ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
|
Назна |
Водоиз |
Скорость, |
Предель |
|
|
Число |
Типы |
меще |
Воору- |
|||||
чение |
ние, т |
узлы |
ная глу |
членов |
|||
|
надводная |
бина по- |
|
|
Э К И - |
||
|
|
иадвод- |
подвод- |
груже- |
жение |
||
Л О Д О К |
лодки |
дое |
пажа |
||||
|
юдводное |
,ная |
ьия, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
„ЛафайРакет |
7250 |
20 |
400 |
16 |
ракет |
120 |
|
ет“... |
ная |
8.200 |
более |
|
«Поларис» |
|
|
|
|
|
20 |
|
А-2 |
или |
|
|
|
|
|
|
А-3; 4 тор |
|
педных ап парата
Стремясь не отстать от своего старшего партнера по НАТО, к строительству атомных подводных лодок приступила и Англия. Первая торпедная подводная лод ка многоцелевого назначения «Дредноут» вступила в строй в середине 1964 г., вторая — «Вэлиент» — до страивается. К 1970 г. английский флот будет иметь шесть-семь атомных лодок многоцелевого назначения. Ведется проектирование атомных подводных ракето носцев. Считается, что первая из них вступит в строй
в1968 г.
В1957 г. начала строить атомную подводную лодку и Франция. Но из-за непригодности спроектированного реактора эту лодку стали достраивать, как обычную ди зельную. Однако дальнейшие работы над проектом атомных лодок продолжаются. Предусматривается стро
ительство трех атомных ракетных подводных лодок с 16 ракетами на борту каждой из них. Первая такая лодка должна вступить в строй в 1970 г.
Французы намерены оснастить свои подводные лод ки ракетами собственного производства «Мерсоль», по своим характеристикам близкими к ракете «Поларис».
Значительные исследовательские и опытно-конструк торские работы в области строительства атомных под водных лодок ведутся в Италии, Голландии, Канаде, Западной Германии и Японии.
Как устроена атомная подводная лодка?
23
Рассмотрим подводную лодку «Трешер», представ лявшую до последнего времени основной тип многоце левых подводных лодок ВМС США (после гибели го ловного корабля этой серии стали вводиться некоторые улучшения в конструкцию).
Корпус лодки имеет хорошо обтекаемую торпедо образную форму с круговыми сечениями, за исключе нием носовой части, которая сделана в виде эллипса. Это одновинтовая, почти по всей длине своей однокор пусная лодка. Лишь в районе первого и четвертого от секов имеется легкий корпус; междубортное простран ство здесь использовано для цистерн главного балла ста. Эти цистерны, имеющие кольцевую форму, запол няются забортной водой для перехода из надводного положения в подводное.
С целью улучшения обтекаемости на лодке нет над стройки, а легкая рубка небольшого объема сдвинута ближе к носу. Носовые горизонтальные рули отсутст вуют. Они заменены неубирающимися рубочными руля ми.
Удаление горизонтальных рулей от носовой оконеч ности устранило источник шума и создало благоприят ные условия для работы гидроакустической аппарату ры, расположенной в носу. Прочный корпус четырьмя переборками разделен на пять отсеков.
Первый отсек является жилым. Здесь же располо жена гидроакустическая станция, дальность действия которой по надводным кораблям при работе гидроло катором достигает 15 миль, а при шумопеленговании
120 миль.
Во втором отсеке, большем по объему, находятся главный командный пункт, навигационное оборудова ние, средства радиосвязи, жилые помещения команды, резервный источник электроэнергии — аккумуляторная батарея и другие вспомогательные механизмы. Здесь же расположены четыре торпедных аппарата (по два на борту) под углом 20° к диаметральной плоскости. Аппараты рассчитаны как для стрельбы торпедами, так п противолодочными ракето-торпедами «Саброк».
Точность стрельбы торпедами и ракето-торпедами обеспечивается специальными приборами управления, основой которых являются вычислительные машины.
24
\
Третий отсек лодки — реакторный. Здесь установле ны один реактор S5W водо-водяного типа, тепле» вой мощностью 60—70 Мвт, парогенераторы, циркуля . ционные насосы, трубопроводы с вспомогательными ме ханизмами и устройствами.
Ядерный реактор является мощным источником ра диоактивного излучения, представляющим большую опасность для личного состава подводной лодки, а также для различных приборов и аппаратуры. Поэтому он изолирован от других отсеков специальными экра нами, изготовленными из материалов, обладающих спо собностью хорошо поглощать нейтроны (свинец, сталь и другие вещества с высоким содержанием водорода в единице объема).
В четвертом отсеке смонтированы вспомогательные механизмы энергетической установки. Здесь же нахо дится резервный дизель-генератор мощностью 60S квт.
