ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
происходящие в них, резко отличаются от свойств и химических процессов, происходя щих в свинцовых аккумуляторах.
В заряженном аккумуляторе э.д.с. равна 1,44 в, а в разряженном— 1,34. Такая незна чительная разница практически лишает воз можности определять состояние аккумулятора по э.д.с.
В процессе зарядки и разрядки электролит является только переносчиком зарядов,' удель ный вес его при этом не изменяется, поэтому определить состояние аккумулятора по удель ному весу электролита также невозможно. З а рядка аккумулятора не заканчивается резким увеличением напряжения, а «кипение» элект ролита возможно даже в ее начале; по напря жению в процессе заряда и «кипению» элект ролита нельзя определить окончание зарядки аккумулятора. При разрядке аккумулятора вследствие образования на пластинах веществ, обладающих худшей проводимостью по срав нению с проводимостью пластин полностью за ряженного аккумулятора, увеличивается его внутреннее сопротивление. Этим напряжение на борнах аккумулятора заметно снижается и пределом его разрядки следует считать напря жение в 1 в. Дальнейшая разрядка аккумуля тора нецелесообразна, так как из-за малой от дачи электроэнергии нарушается нормальная работа приборов электрооборудования. Точ ное определение состояния аккумуляторной секции производят при замере ее емкости 5-ча совой контрольной разрядкой до минимально го напряжения на отстающем аккумуляторе, равном 1 в.
89
ЕМКОСТЬ ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОГО АККУМУЛЯТОРА
Емкость железоникелевого аккумулятора зависит от величины разрядного тока, темпе ратуры, удельного веса, чистоты электролита и активной массы пластин. Емкость батареи
определяется 5-часовым |
режимом |
разрядки |
|
и для батареи 3 X |
З-СЖН-70 |
разрядным |
|
током, равным 14 а. |
С |
увеличением разряд |
|
ного тока емкость |
батареи 3 X |
З-СЖН-70 |
снижается. Так, при разрядке батареи током
14 а (в течение 5 час.) |
емкость равна 70 а-ч, |
а при разрядке током |
210 а емкость батареи |
уменьшается до 20 а-ч. Резкое уменьшение емкости железоникелевой батареи происходит и при понижении температуры электролита. Если батарею разряжать при температуре электролита выше 0°, то емкость ее будет вы ше емкости, получаемой при разрядке такой же батареи, но при температуре ниже 0°. Так,
при |
разрядке |
стартерным током батареи |
3 X |
З-СЖН-70 |
при температуре -f- 25° ее ем |
кость равна 20 а-ч, а при разрядке тем же то ком, но при температуре — 18°, емкость умень шается до 10 а-ч. Указанные данные измене ния емкости верны при условии непрерывных разрядок. В случаях, когда железоникелевая батарея подвергается прерывистой разрядке при низких температурах (5—10 сек. разряд ка, 50—60 сек. перерыв в разрядке), величина
ее емкости в 3 раза больше емкости, получен ной при непрерывной разрядке. Запуск двига теля стартером в условиях низких температур следует производить прерывистой разрядкой,
90
что обеспечивает большую отдачу тока акку мулятором и более полное использование его емкости. Полностью разряженные свинцовые батареи при низкой температуре после обогре ва увеличивают свою емкость незначительно.
Железоникелевые батареи, разряженные при низких температурах, после обогрева обла дают емкостью, обеспечивающей отдачу элект роэнергии, достаточную для нормальных усло вий работы всех приборов электрооборудова ния автомобиля. Батареи автомобилей, разме щаемых в зимний период на открытых стоян ках, в случае слабой отдачи электроэнергии следует отогреть в теплом помещении, после чего они восстанавливают свою активность.
