ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
И. И. К У Р М А К
СБОРНЫЕ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ
КОНСТРУКЦИИ
Д о н е ц к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о
1 9 6 3
ГОС. ПУБЛИКА»» НАУЧН-ТЕХ, N JKAA
-БИБЛИОТЕКА ССС»
^ 9 / h
Донецкое книжное изоателжтво выпускает библиотечку «В помощь слушателям университе тов технического прогресса строителей». Библио течка состоит из пяти брошюр на различные темы.
В предлагаемой брошюре автор — главный инженер Енакиевского экспериментального заво да железобетонных изделий И. И. Курмак — ко ротко рассказывает о материалах, способах про изводства и применении сборных железобетонных конструкций в Донецком совнархозе, дает неко торые советы строителям.
Иван Иванович Курмак
СБОРНЫЕ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ
КОНСТРУКЦИИ
Редактор А. А. Г а р м а т ю к Художественный редактор К. М. Ч е р н я в с к и й Технический редактор А. В. С а м о л е т о в а
Корректор Л. А. Ш т е п а
БП 06254. Сдано |
в набор 13.VII-63 г. Подписано к печати |
||
12ЛХ-63 г. Формат |
бумаги |
7 0 х 901/з2Бум. л - |
0.375. Печ. л. 1,23. |
Уч.-изд. л. 1,38. |
Заказ |
№151 Тираж 1100 |
экз. Цена 4 коп. |
г. Донецк, областная книжная типография Пастуховская, 26.
СТРОИТЕЛЬСТВО — НА ИНДУСТРИАЛЬНЫ Е РЕЛЬСЫ
За двадцатилетие в нашей стране должна быть создана материально-техническая база коммунизма. Для решения этой величествен ной задачи, поставленной Коммунистической партией перед советским народом, необходимо выполнить огромные объемы промышленного и жилищного строительства. Это требует по следовательной индустриализации строитель ства, возведения полносборных зданий и соо ружений из крупноразмерных конструкций и элементов промышленного производства.
В основу типовых зданий будет положена типовая секция с унифицированными пролета ми из стандартных конструкций и элементов. Это позволит осуществлять максимальную сборность цехов, сооружая их из ограниченно го количества конструкций и деталей завод ского изготовления.
В 1961—1965 гг. в среднем за год должно быть построено 135 млн. м2 жилой площади. В 1976—1980 гг. ежегодно будет вводиться в
строй около 400 млн. м2 жилья.
3
Сейчас все шире применяется крупноблоч ное и крупнопанельное домостроение. Еще бо лее прогрессивный метод возведения жилых домов — монтаж их из объемных элементов.
Большую роль в совершенствовании стро ительства призваны сыграть домостроитель ные комбинаты (ДСК). Это новая форма ор ганизации строительства, при которой одно предприятие своими силами изготовляет эле менты жилых домов, перевозит их усовершен ствованными транспортными средствами на строительную площадку, производит монтаж и отделку домов до полной готовности. Это намного сокращает сроки строительства, улуч шает качество строительно-монтажных работ и уменьшает материальные затраты. Кроме того, при такой организации строительного производства создаются более благоприятные условия для широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации производствен ных процессов.
Одним из самых перспективных материа лов, используемых в современном строитель стве, является сборный железобетон. Его пот ребление непрерывно увеличивается. Если к началу семилетки наша страна производила 18 млн. м3 сборного железобетона в год, в том числе — 1 млн. Л13 предварительно напряжен ных конструкций, то на 1965 г. контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР
предусмотрено произвести соответственно 42—■ 45 млн. м3и 11 млн. мя.
Очень широко применяются всевозможные железобетонные конструкции в жилищном строительстве. Тут типовое проектирование
4
распространено больше, чем в промышлен ном. Без этого нельзя было бы добиться пе ревода жилищного строительства на индустри альные рельсы.
Из сборного железобетона можно выпол нять большинство конструкций промышлен ных зданий. Применение предварительно на пряженного железобетона позволяет изготов лять несущие перекрытия больших пролетов, подкрановые балки и другие конструкции, для которых раньше использовалась только сталь.
Большое распространение в угольной про мышленности получила сборная железобетон ная крепь для горных выработок. Из железо бетона изготовляют трубы, мачты и опоры для линий электропередач и связи, шпалы, сбор
ные конструкции пролетных |
строений мостов |
и др. |
промышленных |
Однако при строительстве |
зданий и сооружений сборные железобе тонные конструкции до последнего времени применялись еще недостаточно. Одной из при чин было большое количество типоразмеров сборного железобетона. Для строительства различных по назначению цехов использова ли и различные элементы. Это приводило к необходимости каждый раз изготовлять но вую опалубку и осваивать выпуск новых ви дов железобетонных изделий на заводах.
