Файл: Барац И.С. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ной дисциплины, громоздкость структуры управления.
Все эти недостатки должны быть выявлены и устранены. Данные для анализа имеются в отчетности по труду, где с достаточной пол нотой раскрывается состав фонда заработной платы промышленно-производственного пер сонала.
Вопросы анализа потерь от брака, включае мых в себестоимость продукции, были освеще ны на стр. 32—34. Здесь мы укажем, что эти потери не планируются, за исключением литей ного, термического, стекольного, оптического и некоторых других производств. Во всех слу чаях потери от брака являются непроизводи тельными расходами.
Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают расходы по обслужива нию производства и управлению. Эти расходы обычно отражаются в отчетах о себестоимости в трех статьях: расходы по содержанию и экс плуатации оборудования, цеховые расходы (общецеховые) и общезаводские (общефаб ричные) расходы.
Названные расходы прежде всего рассмат риваются с точки зрения суммы их, приходя щейся на 1000 руб. продукции за предыдущий
год, по плану и фактически. Такой расчет можно представить в виде следующей таблицы
(табл. 20).
Приведенная таблица свидетельствует о до стигнутом снижении рассматриваемых нами затрат, приходящихся на 1000 рублей про
дукции.
80
2 * |
|
|
О) |
|
|
|
|
|
СО |
|
сч |
2 о |
|
|
|
|
|
|
|
Сч |
|
оо |
|
гчи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
&£ |
|
|
сч |
|
|
|
|
|
О |
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
сч |
|
— 1 |
|
п г; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
0 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сг> |
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
С4! |
|
|
|
сч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
со |
|
|
|
|
|
об |
|
|
|
^ |
|
|
|
|
|
|
ю |
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
о |
|
|
|
|
со |
СО |
|
|
|
|
со |
|
|
о |
|
|
|
|
|
со" |
|
05 |
||
|
СП |
|
8 |
|
со |
сч |
|
|
|
||
|
|
|
СО |
ю |
|
|
СО |
|
со |
||
|
ст> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74,10 |
О я |
о |
|
сО |
667 |
518 |
|
|
со |
|
||
«1 р |
о |
|
00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
я и |
о |
|
05 |
|
|
|
|
|
г-Г |
|
|
е{ >з . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
£**? |
о |
|
Т—• |
|
|
|
|
’ ' |
|
|
|
|
|
>*о 2 |
|
|
>> |
|
|
о |
|
||
|
|
|
|
|
■X |
||||||
|
|
О |
О |
|
е{ |
|
|
О) |
|||
|
|
|
о |
|
о: =Г |
|
|||||
|
ю |
ГО |
ф |
|
я |
Си |
|
= у |
|
||
|
|
|
|
|
о. |
с |
|
= |
э |
|
|
|
с. |
|
|
|
|
о |
о |
|
а \о |
|
|
|
2 |
|
= |
|
■©* |
|
§ г |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
5 |
« О |
|
о» |
>> |
* |
* „ |
|
||
|
|
5 |
я |
о |
|
|
си |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
0.0.31м. ~ |
|
||
|
|
|
«о |
|
|
'о о о |
ЩЛ « |
|
|||
|
|
* |
|
|
ч:£ § |
|
|||||
|
|
т |
|
|
|
|
|
||||
|
|
си о |
|
|
~ & 8 |
о |
® 5 |
|
|||
|
|
‘ |
|
и |
|
||||||
|
я |
4» |
в( |
|
и |
|
|
|
го |
|
|
|
2 |
л>>2. X |
|
го |
|
|
о. |
|
|||
|
я |
|
я |
|
|
|
|
||||
|
>, |
О |
й |
|
|
я , |
|
- |
я |
|
|
|
|
ОГОо ^~Ч |
|
|
|
||||||
|
с< |
|
\о р. |
• |
|
г*2 * |
|
|
|||
|
о |
о'о |
|
'О |
5 _. и'О |
С го я |
й> |
||||
|
с. |
|
|
|
>, |
£0 с( я й |
и >%« |
||||
|
с |
|
Я О ©- |
X Ч О |
|
||||||
|
|
|
Я ти |
ГОо |
|
и с х |
|
||||
|
|
|
Го к |
о |
го |
|
<и |
||||
|
V |
|
5 3 |
• |
си |
|
я |
|
|||
|
|
го |
о |
2 |
" 3 ° ; |
|
|
||||
|
сс |
|
£ х н |
а 2 к 5 |
|
|
|
|
|||
|
\о |
|
« О) |
ю ь-с.* |
|
|
|
|
|||
|
о |
|
“1 |
|
о |
= |
|
|
|
|
сг> о>
о
1
=1,26-.
