорожной ¡одежды разравнивают в корыте автогрейдерами после того, как будет полностью вывезен весь объем, достаточный для образования заданного под­ стилающего слоя. Разравнивание ¡производят двусторонними проходами вдоль земляного корыта (рис. 13). Отвал приподнимают на вы-

Рис. 13. Разравнивание гравия и щебня в «корыте»

дорожной насыпи

соту заданного слоя. Захват, перемещение и разравнивание материала ведут одновремен­ но при жаждом проходе автогрейдера.

4*

39

После распределения и разравнивания гравийного или щебеночного материала ,в ко­ рыте осуществляют его ¡окончательное профи­ лирование ¡с заданным поперечным уклоном (рис. 14). Производительность автогрейд-еров на этих видах работ достигает 5—6 тыс. м2 за смену.

Рис. 14. Профилирование гравийно-щебеночного мате­ риала

Устройство водоотводных канав. Чтобы

сохранить земляное .полотно и дорожную одежду от поверхностных и грунтовых ¡вод, по ¡бокам ¡полотна дороги устраивают водоот­ водные канавы (кюветы), которые должны способствовать -обору и ¡пропуску ¡вод ¡в ¡сто­ рону от дорожного ¡полотна. Формы попереч­ ного, сечения ¡водоотводных канав определя­ ются глубиной канавы, крутизной откосов и шириной дна канавы и могут быть треуголь-

40

наго, трапецеидального или сегментного се­ чения.

Все формы водоотводных канав нарезают при помощи автогрейдеров. За резание и пере­ мещение грунта из канавы выполняют отва­ лом автотрейдера, а выравнивание, зачистку откосов и дна канавы — откосником (рис. 15).

Рис. 15. Устройство водоотводных канав автогрейдером,

оборудованным откосником

Автогрейдерами сооружают не только но­ вые водоотводные канавы, ¡но и чистят и вы­ равнивают старые действующие канавы, при этом целесообразнее использовать тяжелые автогрейдеры, обладающие наибольшей 'про­ изводительностью. За смену машинисты автогрейдеров исправляют и прочищают канавы

длиной до 30 км.

Устройство земляного полотна на косогоре и устройство террас. В зависимости от кру­

тизны косогора дорожное полотно может быть построено или в насыпи, или в полувыемке-

41