Файл: Романов Е.С. Эффективность использования основных фондов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Отсюда намечается следующий план дальнейшего анализа:
1)подробно рассмотреть состояние сети лесовозных дорог, составляющих основное ядро сооружений;
2)разобраться в использовании рабочих машин и
прежде всего трелевочных средств; 3) повременить с анализом использования лесовоз
ного автотранспорта.
Такой план действий является рациональным и обос нованным. Главное внимание при этом должно быть об ращено на те участки, где обнаружены наибольшие раз личия и потому ожидаются наиболее серьезные выводы. Расчет показателей по автотранспорту пока можно от ложить, так как он отнимет много времени и задержит выдачу рекомендаций. Сделать его можно позднее.
Итак, рассмотрим, как используются сооружения, точнее — лесовозные дороги, ибо они составляют подав ляющую часть стоимости сооружений.
При анализе использования лесовозных дорог мож но применить следующие показатели:
а) грузонапряженность одного километра дорог (на ходится делением объема вывозки на протяженность пу тей; выражается в кубометрах на километр и характери зует «съем» продукции с единицы основных фондов);
б) удельная протяженность лесовозных дорог выра жается в метрах пути на 1 ма вывезенной древесины. Этот показатель является обратным грузонапряженно сти;
в) стоимость одного километра пути (имеются в виду фактические затраты на 1 км).
Для расчета этих показателей необходимо по данным бухгалтерского учета установить стоимость дорог, а так же их протяженность. Эти сведения можно найти в ин вентарных карточках или описях основных фондов. Из объема вывозки исключается «прямая вывозка».
27
Между грузонапряженностью <7 , стоимостью 1 км пу ти с и фондоотдачей / существует простая связь:
х __ я_ , -и3
'с руб. '
Эту связь, как и любую другую, можно проверить по размерностям:
X / |
М*\ |
. / руб. \ |
__ ( |
м3 \ |
\ |
КМ ! |
' \ км ) |
\ |
руб. / ' |
В анализируемых леспромхозах рассматриваемые показатели составляли:
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
Показатели |
|
Шенкурский |
Березников |
|
ский |
||
|
|
|
|
Грузонапряженность, |
м3/км . . . |
2850 |
3060 |
Удельная протяженность дорог, м/м3 |
0,351 |
0,326 |
|
Средняя стоимость |
1 км пути, |
5425 |
16340 |
руб. / к м .......................................... |
руб. . . . |
||
Фондоотдача, Л13/1000 |
525 |
187 |
Как видим, густота сети лесовозных дорог примерно одинакова на обоих предприятиях. Стоимость же 1 км пути в Березниковском леспромхозе втрое больше. От сюда и резкая разница в уровне фондоотдачи:
в Шенкурском: 4 И г ' 1000 = 525 ,и3/1000 руб.
в Березниковском: • 1000 = 187 мг/ 1000 руб.
Итак, несложный расчет показал, что главная причи на — в различной стоимости 1 км дорог.
Следующий вопрос: почему неодинакова эта стои мость?
Выясняется, что в Шенкурском леспромхозе преобла дают грунтовые дороги, а в Березниковском — лежне вые. На строительство Рязановской автодороги, напри
28
мер, затрачено более полумиллиона рублей, Кицкой — свыше 700 тыс.
Конечно, не везде можно пользоваться грунтовыми дорогами. Поэтому надо выяснить, насколько обоснован ным было строительство лежневых дорог. Если этого нельзя было избежать, то не следует делать выводов о низкой эффективности, но надо подумать о том, ка кие дороги строить в дальнейшем. .
Чтобы правильно ответить на эти вопросы и сделать правильные выводы, надо знать почвенно-грунтовые ус ловия, рельеф, наличие гравия, запасы сырьевых баз лесовозных дорог. Работники предприятия отлично зна комы с этими условиями, и для них анализ не составит труда.
Таким образом, анализ привел нас к необходимости разобраться в условиях работы, к раздумьям о выборе типа лесотранспорта, то есть к вполне конкретным во просам. В анализе не применялись подстановки, индек сы, проценты, но он, по нашему мнению, ничуть от это го не потерял.
Использование другой группы основных фондов — «Рабочие машины»—анализируют несколько иначе. Сос тав рабочего оборудования очень широк: тракторы, бензопилы, лебедки, лесорамы, станки РММ и т. д. Оче видно, надо анализировать работу каждого вида обору дования отдельно.