В настоящее время Госстрой СССР прово дит большую работу по типизации и унифика ции зданий, предназначенных для различных отраслей промышленности. Перед проектными организациями поставлена задача разработать типовые проекты цехов, в которых по надоб-
2. |
151 |
5 |
Ности можно менять оборудование или изме нять технологические процессы, не меняя кон струкции здания. Цех можно будет с успехом оборудовать ткацкими стачками или станками механической обработки металла и т. п. Про ектирование идет по пути укрупнения сетки колонн. Как показывает практика, для цехов с подвесным транспортом наиболее целесооб разна сетка колонн 18X12 м, с мостовыми электрокранами грузоподъемностью до 30 г — 24Х12л , а для цехов с крупногабаритным оборудованием — 30X12 м или 36X12 м.
Другая эффективная мера по расширению применения сборного железобетона в про мышленном строительстве — укрупнение и типизация железобетонных элементов облег ченных конструкций е повышенной несущей способностью. Такими конструкциями являют ся напряженноармированные балки. По сравнению с балками из обычного железобе тона они имеют большие пролеты, способны нести большую нагрузку, а вес одного погон ного метра у них намного меньше.
В настоящее время уже создан проект ба лок с предварительно напряженной прядевой арматурой пролетом 24 м. Наряду с балками широкое применение в промышленном стро ительстве находят железобетонные фермы. Ими перекрывают пролеты длиной до 36 м. А вообще железобетонными фермами можно пе рекрыть пролеты длиной 60 м и более. Фермы могут изготовляться цельными или из отдель ных частей длиной от 3 до 12 м. В заводских условиях для пролетов, имеющих длину более 24 м, обычно изготовляются составные фермы.
6
Для увеличения производства и повыше ния качества сборных железобетонных кон струкций необходима их максимальная типи зация и унификация, широкая механизация и автоматизация производственных процессов при их изготовлении.
В Донецком совнархозе одной из крупных баз по производству сборного железобетона является специализированный трест «Донбассжелезобетон», в состав которого входят три надцать предприятий. В пятом году семилет ки они изготовят 500 тыс. м3сборных конструк ций и деталей, в том числе 120 тыс. м3 напряженноармированных и 63 тыс. м3 крупных сте новых панелей.
Применение в строительстве жилых, обще ственных и промышленных зданий эффектив ных железобетонных конструкций, их произ водство и монтаж на основе новейших дости жений строительной техники и передовых ме тодов труда дадут возможность в кратчайший срок резко поднять производительность труда строителей.
ПРОИЗВОДСТВО Ж ЕЛЕЗОБЕТОННЫ Х КОНСТРУКЦИЙ
Материалы
Железобетон представляет собой сочетание бетона и стальной арматуры, которые работа ют в конструкции как одно монолитное целое. Как известно, бетон хорошо сопротивляется сжатию и плохо — растяжению. Введение в бетон стальной арматуры, которая работает в
8
основном на растяжение, позволяет создать конструкции, имеющие высокую прочность как на сжатие, так и на растяжение.
Преимуществами железобетона также яв ляются его долговечность, огнестойкость и Экономичность по сравнению с другими стро ительными материалами, такими, как сталь, дерево и др. Однако железобетонные изделия имеют и ряд недостатков. Они громоздки, тя желы и при ударах могут быть повреждены, так как бетон сравнительно хрупкий ма териал.
Бетон — это затвердевшая смесь вяжущего вещества, воды, крупных и мелких заполните лей. К крупным заполнителям относятся гра
вий, щебень, |
к |
мелким — песок, |
мелкий шлак |
|||||
и др. |
Вяжущим веществом обычно служит це |
|||||||
мент. |
|
|
|
бетоны тяжелые |
пли обычные |
|||
Различают |
||||||||
(объемный |
вес 1800—2500 |
кг/м3), |
легкие |
|||||
(объемный вес 1200—1700 кг/м3) |
и особо лег |
|||||||
кие, |
или |
ячеистые |
(объемный |
вес |
менее |
|||
1200 кг/м3). |
В железобетонных конструкциях |
|||||||
применяются |
|
преимущественно |
тяжелые бе |
|||||
тоны. |
|
|
|
|
|
|
производства |
|
Основными материалами для |
||||||||
сборного |
железобетона |
служат |
арматурная |
|||||
сталь, |
цемент, |
щебень и песок. |
|
Кроме |
того, |
применяются щебни из отвальных доменных шлаков, гранулированные доменные шлаки, порпорит, термозит и др.
Для сборного железобетона обычно исполь зуют низкоуглеродистые стали. В последние годы все шире применяют сталь с более вы сокой прочностью. Это позволяет при меньшем
9