Калиевый электролит в зависимости от ве личины удельного веса обладает различной электропроводностью и различной температу рой замерзания. При температурах выше 0° наилучшей электропроводностью обладает электролит удельного веса около 1,23. При по нижении температуры до —15----- 20° он сгущается и теряет подвижность, что снижает емкость аккумулятора, а при — 37° замерзает. Замерзание электролита снижает емкость ак кумулятора до 0, однако при этом потеря ем кости не является безвозвратной. После обо грева батареи она приобретает прежнюю ра ботоспособность. В местностях с очень низкой температурой в зимнее время (—20 ----- 40°) применяют электролит удельного веса 1,27, за мерзающий при температуре — 53°. Этим обеспечивается наивысшая емкость щелочной батареи в зимних условиях эксплуатации в се верных районах СССР. При эксплуатации же
91
лезоникелевого аккумулятора, заполненного калиевым электролитом с удельным весом 1,23, в условиях высоких температур (+30, + 35°) безвозвратно теряется большая часть его емкости. Причиной этого явления служит то, что в процессе работы щелочный электро лит поглощает углекислоту из окружающего воздуха; при этом образуются вредные соеди нения — карбонаты (углекислый калий и угле кислый литий), понижающие электропровод ность электролита и емкость аккумулятора. Особенно интенсивно выделяются карбонаты в период повышения температуры электролита до + 35, + 40°. Выделение карбонатов предот вращается применением электролита удельно го веса меньше 1,20 и добавлением в его со став моногидрата лития в количестве 20 — 22 г/л. В процессе работы происходит оседа ние железа на поверхности положительного электрода, что резко снижает емкость аккуму лятора. Добавка к электролиту лития умень шает перенос железа и сохраняет емкость ак кумулятора при его работе в высокотемпера турных условиях.
ПРИВЕДЕНИЕ ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ БАТАРЕИ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Активная масса щелочных батарей без электролита с течением времени теряет рабо тоспособность. Причиной этого дефекта явля ется окисление активной массы (особенно от рицательных пластин). Для восстановления работоспособности батареи необходимо под вергнуть ее тренировочному зарядному циклу,
92
составленному из чередующихся зарядок и разрядок. Зарядки щелочной батареи подраз деляются в зависимости от величины заряд ного тока на нормальную и усиленную. Каж дая из этих зарядок проводится в две ступе ни. Например, усиленная зарядка батареи должна начинаться с первой ступени током в 40 а и длиться 5 час. По истечении этого времени включается ток второй ступени в 20 а. Продолжительность этой зарядки 3 час. Нор мальная зарядка производится также в две ступени: первая ступень в течение 3 час. по 40 а и вторая ступень в течение 3 час. по 20 а. Тренировочная разрядка производится током
в20 а в течение 3,5 час. Разрядка должна быть прекращена в случае, когда напряжение
вбатарейной секции понизится до 3 в, если даже длительность разрядки меньше 3,5 час. Чем дольше период хранения батареи без электролита, тем труднее восстановить ее ра
ботоспособность, определяемую по величине
ее емкости. Батарея, хранящаяся до 6 меся цев, подвергается усиленной зарядке и может быть пущена в эксплуатацию только после этого. Батарея, хранящаяся без электролита свыше 6 месяцев, для восстановления емкости
подвергается |
2—10 |
тренировочным |
циклам |
в соответствии |
с табл. 12. |
хранения |
|
Если батарейная |
секция после |
в процессе тренировочного цикла показывает более 50% емкости, то она считается вполне пригодной к эксплуатации. В случае, когда отдельные аккумуляторы секции показывают при контрольной разрядке менее 30% расчет ной емкости, их следует заменить. Батарей-
93
Таблица 12
Рекомендуемые операции зарядки батарей ЗХЗ-СЖН-70 в зависимости от времени хранения
|
П о д г о т о в к а к р а б о т е |
|
В р е м я х р а н е н и я |
п р и н о р м а л ь н о й |
п р и т е м п е р а т у р а х |
|
||
|
т е м п е р а т у р е |
н и ж е 0 ° |
Не более 6 ме- |
Усиленная |
заряд- |
Усиленная |
заряд- |
|||
сяцев |
ка 1—3 трениро- |
ка |
2—5 |
трениро- |
|||
От 6 |
месяцев |
вочных цикла и |
В О Ч Н Ы Х |
Ц И К Л О В и |
|||
до 2 |
лет |
нормальная |
за |
усиленная |
заряд |
||
Более 2 лет |
рядка |
|
ка |
|
|
|
|
2—5 тренировоч |
До |
10 |
трениро |
||||
|
|
ных циклов |
и |
вочных |
|
циклов |
|
|
|
нормальная |
за |
и |
усиленная за |
||
|
|
рядка |
|
рядка |
|
|
ные секции, признанные годными к эксплуата ции, после тренировочной разрядки следует за рядить нормальной зарядкой. У некоторых ба тарей ЗХЗ-СЖ Н -70 в процессе тренировоч ного цикла наблюдается не повышение, а сни жение емкости, вызываемое частичным вымы ванием активной массы и недостаточной ак тивностью железных электродов. Для устране ния этих явлений и увеличения емкости акку муляторов в электролит добавляется 13— 15 а сернистого натрия (Na2S9H20) на 1 л электро лита. Эта добавка в электролит производится перед заливкой его в аккумулятор. Зарядку аккумулятора желательно производить на за рядной станции только при положительной температуре воздуха, так как при зарядке 'ба тареи при отрицательной температуре отдача емкости будет значительно уменьшаться. Если
94
зарядка производится по необходимости при отрицательных температурах, то следует уве личить время зарядки на 1—2 час.