Первоочередное внимание — ведущему оборудова нию. На лесозаготовках — это трелевочные машины.
Обычно при анализе использования машин сразу же выявляют их наличие, отработанное время, выработку на машино-смену и другие натуральные показатели. Но вая система требует и здесь поинтересоваться сначала стоимостной стороной дела.
Стоимость трелевочных тракторов можно установить по данным бухгалтерского учета. Например, мы узна
29
ли, что к началу анализируемого периода в Березников ском леспромхозе имелось 80 трелевочных тракторов на сумму 237,2 тыс. руб., в Шенкурском леспромхозе— 127 трелевочных машин общей стоимостью 491,8 тыс. руб. За тем выясняем, сколько тракторов было на конец года (При анализе вполне допустимо считать полусумму стои мости на начало и конец года среднегодовой стоимо стью.)
Годовой объем трелевки известен. Если поделить его на среднегодовую стоимость трелевочных машин, то по лучим соответствующие показатели фондоотдачи: 1010 ж3/1000 руб. — в Шенкурском леспромхозе и 1235— в Березниковском. Надо, однако, заметить, что чем конк ретней анализ, тем менее удобен показатель фондоотда чи. Дело в том, что его трудно сопоставлять с фондоотда чей по всему предприятию. Отдачу части основных фон дов (например, тракторов) хотелось бы сравнить со всей отдачей, то есть часть сравнить с целым. Но пока затель фондоотдачи для любой части больше, чем для целого. Поэтому удобней пользоваться фондоемкостью.
Фондоемкость трелевки составляла: в Шенкурском леспромхозе — 99 коп./ж3 стрелеванной древесины, в Березниковском — 81 коп. Если стоимость трелевочных тракторов разделить на объем вывезенной древесины, то соответственно получим 86 и 68 коп./ж3. Таким образом, на трелевку приходится 16,8% общей фондоемкости Шен курского леспромхоза (5 руб. 12 коп. на 1 м3) и 10,2% фондоемкости Березниковского (8 руб. 43 коп. на 1 м3).
Чем объяснить более высокую фондоемкость трелев ки в Шенкурском леспромхозе? Дело в том, что из 127 тракторов одну треть составляли тракторы ТДТ-60 и ТДТ-75. В Березниковском же леспромхозе применялись исключительно тракторы ТДТ-40.
Машины Алтайского завода вдвое дороже, но в усло виях Европейского Севера (да и не только Севера) дают
30
малозаметное увеличение выработки. Так, в Шенкурском леспромхозе выработка на трактор была выше, чем в Березниковском, всего на 6%, а средняя стоимость од ной машины — на 31,5% больше. В итоге — увеличение фондоемкости, снижение фондоотдачи.
Производственным объединениям надо активнее вме шиваться в распределение трелевочных машин по рай онам страны. Предстоящее широкое внедрение новых тракторов ТДТ-55 также поведет к снижению фондоот дачи. Необходимо добиться, чтобы Онежский трактор ный завод нашел пути для снижения себестоимости вы пускаемых им новых машин, а затем и их прейскурант ной цены. Такие же требования должны быть предъяв лены и Алтайскому заводу. В свою очередь, и лесозаго товители обязаны использовать новую технику с полной нагрузкой, чтобы, снижая себестоимость древесины, ком пенсировать рост фондоемкости.
Стоимостная сторона вопроса должна интересовать нас еще и для того, чтобы избавиться от излишнего обо рудования. Оба леспромхоза — и Шенкурский, и Берез никовский — имели трелевочные машины в избытке.
При анализе использования оборудования обычно сравнивают фактические показатели с плановыми. Дан ные можно взять из формы № 6 лс. Приведем их по Бе резниковскому леспромхозу (табл 6).
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
Показатели |
По плану |
Факти |
В % |
|
|
чески |
к плану |
Объем трелевки, тые. ж3 . . . . |
352 |
305,5 |
86,8 |
Количество машино-смен на трелевке |
11 800 |
10 300 |
87,3 |
Из этих данных видно, что слабое использование тракторов по времени явилось основной причиной невы-
31
полнения плана трелевки: по последней графе можно су дить, что если бы выработка на машино-смену составля ла ровно 100% к плановой, то и тогда было бы стрелевано 87,3% запланированного объема. А сопоставляя два показателя — 86,8 и 87,3, — можно сразу сказать, что и выработка на машино-смену была меньше плановой.
Этот прием называется аналитическим чтением.