51,57 I
52,83 !!
57,56 I
мые) расходы .................................
общезаводские (общефабрич-
6 4-1084 |
81 |
Укажем, что большая часть расходов по обслуживанию производства и управлению является условно-постоянными расходами, то есть такими, которые не должны увеличивать ся при росте объема производства. Только не которая часть расходов по содержанию и экс плуатации оборудования, расходу энергии, износу инструментов может несколько уве личиваться при значительном перевыполнении производственной программы. В этом отноше нии перевыполнение плана выпуска продукции таит в себе значительные резервы снижения ее себестоимости. Наличие, как это видно из нашего примера, перерасхода абсолютной сум мы общезаводских расходов в сравнении с планом следует считать недопустимым.
Дальнейшее углубление анализа рассматри ваемых затрат требует сопоставления данных каждой отдельной статьи расходов с данными сметы. Экономия по одной статье затрат не может оправдывать перерасхода по другой. Это, в частности, относится к административ но-управленческим расходам, которые показы ваются постатейно отдельным разделом в со ставе общезаводских расходов.
Особо тщательно следует проанализировать так называемые непроизводительные расходы, которые выделяются и отражаются отдельны ми статьями как в цеховых, так и в общеза водских расходах. Сюда относится оплата простоев, недостача и порча материальных ценностей, штрафы,' пени, неустойки и другие потери. Причины этих потерь должны быть выявлены в процессе анализа.
32
в) Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Завершающей частью анализа себестоимо сти продукции является анализ калькуляций отдельных изделий.
Рассмотренные выше приемы изучения от дельных статей затрат используются и в дан ном случае. Особенность анализа калькуляций состоит в том, что здесь имеются возможности для углубления анализа и его конкретизации. Это обогащает характеристику выполнения плана по себестоимости и обеспечивает более полное выявление внутренних резервов произ водства. В отчетных калькуляциях отдельных видов изделий с необходимой полнотой рас крываются наиболее важные с точки зрения формирования себестоимости расходы. В каль куляции, например, находят свое отражение затраты на важнейшие виды материалов в на туральном и денежном выражении с указанием утвержденных норм расходов. Это помогает выявить степень экономного расходования материалов в процессе производства, а также определить отклонение от плана за счет норм и цен.
Кроме этого, в отчетных калькуляциях при водятся данные о трудовых затратах на про изводство того или иного вида изделий, о расходе электроэнергии, топлива, пара, а так же ряд других технико-экономических пока зателей.
'Все это значительно расширяет рамки ана лиза и углубляет его.
6* |
83 |
Анализ выполнения плана |
реализации |
и рентабельность |
предприятия |
Задание по объему реализации, как основ ной показатель успешности работы предприя тия, теснее свяжет производство с потребле нием. Предприятие будет производить только такую продукцию и такого качества, реализа ция которой безусловно обеспечена, так как в выполнение плана засчитывается только реа лизованная продукция, а не валовая или то варная. Предприятию невыгодно производить недоброкачественную продукцию, поскольку оно будет испытывать затруднения в ее реа лизации.
Показатель прибыли (рентабельности про изводства) будет ориентировать предприятия на достижение наилучших результатов своей деятельности и неуклонное повышение эффек тивности производства путем непрерывного его совершенствования. За счет прибыли будут создаваться фонды развития производства и материального поощрения. Больше прибыли— больше фонды. В связи с этим анализ выпол нения установленных государственным планом заданий по реализации продукции и прибыли приобретает исключительное значение.