ЗАРЯДКА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ БАТАРЕИ
При зарядке щелочных батарей подсоеди няют аккумуляторные секции последовательно и включают в цепь постоянного источника то ка так, чтобы плюсовой борн аккумуляторной батареи был подсоединен к плюсовому зажи му зарядного агрегата, а минусовый борн — к минусовому. Пробки аккумуляторов должны быть вынуты из заливных отверстий, и уро вень электролита не должен превышать 5—7 мм над верхней кромкой пластин. В цепь заряженной батареи для контроля величины зарядного тока последовательно включается амперметр.
Вначале, когда производится зарядка то ком в 40 а, замеряется напряжение на клем мах каждой секции (оно должно быть в пре делах 4,4—4,6 в). В конце зарядки током вто рой ступени в 20 а также производится замер напряжения на клеммах этих секций (оно должно быть в пределах 4,8—5,3 в). Отклоне ния напряжений от указанных величин свиде тельствуют о неисправности аккумуляторов секций,о неправильном включении аккумуля торов на зарядку.
Температура электролита перед началом зарядки в каждом аккумуляторе не должна превышать 30°.
В процессе зарядки особенно при зарядке током в 40 а, производится частый замер тем-
пературы электролита. В случаях повышения температуры до 40° зарядку следует прекра тить для охлаждения электролита. Зарядка батареи при высокой температуре может при вести к безвозвратной потере части ее ем кости. Выплескивание электролита при за рядке необходимо устранить уменьшением его уровня, отобрав излишки резиновой грушей.
Конец зарядки щелочной батареи не может быть определен по признакам, характерным для конца зарядки кислотных батарей. Един ственным условием является строгое поддер
жание |
режима |
зарядки |
в |
соответствии |
с |
||
табл. |
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
13 |
|
|
Режимы зарядных и разрядных токов |
|
|
||||
|
аккумуляторной батареи ЗХЗ-СЖН-70 |
|
|
||||
Наименование |
|
Режим |
|
|
Зарядная |
||
операции |
|
|
|
емкость |
|||
Усиленная заряд- |
1 ступень, 5 час. током |
260 |
а-ч |
||||
ка |
|
40 а |
|
|
|
|
|
|
|
11 ступень, 3 час. током |
|
|
|||
Нормальная заряд- |
20 а |
|
|
|
180 |
|
|
I ступень, 3 час. током |
а-ч |
||||||
ка |
|
40 а |
|
|
|
|
|
|
|
11 ступень, 3 час. током |
|
|
|||
Тренировочная |
20 а |
|
20 |
а, но |
|
|
|
3,5 час. током |
|
|
|||||
разрядка |
не ниже 3 в на бата |
|
|
||||
Контрольная раз- |
рейную секцию |
|
|
|
|||
Током 14 а до напря- |
|
|
|||||
рядка |
жения |
в 3 |
в на |
каж |
|
|
|
|
|
дую батарейную |
сек |
|
|
||
|
|
цию |
|
|
|
|
|
96