Пятый, кормовой, отсек — турбинный. Для большей живучести на лодке установлены две одноступенчатые турбины, работающие через редуктор на один греб ной вал. В этом же отсеке размещаются турбогенера торы, обеспечивающие электроэнергией работу реакто ра и всех лодочных потребителей, распределительный щит электроэнергии, конденсаторы для сброса пара с главных турбин и турбогенераторов, пульт управления реактором, гребной электродвигатель и другие вспо
могательные |
механизмы. |
|
|
Две |
турбины при одновременной работе обеспечи |
||
вают мощность на валу в |
17 500—20 000 л. с. |
||
На |
вооружении американских подводных яодок |
||
многоцелевого |
назначения |
находятся парогазовые и |
электрические торпеды и ракето-торпеды. Американское военно-морское командование счита
ет, что атомные подводные лодки многоцелевого назна чения являются основными силами для борьб:-1 с под водными лодками противника, поэтому уделяет боль шое внимание оснащению их противолодочным .ору
жием. |
В настоящее время они имеют на воору |
жении |
самонаводящиеся в двух плоскостях торпеды |
(по глубине и по направлению). Одной из специаль ных противолодочных торпед является Мк-39, управ ляемая после выстрела по проводам. Дальность ее хо да 900€ м, скорость 50 узлов.
25
Нввый вариант управляемой по проводам торпеды,
получившей название «Астор», |
имеет дальность |
хода |
до 18 000 м. Эта торпеда имеет |
атомный заряд |
с тро |
тиловым эквивалентом в одну тысячу тонн.
Недавно принята на вооружение скоростная торпе да Мк-46 с акустической системой самонаведения.
Новым дальнобойным оружием для борьбы с быст роходными подводными лодками противника является ракето-торпеда «Саброк», имеющая траекторию «водавоздух — вода». Вес ее 1500 кг, дальность полета 20— 50 км. После выстрела из торпедного аппарата ракетоторпеда часть пути проходит под водой, затем выходит из воды и летит на небольшой высоте, затем снова входит в воду в районе лодки-цели и поражает ее. «Саброк» имеет ядерный заряд тротиловым эквивален том 20 кт.
Подводные лодки многоцелевого назначения могут использоваться и как подводные минные заградители. В этом случае мины заграждения ставятся через торпед ные аппараты. Все мины в ВМС США, предназначен ные для постановки с подводных лодок, имеют некон тактные взрыватели и мощные заряды.
Сложную эволюцию претерпели в американском фло те ракетные подводные лодки. После окончания вто рой мировой войны и захвата материалов по немецкой ракетной технике, а также вывоза из Германии ряда конструкторов, в США начали опыты с немецкими раке тами. Так, американская копия немецкой крылатой ра кеты Фау-1 под названием «Лун» была принята и не которое время находилась на вооружении флота. Для запуска их в 1946—1947 гг. были переоборудованы ди зельные подводные лодки «Каск» и «Карбонеро». Ра кеты размещались в герметических ангарах, располо женных на верхней палубе, позади рубки.
Дальнейшим развитием «Луна» явились крылатые ракеты «Регулус-I» и «Регулус-П». Они предназнача
лись для поражения наземных и морских целей. Для их боевого применения были переоборудованы подвод ные лодки «Танни» и «Барберо», построенные в годы второй мировой войны, а затем построены дизельные лодки «Грейбек» и «Гроулер». В 1959 г. вступила в строй и первая атомная подводная лодка «Хэлибат», вооруженная четырьмя крылатыми ракетами «Регулус-1».
Запуск крылатых ракет с лодки производился толь ко в надводном состоянии. На это требовалось не ме нее 10 минут. Летно-тактические характеристики этих ракет оказались невысокими: скорость полета 900— 2000 км/час, дальность у «Регулуса-1» 800 км, у «Регу- луса-П» около 1600 км. В ходе испытаний «Регулус-П» не оправдала возлагавшихся на нее надежд и на воору жение не была принята.
Система радиокомандного управления обеих моди фикаций крылатых ракет «Регулус» оказалась неустой чивой к помехам, что приводило к снижению точности по мере увеличения дальности стрельбы. Кроме того, размеры их оказались такими, что больше двух-четы рех на лодке их не размещалось.
Эти недостатки заставили военно-морское командо вание отказаться от использования крылатых ракет с подводных лодок и искать решения в создании оружия, позволяющего производить скрытые атаки из-под воды
Таким оружием явились баллистические ракеты «Поларис». Они определили ведущее положение атом ных ракетных подводных лодок среди ударных сил американского флота.
Твердотопливные двухступенчатые ракеты «Поларис», предназначенные для стрельбы с глубин до 30 м, имеют три модификации — А-1, А-2 и А-3— с дальностя ми полета соответственно 2200. 2800 и 4600 км. Предпо лагается дальность ракеты довести до 8000 км. В настоя щее время ракеты А-1 с вооружения снимаются, а лод ки, оборудованные для стрельбы ими, переоборудуют ся под ракеты А-3. Ракеты «Поларис» снабжены ядерным зарядом тротиловым эквивалентом от 300 тыс. до 1 млн. т.
