Файл: Балашов Г.М. Слесарь-вентиляционник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

камм, а сверху открытых, в которые подает­ ся поток чистого 'прохладного воздуха;

■в) завес у печей, ванн, ворот и т. д. для создания воздушного барьера, который пре­ пятствует попаданию загрязненного воздуха на рабочего, изменяет направление потоков загрязненного воздуха или препятствует про­ рыву холодного или загрязненного воздуха в помещение.

Рис. 4. Воздушные души

Кроме перечисленных типов систем венти­ ляции бывают еще системы аспирационные и пневматического транспорта.

Аспирационные системы устраивают для предотвращения выделения пыли от обору­ дования в помещение путем закрытия его (или отдельных частей) кожухами, от кото­ рых устраивают отсос с таким расчетом,что­ бы в нем создать вакуум. При этом пыль не может выбиваться через неплотности укры­ тия, так как этому препятствуют встречные подсосы воздуха из помещения.

10

Системы пневматического транспорта устраивают для улавливания и удаления стружки, опилок, пыли и других отходов и перемещения их на большие расстояния к месту очистки загрязненного ими воздуха. Их устраивают в деревообрабатывающих цехах, на металлообрабатывающих и других пред­ приятиях.

Аспирационные системы и системы пнев­ матического транспорта отличаются от обыч­ ных вытяжных систем тем, что они действу­ ют под большим напором воздуха. Воздухо­ воды этих систем изготавливают сварными или пропаянными из листовой стали повы­ шенной толщины (до 4 мм), соединения звеньев воздуховодов делают особо плотны­ ми.

Выбор системы вентиляции зависит от на­ значения здания, характера выделяющихся вредностей и требований, предъявляемых к системе вентиляции.

Искусственную обработку воздуха для создания в закрытом помещении определен­ ных условий (кондиций) чистоты, температу­

ры,

влажности и скорости движения возду­

ха

называют кондиционированием.

 

В установках кондиционирования (рис. 5)

приточный воздух может подвергаться раз­

личным видам обработки: подогреву, охлаж­ дению, увлажнению, осушке, очистке, удале­ нию различных запахов или парфюмированию — придаче запахов, выпуску с различны­ ми скоростями в помещение. В зависимости от назначения установки и времени года воз­ дух может подвергаться одному, двум или нескольким видам обработки.

Атмосферный воздух в различное время

2

П


Надежный. бозНух

Рис. 5. Схема компоновки центральных кондиционеров

/—клапан воздушный приемный; 2~камера промежуточная; 3—фильтр масляный само­ очищающийся; 4—клапан сдвоенный секционный; 5—секция подогрева (калорифер); Ь—камера промывания форсуночная; 7—секция переходная к вентилятору; 8—вентиля­ торная установка

года имеет различную температуру, влаж­ ность, содержание пыли, а кондиционирова­ ние воздуха должно обеспечивать постоян­ ные условия воздушной среды, поэтому ус­ тановки кондиционирования воздуха обору­ дуют автоматическим управлением и регули­ рованием.

Установки кондиционирования воздуха подразделяют на центральные и местные. Центральные установки обслуживают ряд по­ мещений из одного центрального агрегата, местные (кондиционеры) — обслуживают од­ но помещение, и котором они установлены.

Молодой рабочий слесарь-вентиляцион- ник должен уметь выполнять простейшие ра­ боты по изготовлению вентиляционных изде­ лий и монтажу технологического оборудова­ ния, простые слесарные работы при комплек­ товании и подготовке воздуховодов и обору­ дования к монтажу. К этим работам относятся: комплектование фланцев попарно; прочистка, промывка и протирка деталей вентиляционного оборудования в процессе разборки и оборки его перед монтажом; за­ чистка вручную мест сварки; перерезка и пе­ рерубка листовой и профильной стали; изго­ товление прямоугольных фланцев из сорто­ вой стали.

Помимо вышеперечисленных работ сле- сарь-вентиляционник должен участвовать со­ вместно с рабочими 'более высоких разрядов в выполняемых ими работах, должен уметь монтировать шиберы, заслонки, воронки,зон­ ты, устанавливать постаменты, рамы и пло­ щадки под калориферы, вентиляторы и дру­ гое вентиляционное оборудование, дроссельклапаны, ограждения у движущихся частей

13

оборудования, водворять на место подвески, хомуты и растяжки, изготавливать фланцы, сшивать ременные передачи между вентиля­ тором и двигателем, устанавливать неслож­ ное вентиляционное оборудование и монтаж воздуховодов.

К ответственным работам, которые выпол­ няют квалифицированные слесари-вентиляци- ояники 5 разр., относится монтаж вентилято­ ров, калориферов, циклонов, отдельных ка­ мер кондиционирования воздуха, индивиду­ альных 1кондиционеров.

Слесарь-вентиляционник высшего рязряда (6-го) выполняет работы по монтажу систем кондиционирования воздуха, вентиляционных систем с вентиляторами более № 6, 5, осуще­ ствляет регулировку вентиляционных систем и кондиционирования воздуха, работы по центровке и балансированию вентиляторов.

2. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ

В зависимости от условий эксплуатации к материалам и оборудованию систем венти­ ляции предъявляют различные требования, так как от выбора материалов и оборудова­ ния зависят надежность работы вентиляцион­ ных установок и их долговечность.

Материалы. В системах вентиляции ис­ пользуют самые различные .материалы: сталь, винипласт, цветные металлы и их сплавы, асбестоцементные трубы, дерево, картон, ас­ бест, паронит, резину, хлопчатобумажные брезентовые ткани, различные лаки и краски.

