Файл: Балашов Г.М. Слесарь-вентиляционник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деталь (дюбель) из .ствола и забивают в ма­ териал основания. Простота конструкции и эксплуатации пистолета позволяет в корот­ кий срок обучить рабочих правилам обра­ щения с ним.

Размешу отверстий вининластовых воз­ духоводов производят при помощи приспо­ соблений, изображенных на рис. 17.

Рис, 17. Приспособление для размет­ ки отверстий винипластовых воздухо­ водов

а — для любых очертаний; б — для круг- ' лых

■В условиях монтажной площадки приме­ няют ручную виг-машину, при. помощи кото­ рой можно отбортовывать листы при заго­

28

товке торцовых фланцев кромки на деталях криволинейной формы, а также выполнять ряд других операций .при изготовлении дета­ лей 'систем вентиляции из стали толщиной до

0,8 ММ:

На рис. 18 изображена такая зиг-,машина типа ВМС-71. Она состоит из чугунного кор­ пуса 1, в нижней части которого имеется хвостовик, входящий во втулку кронштейна 2 и легко'в ней поворачиваемый. Это позволя­ ет устанавливать и закреплять стопорным болтом 3 зиг-машину в любом положении,

Рис. 18. Ручная зиг-машина ВМС-71

29


удобном для работы. Нижняя часть кронш­ тейна представляет собой струбцину с вин­ том 4, при помощи которого виг-машину при­ вертывают к верстаку.

Главными частями зиг-машины являются два горизонтальных параллельных вала 5 и 6, вращающихся каждый в подшипниках, ук­ репленных в станине. На свободные концы валов надевают парные сменные ролики 7, имеющие разные профили, в зависимости от вида работы. Верхний вал можно опускать с помощью рукоятки зажима 12 и поднимать винтом 8, прижимая при этом верхний ролик к нижнему. Вращение вала передается от ру­ коятки 9 через цилиндрические шестерни 10. Расстояние валика от края изделия регулиру­ ют ограничителем 11. Работу на зиг-машине выполняет один рабочий.

Все операции по изготовлению воздухово­ дов из листовой стали в условиях монтажно­ го завода или ЦЗМ производят на высоко­ производительных станках и механизмах.

Механизм ВМС-103 (рис. 19) предназна­ чен для резки листовой стали, нержавеющей стали, латуни, алюминия и т. ,п. толщиной до 6,3 мм. Он состоит из коленчатого вала, муфты включения, тормоза, ножевой балки с прижимом, узла управления и заднего упо­ ра, смонтированных на станине. От электро­ двигателя с помощью клиноременной переда­ чи вращение передается на маховик и колен­ чатый вал, который посредством двух шату­ нов передает усилие на ножевую балку с закрепленными на ней ножами. Движение прижима согласовано с движением ножевой балки.

На концах коленчатого вала устаиовле-

30

Рис. 19. Механизм ВМС-103 для резки листового материала

Рис. 20. Установка для автоматической сварки воздуховодов ВМС-121

3 !

ны муфта включения и ленточный тормоз постоянного действия. Включение муфты осуществляется узлом управления и тяну­ щим магнитом.'При помощи заднего узла ус­ танавливают необходимый размер листа.

На рис. 20 показана установка, предна­ значенная для автоматической электросвар­ ки воздуховодов ВМС-121 и стальных листов «картин», воздуховодов круглого и прямо­ угольного сечений.

Сварку можно выполнять под слоем флю­ са и в среде углекислого газа внахлестку и встык.

Установка состоит из подставки с колон­ ной, на верхней части которой установлен редуктор с электродвигателем. По колонне с помощью ходового винта, приводимого во вращение электродвигателем, вверх и вниз перемещается кронштейн с верхней и ниж­ ней траверсами консольного типа.

В зависимости от диаметра или габаритов воздуховода кронштейн устанавливают на необходимой высоте и закрепляют на колон­ не специальной рукояткой. На верхней тра­ версе кронштейна имеются р1езьбы для пере­ движения по «им сварочного трактора.

Для удобства съема сваренной детали с установки нижняя траверса может -поворачи­ ваться -в горизонтальной плоскости вокруг колонны -на 90° в обе стороны. К нижней тра­ версе сверху прикреплена медная подкладка, которая во время сварки охлаждается -про­ точной водой.