В американском флоте в настоящее время в строю имеется -три типа атомных ракетных подводных лодок: «Джордж Вашингтон», «Итэн Аллен» и «Лафайет». Два последних типа являются развитием подводных лодок типа «Джордж Вашингтон».
В 1962 г. Управление кораблестроения ВМС США закончило разработку нового проекта ракетной лодки «Джеймс Мэдисон», являющейся улучшенной лодкой типа «Лафайет». Улучшение выразилось в доведении глубины погружения до 400 м, упрощении всех конст рукций и снижении стоимости строительства.
27
Внутреннее оборудование и конструкции корпусов атомных ракетных подводных лодок принципиально ни чем не отличаются от лодок многоцелевого назначения. Лишь за счет увеличения длины корпуса в централь ной части у них оборудован отсек для размещения стар товых шахт, в которых находятся ракеты и откуда они стартуют. Шахта сверху герметически закрывается прочной крышкой и тонкой диафрагмой из специальной пластмассы.
Все американские ракетные подводные лодки име ют 16 вертикальных шахт для ракет и 4 носовых тор педных аппарата. Запасных ракет на лодках не име ется. Общий запас торпед — 12—18 штук. Они исполь зуются только для самообороны.
Перед стартом ракеты давление воздуха внутри шахты и в ракете уравнивается с давлением воды зз бортом. После этого открывается верхняя крышка шах ты, и поступлению воды в шахту препятствует только пластмассовая диафрагма. Ракета выталкивается из шахты сжатым воздухом (на лодках более поздней по стройки — паром) на высоту около 15 м над уров нем моря, где автоматически включается двигатель первой ступени ракеты. На высоте около 20 км вклю чается двигатель второй ступени, который выводит ра
кету на |
высоту до 500 км. Здесь |
от |
второй |
ступени |
|
ракеты |
отделяется |
головная часть |
с |
зарядом, |
которая |
и летит |
к цели по |
баллистической |
траектории. |
|
Для компенсации разницы в весе ракеты и воды, заполняющей шахту после старта, специальное авто матическое устройство продувает часть водяного бал ласта из специальной цистерны. После закрытия крыш ки вода из шахты осушается. Темп стрельбы — одна ракета в минуту.
Расчет данных для стрельбы (баллистической тра ектории) производится специальными электронными
вычислительными |
машинами. |
ракет |
Эффективность |
применения баллистических |
|
по береговым объектам во многом зависит от |
качест |
ва штурманского оборудования лодки. Это объясняет ся тем, что траектория полета ракеты рассчитывается по координатам места объекта, намеченного для по ражения и подводной лодки. Для попадания ракеты в цель необходимо точно знать место расположения стре-
28
ляюшег-о ракетоносца, так как ошибка прямо скажется на точности попадания. В принципе место нахождения подводной лодки может быть определено счислением, т. е. искодя из направления движения, показываемого компасом, и пройденного расстояния — по отсчету ла га*. Компасы и лаги являются непременной принад лежностью штурманского вооружения лодки. Но полу чаемое с помощью этих приборов место нахождения корабля не всегда обладает требуемой для стрельбы ракетами точностью, необходимо его периодически кор ректировать по наблюдению небесных светил или на земным ориентирам. Для этого лодки снабжаются спе циальным перископическим секстаном**. Однако он может работать, только когда солнце или звезды не закрыты облаками. Поэтому на подводных ракетонос цах устанавливается еще один прибор — радиосекстан. Он работает независимо от условий видимости, так как измеряет высоту небесных светил по их радиоизлуче ниям.
Для использования перископического или радиосек стана требуется всплытие подводной лодки на перископ ную глубину, находясь на которой посредством специ альных выдвижных устройств можно поднимать прием ную аппаратуру секстанов выше уровня воды.
В последние годы американские ракетные подводные лодки стали оснащаться инерциальной навигационной системой, дающей возможность определять место лодки с большой точностью.
Однако с течением времени и в показаниях инерци альной системы накапливается ошибка. Поэтому пока зания инерциальной системы периодически корректи руются по результатам наблюдения небесных светил перископическим секстаном или радиосекстаном.
Кроме того, все атомные подводные лодки оборуду ются аппаратурой, позволяющей определять свое место по радионавигационным системам, передающие станции которых устанавливаются на берегу.
В последнее время в практику входит определение места кораблей с помощью специально запускаемого ис
* Л аг |
— |
навигационный прибор для определения скорости |
хода чмрка |
и |
пройденного им расстояния. |
** СТкста н — морской угломерный инструмент.
29