Можно подсчитать, что фактическая выработка сос тавила к плану
|
|
• 100 = |
99,4%. |
|
||
Действительно, |
выработка |
на |
машино-смену плани- |
|||
г>п оо |
/ |
|
|
|
352 000, |
, |
ровалась 29,83 |
(можно проверить —^ 8()0 ), а |
факти |
||||
чески была |
|
= 29,66 |
Л13, или |
|
|
|
-Цщ- |
• 100 = |
99,4% |
к плану. |
|
Пользуясь классическими приемами анализа, можно разложить отклонения от плана. Сначала находится от клонение за счет количества машино-смен:
(10 300 — 11 800) • 29,83 = — 44 750 м3.
Знак минус означает, что фактический объем мень ше планового.
Отклонение за счет недовыполнения плана по выра ботке на машино-смену:
(29,66 — 29,83) • 10 300 = — 1750 м \
Итого: 44 750+ 1750 = 46 500 м3, что в точности равно разности фактического и планового объемов:
305 500 — 352 000 = — 46 500 м*.
Поясним этот расчет. Прежде всего следует подчерк нуть, что вовсе не безразлично, в каком порядке нахо дить отклонения. Сначала определяют отклонения под
32
влиянием количественных факторов, а потом — качест венных. Если поступить наоборот и сначала подсчитать влияние производительности на машино-смену (это фак тор качества работы), то получится иной результат:
(29,66 — 29,83) • 11 800 = — 2000 м3.
Очевидно, что при других величинах разница двух ре зультатов может оказаться внушительной.
Итак, находим, сколько недоработано смен по срав нению с планом — из фактического количества вычита
ем плановое:
10 300— 11 800 = — 1500 маш.-см.
При плановой выработке 29,83 ж3 в смену уменьшение количества смен привело к снижению объема трелевки
на
29,83 (— 1500) - — 44 750 ж3.
Но выработка была ниже плановой на
29,66 —29,83 = — 0,17 ж3/ маш.-см.
Вследствие этого объем трелевки снизился еще на
— 0,17 • 10 300 = — 1750 ж3.
Описанный прием получил название исчисление раз ниц. Он может быть использован при рассмотрении вли яния любого числа факторов (в нашем примере действо
вали два фактора).
Исчисление влияния факторов — это начало анализа. Затем необходимо установить конкретные причины, по чему не было отработано запланированное количество машино-смен и не достигнута плановая производитель
ность па машино-смену.
Причинами невыполнения плана по числу машиносмен в работе могут быть большие простои в ремонте (низкий коэффициент технической готовности), простои в исправном состоянии из-за неподготовленности усов и лесосек, из-за недостатка рабочих-механизаторов, из-за
использования машин на других работах.
Так, в Березниковском леспромхозе в анализируе-
3 Заказ № 2866 |
33 |
мом году трелевочные тракторы отработали 13,1 тыс. машино-смен вместо 13 тыс. по плану, но 2,8 тыс. смен были затрачены на прямую вьгвозку. И хотя план по прямой вывозке предприятие перевыполнило вдвое, это его не спасло: автотранспорт, оставленный без стрелеванной древесины, недодал 47 тыс. мъ.
Для анализа сменной выработки механизмов надо ис пользовать материалы фотохронометражных наблюде ний. Пора понять, что такие наблюдения необходимы прежде всего для целей анализа, а не только для пере смотра норм.
Анализ надо вести не по окончании года, а системати чески, сразу после завершения очередного месяца. Тог да нетрудно установить все конкретные помехи в рабо те и принять конкретные решения.
Действующие формы учета и отчетности мало приспо соблены для анализа использования основных фондов. Так, по тем же трелевочным тракторам анализ следова ло бы начинать с показателя выработки на списочную машину. Однако мы не найдем в отчетности сведений о расстановке машин по видам работ, а, следовательно, не сможем объяснить колебания, подчас весьма резкие, в выработке на списочный трактор.
После анализа отдельных участков производства (ле совозные дороги, трелевка, транспортные средства) сле дует обобщить результаты. Например, анализ работы лесовозного автотранспорта будет неполным, даже если мы расшифруем влияние нагрузок на рейс и скоростей движения, но использование подвижного состава не увя жем с развитием сети дорог. Расчеты различных коэф фициентов использования автомобилей могут не прине сти той пользы, которую мы получим, выясняя обеспе1 ченность лесовозной дороги дорожно-строительной тех никой.
По нормам технологического проектирования за каж
34