На -верхней траверсе установлены 12 пневмоцилиндров с коромыслами для при­ жима свариваемых кромок листов к медной подкладке. Установка имеет флюсоот-сос ин­

32


жекторного типа, который соединен резино­ выми шлангами с наконечником и с воздуш­ ной магистралью. В качестве сварочного аг­ регата попользуют трактор типа ТС-17МУ.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ

При изготовлении деталей 'вентиляцион­ ных систем и при монтаже систем вентиля­ ции необходимо руководствоваться строи­ тельными нормами и правилами (СНиП), которые являются основным, директивным документом, обязательным для организаций, занятых изготовлением и монтажом вентиля­ ционных систем.

Из-за несовершенства методов изготовле­ ния деталей и воздуховодов и методов мон­ тажа при изготовлении деталей и воздухово­ дов, а также в процессе монтажа не всегда удается получить полное совпадение проект­ ных размеров и уклонов. Вследствие этого СНиП установлены предельные допускаемые отклонения, при которых не будет нарушена нормальная работа систем. Величина откло­ нений фактических размеров от -проектных называется допуском.

Допуски могут быть в большую сторону (корда фактические размеры больше проект­ ных), которые обозначают знаком +, и в меньшую сторону (когда фактические разме­ ры меньше проектных), обозначаемые зна­ ком— , и в обе стороны, обозначаемые зна­ ком ± .

В соответствии со СНиП воздуховоды из тонколистовой стали толщиной до 1,5 мм из­ готовляют на фальцах или сваркой, а при толщине листа более 1,5 мм только на свар­

33

ке. Кромки листов перед сваркой должны быть тщательно очищены от окалины, ржав­ чины и грязи. Зазор между кромками при сварке встык не должен превышать 0,5 мм при толщине листового металла до 1,5 мм и 1 мм при толщине листов до 3 мм.

При изготовлении фальцевых воздухово­ дов круглого и конусных воздуховодов необ­ ходимо соблюдать следующие требования:

1) замок продольных фальцев должен быть прочным, а фальцы по всей длине — ровными, без утолщения и бугров;

2)торцовые фальцы отбортовывать ров­ но, без надрывов и свалены ровным валиком без утолщения и впадин;

3)фланцы должны прилегать к воздухо­ воду плотно по всей окружности;

4) кромка воздуховода, отбортованная на зеркале фланца, не должна закоывать от­ верстия для болтов;

5)уголки на концах фланцев (при сбор­ ке картин) срезать, иначе в стыках фальцев могут получиться выпуклости;

6)все фальцы перед сборкой проолифли-

взть.

Для воздуховодов прямоугольного сече­ ния систем общеобменной вентиляции, изго­ товленных из тонколистовой кровельной ста­

ли, надо принимать следующие конструкции жесткостей:

а) при размерах сторон 400—600 мм — выполнять диагональные перегибы или зиги высотой 3—5 мм при длине 1200—1400 мм;

б) при размерах со сторон 600—800 мм устанавливать рамки жесткости из полосо­ вой стали 25X4 мм на расстоянии 1200— 1400 мм одна от другой или от фланцев;

34


в) нрй размерах сторон от 800 мм и бо­ лее— устанавливать ребра жесткости из уг­ ловой стали на расстоянии 1200—1400 мм одна от другой или от фланцев.

К монтажу воздуховодов из любого мате­ риала предъявляют следующие требования:

1)крепление к строительным, конструкци­ ям здания воздуховодов должно быть надеж­ ное. Отирание воздуховодов на вентиляцион­ ные агрегаты не допускается;

2)внутренние поверхности воздуховодов должны быть гладкими;

3)поперечные разъемные соединения воздуховодов располагать вне пределов стен, перегородок и перекрытий;

4)прикрепление растяжек и подвесок не­ посредственно к фланцам не допускается;

5)хомуты должны плотно охватывать ме­ таллические воздуховоды; свободно подве­ шиваемые воздуховоды надо расчаливать двойными подвесками через каждые две оди­ нарные; при длине подвесок более 1,5 м двойные подвески следует устанавливать че­

рез одну одинарную;

6) разводящие участки воздуховодов, по которым транспортируется воздух с высокой относительной влажностью, прокладывают с уклоном 0,01—0,015 для стока конденсата; уклон воздуховодов должен быть направлен в сторону дренирующих устройств, при от­ сутствии последних—но движению воздуха. Воздуховоды в таких системах следует раз­ мещать так, чтобы в нижней части не было продольных швов; поперечные швы в нижней части фальцевых воздуховодов для увлаж­ ненного воздуха следует уплотнять пропай-

35

кой или сваркой, если

в

проекте

 

нет иных

-указаний.