14


Для изготовления сети воздуховодов и де­ талей вентиляционного оборудования в про­ мышленной вентиляции применяют прокат­ ную тонколистовую сталь толщиной 0,5— 3,9 мм, размер листов: ширина 600—2000 мм

и длина 1200—5000 мм;

сталь тонколистовую

кровельную оцинкованную;

сталь декапиро­

ванную— отожженную

и

протравленную;

сталь тонколистовую коррозионностойкую и жаростойкую (горячекатаную и холоднока­ таную); жесть белую, покрытую слоем олова горячим способом.

Кроме указанных сортов листовой стали при изготовлении воздуховодов применяют нержавеющую листовую сталь, листовой алюминий, его сплавы и винипласт; эти ма­ териалы устойчивы против коррозии в воде, на воздухе и в некоторых кислотах и газах.

В последнее время в системах'вентиляции широко применяют винипласт, представляю­ щий собой термопластическую массу, полу­ чаемую из полихлорвиниловой смолы с до­ бавлением стабилизаторов (веществ, повы­ шающих устойчивость материала при нагре­ ве) с последующей термической пластифика­ цией. Первоначально вырабатывают каланд­ рированную (пропущенную через специаль­ ные установки-каландры) вшшпластовую пленку, а затем пленки, уложенные правиль­ ными слоями, прессуют, в результате чего получается лист требуемой толщины.

Винипласт имеет следующие технологиче­ ские свойства, которые способствуют его ис­ пользованию для изготовления воздуховодов:

при повторном нагревании приобретает свои первоначальные физико-механические свойства, поэтому имеется возможность пов­

15

торного 'использования материала изделий, бывших в употреблении;

под действием струи горячего воздуха при температуре 200—300°С размягчается и сва­ ривается при небольшом давлении;

позволяет ремонтировать изделия путем заварки поврежденных мест;

легко обрабатывается на металло- и дере­ вообрабатывающих станках;

приклеивается специальными клеями к древесине и бетону.

Для окраски деталей и оборудования вен­ тиляционных систем применяют масляные краски и грунты. Окраску наружных венти­ ляционных поверхностей воздуховодов осу­ ществляют цинковыми белилами, железным суриком, кроном оранжевым и охрой. Внут­ ренние поверхности окрашивают, кроме того, литопонными белилами. Антикоррозионную грунтовку производят свинцовым суриком марки 3 и 4.

Для защиты вентиляционных воздухово­ дов, изготовленных из углеродистой стали от агрессивных газов (хлора, углекислого газа), кислот (серной, фосфорной и соляной), солей и щелочей при температуре до 60°С применя­ ют перхлорвиниловые лаки, грунты и эмали.

Эластичные вставки, устанавливаемые между воздуховодами и вентилятором, вы­ полняют из суровой хлопчатобумажной тка­ ни с комбинированной пропиткой. Для флан­ цевых соединений применяют картон асбе­ стовый, картон прокладочный и техническую резину.

Оборудование. Для перемещения воздуха (притока и вытяжки) в системах вентиляции пользуются вентиляторами. По принципу

16


действия их подразделяют на центробежные и осевые. Одним из новых видов оборудова­ ния являются крышные вентиляторы, которые изготовляют как с центробежным, так и с осевыми колесами.

Вентиляторы различают по номерам: но­ мер вентилятора соответствует диаметру ра­

бочего колеса, выраженному в

дециметрах.

■По направлению вращения колеса, если

смотретьсо

стороны

привода,

вентиляторы

выполняют:

вращения

(правые) — с

колесом,

■правого

вращающимся по часовой стрелке;

колесом,

левого вращения

(левые)— с

вращающимся против часовой стрелки.

В зависимости от состава перемещаемой среды вентиляторы' изготовляют:

а) обычного исполнения — для переме­ щения -неагрессивных газов с температурой не выше 150°С и не содержащих липких ве­

ществ;

исполнения — для

б) антикоррозионного

перемещения агрессивных газов;

 

 

в) взрывобе-з-опасного

исполнения — для

перемещения взрывоопасных газов;

воздуха

г) пылевые — для -перемещения

с содержанием пыли более 150

мг[м3 (для

перемещения древесной

пыли

и

стружек,

песка, металлической -пыли и т. п.).

Центробежные вентиляторы в зависимо­ сти от развиваемого давления -подразделяют на вентиляторы низкого, среднего и высокого давления.

Центробежный вентилятор (рис. б) -состо­ ит: из рабочего колеса с лопатками, спираль­ ного кожуха 1, станины 2, шкива 3 и вала 4. Рабочее кодес-о вентилятора, вращаясь за

...Гос. ПУБЛИЧНАЯ

1

f y

\1

"Аучмо-техничаокАЯ

 


6

Рис. 6. Центробежный вентилятор

а — общий вид; б — рабочее колесо

счет энергии двигателя, засасывает воздух через приемное круглое отверстие кожуха 5. Под влиянием центробежной силы, образу­

ющейся

благодаря вра­

щению

рабочего колеса,

воздух

выбрасывается

 

через выхлопное квадрат­

 

ное отверстие кожуха

6.

 

Осевой

 

вентилятор

 

(рис.

7)

отличается

от

 

центробежного

тем,

что

Рис. 7. Осевой вен­

поток воздуха,

засасыва­

емый при вращении коле­

тилятор

/—лопастное колесо; 2

са, не

меняет

своего

на­

электродвигатель; 3—ци­

правления,

а выбрасыва­

линдрический кожух

ется

параллельно

оси

 

вентилятора, холодное время года наружный проточ­

ный воздух, вводимый в помещение, 'прихо­ дится предварительно подогревать. Для на-

18