ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
камм, а сверху открытых, в которые подает ся поток чистого 'прохладного воздуха;
■в) завес у печей, ванн, ворот и т. д. для создания воздушного барьера, который пре пятствует попаданию загрязненного воздуха на рабочего, изменяет направление потоков загрязненного воздуха или препятствует про рыву холодного или загрязненного воздуха в помещение.
Рис. 4. Воздушные души
Кроме перечисленных типов систем венти ляции бывают еще системы аспирационные и пневматического транспорта.
Аспирационные системы устраивают для предотвращения выделения пыли от обору дования в помещение путем закрытия его (или отдельных частей) кожухами, от кото рых устраивают отсос с таким расчетом,что бы в нем создать вакуум. При этом пыль не может выбиваться через неплотности укры тия, так как этому препятствуют встречные подсосы воздуха из помещения.
10
Системы пневматического транспорта устраивают для улавливания и удаления стружки, опилок, пыли и других отходов и перемещения их на большие расстояния к месту очистки загрязненного ими воздуха. Их устраивают в деревообрабатывающих цехах, на металлообрабатывающих и других пред приятиях.
Аспирационные системы и системы пнев матического транспорта отличаются от обыч ных вытяжных систем тем, что они действу ют под большим напором воздуха. Воздухо воды этих систем изготавливают сварными или пропаянными из листовой стали повы шенной толщины (до 4 мм), соединения звеньев воздуховодов делают особо плотны ми.
Выбор системы вентиляции зависит от на значения здания, характера выделяющихся вредностей и требований, предъявляемых к системе вентиляции.
Искусственную обработку воздуха для создания в закрытом помещении определен ных условий (кондиций) чистоты, температу
ры, |
влажности и скорости движения возду |
ха |
называют кондиционированием. |
|
В установках кондиционирования (рис. 5) |
приточный воздух может подвергаться раз |
личным видам обработки: подогреву, охлаж дению, увлажнению, осушке, очистке, удале нию различных запахов или парфюмированию — придаче запахов, выпуску с различны ми скоростями в помещение. В зависимости от назначения установки и времени года воз дух может подвергаться одному, двум или нескольким видам обработки.
Атмосферный воздух в различное время
2 |
П |
Надежный. бозНух
Рис. 5. Схема компоновки центральных кондиционеров
/—клапан воздушный приемный; 2~камера промежуточная; 3—фильтр масляный само очищающийся; 4—клапан сдвоенный секционный; 5—секция подогрева (калорифер); Ь—камера промывания форсуночная; 7—секция переходная к вентилятору; 8—вентиля торная установка
года имеет различную температуру, влаж ность, содержание пыли, а кондиционирова ние воздуха должно обеспечивать постоян ные условия воздушной среды, поэтому ус тановки кондиционирования воздуха обору дуют автоматическим управлением и регули рованием.
Установки кондиционирования воздуха подразделяют на центральные и местные. Центральные установки обслуживают ряд по мещений из одного центрального агрегата, местные (кондиционеры) — обслуживают од но помещение, и котором они установлены.
Молодой рабочий слесарь-вентиляцион- ник должен уметь выполнять простейшие ра боты по изготовлению вентиляционных изде лий и монтажу технологического оборудова ния, простые слесарные работы при комплек товании и подготовке воздуховодов и обору дования к монтажу. К этим работам относятся: комплектование фланцев попарно; прочистка, промывка и протирка деталей вентиляционного оборудования в процессе разборки и оборки его перед монтажом; за чистка вручную мест сварки; перерезка и пе рерубка листовой и профильной стали; изго товление прямоугольных фланцев из сорто вой стали.
Помимо вышеперечисленных работ сле- сарь-вентиляционник должен участвовать со вместно с рабочими 'более высоких разрядов в выполняемых ими работах, должен уметь монтировать шиберы, заслонки, воронки,зон ты, устанавливать постаменты, рамы и пло щадки под калориферы, вентиляторы и дру гое вентиляционное оборудование, дроссельклапаны, ограждения у движущихся частей
13
оборудования, водворять на место подвески, хомуты и растяжки, изготавливать фланцы, сшивать ременные передачи между вентиля тором и двигателем, устанавливать неслож ное вентиляционное оборудование и монтаж воздуховодов.
К ответственным работам, которые выпол няют квалифицированные слесари-вентиляци- ояники 5 разр., относится монтаж вентилято ров, калориферов, циклонов, отдельных ка мер кондиционирования воздуха, индивиду альных 1кондиционеров.
Слесарь-вентиляционник высшего рязряда (6-го) выполняет работы по монтажу систем кондиционирования воздуха, вентиляционных систем с вентиляторами более № 6, 5, осуще ствляет регулировку вентиляционных систем и кондиционирования воздуха, работы по центровке и балансированию вентиляторов.
2. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ
В зависимости от условий эксплуатации к материалам и оборудованию систем венти ляции предъявляют различные требования, так как от выбора материалов и оборудова ния зависят надежность работы вентиляцион ных установок и их долговечность.
Материалы. В системах вентиляции ис пользуют самые различные .материалы: сталь, винипласт, цветные металлы и их сплавы, асбестоцементные трубы, дерево, картон, ас бест, паронит, резину, хлопчатобумажные брезентовые ткани, различные лаки и краски.