 

 

воздуховоды

не

должны

Вертикальные

отклоняться от отвесной

линии более чем на

2 мм на 1 м высоты.

 

 

соединениях

долж­

Болты

на

фланцевых

ны быть затянуты до отказа, все

гайки бол­

тов располагают

с

одной стороны.

Концы

болтов не должны

выступать

из

гаек

более

чем на 0,5 диаметра болта.

 

 

соединений

Прокладка для

фланцевых

должна доходить до

болтовых

отверстий

и

не выступать внутрь воздуховодов.

 

 

 

Стальные

болты

фланцевых

соединений

винипластовых

воздуховодов

должны

иметь

шайбы под

головку и тайку.

При

затяжке

болтов необходимо

учитывать

хрупкость

ви­

нипласта.

Все винипластовые

воздуховоды и

фасонные части должны иметь подвески или

кронштейны,

обеспечивающие

свободное

пе-^ д

ремещение воздуховода при изменениях тем-"

ператур.

винипластовым

воздуховодом

и

Между

хомутом следует

устанавливать

 

прокладку

из резины

или

пластиката

толщиной

3—

4 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ

Заготовку воздуховодов и деталей венти­ ляционных систем производят по эскизам, которые составляет замерщик. Однако ме­ тод замеров с натуры строительных и других конструкций, вдоль которых должны быть проложены воздуховоды, применяющийся в настоящее время, и составление по этим замерам эскизов узлов и деталей воздухово-

36


дов не отвечают современным технологичес­ ким требованиям при возросших объемах вентиляционных работ.

Современным методом является изготов­ ление всех деталей воздуховодов по монтаж­ ным чертежам, разработанным на основе рабочего проекта системы вентиляции. Такой метод позволяет значительно сократить вре­ мя изготовления и монтажа воздуховодов, исключает необходимость составления эски­ зов.

Замерные работы при этом сводятся лишь к контрольным промерам расстояния между строительными конструкциями, по ко­ торым монтируют воздуховоды. Это необхо­ димо для выявления отклонений размеров выполненных строительных конструкций от проектных и корректировки размеров пря­ мых участков воздуховодов в монтажных чертежах.

Как же выполняют замеры? До начала замеров должны быть выложены стены зда­ ния, устроены перекрытия и перегородки, пробиты (если они не оставлены при строи­ тельстве здания) отверстия в стенах, пере­ крытиях и перегородках и оставлены проемы для прохода воздуховодов. Кроме того, на стенах всех этажей должны быть нанесены несмываемой краской отметки чистых полов, освобождены подходы ко всем местам про­ хода воздуховодов, к установкам вентиляци­ онного оборудования и освещены места про­ изводства замерочных работ.

Работа по замерам состоит из следующих операций:

сверка проектов систем вентиляции с на­ турными данными;

37

'Привязка элементов систем ik строитель­ ным конструкциям с разбивкой на месте осей воздуховодов и вентиляционного оборудова­ ния;

вычерчивание эскизов в соответствии с проектам и простановка на них Строитель­ ных длин.

После определения мест прокладки воз­ духоводов и установки вентиляционного обо­ рудования замерщик измеряет и отмечает на чертежах толщину стен и перегородок и рас­ стояния между ними, наносит размеры вы­ ступающих стен, колонн, балок, отмечает расстояние между осями колонн, проставля­ ет .размеры отступов стен и перегородок, на­ носит высоту этажей и расстояния по гори­ зонтали и вертикали мест пересечения возду­ ховодов с другими проводками и размеры привязок технологического оборудования и патрубков, к которым должны присоединять­ ся воздуховоды.

После окончания обмеров замерщик раз­ рабатывает замеренные документы (замер­ ные бланки, эокизы деталей и комплектовоч­ ную ведомость), которые передают для даль­ нейшей обработки в ЦЗМ или монтажный завод, где определяют .размеры воздуховодов и фасонных частей, подлежащих изготовле­ нию. Обработка замерных эскизов сводится к определению монтажных длин, т. е. габа­ ритных размеров отдельных деталей.

После определения размеров на каждую установку составляют комплектовочную ве­ домость, в которой указывают номер детали, размер, поверхность детали (в м2) и количе­ ство. Это необходимо для составления специ­ фикации, в которую, кроме листовой стали,

-38