Прибыль предприятия как конечный финан совый результат его деятельности находит отражение в балансе и показывается отдель ной статьей. Величина прибыли в основном оп ределяется результатом реализации продук ции. Помимо этого на конечный финансовый результат (на балансовую прибыль) влияют
84
итак называемые внереализационные доходы
ирасходы.
Различают рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции и рентабельность предприятия. Остановимся на этих показателях.
Показатель рентабельности производства находим путем сопоставления прибыли с себе стоимостью товарной продукции. При этом размер прибыли определяется как разница между стоимостью выпущенной продукции в оптовых ценах предприятия и фактической ее себестоимостью. Если, например, стоимость выпущенной товарной продукции равна в оп товых ценах предприятия 13 200 тыс. руб., а по фактической себестоимости 12 000 тыс. руб., то
показатель рентабельности производства со
ставит |
13 2 0 0 -1 2 000 |
X 100 = 10 процентов. |
|
12 000 |
|
Допустим далее, что по плану намечаемый вы пуск товарной продукции должен был соста
вить |
по оптовым ценам предприятия 12 744 |
тыс. |
руб., по фактической себестоимости — |
11 800 тыс. руб., тогда плановая рентабель |
|
ность производства составит 12 744 -11 800 |
|
11800 |
Х |
X 100 = 8 процентов. Следовательно, |
рента |
бельность производства перевыполнена: вме сто запланированных 8 процентов, она равня ется 10 процентам.
К отчету о себестоимости продукции (годо вая форма № 6) прилагается справка о рен табельности важнейших видов продукции, ко
85
торая позволяет проанализировать рентабель ность отдельных изделий и углубить общие выводы.
Показатель рентабельности производства характеризует не фактически уже полученную, а потенциальную, возможную прибыль пред приятия от произведенной им товарной про дукции. Реализация прибыли осуществляется в процессе сбыта продукции после оплаты стоимости товаров и поступления средств на расчетный счет предприятия. Поэтому возни кает показатель рентабельности реализован ной продукции. Следует иметь я виду, что объем реализованной продукции обычно не совпадает с объемом выпущенной продукции. Это-происходит потому, что:
1 ) не вся выработанная в отчетном периоде
продукция реализуется в этом же периоде; 2) в данном отчетном периоде может быть
реализована продукция, выработанная в пре дыдущем периоде;
3) не вся отгруженная продукция в данном периоде будет полностью оплачена в этом же периоде, а поскольку по ней не поступят пла тежи от покупателей, она не будет считаться реализованной.
Следовательно, наряду с борьбой за выпол нение и перевыполнение плана по выпуску товарной продукции, предприятие должно строго следить за выполнением плана реали зации и прибыли от реализации, не допускать скопления на складах сверхнормативных запа сов готовой продукции, следить за своевремен ной оплатой предъявляемых покупателям
86
счетов на отгруженную им по договорам продукцию.
Приведем условные данные о выполнении
плана |
|
реализации продукции (табл. |
2 1 ). |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
|
|
|
П о казате ли |
|
|
|
По плану |
По отчету |
||
Плановая фабрично-завод |
|
|
|||||||
ская |
|
себестоимость . |
. |
1 2 0 0 0 |
1 2 4 0 0 |
||||
Разница |
между |
плановой |
|
|
|||||
фабрнчно - заводской |
и |
|
|
||||||
фактической себестоимо |
|
|
|||||||
стью |
|
................................... |
|
(—) |
|
. . |
. |
|
|
экономия |
|
— |
- 2 1 8 |
||||||
перерасход |
(+ ) . . |
. |
— |
||||||
Внепроизводственные |
рас |
|
|
||||||
ходы |
|
.................................... |
|
|
|
|
|
1 8 0 |
1 8 8 |
Итого полная себестоимость |
1 2 1 8 0 |
1 2 3 4 0 |
|||||||
Налог |
с |
оборота . . . . |
|
— |
— |
||||
Выручка |
от |
реализации |
|
1 3 1 5 4 |
1 3 6 0 0 |
||||
Результат: |
|
|
|
|
|
|
|
||
прибыль |
.................... |
|
|
|
9 7 4 |
1 2 6 0 |
|||
убыток |
......................... |
|
|
|
|
— |
— |
||
Справка: выручка от реали |
|
|
|||||||
зации |
|
товарной |
продук |
|
|
||||
ции |
по |
оптовым |
ценам |
|
|
||||
предприятия, |
принятым |
в |
|
|
|||||
плане |
|
реализации . . |
. |
X |
1 3 7 7 4 |
Установим прежде всего рентабельность реализованной продукции. Этот показатель определяется путем деления прибыли от реа лизации на себестоимость реализованной про дукции и показывается обычно в процентах. В нашем примере рентабельность составит:
12 400-248 = 10-4
87
Плановая рентабельность, подсчитанная аналогичным образом, предусматривалась в
размере ■ ^ = 8,1 процента. Следова
тельно, план по рентабельности реализации продукции предприятие перевыполнило.