14
Для изготовления сети воздуховодов и де талей вентиляционного оборудования в про мышленной вентиляции применяют прокат ную тонколистовую сталь толщиной 0,5— 3,9 мм, размер листов: ширина 600—2000 мм
и длина 1200—5000 мм; |
сталь тонколистовую |
|
кровельную оцинкованную; |
сталь декапиро |
|
ванную— отожженную |
и |
протравленную; |
сталь тонколистовую коррозионностойкую и жаростойкую (горячекатаную и холоднока таную); жесть белую, покрытую слоем олова горячим способом.
Кроме указанных сортов листовой стали при изготовлении воздуховодов применяют нержавеющую листовую сталь, листовой алюминий, его сплавы и винипласт; эти ма териалы устойчивы против коррозии в воде, на воздухе и в некоторых кислотах и газах.
В последнее время в системах'вентиляции широко применяют винипласт, представляю щий собой термопластическую массу, полу чаемую из полихлорвиниловой смолы с до бавлением стабилизаторов (веществ, повы шающих устойчивость материала при нагре ве) с последующей термической пластифика цией. Первоначально вырабатывают каланд рированную (пропущенную через специаль ные установки-каландры) вшшпластовую пленку, а затем пленки, уложенные правиль ными слоями, прессуют, в результате чего получается лист требуемой толщины.
Винипласт имеет следующие технологиче ские свойства, которые способствуют его ис пользованию для изготовления воздуховодов:
при повторном нагревании приобретает свои первоначальные физико-механические свойства, поэтому имеется возможность пов
15
торного 'использования материала изделий, бывших в употреблении;
под действием струи горячего воздуха при температуре 200—300°С размягчается и сва ривается при небольшом давлении;
позволяет ремонтировать изделия путем заварки поврежденных мест;
легко обрабатывается на металло- и дере вообрабатывающих станках;
приклеивается специальными клеями к древесине и бетону.
Для окраски деталей и оборудования вен тиляционных систем применяют масляные краски и грунты. Окраску наружных венти ляционных поверхностей воздуховодов осу ществляют цинковыми белилами, железным суриком, кроном оранжевым и охрой. Внут ренние поверхности окрашивают, кроме того, литопонными белилами. Антикоррозионную грунтовку производят свинцовым суриком марки 3 и 4.
Для защиты вентиляционных воздухово дов, изготовленных из углеродистой стали от агрессивных газов (хлора, углекислого газа), кислот (серной, фосфорной и соляной), солей и щелочей при температуре до 60°С применя ют перхлорвиниловые лаки, грунты и эмали.
Эластичные вставки, устанавливаемые между воздуховодами и вентилятором, вы полняют из суровой хлопчатобумажной тка ни с комбинированной пропиткой. Для флан цевых соединений применяют картон асбе стовый, картон прокладочный и техническую резину.
Оборудование. Для перемещения воздуха (притока и вытяжки) в системах вентиляции пользуются вентиляторами. По принципу
16
действия их подразделяют на центробежные и осевые. Одним из новых видов оборудова ния являются крышные вентиляторы, которые изготовляют как с центробежным, так и с осевыми колесами.
Вентиляторы различают по номерам: но мер вентилятора соответствует диаметру ра
бочего колеса, выраженному в |
дециметрах. |
|||
■По направлению вращения колеса, если |
||||
смотретьсо |
стороны |
привода, |
вентиляторы |
|
выполняют: |
вращения |
(правые) — с |
колесом, |
|
■правого |
||||
вращающимся по часовой стрелке; |
колесом, |
|||
левого вращения |
(левые)— с |
вращающимся против часовой стрелки.
В зависимости от состава перемещаемой среды вентиляторы' изготовляют:
а) обычного исполнения — для переме щения -неагрессивных газов с температурой не выше 150°С и не содержащих липких ве
ществ; |
исполнения — для |
||
б) антикоррозионного |
|||
перемещения агрессивных газов; |
|
|
|
в) взрывобе-з-опасного |
исполнения — для |
||
перемещения взрывоопасных газов; |
воздуха |
||
г) пылевые — для -перемещения |
|||
с содержанием пыли более 150 |
мг[м3 (для |
||
перемещения древесной |
пыли |
и |
стружек, |
песка, металлической -пыли и т. п.).
Центробежные вентиляторы в зависимо сти от развиваемого давления -подразделяют на вентиляторы низкого, среднего и высокого давления.
Центробежный вентилятор (рис. б) -состо ит: из рабочего колеса с лопатками, спираль ного кожуха 1, станины 2, шкива 3 и вала 4. Рабочее кодес-о вентилятора, вращаясь за
...Гос. ПУБЛИЧНАЯ |
1 |
f y |
\1 |
"Аучмо-техничаокАЯ |
|
6
Рис. 6. Центробежный вентилятор
а — общий вид; б — рабочее колесо
счет энергии двигателя, засасывает воздух через приемное круглое отверстие кожуха 5. Под влиянием центробежной силы, образу
ющейся |
благодаря вра |
щению |
рабочего колеса, |
воздух |
выбрасывается |
|
через выхлопное квадрат |
|||||
|
ное отверстие кожуха |
6. |
||||
|
Осевой |
|
вентилятор |
|||
|
(рис. |
7) |
отличается |
от |
||
|
центробежного |
тем, |
что |
|||
Рис. 7. Осевой вен |
поток воздуха, |
засасыва |
||||
емый при вращении коле |
||||||
тилятор |
||||||
/—лопастное колесо; 2— |
са, не |
меняет |
своего |
на |
||
электродвигатель; 3—ци |
правления, |
а выбрасыва |
||||
линдрический кожух |
ется |
параллельно |
оси |
|||
|
вентилятора, холодное время года наружный проточ
ный воздух, вводимый в помещение, 'прихо дится предварительно подогревать. Для на-
18