Определим уровень выполнения плана ре ализации продукции. Для этого сравним стои мость фактически реализованной продукции в оптовых ценах предприятия, принятых в пла не, со стоимостью намеченной планом реализа ции продукции в этих же ценах. Расчет пока
зывает, |
что план реализации продукции по |
||
|
13 774 X |
Ю0 |
|
объему |
перевыполнен на — 13 154 |
|
100 = |
= 4,71 |
процента. |
|
|
Данные таблицы 21 позволят также устано вить, что вместо запланированной прибыли в 974 тыс. руб. фактически получена прибыль 1260 тыс. руб., то есть на 286 тыс. руб. боль ше запланированной. На величину прибыли от реализации влияет:
1) объем реализации, 2) снижение себестои
мости продукции, 3) величина внепроизводственных расходов, 4) изменение оптовых цен, 5) сдвиги в ассортименте реализованной про дукции.
Определим влияние на сверхплановую при быль каждого из перечисленных факторов.
Влияние объема реализации. План реализа ции перевыполнен на 4,71 процента. Плановая
прибыль должна |
была увеличиться |
на 974 х |
|
X 4,71 процента = |
46 |
тыс. руб. |
|
Влияние снижения |
себестоимости. |
Величину |
88
этого влияния вытекает из данных приведен ной табл. 2 1 ; экономия на себестоимости ре
ализованной продукции составила 248 тыс. руб. Влияние внепроизводственных расходов. По плану эти расходы должны были составить 180 тыс. руб. Большая часть внепроизвод ственных расходов — это переменные расхо ды, они увеличиваются с ростом объема реа лизации. Скорректируем эти расходы на про
цент выполнения плана |
реализации: 180 X |
|
х 104,71 процента = |
189 тыс. руб. Фактически |
|
израсходовано 188 |
тыс. |
руб.; экономия = |
=1000 руб.
Влияние изменения оптовых цен. По дан
ным, приведенным в таблице 2 1 , выручка от
реализации |
продукции |
по |
запланированным |
||
оптовым ценам |
должна |
была бы составить |
|||
13 774 |
тыс. |
руб., фактически же выручено |
|||
13 600 |
тыс. |
руб. |
Разница |
13 774— 13 600 = |
|
= 174 тыс. |
руб. является |
результатом сниже |
ния оптовых цен на продукцию в течение от четного года. Эта разница привела к уменьше нию прибыли по не зависящим от предприятия причинам.
Влияние сдвигов в ассортименте реализо ванной продукции. Выполнение плана реали зации, как известно из предыдущих расчетов, составило 104,71 процента. Если бы ассорти мент реализованной продукции сохранился в плановой структуре, то и плановая фабрич но-заводская себестоимость продукции долж на была бы составить 12 000 х 104,71 процен
та = |
12 565 |
тыс. руб., а не |
12 400 тыс. |
руб., |
как |
это получилось фактически. Следователь |
|||
но, |
сдвиги |
в ассортименте |
продукции |
дали |
89